Научно-практическая лаборатория "Учимся играя"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок обобщающего повторения в 5 классе по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-laboratoriya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»

                      Урок обобщающего повторения

                      по теме «Имя существительное» в 5 классе

«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.»

                                      Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна,       учитель русского языка и литературы.

Тема:  Имя существительное. «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.»

  Цель  обучающая: повторение и систематизация полученных знаний об имени существительном,  углубление представлений учащихся  о части речи, пополнение словарного запаса.

             развивающая: развитие устной монологической речи, орфоэпических, орфографических навыков, навыков  лингвистического  анализа слова.

             воспитательная:   привитие интереса к урокам русского языка, внимательного отношения к слову.

Форма проведения: научно-практическая лаборатория.

 Эпиграф: Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей. ( с левой стороны доски)

                                                                                        Язык есть исповедь народа,

                                                                                         В нем слышится его  природа,

                                                                                         Его душа и быт родной.

                                                                                                            П. Вяземский.( с правой)

 

    Дорогие друзья! Мы с вами находимся в  научно-практической лаборатории «Учимся играя», работающей под девизом: « Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». (слайд) В работе лаборатории принимают участие теоретики, этимологи,  творческая группа.

 Темой нашей встречи сегодня будет имя существительное.

     1. Лингвистическая разминка. Но прежде мы перейдем к разговору о существительном, я хочу предложить вам, уважаемые коллеги, необычное послание. Неизвестный автор о чем-то нас предупреждает. Давайте посмотрим, возможно, нам удастся расшифровать это письмо.( предлагается рисунок с приметами весны). Попытайтесь выразить полученную информацию на английском, ненецком, русском языках. Удивительное средство общения. Такое рисуночное письмо получило название «Пиктография»

Сообщение творческой группы о появлении пиктографии . Дети выполнили рисунок и читают стихотворение. Информация из детской энциклопедии «Я познаю мир», стр.14-18

Практическая часть.  Пиктография - рисуночное письмо.   Сами  ставят нужный знак препинания , объясняют. Далее синтаксический разбор предложения у доски. Морфологический разбор слова ПИКТОГРАФИЯ , фонетический анализ слова ПИСЬМО.

  2.  Проверка домашнего задания.  В течение некоторого времени мы занимались изысканиями в области имени существительного. Сейчас нам предстоит поделиться своими наработками в этой  области.    Эпиграфом к этому этапу урока у нас будут слова: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.» С общими положениями об имени существительном выступает…(ученик готовит полный развернутый рассказ о существительном )

О происхождении слова расскажут этимологи. Во многих грамматиках имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанция), означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи, живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Многие народы Европы сочли более подходящим для себя  перевести слово (субстантивум) на свой язык. У русских получилось существительное. Родственное, как у римлян, словам, означающим «сущность» и «существо»

А теперь, коллеги, я предлагаю вам сыграть в интеллектуальный теннис. Кто будет отбивать подачи? (ученику задают вопросы по теме сами  дети. 5 вопросов.)

3 Повторение.   А. объяснительный диктант.  Практическая часть.      Найти имена собственные,     исправить ошибки в правописании имен собственных.  Река обь- главная река сибири. Мы  выписываем журнал  юный натуралист.  Я сейчас читаю повесть паустовского мещерская сторона.. В оперном театре  состоялась премьера оперы евгений онегин. На даче осталась собака тузик.  Мы купили конфеты тузик. Сестра любит журнал раскрась сам..

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему вокруг нас все названо так, а не иначе? Как рождаются слова? Кем создаются? Поиском  ответов на эти вопросы занимается этимология-наука о происхождении слов. А    нужно ли  знать происхождение слова? Конечно, нужно, потому что «если не знаешь имен, попадает и знание вещей.» По словам К. Паустовского, «узнав слово на ощупь, на вкус, на запах, вы уже никогда не употребите его некстати». А как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, красива, выразительна. Об этом же, только в стихах подготовила информацию   творческая группа. Стихотворение «Первородство». Звучат сообщения этимологов. ХОККЕЙ, ВЕЛОСИПЕД, КЕНГУРУ, КАНИКУЛЫ. Дети говорят о происхождении слов, объясняют правописание и особенности склонения, рода или числа.

