урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Истимирова Айгуля Сарлываевна

Повторительно-обобщающий урок по теме "Лексика" проводится в 5 классе после изучения данного раздела, используются игровые приёмы, работа с текстом. Материал урока подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Лексика».

Цели: Повторить изученное по разделу «Лексика» в 5 классе, подготовить класс к контрольной работе;

Развивать речь учащихся, умение работать со словарями;

Прививать любовь к изучению родного языка.

Методы и приёмы: словесные, игровые

Тип урока:повторительно-обобщающий.

Оборудование:  карточки «Лексическое домино», карточки для индивидуальной работы (дидактический материал), словари.

Ход урока:

1.Постановка темы и целей урока.( формулируют учащиеся в ходе диалога с учителем).

2.Начнём урок с игры «Лексическое домино». Эта игра поможет нам вспомнить теоретический материал данной темы. Начинает тот ученик, на карточке которого изображена звёздочка. Он читает вопрос, а отвечает тот, у кого в левой колонке карточки есть правильный ответ на него. Затем этот ученик зачитывает свой вопрос, расположенный в правой колонке карточки…и.т.д. Заканчивает  игру тот, кто её и начал (у него будет ответ на вопрос последней карточки). Поэтому первому игроку нужно очень внимательно следить за ходом игры. (см. приложение №1).

3.Беседа о богатстве  русского языка. (Слайд с текстом стихотворения).

Язык – и стар и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

                             А.Шибаев.

Прочтите строки, взятые из стихотворения А.Шибаева «Слова. Слова. Слова». Согласны ли вы с утверждением автора?

-Обратите внимание на эмоциональную окраску предложений.

-Какие лексические особенности русского языка позволили автору сделать такое сравнение?

4. Работа со словарями.

Нам пришли 3 письма по электронной почте, а узнать, от кого они. мы сможем, выполнив задания, изложенные в письмах.

1задание: подберите синонимы к слову победить. Кто мог дать такое задание? (Словарь синонимов). Вы можете взять словари и выполнить задание.

2 задание: найдите фразеологизмы со словом нос. Кто мог прислать это задание? (Фразеологический словарь). Пользуясь данными словарями, выполните задание.

3 задание. Дайте лексическое толкование слова голова. А это кто прислал?

(Толковый словарь русского языка). Выполняйте задания.

5. «Поразмышляем над строкой поэта»

У вас 3 творческих группы, каждой будет дана карточка с текстом фрагмента стихотворения. Ваша задача: найти слова с переносным значением (метафорой). (см. приложение №2).

6. Самостоятельная работа  (тест). ( см. приложение №3).

Взаимопроверка ответов, сравнение с эталоном.

7. Закончим наш урок рубрикой «Это интересно».

(слайд)

День – 1163 раза   ночь – 546 раз

Друг – 788 раз        враг – 153 раза

Любить 614 раз     ненавидеть – 32 раза

Весёлый – 196 раз   грустный – 46 раз

Свет – 131 раз     тьма – 87 раз

Правда – 191 раз     ложь – 13 раз

Добрый – 277 раз     злой – 113 раз

Литературоведы подсчитали, сколько раз в произведениях Пушкина встречаются антонимы. Что вы можете сказать  о поэте?

Итог урока: Мы повторяли тему «Лексика», но мы будем постоянно работать с этими понятиями, потому что словарный состав русского языка необычайно богат. Счастливого Вам путешествия в мире Слов.

Приложение №1.

  • Что изучается в разделе «Лексика?»

Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Назовите основную единицу языка.

Словарный состав языка.

Какие 2 значения у слова?

Основная единица языка – слово.

Где мы находим верное толкование лексического значения слова?

Лексическое и грамматическое. Пример…

Какие слова называются однозначными?

В толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.

Какие слова называются многозначными?

Слова с одним лексическим значением.

Какое значение называется прямым?

Слова, имеющие несколько лексических значений.

Какое значение называется переносным?

Основное лексическое значение. Пример…

Что такое омонимы?

Его вторичное значение. Пример…

Что такое синонимы?

Слова одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. Пример…

Что такое антонимы?

Слова различные по звучанию, но одинаковые (близкие) по значению. Пример…

Какие слова называются диалектными?

Слова противоположные по лексическому значению. Пример…

Какие слова называются профессионализмами?

Слова, которые употребляются жителями одной местности. Пример…

Что такое историзмы?

Слова, которые употребляются людьми одной профессии. Пример…

Архаизмы – это…

Слова, называющие предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. Пример…

Неологизмы – это…

Собственно устаревшие слова. Пример…

Фразеологизмы – это…

Новые слова, появившиеся в связи с развитием науки и общества, литературы и искусства. Пример…

Приложение №2.

Карточка №1.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

               (Ф.И.Тютчев).

Карточка №2.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

                 (А. Плещеев).

Карточка №3.

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

Рассказать, что лес проснулся…

           (А.А.Фет).

Приложение №3.

  1. Продолжите синонимический ряд.

Скатерть красивая…

                  Мальчик робкий…

             2.Кто может «лаять, скулить, завывать?»

             А) ветер

             Б) пёс

             3. Допишите пропущенный антоним.

              Ты богат, я очень…?

               Ты прозаик, я - …  ?

             4. В Волгоградской области арбуз – кавун, тыква – гарбуза, лук – цыбуля. Что это?

              А) устаревшие слова

              Б) диалектизмы.

            5.Укажите авторский неологизм.

             Видится льдина, длинная…

           Дышит, в чёрной воде колышется,

           Льдисто края сияют.

                                   (И.Шмелёв).

          А) дышит

          Б) льдисто

         6. «Доскажите словечко…»

       А) У начала есть антоним –

        -делу всякому венец.

         Называется…

        Б) Я антоним шума, стука.

         Без меня вам ночью мука

         В школе очень я нужна,

         Называюсь…

        В) Я антоним к слову лето,

        В шубу снежную одета,

        Хоть люблю мороз сама,

        Потому что я …

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...