методика преподавания русского языка
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Мастерская слова
Цели урока: вызвать интерес к языку,
развить творческие способности учащихся,
расширить словарный запас учащихся.
Ход урока:
1 . Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас мастерская. Мы будем творить, создавать ,
наслаждаться игрой со словом, по-новому посмотрим на знакомые слова, найдём их новое звучание, откроем для себя новое применение привычным словам, расширим образ слова.
Итак, приступаем к творчеству
Возьмём для работы привычное, близкое нам слово – школа.
2. Работа над определением значения слова.
Что значит это слово?
Обратимся в случае затруднения к словарю
Школа – 1. государственное учебное заведение.
2. помещение для обучения детей.
3. система знаний в определённой области.
4. направление в области науки или искусства.
Какое значение ближе всего нам? (первые два)
3. Подбор однокоренных слов.
А теперь запишите как можно больше однокоренных слов к нашему слову.
ШКОЛА – школьник ,школьница, школяр, пришкольный , вышколить, школьный, школярство, школярский, вышколенный, дошкольник, дошколята, по-школьному и т. д.
4. Подбор синонимов.
Давайте вспомним , что такое синоним и подберём их к слову «школа» во всех его значениях. ( Возможные варианты: учебка. учебное заведение, гимназия, храм науки, страна детства, учение, наука, дом родной, коллектив. Альма матер и т.п.)
5. Ассоциации.
А теперь подумайте, что у вас в воображении возникает при слове «школа»? Иными словами, подберите ассоциативные понятия, выражающие ваше личное восприятие школы и всего, что с ней связано. Причём, сделайте это так, чтобы подобранные слова-ассоциации относились к разным частям речи, например:
1. 2. 3.
Существительные наречия глаголы
Педсовет интересно учиться
Учёба страшно учить
Работа весело ругать
Детство скучно хвалить
Юность рано читать
Аттестат много писать
Знания долго считать
Реферат часто общаться
Олимпиада зря ябедничать
Директор тяжело филонить
Звонок активно преодолеть
Двойка умело замещать
Завуч по-деловому кричать
Первая любовь допоздна пахать
Оценки здорово хотеть
Зубрёжка невыносимо негодовать
Учебник безгранично драться
Экзамен клёво соревноваться
И так далее. Чем больше, тем лучше – дадим волю фантазии и работу уму.
6. Образы - сравнения.
У каждого есть своё видение школы, свои чувства, представления, оценки. Назовите наиболее близкий вам образ – сравнение школы.
Может, это озорная девчонка с вздернутым носом , веснушками и туго заплетёнными косичками? А может, нелепый очкарик, со страхом взирающий вокруг? Может, яркое сентябрьское солнце и жёлтый кленовый листок? Или ветка черёмухи в открытом окне? Вечная весна, мечты, надежды7 Или бесконечный нескончаемый круг проблем, бег на месте, суета и страх7 Строгая учительница в унылом чёрном костюме с указкой в руках?
Первый поцелуй, первое свидание и … невыученный урок? Или длинная дорога с множеством остановок, встреч и разочарований7 Да сколько ещё всего может вместить в себя это маленькое, до боли знакомое слово – «школа»? Надо только постараться открыть в себе эти образы.
7. Подбор рифм к слову «школа»:
(весёлый, новосёлы, два гола,,пчёлы, футбола, протоколы, кока-кола, радиола, для прикола, блок ментола и т. п.).
8. Формирование «своего» итогового определения слова «школа»
А теперь после проделанной работы давайте дадим своё личное, не словарное определение слова «школа», можно в стихах.(например:
Школа – дом, где никогда не кончается детство,
Где учат любить и прощать,
Где радость и боль по соседству
где хочется мир весь вращать.)
9.Итоги.
В результате работы нашей мастерской вы, надеюсь, сделали для себя какие-то открытия, по – новому оценили привычные слова понятия. Выразите это в творческой работе.
Это может быть стихотворение о школе ( с использованием подобранных рифм), или эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания русского языка как иностранного
Цель методики: корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка....
Статья "Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка"
К вопросу о введении новых ФГОС. Компетентностный подход в преподавании русского языка. Способы формирования культуроведческой компетенции....
Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ИКТ
Читателю предлагается перечень форм работы с примепнением ИКТ для большей эффективности учебного процесса...
Методика преподавания русского языка в старшей школе
Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"
Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение и рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...
Русский язык. Методика преподавания русского языка.
Тема: «Анализ учебника «Пособие по русскому языку в старших классах» на предмет выявления в них материала для различных видов повторения (попутное,опорное специальное)»...
Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка
Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...