Разыгрывается маленькая сценка.

-А  почему у вас на парте хлеб, конфеты? У вас обед

-Нет, ужин .

- Ужин еще не скоро. Вы не успели позавтракать?

- Нет, у нас ужин.

- Объясните, почему?   Говорится о происхождении слов УЖИН, КОНФЕТЫ, КАЛАЧ.

 Практическая часть. Поставить ударение в словах , прочитать. Сначала вместе, потом по одному.    Устно  составить предложения с каждым словом.

КАТАЛОГ, ТОРТЫ, КВАРТАЛ, ХВОЯ, КУЛИНАРИЯ, СВЕКЛА,

О прошлом своей страны мы судим по сохранившимся памятникам истории, культуры. А еще заглянуть в прошлое нам поможет изучение языка народа. Никогда не умирает то, что закрепилось в слове, самом могущественном памятнике истории. Язык каждого народа -живой свидетель прошлого, в нем, по словам П. Вяземского, «исповедь народа, его душа и быт родной».

Практическая часть. СЪЕСТЬ ПУД СОЛ- , ТОЛОЧЬ ВОДУ В СТУП- , СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛ -. ИЩИ  ВЕТРА В ПОЛ_.  ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОН_ ПАДАЕТ НЕДАЛЕКО.  ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХ- ЧАС. НА БЕЗРЫБЬ- И РАК РЫБА. С МИРУ ПО НИТК- -ГОЛОМУ РУБАШКА,

Задание: объяснить значение  пословиц  и поговорок ,( о происхождении  3 выражений сообщают  этимологи), вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.

Коллеги, за третьим столом что-то произошло!  Творческая группа разыгрывают сценку «Друзья познаются в беде».  (  Автор. Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение отправились проведать своего товарища.

 -Что с тобой?- спрашивают друзья.

 - Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

- Послушай! -воскликнули Прилагательное и Местоимение.

- Не грусти! Мы можем тебе помочь.

 -Будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс.

- Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая книга.

-Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка.

-Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля, большой грязнуля, этот задира, эта задира.

Автор. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говорят: «Друзья познаются в беде»

Практическая часть. Определить род существительных, подбирая к ним местоимения и прилагательные. Придумайте и запишите 3 предложения с любыми из этих слов. ТЮЛЬ, ШАМПУНЬ, КОФЕ, КАКАО, БАНДЕРОЛЬ, КЕНГУРУ, МОЗОЛЬ, ЗАСОНЯ.

4. Домашнее задание. Уважаемые коллеги!   На столах у вас лежат листы с тестовым заданием  по теме «Имя существительное» .Три варианта с разной степенью трудности.   Дома  выполнить  их .

5.  Вывод. Работа нашей лаборатории подошла к концу  Благодарю  за сотрудничество. Желаю вам успехов в дальнейших изысканиях в самых разных областях науки о языке. Любите , цените, изучайте  слово. Это обогатит ваш ум, даст возможность лучше узнать язык, более осознанно им пользоваться. А значит, и вы станете красивыми и интересными людьми.

В заключение,  выразите, пожалуйста,  свое отношение к нашей с вами работе.  Какой у нас сегодня получился урок? Составляем синквейн.

Урок

Веселый, интересный, познавательный

Рассказывали,  играли,

Век живи -век учись.

знания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - практическая конференция по теме самообразования "Обучение лексике через игры в начальных классах по английскому языку"

Данный материал могут использовать учителя, которые занимаютя по игровой технологии обучающего характера. ...

Научно-практическая конференция "Научная Одиссея"

II место в открытой научно-практической конференции...

Ролевая игра. Научно - практическая конференция: «Лес — богатство Республики Коми"

Ролевая игра-конференция и роли леса и его охране в Республике Коми....

научно практическая конференция на тему: "Олимпийские игры"

«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры» Пиндар....

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...