Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок 33 - 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zz._glasnye_pered_n_v_polnyh_i_kratkih_stradatelnyh_prichastiyah.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ЗЗ (7 класс)
Тема: Гласные перед Н в полных и кратких
страдательных причастиях (§ 20)
Цели: а) познакомить ребят с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях;
б) формировать практическое умение: верно определять гласную перед н;
в) повторить правописание полных и кратких страдательных причастий и
прилагательных; г) р/р. Расшифровать аббревиатуру, подобрать различные варианты её толкования.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания по цепочке.
(§ 15 - выучить правило на стр. 40;
упр. 88, сделать сигнальные карточки с буквами Д и С).
3. Работа с сигнальными карточками.
Я буду произносить словосочетание с причастием, а вы должны показать карточки с буквами: Д или С.
Слышимый, выстоявший, занят, оклеена, решающий, скошенный, изучаемый,
бритый, роющий, защищаемый, строивший, продуманный, читаемый, изучена,
вылетевший, кормящий, переведённый, движимый, тающий, решающий,
решённый, гонящий, ненавидящий, присланный, терпящий, слышавший.
4. Образуйте все возможные формы причастий от глаголов:
рассчитать, рассчитывать; месить, замесить.
5. Запись на доске.
Рассчитать—рассчитанный.
Закрутить — закрученный.
Сравните суффиксы глаголов и причастий.
Урок 33
(7 класс)
— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед н в суффиксе причастия?
Запись в тетради.
На -ать,-ять пиши: -а рассчит -ать — рассчит -а- нный
На -ить, -еть пиши: -е замес -ить — замеш -е- нный.
6. Закрепление.
Задание 1. Упр. 111.
Составленные предложения разбираются синтаксически.
Задание 2.
Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Рассчитать, прекратить, озарить, остановить, таять, соорудить, рассеять, растерять, перекачать, обидеть, сорвать, направить, поколебать, увлечь, превратить, растеряться.
Задание 3. Игра.
Даны две загадочные буквы: РК. Составьте любые словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе — существительным.
Например, растущая кукуруза.
Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми.
Урок 33
(7 класс)
Задание 4.
Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, подчеркните изучаемую орфограмму и укажите способ её проверки.
Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесить плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.
Пока класс выполняет это упражнение, двое работают по карточкам.
………………………………………………………………………………………………………
Карточка № 1. (С)
Образуйте от указанных слов полные причастия.
От всех ли глаголов можно образовать краткие формы? Почему? (Поясните письменно)
Мерцать, сдержать, ушить, колыхать, занавесить, нагромоздить, петь, издать, сказать, удивить, потерять, оставить, обещать, видеть, покрывать, спасти, начать, вымерить, поранить, прочитать, взвесить, иссечь, решить, сохранить, закрыть.
Обозначьте изучаемую орфограмму.
…………………………………………………………………………………………………..
Карточка № 2. (СЛ)
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Просмотр..нный альбом; задерж..нный на работе; наполн..нный сосуд; взвеш..нный товар; запачканный грязью; усе..нное поле; застрел..нный в упор; взволнов..нный голосом; рекомендов..нная литература; посвящ..нная матери книга; развеш..нное бельё; раскро..нный материал; слыш..нная когда-то сказка; купл..нная в магазине вещь; располож..нные рядом дома; избр..нный президент; озар..нный мечтой; изобрет..нный прибор; прослуш..нный курс лекций.
…………………………………………………………………………………………………….
7. Выводы по уроку.
— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
…………………………………………………………………………………………………….
8. Домашнее задание. § 20, стр. 54 (правило); упр. 112,113.
Карточка № 1. (С) Урок 33
(7 класс)
Образуйте от указанных слов полные причастия.
От всех ли глаголов можно образовать краткие формы? Почему? (Поясните письменно)
Мерцать, сдержать, ушить, колыхать, занавесить, нагромоздить, петь, издать, сказать, удивить, потерять, оставить, обещать, видеть, покрывать, спасти, начать, вымерить, поранить, прочитать, взвесить, иссечь, решить, сохранить, закрыть.
Обозначьте изучаемую орфограмму.
…………………………………………………………………………………………………..
Карточка № 2. (СЛ) Урок 33
(7 класс)
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Просмотр..нный альбом; задерж..нный на работе; наполн..нный сосуд; взвеш..нный товар; запачканный грязью; усе..нное поле; застрел..нный в упор; взволнов..нный голосом; рекомендов..нная литература; посвящ..нная матери книга; развеш..нное бельё; раскро..нный материал; слыш..нная когда-то сказка; купл..нная в магазине вещь; располож..нные рядом дома; избр..нный президент; озар..нный мечтой; изобрет..нный прибор; прослуш..нный курс лекций.
…………………………………………………………………………………………………….
Карточка № 2. (СЛ) Урок 33
(7 класс)
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Просмотр..нный альбом; задерж..нный на работе; наполн..нный сосуд; взвеш..нный товар; запачканный грязью; усе..нное поле; застрел..нный в упор; взволнов..нный голосом; рекомендов..нная литература; посвящ..нная матери книга; развеш..нное бельё; раскро..нный материал; слыш..нная когда-то сказка; купл..нная в магазине вещь; располож..нные рядом дома; избр..нный президент; озар..нный мечтой; изобрет..нный прибор; прослуш..нный курс лекций.
…………………………………………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажёр "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных"
Данный ресурс предназначен для использования на уроке русского языка в 7 классе по теме "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прил...
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
Презентация к уроку русского языка в 7 классе. Тип урока - изучение нового материала....
Полные и краткие страдательные причастия
Цель урока: изучение темы «Полные и краткие причастия»Задачи урока:1.Образовательные: Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; повторить краткие п...
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени"
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени". Урок в 7 классе....
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени"
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени"...
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Урок русского языка в 7 классе...
Конспект урока русского языка в 7 классе: «Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях»
Цели:Познакомить ребят с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях;формировать практическое умение: верно определять гласную перед н; повторить правописание полных и...