Действительные и страдательные причастия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок 27 - 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_27._deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya_-_urok_1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 27 (7 класс)
Тема: Действительные и страдательные причастия § 14.
(5 уроков)
Цели: а) познакомить ребят с действительными и страдательными причастиями;
б) научить отличать действительные и страдательные причастия друг от друга;
в) отработать навыки синтаксического разбора;
г) продолжить работу по развитию памяти у учащихся, способности сосредоточиться и слушать друг друга;
*д) р/р. Уметь конструировать тексты, используя действительные и
страдательные причастия.
Урок № 1
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Словарный диктант.
Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство.
В каждом словосочетании обозначьте определяемые слова.
3. Синтаксический разбор предложений.
Создавать такие шедевры — подлинное искусство, направленное
во благо народа.
Определите лексическое значение слова шедевр.
— Как вы понимаете фразу: во благо народа?
Урок 27(1)
(7 класс)
Объясните постанова знаков препинания. Синтаксический разбор второго предложения.
Митя, собравший коллекцию старинных монет, был очень доволен собой.
— Какие особенности сказуемого вы видите в данном предложении?
Объясните постановку знаков препинания, графически покажите схему второго предложения.
4. Новая тема. § 14
Выписывание себе в тетрадь причастных оборотов (из первого и второго предложений) вместе с зависимыми словами.
Митя, собравший коллекцию.
Искусство, направленное во благо народа.
Сравните значение причастия в первом и во втором столбиках.
— Причастия какого столбика обозначают признак того, кто сам действует?
— А признак того, что кто-то совершает над ним действие?
— Подумайте, какое из данных причастий вы смогли бы назвать действительными, а какие — страдательными?
— Почему?
Урок 27(1)
(7 класс)
— Выделите основу и суффиксы у причастий, входят ли в основу
данные суффиксы?
Наблюдение в учебнике, стр. 38. Чтение правила о действительных и страдательных причастиях.
5. Закрепление.
Задание 1. Упр. 83.
На доске выполняют работу два ученика.
Слово паром выписывается в словарь; объясняется его лексическое значение; с данным словом составляется предложение.
Задание 2. Упр. 86 (устно).
Задание 3.
На доске записаны словосочетания с причастиями. Составьте с ними связный текст, над действительными причастиями поставьте букву д, а над страдательными — с.
Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение, волна, нахлынувшая елевого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга, плот, увлекаемый быстрым течением, выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане.
Урок 27(1)
(7 класс)
Задание 4.
Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно—то и то, и другое).
Автобус выезжает по маршруту.
Мама пригласила соседей в гости.
Врач лечит больных.
Мальчик бежит по дороге.
Пришла весна, и снег растаял.
Библиотекарь рекомендует книгу.
Весь сад засыпали сухие листья.
Вывод № 1.
Причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
Задание 5.
От данных глаголов образуйте причастия, укажите их вид.
Собирать — собрать; писать — написать; читать — прочитать;
молчать — замолчать; качаться — закачаться; преодолевать — преодолеть.
Урок 27(1)
(7 класс)
Вывод № 2.
От глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастий настоящего времени.
6. Выводы по уроку.
— Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
— Чему научились?
………………………………………………………………………………………………….
7. Домашнее задание. § 14, выучить правило на стр. 38; упр. 85, * 84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачётная работа по теме "Действительные и страдательные причастия"
Задания по теме "Действительные ""...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ...
презентация "Действительные и страдательные причастия"
В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...
Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"
Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...
Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)
В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....