презентация "Сложное предложение"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Белослудцева Ольга Николаевна

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentaciya2.zip2.42 МБ

Подписи к слайдам:

Тема урока: Сложное предложениеВыполнила: БЕЛОСЛУДЦЕВА О.Н.МАОУ ГИМНАЗИЯ №17 Г.БЕЛОРЕЦК Цели урока: Знать :Типы сложных предложений; Различия между ними; Группы союзов, соединяющих предикативные части сложного предложения;Уметь: Ставить знаки препинания в сложных предложениях; Находить грамматические основы в предложении; Давать характеристику союзам. БессоюзныеКуст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая
В зависимости от наличия или отсутствия союзов сложные предложения делятся на две группы: СоюзныеКогда идешь тропинкою, Куда ни глянь, в полях Белеют чудо-шарикиНа стройных стебельках Сложное предложение – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Заметно похолодало, так как наступил октябрь. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с игластыми звездами.
Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
Предложение с союзами тоже делятся на две группы: сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные (с подчинительными союзами и союзными словами) В целом классификация сложных предложений выглядит следующим образом:
Сложносочиненными называют такие сложные предложения, предикативные части которых ( то есть части, имеющие собственную грамматическую основу) связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.Части сложносочиненного предложения равноправны ( Ни одна часть не зависит от другой) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны. А) Сочинительных союзов;Б) Интонации (голос повышается в конце первой части и понижается в конце всего сложного предложения)
Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет…
Связь предикативных частей в составе сложного предложения передается с помощью: То лил дождь, то шел снег.
Передают значения чередования событий или взаимоисключения
Или(иль), либо, то-то, то ли-то ли, не то-не то
С разделительными союзами
Светило солнце, но оно не грело.
Имеют значение противопоставления
А, но, да(=но), однако, же, зато, только(=но)
С противительными союзами
Выпал снег, и наступили морозы.
Передают разнообразные значения:а)последовательность событий(действий, явлений), б)одновременность протекания событий, действий; в)причинно-следственные отношения; г)присоединительные значения
И, да (=и), да и, ни – ни, также (=и), тоже (=и), не только-но и, как-так и
С соединительными союзами
Примеры
Значение
Союзы
Виды предложений
сложносочиненные предложения Запятая перед союзом и не ставится, если в сложносочиненном предложении имеется общий второстепенный член, который относится к обеим частям этого предложения
На небе горели звезды и светила луна.
Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочиненных предложений передаются на письме с помощью знаков препинания: запятой, точки с запятой, тире:В небе тают облака; и лучистая на зное в искрах катится река, словно зеркало стальное. ђZ р¶џ @45 0: >340 C40 B:C40 ?>G5<CЎ0! ¬$юЄ !¦ш @`ЂрL рД у рZЂ(ZњїЃѓї Ая?їя?„†ра °ЁZ рєџ N'B> B> 0:>9 >B>@K9 0:>2 '59 A:>;L:>Ў&(¬$ю$Є (¦ш @`Ђр р Д у рZЂ„hњїЃѓї Ая?їя?„†р °а Z р†џ *BB>3> GB> 0: 1C4B> >B><C GB> BB>3> GB> "0: :0: "0: GB> ! B5E ?>@ :0:  A2O78 A B5< GB> 8HL B>;L:> ! B5< GB>1K 284C B>3> GB> A;54AB285 B>3> GB>Ў––Є –¦ш @`ЂрЉ р Д у рZЂ 0: >340 'B>1K >:0 C4B> !;>2=> A;8 ">G=> 07 420 ;8HLЎ6?Мю ¬$ю1Є ?¦ш @`Ђр р Д у рZЂ8|њїЃѓї Ая?їя?„†рЁ0ђ° р†џ (5AB>8<5==K5 =0@5G8OЎЄ ¦ш @`Ђр" р Д у рZЂМ[њїЃѓї Ая?їя?„†ра 0Ё° рђџ 2B=>A8B5;L=K5 <5AB>8<5=8OЎЄ ¦ш @`Ђр р Д у рZЂ\ЋњїЃѓї Ая?їя?„†р 0а ° рrџ A>AB02=K5Ў  Є ¦ш @`Ђр рД у рZЂh—њїЃѓї Ая?їя?„†рђ0 ° рnџ ?@>ABK5ЎЄ ¦ш @`Ђр  рД у рZЂ” њїЃѓї Ая?їя?„†ра °ђ0 рzџ !>N7=K5 A;>20ЎЄ ¦ш @`Ђр рД у рZЂА©њїЃѓї Ая?їя?„†рђ°а 0 р€џ (>4G8=8B5;L=K5 A>N7KЎЄ ¦ш @`ЂрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђ°р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ0ђ0р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ°ђ°рЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђZђZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†ра °а ZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B р!Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†р 0 Zр„B р#Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рЁ0ЁZрH рД ѓ р0Ѓѓ“Ћџ‹”ЮЅhїя ?
