Лексические нормы русского языка
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Морозова Любовь Васильевна

Материал характеризует лексические нормы русского языка, представляет систему упражнений, способствующих формированию правильности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:






















   Л Е К С И Ч Е С К И Е
         Н О Р М Ы
 РУССКОГО ЯЗЫКА
 























                                   













                         



           


Нормы языка:

орфоэпические
орфографические
пунктуационные
лексические
фразеологические
словообразовательные
морфологические
синтаксические
стилистические

 Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляет-
ся в его как письменной, так и устной форме.
 Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основ- ным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и совре- менных писателей, средства массовой инфор- мации, общепринятое современное употреб- ление.
  Нормы помогают литературному языку со-
хранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессио-
льных жаргонов, просторечия. Это позволяет
литературному языку выполнять одну из сво-
их функций – культурную.

Лексические нормы требуют правильного
выбора слова и уместного его употребления
в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.
 Соблюдение лексических норм достигаются
в результате:
1) понимания лексического значения слова и
употребления слова в соответствии с данным
значением;
2) знания лексической сочетаемости слов;
3) учёта многозначности либо омонимии слов;
4) учёта расслоения лексики на:
- общеупотребительную и сферы ограничен-
ного употребления;
- активно употребляемую и пассивный словар-
ный запас;
- нейтральную и стилистически окрашенную.
 Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, системати-
чески обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нор-
мами русского литературного языка не только
в официальной, но и в неофициальной обста-
новке.
 При нарушении лексических норм возникают
речевые ошибки.


 

Основные речевые ошибки, обусловлен-
 ные нарушением лексических норм

Вид
ошибки

Примеры

Правильный
вариант

1.   1.Употребление
слова в несвой- ственном ему значении

           

2.  2.Нарушение
лексической со-
четаемости слова


3.  3.Смешение
паронимов


4.  4.Употребле-
ние многознач-
ных слов или омонимов,при-
водящее к дву-
смысленности
высказывания


5.  5.Неудачный
выбор одного из синонимов




6.  6.Употребле-
ние лишнего слова
(речевая избы-
точность)



7. Пропуск
необходимого слова, приводя-
щий к искаже-
нию мысли


8.    8.Неуместное повторение од- них и тех же либо одноко-
ренных слов




  1.  9.Неуместное
    употребление
    диалектной,
    просторечной
    лексики






    10.Смешение
    лексики разных
    исторических
    эпох.



11.Двусмыс-
ленность выска
зывания при  неудачном использовании
местоимений


Вс  Всю четвёр-
тую
 декаду апреля было холодно.


У    У Ирины карие воло-
сы и зелёные глаза.


 В   В ёлочном
лесу зелёнки обычно
не растут.

На  олимпи-
аде по рус-
скому языку я потерял
оч-
ки
из-за невнима-
тельноти.

Ад  Адвокат
добивался,
чтобы его подзащит
ного
обели-
ли.


Моя бабушка любит народный
фольклор.




В читальный зал в одежде не входить!




В
рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказыва-
ется об
 Ионыче.







Своевремен-
ная и качест-венная про-
полка
бура-
ков способ-
ствует хоро- шему уро-
жаю.
 



Пётр Первый снял пиджак,
засучил рукава и принялся за работу.


Профессор
сказал ассис-
тенту, что его
предположе-ние оказа-
лось правиль
ным.



Вс  Всю послед-нюю декаду апреля было холодно.


У    У Ирины каштановые волосы и зелёные
глаза.


В
еловом лесу зелёнки обычно не растут.

На олимпиа-де по русско-
му языку я потерял
баллы из-за невниматель-ности.

Ад  Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного
оправдали.


Моя бабушка
любит фольклор.
(фольклор – «народное творчество»)


В читальный зал
в верх-ней одежде не входить!



В рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
говорится-
(повествует –
ся, идёт речь) о враче…






Своевремен-
ная и качест- венная про-
полка
свёклы
способствует хорошему урожаю.



Слово
пид-
жак
появи-
лось в рус-
ком языке только в 19в.



Профессор
сказал, что
предположе-
ние ассис-
тента оказа-
лось пра-
вильным.





                    Упражнения

1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.

  1. Этот фильм — настоящий бестселлер.
    2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
    3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное житель-
ство.

2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом
благодарить  и употребляется при указании на «положительные» причины:
быстро выздоровел благодаря правильному
лечению.

  1.  Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
  2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.

   

  3.Благодаря дождливому июню и жаркому
  июлю, черника была крупная и сладкая.

4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.

