Научно-практическая лаборатория "Учимся играя"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок обобщающего повторения в 5 классе по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-laboratoriya.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»
Урок обобщающего повторения
по теме «Имя существительное» в 5 классе
«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.»
Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.
Тема: Имя существительное. «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.»
Цель обучающая: повторение и систематизация полученных знаний об имени существительном, углубление представлений учащихся о части речи, пополнение словарного запаса.
развивающая: развитие устной монологической речи, орфоэпических, орфографических навыков, навыков лингвистического анализа слова.
воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка, внимательного отношения к слову.
Форма проведения: научно-практическая лаборатория.
Эпиграф: Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей. ( с левой стороны доски)
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П. Вяземский.( с правой)
Дорогие друзья! Мы с вами находимся в научно-практической лаборатории «Учимся играя», работающей под девизом: « Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». (слайд) В работе лаборатории принимают участие теоретики, этимологи, творческая группа.
Темой нашей встречи сегодня будет имя существительное.
1. Лингвистическая разминка. Но прежде мы перейдем к разговору о существительном, я хочу предложить вам, уважаемые коллеги, необычное послание. Неизвестный автор о чем-то нас предупреждает. Давайте посмотрим, возможно, нам удастся расшифровать это письмо.( предлагается рисунок с приметами весны). Попытайтесь выразить полученную информацию на английском, ненецком, русском языках. Удивительное средство общения. Такое рисуночное письмо получило название «Пиктография»
Сообщение творческой группы о появлении пиктографии . Дети выполнили рисунок и читают стихотворение. Информация из детской энциклопедии «Я познаю мир», стр.14-18
Практическая часть. Пиктография - рисуночное письмо. Сами ставят нужный знак препинания , объясняют. Далее синтаксический разбор предложения у доски. Морфологический разбор слова ПИКТОГРАФИЯ , фонетический анализ слова ПИСЬМО.
2. Проверка домашнего задания. В течение некоторого времени мы занимались изысканиями в области имени существительного. Сейчас нам предстоит поделиться своими наработками в этой области. Эпиграфом к этому этапу урока у нас будут слова: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.» С общими положениями об имени существительном выступает…(ученик готовит полный развернутый рассказ о существительном )
О происхождении слова расскажут этимологи. Во многих грамматиках имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанция), означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи, живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово (субстантивум) на свой язык. У русских получилось существительное. Родственное, как у римлян, словам, означающим «сущность» и «существо»
А теперь, коллеги, я предлагаю вам сыграть в интеллектуальный теннис. Кто будет отбивать подачи? (ученику задают вопросы по теме сами дети. 5 вопросов.)
3 Повторение. А. объяснительный диктант. Практическая часть. Найти имена собственные, исправить ошибки в правописании имен собственных. Река обь- главная река сибири. Мы выписываем журнал юный натуралист. Я сейчас читаю повесть паустовского мещерская сторона.. В оперном театре состоялась премьера оперы евгений онегин. На даче осталась собака тузик. Мы купили конфеты тузик. Сестра любит журнал раскрась сам..
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему вокруг нас все названо так, а не иначе? Как рождаются слова? Кем создаются? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология-наука о происхождении слов. А нужно ли знать происхождение слова? Конечно, нужно, потому что «если не знаешь имен, попадает и знание вещей.» По словам К. Паустовского, «узнав слово на ощупь, на вкус, на запах, вы уже никогда не употребите его некстати». А как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, красива, выразительна. Об этом же, только в стихах подготовила информацию творческая группа. Стихотворение «Первородство». Звучат сообщения этимологов. ХОККЕЙ, ВЕЛОСИПЕД, КЕНГУРУ, КАНИКУЛЫ. Дети говорят о происхождении слов, объясняют правописание и особенности склонения, рода или числа.
Разыгрывается маленькая сценка.
-А почему у вас на парте хлеб, конфеты? У вас обед
-Нет, ужин .