ГдеКакКогдаКудаОткудапочему
 рєџ N'B> B> 0:>9 >B>@K9 0:>2 '59 A:>;L:>Ў&(¬$ю$Є (¦ш @`Ђр р Д у рZЂ„hњїЃѓї Ая?їя?„†р °а Z р†џ *BB>3> GB> 0: 1C4B> >B><C GB> BB>3> GB> "0: :0: "0: GB> ! B5E ?>@ :0:  A2O78 A B5< GB> 8HL B>;L:> ! B5< GB>1K 284C B>3> GB> A;54AB285 B>3> GB>Ў––Є –¦ш @`ЂрЉ р Д у рZЂ 0: >340 'B>1K >:0 C4B> !;>2=> A;8 ">G=> 07 420 ;8HLЎ6?Мю ¬$ю1Є ?¦ш @`Ђр р Д у рZЂ8|њїЃѓї Ая?їя?„†рЁ0ђ° р†џ (5AB>8<5==K5 =0@5G8OЎЄ ¦ш @`Ђр" р Д у рZЂМ[њїЃѓї Ая?їя?„†ра 0Ё° рђџ 2B=>A8B5;L=K5 <5AB>8<5=8OЎЄ ¦ш @`Ђр р Д у рZЂ\ЋњїЃѓї Ая?їя?„†р 0а ° рrџ A>AB02=K5Ў  Є ¦ш @`Ђр рД у рZЂh—њїЃѓї Ая?їя?„†рђ0 ° рnџ ?@>ABK5ЎЄ ¦ш @`Ђр  рД у рZЂ” њїЃѓї Ая?їя?„†ра °ђ0 рzџ !>N7=K5 A;>20ЎЄ ¦ш @`Ђр рД у рZЂА©њїЃѓї Ая?їя?„†рђ°а 0 р€џ (>4G8=8B5;L=K5 A>N7KЎЄ ¦ш @`ЂрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђ°р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ0ђ0р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ°ђ°рЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђZђZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†ра °а ZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B р!Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†р 0 Zр„B р#Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рЁ0ЁZрH рД ѓ р0Ѓѓ“Ћџ‹”ЮЅhїя ?
ЧтоКтоКакойКоторыйКаковЧейсколько
Оттого чтоКак будтоПотому чтоОттого чтоТак какТак чтоС тех пор какВ связи с тем чтоЛишь толькоС тем чтобыВвиду того чтоВследствие того что
ЧтоКакКогдаЧтобыПокаБудтоСловноЕслиТочноРазЕдвалишь
ђ° р†џ (5AB>8<5==K5 =0@5G8OЎЄ ¦ш @`Ђр" р Д у рZЂМ[њїЃѓї Ая?їя?„†ра 0Ё° рђџ 2B=>A8B5;L=K5 <5AB>8<5=8OЎЄ ¦ш @`Ђр р Д у рZЂ\ЋњїЃѓї Ая?їя?„†р 0а ° рrџ A>AB02=K5Ў  Є ¦ш @`Ђр рД у рZЂh—њїЃѓї Ая?їя?„†рђ0 ° рnџ ?@>ABK5ЎЄ ¦ш @`Ђр  рД у рZЂ” њїЃѓї Ая?їя?„†ра °ђ0 рzџ !>N7=K5 A;>20ЎЄ ¦ш @`Ђр рД у рZЂА©њїЃѓї Ая?їя?„†рђ°а 0 р€џ (>4G8=8B5;L=K5 A>N7KЎЄ ¦ш @`ЂрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђ°р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ0ђ0р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ°ђ°рЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђZђZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†ра °а ZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B р!Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†р 0 Zр„B р#Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рЁ0ЁZрH рД ѓ р0Ѓѓ“Ћџ‹”ЮЅhїя ?
Местоименные наречия
 рђџ 2B=>A8B5;L=K5 <5AB>8<5=8OЎЄ ¦ш @`Ђр р Д у рZЂ\ЋњїЃѓї Ая?їя?„†р 0а ° рrџ A>AB02=K5Ў  Є ¦ш @`Ђр рД у рZЂh—њїЃѓї Ая?їя?„†рђ0 ° рnџ ?@>ABK5ЎЄ ¦ш @`Ђр  рД у рZЂ” њїЃѓї Ая?їя?„†ра °ђ0 рzџ !>N7=K5 A;>20ЎЄ ¦ш @`Ђр рД у рZЂА©њїЃѓї Ая?їя?„†рђ°а 0 р€џ (>4G8=8B5;L=K5 A>N7KЎЄ ¦ш @`ЂрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђ°р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ0ђ0р„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рђ°ђ°рЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђZђZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B рД г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†ра °а ZрЉB рД у рZ…їїАЛџoЦЧя ?їя?„†рђ°ђZр„B р!Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†р 0 Zр„B р#Д г рT…їїАЛњ1Ця ?їя?„†рЁ0ЁZрH рД ѓ р0Ѓѓ“Ћџ‹”ЮЅhїя ?
Относительные местоимения
составные
простые
Союзные слова
Подчинительные союзы
ЁZрH рД ѓ р0Ѓѓ“Ћџ‹”ЮЅhїя ?
рH рД ѓ р0Ѓѓ“Ћџ‹”ЮЅhїя ?