3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:

  1. предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска;
  2. предлог вследствие употребляет-
    ся при указании на уже произошедшее:
    вследствие прошедших снегопадов.
  1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем переда- чу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
  2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо- провода просим вас запастись водой заблаго-временно.
  3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
  4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

4.Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь,умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

5.Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.

  1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
  1. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
  2. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
  1. В документах допускаются различные ошибки.
  2. Мы внимательно прослушали рекомен- дации врача.

6.Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

  1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
  2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.
1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

  1. Поесть действительно не худо, — сказал, потягиваясь, Базаров.
    2. -Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского
    nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... ничего не признает?
  2. Скажи: который ничего не уважает, — сказал Павел Петрович.
  3. Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.

8.   Подчеркните предложения, в которых
наблюдается речевая избыточность.

  1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  2. Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.
  3. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  4. Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сергей настоящий меломан.
  5. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

      9. Подчеркните неуместно употреблён- ные однокоренные слова, замените их сино- нимами.

  1. Писатель писал роман в послевоенные годы.

(        )

  1. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.

(        )

  1. Герои-подпольщики вели себя героически.

(        _)

  1. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.

(        )

  1. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков.

(        )

10.Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г.) в соответствии с нормами русского литера- турного языка (в высказываниях сохранена
«авторская» орфография и пунктуация).

1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая).

2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.

3. Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.
4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.
5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.
6. Все на Комсомольское озеро!!!!!!

Чуваки! Берете своих герлов и на это самое озеро!!! Я гулял со своей — теперь это мое самое любимое место для прогулок!!!

7.Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?

11. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.

  1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
  2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
  3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
  4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
  5. Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.

2. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.

1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.

2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.

    3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.

      13.Пользуясь таблицей, определите тип речевой ошибки (поставьте соответствующий номер).

Примеры с речевыми ошибками

№ ошибки

1.        С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

2.        Мать постоянно была на работе, и боль- шую часть времени мальчик был представ- лен самому себе.

3.        Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Вы- бор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллиген- ции.

4.        4.На обложке книги — цитата из вышеназ- ванного языковеда.

5.        Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет.

6.        6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

7.        7.Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.

8.Составив предложение, ученики опреде- ляют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

            К Л Ю Ч И

1. 1.Этот фильм – настоящий бестселлер.
   (бестселлер – пользующаяся повышенным
спросом книга, издаваемая большими тиража
ми)
2.
При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

{Шоп-тур — поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.)

  1. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

(Стагнация — застой в производстве, торговле)

  1. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

(Коттоновый — хлопчатобумажный.)

  1. Эмигрант — это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

(Эмигрант — переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант — иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.)

         2.

  1. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
  2. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
  3. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

3.

  1. Вследствие многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
  2. Уважаемые жильцы! Ввиду предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно.
  3. Вследствие отсутствия состава преступления дело было закрыто.

    4. Вследствие употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

4.

  1. Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, производить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на провал, неминуемый провал, началась война.
  2. Утолить жажду (утолить голод), плеяда талантливых учёных, стая ворон (стая волков), глубокая старость (глубокая ночь), ранний вечер (раннее утро), оказать помощь (оказать содействие), одержать победу.

5.

  1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
  2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
  3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
  4. В документах допускаются различные ошибки.

6.

  1. Продлить абонемент, архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зрелище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо.
  2. Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребёнок, древесная кора, коренное население, лобовая атака, луковый привкус, луковичная форма куполов, национальный костюм, снискать уважение.

7.
1

  1. Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
  2. Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров.
    2
  3. Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... ничего не признает?
  4. Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович.
  5. Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.

(И. С. Тургенев)

Для справки.

Синонимичный ряд к слову сказать:

  1. выразиться; изъясниться (уст.);
  2. произнести, проговорить, выговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.) / вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.) / перебивая чужую речь: вставить; ввернуть (разг.) / обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.) /

что-л. неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.); отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

8.
1

  1. Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  2. Заверни детали в промасленную бумагу.
  3. От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  4. Сергей настоящий меломан.
  5. Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

              9.

1. Писатель писал роман в послевоенные годы. (создавал)

3.Герои-подпольщики вели себя героически.(мужественно)

4.        Илюша говорил, что случился это
    случай на Варнавицах.
(произошёл)
   
5. В поэме «Мёртвые души» изображены 
   образы помещиков.
(показаны)

10.