- Ужин еще не скоро. Вы не успели позавтракать?
- Нет, у нас ужин.
- Объясните, почему? Говорится о происхождении слов УЖИН, КОНФЕТЫ, КАЛАЧ.
Практическая часть. Поставить ударение в словах , прочитать. Сначала вместе, потом по одному. Устно составить предложения с каждым словом.
КАТАЛОГ, ТОРТЫ, КВАРТАЛ, ХВОЯ, КУЛИНАРИЯ, СВЕКЛА,
О прошлом своей страны мы судим по сохранившимся памятникам истории, культуры. А еще заглянуть в прошлое нам поможет изучение языка народа. Никогда не умирает то, что закрепилось в слове, самом могущественном памятнике истории. Язык каждого народа -живой свидетель прошлого, в нем, по словам П. Вяземского, «исповедь народа, его душа и быт родной».
Практическая часть. СЪЕСТЬ ПУД СОЛ- , ТОЛОЧЬ ВОДУ В СТУП- , СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛ -. ИЩИ ВЕТРА В ПОЛ_. ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОН_ ПАДАЕТ НЕДАЛЕКО. ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХ- ЧАС. НА БЕЗРЫБЬ- И РАК РЫБА. С МИРУ ПО НИТК- -ГОЛОМУ РУБАШКА,
Задание: объяснить значение пословиц и поговорок ,( о происхождении 3 выражений сообщают этимологи), вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.
Коллеги, за третьим столом что-то произошло! Творческая группа разыгрывают сценку «Друзья познаются в беде». ( Автор. Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение отправились проведать своего товарища.
-Что с тобой?- спрашивают друзья.
- Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
- Послушай! -воскликнули Прилагательное и Местоимение.
- Не грусти! Мы можем тебе помочь.
-Будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс.
- Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая книга.
-Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка.
-Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля, большой грязнуля, этот задира, эта задира.
Автор. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говорят: «Друзья познаются в беде»
Практическая часть. Определить род существительных, подбирая к ним местоимения и прилагательные. Придумайте и запишите 3 предложения с любыми из этих слов. ТЮЛЬ, ШАМПУНЬ, КОФЕ, КАКАО, БАНДЕРОЛЬ, КЕНГУРУ, МОЗОЛЬ, ЗАСОНЯ.
4. Домашнее задание. Уважаемые коллеги! На столах у вас лежат листы с тестовым заданием по теме «Имя существительное» .Три варианта с разной степенью трудности. Дома выполнить их .
5. Вывод. Работа нашей лаборатории подошла к концу Благодарю за сотрудничество. Желаю вам успехов в дальнейших изысканиях в самых разных областях науки о языке. Любите , цените, изучайте слово. Это обогатит ваш ум, даст возможность лучше узнать язык, более осознанно им пользоваться. А значит, и вы станете красивыми и интересными людьми.
В заключение, выразите, пожалуйста, свое отношение к нашей с вами работе. Какой у нас сегодня получился урок? Составляем синквейн.
Урок
Веселый, интересный, познавательный
Рассказывали, играли,
Век живи -век учись.
знания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - практическая конференция по теме самообразования "Обучение лексике через игры в начальных классах по английскому языку"
Данный материал могут использовать учителя, которые занимаютя по игровой технологии обучающего характера. ...
Научно-практическая конференция "Научная Одиссея"
II место в открытой научно-практической конференции...
Ролевая игра. Научно - практическая конференция: «Лес — богатство Республики Коми"
Ролевая игра-конференция и роли леса и его охране в Республике Коми....
научно практическая конференция на тему: "Олимпийские игры"
«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры» Пиндар....
7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)
Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...
участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано
Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...
Межрегиональная научно-практическая конференция школьников с международным участием «В научном поиске» Научного общества учащихся «Малая Академия»
Сводный протокол Межрегиональной научно-практической конференции с имеждународным участием....