урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок по теме "Лексика" проводится в 5 классе после изучения данного раздела, используются игровые приёмы, работа с текстом. Материал урока подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторяем тему "Лексика"в 5 классе. | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по теме «Лексика».
Цели: Повторить изученное по разделу «Лексика» в 5 классе, подготовить класс к контрольной работе;
Развивать речь учащихся, умение работать со словарями;
Прививать любовь к изучению родного языка.
Методы и приёмы: словесные, игровые
Тип урока:повторительно-обобщающий.
Оборудование: карточки «Лексическое домино», карточки для индивидуальной работы (дидактический материал), словари.
Ход урока:
1.Постановка темы и целей урока.( формулируют учащиеся в ходе диалога с учителем).
2.Начнём урок с игры «Лексическое домино». Эта игра поможет нам вспомнить теоретический материал данной темы. Начинает тот ученик, на карточке которого изображена звёздочка. Он читает вопрос, а отвечает тот, у кого в левой колонке карточки есть правильный ответ на него. Затем этот ученик зачитывает свой вопрос, расположенный в правой колонке карточки…и.т.д. Заканчивает игру тот, кто её и начал (у него будет ответ на вопрос последней карточки). Поэтому первому игроку нужно очень внимательно следить за ходом игры. (см. приложение №1).
3.Беседа о богатстве русского языка. (Слайд с текстом стихотворения).
Язык – и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А.Шибаев.
Прочтите строки, взятые из стихотворения А.Шибаева «Слова. Слова. Слова». Согласны ли вы с утверждением автора?
-Обратите внимание на эмоциональную окраску предложений.
-Какие лексические особенности русского языка позволили автору сделать такое сравнение?
4. Работа со словарями.
Нам пришли 3 письма по электронной почте, а узнать, от кого они. мы сможем, выполнив задания, изложенные в письмах.
1задание: подберите синонимы к слову победить. Кто мог дать такое задание? (Словарь синонимов). Вы можете взять словари и выполнить задание.
2 задание: найдите фразеологизмы со словом нос. Кто мог прислать это задание? (Фразеологический словарь). Пользуясь данными словарями, выполните задание.
3 задание. Дайте лексическое толкование слова голова. А это кто прислал?
(Толковый словарь русского языка). Выполняйте задания.
5. «Поразмышляем над строкой поэта»
У вас 3 творческих группы, каждой будет дана карточка с текстом фрагмента стихотворения. Ваша задача: найти слова с переносным значением (метафорой). (см. приложение №2).
6. Самостоятельная работа (тест). ( см. приложение №3).
Взаимопроверка ответов, сравнение с эталоном.
7. Закончим наш урок рубрикой «Это интересно».
(слайд)
День – 1163 раза ночь – 546 раз
Друг – 788 раз враг – 153 раза
Любить 614 раз ненавидеть – 32 раза
Весёлый – 196 раз грустный – 46 раз
Свет – 131 раз тьма – 87 раз
Правда – 191 раз ложь – 13 раз
Добрый – 277 раз злой – 113 раз
Литературоведы подсчитали, сколько раз в произведениях Пушкина встречаются антонимы. Что вы можете сказать о поэте?
Итог урока: Мы повторяли тему «Лексика», но мы будем постоянно работать с этими понятиями, потому что словарный состав русского языка необычайно богат. Счастливого Вам путешествия в мире Слов.
Приложение №1.
| Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. |
Назовите основную единицу языка. | Словарный состав языка. |
Какие 2 значения у слова? | Основная единица языка – слово. |
Где мы находим верное толкование лексического значения слова? | Лексическое и грамматическое. Пример… |
Какие слова называются однозначными? | В толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова. |
Какие слова называются многозначными? | Слова с одним лексическим значением. |
Какое значение называется прямым? | Слова, имеющие несколько лексических значений. |
Какое значение называется переносным? | Основное лексическое значение. Пример… |
Что такое омонимы? | Его вторичное значение. Пример… |
Что такое синонимы? | Слова одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. Пример… |
Что такое антонимы? | Слова различные по звучанию, но одинаковые (близкие) по значению. Пример… |
Какие слова называются диалектными? | Слова противоположные по лексическому значению. Пример… |
Какие слова называются профессионализмами? | Слова, которые употребляются жителями одной местности. Пример… |
Что такое историзмы? | Слова, которые употребляются людьми одной профессии. Пример… |
Архаизмы – это… | Слова, называющие предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. Пример… |
Неологизмы – это… | Собственно устаревшие слова. Пример… |
Фразеологизмы – это… | Новые слова, появившиеся в связи с развитием науки и общества, литературы и искусства. Пример… |
Приложение №2.
Карточка №1.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
(Ф.И.Тютчев).
Карточка №2.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
(А. Плещеев).
Карточка №3.
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
(А.А.Фет).
Приложение №3.
- Продолжите синонимический ряд.
Скатерть красивая…
Мальчик робкий…
2.Кто может «лаять, скулить, завывать?»
А) ветер
Б) пёс
3. Допишите пропущенный антоним.
Ты богат, я очень…?
Ты прозаик, я - … ?
4. В Волгоградской области арбуз – кавун, тыква – гарбуза, лук – цыбуля. Что это?
А) устаревшие слова
Б) диалектизмы.
5.Укажите авторский неологизм.
Видится льдина, длинная…
Дышит, в чёрной воде колышется,
Льдисто края сияют.
(И.Шмелёв).
А) дышит
Б) льдисто
6. «Доскажите словечко…»
А) У начала есть антоним –
-делу всякому венец.
Называется…
Б) Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука
В школе очень я нужна,
Называюсь…
В) Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...