  1. Нужна стиральная машина LG WD-80157N (голубая).
  2. Если есть вопросы, отправь мне личное сообщение или задай их в этой теме.
  3. Требуется поставщик мобильных телефонов. Опт. Предложения с прайс-листами направлять на электронный адрес ********.
  4. И как это объявление писать, никак не пойму. Кому будет не лень, напишите, пожалуйста, я буду благодарен.
  5. Уже год продаются ноутбуки со встроенным GSM/ EDGE.
  6. Все на Комсомольское озеро!!! Ребята! Берёте своих девушек — и на озеро! Я гулял со своей — теперь это моё самое любимое место для прогулок с девушками ф!!!
  7. Помогите, пожалуйста. Где можно скачать программы для хакеров?

11.        

  1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
  2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
  3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
  4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.

12.

  1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают это учебное заведение.
  2. Я попросил одноклассника забрать мою куртку из гардероба. — Я попросил одноклассника забрать его куртку из гардероба.

3.        Ира сказала Оле, что свою тетрадь оставила дома. - Ира сказала Оле, что её тетрадь оставила дома.

13.

Примеры с речевыми ошибками

№ ошибки

1. С вами будут беседовать учёные, которые актив

6

но влияют на положительные позитивные измене-

ния в мире.

2. Мать постоянно была на работе, и большую

4

часть времени мальчик был представлен самому

себе.

3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Иг-

1

ра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе

русской интеллигенции.

4. На обложке книги — цитата из вышеназванного

7

языковеда.

5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему ис-

11

полнилось тридцать лет.

6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чер-

2

нобыльской катастрофы.

7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.

3

8. Составив предложение, ученики определяют,

8

что слово является определением. Так определяют-

ся синтаксические признаки слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексические нормы русского языка

Слайд 2

Нормы языка Орфоэпические Орфографические Пунктуационные Лексические Фразеологические Словообразовательные Морфологические Синтаксические Стилистические

Слайд 3

Лексические нормы Соблюдение лексических норм достигается в результате: 1) понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением; 2)знания лексической сочетаемости слов; 3)учёта многозначности слов либо омонимии слов; При нарушении лексических норм возникают РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ.

Слайд 4

Употребление слова в несвойственном ему значении Примеры Правильный вариант Всю четвёртую декаду апреля было холодно Всю п ослед- нюю декаду апреля было холодно

Слайд 5

Нарушение лексической сочетаемости слов Пример Правильный вариант У Ирины карие волосы и зелё – ные глаза. У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

Слайд 6

Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания Пример Правильный вариант На олимпиаде по русскому язы- ку я потерял оч- ки из-за невни – тельности На олимпиаде по русскому язы- ку я потерял баллы из-за не- внимательности

Слайд 7

Смешение паронимов(близкие по звучанию, но разные по смыслу слова) Пример Правильный вариант В ёлочном лесу очень хорошо дышится. В еловом лесу очень хорошо дышится.

Слайд 8

Неудачный выбор одного из синонимов Пример Правильный вариант Адвокат доби – вался, чтобы его подзащитного обелили. Адвокат доби – вался, чтобы его подзашитного оправдали .

Слайд 9

Употребление лишнего слова (речевая избыточность) Пример Правильный вариант В своём сти – хотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А.С.Пушкина. В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пуш- кина.

Слайд 10

Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность) Пример Правильный вариант В читальный зал в одежде не входить. В читальный зал в верхней одеж- де не входить.

Слайд 11

Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов Пример Правильный вариант В рассказе А.П.Чехова « Ионыч» рас- сказывается об Ионыче . В рассказе А.П.Чехова «Ио- ныч» говорится (повествуется, идёт речь) о вра- че.

Слайд 12

Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики Пример Правильный вариант Расчёт за проду- цию производит- ся как в российс- ких рублях, так и в баксах . Расчёт за прод- дукцию произво- дится как в рос- сийских рублях, так и в долла- рах.

Слайд 13

Смешение лексики разных исторических эпох Пример Правильный вариант Пётр Первый снял пиджак , за- сучил рукава и принялся за ра- боту. Слово пиджак появилось в рус- ском языке толь- ко в 19 веке.

Слайд 14

Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений Пример Правильный вариант Профессор ска- зал ассистенту, что его предпо- ложение оказа- лось правиль- ным. Профессор ска- зал, что предпо- ложение ассис- тента оказалось правильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Орфоэпические и лексические нормы русского языка.

Данный тест даёт возможность отработать задания ЕГЭ А-1, А-2....

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка"

Урок-проект на тему  "Лексические нормы русского литературного языка"...

Лексические нормы русского языка в аспекте точность

Лексические нормы русского языка в аспекте точность...

Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе

Тема урока: «Лексические нормы русского литературного языка».Цели: повторить, углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родном...