Сложноподчиненными предложениями называются такие предложения, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов Подчинительные союзы находятся в придаточной части и не являются ее членами.Союзные слова не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения Как отличить подчинительный союз и союзное слово? 1) Союз иногда можно опустить или заменить другим союзом-синонимом. А союзное слово можно заменить только словом самостоятельной части речи; 2) К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является. Сложноподчиненное предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчиненной – придаточной.Придаточная часть может стоять после главной, перед ней или в середине ее:Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.Когда на море вздымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустение льда и шорох оседающего снега. Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.В главной части сложноподчиненного предложения иногда употребляются указательные слова тот, там, туда, оттуда, тогда столько и др. Они являются членами предложения главной части и указывают на то, что при ней имеется придаточная часть. Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти березке каждой ножку рад поцеловать.
___________
_____________
Хотя, несмотря на то что, что, пусть
Несмотря на что?
уступки
____________
______________
Так что
Что из этого следует?
Следствия
Потому, оттого, ввиду того, вследствие того
______________
Потому что, оттого что, так как, ибо, затем что
Почему?
Причины
В том случае, тогда
______________
Если, когда, кабы, ежели, коли, как скоро
При каком условии?
Условия
Для того, затем, с тем
______________
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы
Зачем?
Цели
Так, такой, таким образом, настолько
Как, насколько
Что, чтобы, как, как будто, словно, точно
Как?Каким образом?
Образа действия и степени
Так, настолько
________________
Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем-тем
Как?Насколько?
Сравнения
Тогда, до тех пор
Когда, пока, как только, едва, прежде чем, покамест
Когда?
Времени
Там, туда,оттуда,везде, всюду
Где, куда, откуда
_____________
Где?Куда?Откуда?
Обстоятельственные: места
То, тот
Кто, что,чей, как,отчего, зачем, почему, где,когда
Что, чтобы, как, будто, как будто,словно
Вопросы падежей
изъяснительные
Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой
Какой, который, каков, чей, кто,что, где
_________
Какой?Чей?
определительные
Указательные слова
Союзные слова
союзы
вопросы
вид
Виды придаточных предложений Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ставятся в зависимости от значений простых предложений в составе сложного
Бессоюзным сложным предложением является такое предложение, части которого могут соединяться между собой только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов Ветер завыл неистово; снег, как из совка, так и посыпался на полы шубы.
Одето небо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит.
В бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставится запятая или точка с запятой (если в одной из частей сложного предложения есть свои знаки или если эти части настолько самостоятельны, что между ними можно было бы поставить точку). В бессоюзном сложном предложении со значениямипричины,пояснения,дополненияставится двоеточие. Они соотносимы со сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, а именно, что. Полюбуйся: весна наступает.Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло.Легкая прохлада чувствовалась лишь при первом погружении в море, но это был самообман: через минуту вода становилась противно теплой и на ощупь липкой. В бессоюзном сложном предложении со значениямипротивопоставления (а, но),времени, условия (когда, если),следствия (следовательно, значит)ставится тире.В предложениях, передающих быструю смену событий, на письме тоже ставится тире. С крыш свесились сосульки – началась капель.В марте вода не течет – в апреле трава не растет.Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.Кругом были болота – вечером наплывал туман.На дворе палил зной – в доме было прохладно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...


 

Комментарии

Белослудцева Ольга Николаевна

можно использовать с 5 класса