Описание внешности человека
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 24-25 (7 класс)
Тема: Р/р. Описание внешности человека (§ 13)
Цели: а) подготовить ребят к написанию сочинения;
б) активизировать словарный запас учащихся;
в) повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности;
г) провести работу по вычленению причастных оборотов в тексте.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Тетради с домашней работой собрать.
(§ 12 (теория); упр. 74. * упр.73; выучить слово пакет)
3. Повторение пройденного (вопросы к классу).
—Какие типы текста мы с вами изучили?
— Как вы понимаете значение сочетания слов: текст – описание ?
(Прим.: в описании говорится об одновременных признаках).
— Какие виды сочинений-описаний вам знакомы?
(Описание места, действия, природы, предмета, человека и т. д.).
4. Новая тема (§ 13.)
Задание 1. Упр.76.
— Что называется словесным портретом?
Запишите основные виды словесного описания внешности человека.
Задание 2.
Определите, кому принадлежат следующие словесные портреты:
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как
Урок 24
(7 класс)
былинка; руки ее были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать.
(В.Г. Короленко «Дети подземелья». Портрет Маруси)
2. Как орёт в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да подмётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит,
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешки на сошке булатные,
Присошничек у сошки серебряный,
А рогатчик-то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у негода черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата
(Былина о «Вольге и Микуле». Портрет Микулы)
3. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
«Мужичок в мешочке», как и Настя. Был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как и у сестры, глядел вверх.
(М. Пришвин «Кладовая солнца». Портрет Мигранта)
Урок 24
(7 класс)
— Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои
тексты более образными?
(В первом тексте автор стремится подчеркнуть, что девочка слаба, не по годам серьёзна. Сравнивает её с цветком, выросшим без солнца. Писатель обращает внимание на бледность и хрупкость героини.
Во втором тексте снаряжение, одежда, и даже лошадь подчёркивают незаурядность и необычность героя. Главные художественные средства здесь—гипербола и эпитеты.
В третьем отрывке автор использует множество определений, характеризующих своего героя. Митрашу писатель называет «мужичком в мешочке», показывая этим его жизненный ум и сметливость, развитые не по годам, и в то же время — очень юный возраст.)
Запись в тетради.
1. В текстах-описаниях передаются одновременные признаки.
2. В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения; говорящие детали; эпитеты и гиперболы.
Задание 3. Упр. 78.
Прочитайте текст. Что примечательного показалось вам во внешности юноши?
Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения.
- Какой способ связи использует автор для связи 1-го, 2-го и 3-го предложений?
Объясните слово дёгтем.
Урок 24
(7 класс)
Задание 4. Упр. 79 (устно).
Причастные обороты вместе с определяемыми существительными не выписываются, а разбираются устно. Орфограммы объясняются.
Задание 5. Упр. 80 (письменно).
Задание 6.
Подберите эпитеты словам: глаза, волосы, губы, взгляд, друг, головушка.
- Какие из них можно использовать в текстах-описаниях?
(Ответы: ясные, шёлковые, алые, острый, верный, буйная).
— Для чего в текстах-описаниях используются сравнения?
5. Выводы по уроку.
— Какие средства художественной выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы найти более точное описание внешности своего героя?
— Можем ли мы строить тексты разного типового значения (описание, повествование и рассуждение), когда даём описание внешности человека?
…………………………………………………………………………………………………..
6. Домашнее задание. § 13, Упр. 82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-151865-1459196762.jpg)
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
«Описание внешности человека» (открытый урок в 5 «А» классе по английскому языку)
1.Организационный момент.Good morning(3) to youGood morning dear teacherI am glad to see you/ Let\'s sing song “Hello” ex.8 p.122.Фонетическая зарядка.Let\'s play.The game is “Magic steps”.Yo...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-172522-1357316177.jpg)
урок развития речи. Описание внешности человека
Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-229783-1366202842.jpg)
Урок развития речи в 7 классе на тему "Описание внешности человека"
Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-687349-1472725555.jpg)
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
Комментарии
спасибо за материал, помогло
спасибо за материал, помогло в разработке урока