Письмо
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Развитию речи, особенно в 5 классе, уделяется особое внимание, так как необходимо развивать навыки речевого этикета, уметь отбирать языковые средства, а также закреплять орфографические и пунктуационные навыки. Данный урок позволяет реализовать изложенные цели, а использование презентации с персонажами известных мультфильмов позволяет сделать урок запоминающимся и современным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_razvitiyu_rechi_s_primeneniem_informacionnyh_tehnologiy.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по развитию речи с применением информационных технологий
Тема урока «Письмо»
Цели:
- помочь школьникам усвоить формулы речевого этикета;
- учить употреблять вежливые формулы приветствия, прощания, отбирать языковые средства;
- закрепит пунктуационные навыки, связанные с выделением на письме обращений;
- предупредить некоторые распространенные ошибки: уточнить правописание слов здравствуйте, здравствуй, до свидания.
Оборудование и материалы: учебник русского языка для 5 класса, презентация материала к уроку, компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение изученного о письме:
- А что такое письмо?
- Какими бывают письма?
- Вам предстоит написать письмо. Адресата выберите по вкусу. А чтобы вы поняли, что писать письма очень интересно, я прочитаю вам «творения» двух собачек – Фидель и Меджи – из повести Гоголя. О чем могут писать две собачки? О том же, о чем пишут люди. Гоголь в письмах собачек пародирует вкусы, интересы, образ жизни людей (тексты на каждой парте).
Меджи и Фидель: Милая Фидель, я все не могу привыкнуть к твоему мещанскому имени. Как будто бы уже не могли дать тебе лучшего? Фидель, Роза – какой пошлый тон!... Я очень рада, что мы вздумали писать друг к другу. Мне кажется, что разделять мысли, чувства и впечатления с другим есть одно из первых благ на свете.
Фидель и Меджи: Ах, милая! Как ощутительно приближение весны. Сердце мое бьется, как будто все чего-то ожидает … А какой страшный дог останавливается перед моим окном!... Этот болван, должно быть, наглец преужасный … Но неужели ты думаешь, моя дорогая, что сердце мое равнодушно ко всем исканиям, - ах нет …
- А теперь, насладившись юмором Гоголя, попробуем сочинить начало своего письма к … (2 – 4 предложения). Тему выбирает сам ученик из 4 –х, предложенных учителем.
1. Письмо к цветам, которые я посажу летом.
2. Письмо к другу, о котором я мечтаю.
3. Письмо в Простоквашино к его обитателям.
4. Письмо к уроку.
Работе отводится 5 минут. Желательны развернутые обращения, вежливые слова, легкость начала, юмор, лиризм. Дети читают. Учитель рецензирует.
Физкультминутка.
Работа с учебником. Выполнение заданий.
- Чтение теоретического материала, стр. 88.
- Выполнение упр. 213 (дети выписывают обращения в тетради).
- Приведите из выписанных обращений случаи, когда они стоят:
а) в начале предложения; б) в середине предложения; в) в конце предложения: - в каких предложениях по цели высказывания часты обращения? (в вопросительных и побудительных).
Работа с презентацией «Письмо»
Слайд 1. Цели урока.
Слайд 2. Учитель: Пес Мартын, преисполненный благодарности к ученому коту Мурзику, который избавил его от одиночества, пишет ему письмо. Посмотрите начало этого письма. А как бы вы посоветовали обратиться к Мурзику? За что и как его можно поблагодарить? Чем закончить письмо?
Учитель: Мартын старательно пишет, а чем занят Филька? Опишите его.
Слайд 3. Учитель: Творческий вечер Винни-Пуха прошел успешно! Как жаль что Пятачок болел и не смог прийти! Помогите медвежонку начать письмо, тем более, что Сова, к которой Винни-Пух обратился за помощью, явно затрудняется помочь ему.
Учитель: Опишите Сову, ее позу, состояние.
Слайд 4. Учитель: Мурзик, получив от Мартына письмо, пишет ответное. Почему на рисунке изображена рыбалка? Восстановите текст письма! Не забудьте, что Мурзик грамотный и вежливый.
Учитель: Что еще может предложить Мурзик Мартыну? Что бы вы посоветовали показать в верхней части рисунка?
Слайд 5. Учитель: Письмо от любимого хозяина – дяди Федора! Как вы думаете, что мог написать мальчик своим друзьям, с чем их поздравить, что пожелать коту Матроскину и собаке Шарику? Восстановите возможный вариант письма!
Учитель: Как настроены Матроскин и Шарик? Поясните свой ответ.
Слайд 6. Учитель: Помните, как сибирский медвежонок Миша написал своему австралийскому другу Коала письмо без запятых? И в результате получилось, что «листья делают запасы на зиму» (и другие непонятные вещи). Помогите Мише написать письмо грамотно, правильно расставить знаки препинания.
Учитель: Как себя чувствует автор письма? Опишите медвежонка, который нарисован справа.
Вопросы для беседы по содержанию рисунков.
Подберите подпись к рисунку.
Какие песенки Винни-Пуха вы помните? Может быть, предложите ему свой вариант? (Например, песенки о том, как медвежонок выступал).
Мурзик и Мартын – друзья. А как они познакомились, подружились? Может быть, Мурзик сейчас вспоминает именно об этом случае?
Матроскин и Шарик настроены не очень радостно. Что могло случиться? Как вы думаете?
Обидится медвежонок Миша или отнесется спокойно, с пониманием к тому, что посоветовал ему друг? Поясните свой ответ.
Подведение итогов урока.
- Что нового о письме вы узнали сегодня на уроке?
- Часто ли вы пишите письма? Кому?
- А сами любите получать письма? От кого?
- О чем необходимо помнить при написании письма?
- В каких литературных произведениях герои пишут письма? (Например, А.П. Чехов «Ванька»).
Домашнее задание.
Выполните одно из заданий (на выбор):
Напишите письмо любимому сказочному герою.
Ответьте, о чем бы вы хотели попросить в письме Деду Морозу?
Напишите письмо от имени какого-нибудь литературного героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"
В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».
Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма. Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...
Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра....