КТП по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Пояснительная записка и КТП по русскому языку для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_10-11.doc | 403 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 10Э класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего полного общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы среднего полного общего образования по русскому языку и авторской Программы по русскому языку к учебно-методическому комплекту «Русский язык. 10 – 11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина), опубликованной в сборнике «Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование» (авторы: Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011).
При составлении рабочей программы учитывались:
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н.;
- Учебный план МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева А.Н.;
- Годовой учебный календарный график на текущий учебный год.
Планирование предназначено для работы в общеобразовательных и профильных классах, т.е. предполагает изучение языка на базовом уровне.
Цели и задачи курса 10 класса состоят в следующем:
- обеспечить дальнейшее формирование правописных и речевых навыков учащихся;
- совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся;
- формировать навык свободного владения речью в её устной и письменной форме;
- совершенствовать навык связной монологической речи учащихся;
- расширить лингвистический кругозор учеников;
- подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Всё это свидетельствует о том, что данный курс, прежде всего, практикоориентированный, направленный на усиление практической направленности изучаемого теоретического материала.
Теоретический материал, изучаемый в ходе работы, охватывает все разделы науки о языке. Каждый раздел открывается перечнем основных терминов и понятий, которые являются «сквозными», важными для каждой учебной темы внутри раздела. Учащиеся осваивают лингвистическую терминологию, учатся оперировать основными понятиями. Авторы УМК придерживаются принципов преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 класс, с одной стороны, призван обеспечить качественно восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков, а с другой стороны, расширить лингвистически кругозор учеников, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизм их функционирования в речи.
Основа любой темы – сведения, знакомые ученикам из курса русского языка девятилетней школы (общего образования). Эти сведения уточняются, дополняются информацией, связанной со стилистикой русского языка и культурой речи, историческим комментарием или большим числом правил и нормативных вариантов. В связи с этим авторы сочли необходимым включить в учебное пособие разделы «Культура речи», «Стилистика», «Из истории языкознания». Данный расширенный материал для учащихся общеобразовательных и профильных неязыковых классов является ознакомительным.
Планирую использовать на уроках следующие способы освоения учащимися теоретического материала:
- Самостоятельная работа с учебником с использованием приёмов «Двухчастный дневник», «ИНСЕРТ».
- Самостоятельная и групповая работа с учебной и справочной литературой.
- Работа со словарями разных видов.
- Изучающее чтение теоретической части темы.
- Структурирование теоретического материала.
- Составление обобщающих схем, алгоритмов рассуждения, логографов, кластеров.
- Составления связного монологического высказывания на заданную тему с использованием материалов теоретической части темы.
Считаю, что данные виды работы расширят диапазон учебных умений и навыков учеников и создадут базу для успешного обучения в высшем учебном заведении.
Важной составляющей материалов учебного пособия является система упражнений и заданий (практическая часть УМК) к теоретическим материалам учебника. Упражнения можно разделить на три группы.
Тренировочные упражнения направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов. Эти упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке.
Объяснительные упражнения направлены на формирование первичных аналитических навыков опознания и мотивированного выбора решения лингвистической задачи. Эти упражнения выполняются с непосредственной опорой на содержание теоретической части учебника. Они во многом служат для учителя материалом для получения первичной обратной связи, информацией о степени усвоения учащимися теории. Выполняя эти задания, ученики самостоятельно решают лингвистические задачи, комментируя все ступени аналитической работы. Среди упражнений такого вида выделяют
- комментированное письмо;
- упражнения на конструирование;
- упражнения на развитие речи;
- выборочные упражнения;
- распределительные упражнения.
Обобщающие упражнения требуют от учеников применения целого комплекса навыков и умений.
Контрольные упражнения представляют из себя систему проверочных заданий:
- диктанты (проверочные, объяснительные, контрольные);
- контрольные задания;
- вопросы для повторения;
- задания повторительного характера к тренировочным упражнениям.
Данная система упражнений предполагает пошаговый характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое владение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу по предмету.
Одним из самых важных направлений в работе считаю совершенствование навыков связной монологической речи. Планирую организовать речевую подготовку учеников в нескольких направлениях:
- обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
- обучение устному монологическому высказыванию на свободную тему;
- обучение диалогической речи.
Наше время – время перехода к ЕГЭ как одной из самых распространенных форм итоговой государственной аттестации учащихся. Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках, чему будут способствовать материалы одной из рубрик книги для учителя (методическое пособие) «Готовимся к ЕГЭ». Материалы для подготовки к ЕГЭ будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Кроме этого, ряд контрольных уроков планирую провести в форме выполнения тестов ЕГЭ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 1 час в неделю. В условиях данного ОУ есть возможность добавить из школьного компонента на изучение русского языка дополнительно по 1 часу в неделю. С целью повышения речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Таким образом, курс рассчитан на реализацию в объёме 70 часов, 2 часа в неделю.
Технологии, используемые в работе:
- Чтение и письмо для развития критического мышления
- ИКТ
- Обучение в сотрудничестве
- Исследовательские методы обучения
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета.
Требования к уровнюподготовки выпускникоВ:
в результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический). - Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
- Сочинение - рассуждение.
- Тест по материалам и в форме ЕГЭ.
- Словарный диктант.
- Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
- Эссе (классическое, аргументированное).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
авторская программа | учебники и учебные пособия | методические материалы | дидактические материалы | наглядные пособия | материалы для контроля | медиаресурсы |
Н.Г.Гольцова И.В.Шамшин М.А.Мищерина | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2010 | Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010 | Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 2011 | Опорные конспекты по всем темам курса Справочный материал | Малюшкин А.Б. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2011 | Орфографический тренажёр «Фраза» |
Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2011 | Русский язык. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику В.В.Бабайцевой / авт.-сост. М.Е.Кривоплясова .- Волгоград: Учитель, 2012 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 | Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф.Сивокозова – Волгоград: Учитель, 2010 | Сборник дифференцированных заданий «Дидактический и раздаточный материал. Русский язык 5-7 классы, 8-9 классы» |
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2012 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 | Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка | Тесты (повторение) | Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». |
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие / Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 |
Полезные ссылки: http://ruslit.ioso.ru/link.htm |
Русский язык. Краткий теоретический курс:
http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i12
http://www.rusedu.ru/detail_2730.html
Презентации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература ко всем разделам
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2011.
- Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2010
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2012
- Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 2010
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений - 2012.
- Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. - 2011
- Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 2011.
- Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.
- Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособие для 10—12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. — М.2010.
- РозентальД. Э. Русский язык. — М., 2011.
- Чешко Л. А. Русский язык. — М., 2011.
Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис
- Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — Л., 2009.
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 2009.
- Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2009.
- Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник. — М., 2010.
- Гольцова Н. Г., Рупосова Л. П. Практикум по русскому языку. Орфография. — М., 2010; Пунктуация. — М., 2010.
- Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. — М., 2010.
- Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. — М., 2009.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.)
- Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.)
- Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесо-ва. — 2-е изд. — М., 2009.
- Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографиче-ский словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2009.
- Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 2009.
- Правила русской орфографии и пунктуации. — 2-е изд. — М., 2009.
- РозенталъД. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. — 2009.
- Розенталъ Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1986.
- Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? // Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 2009.
- Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — М., 2009.
- Словарь-попутчик: Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. — М., 2009.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 4-е изд., перераб. — М., 2009.
- ФедоренкоЛ. П., Лотарев В. К. Практикум по орфографии и пунктуации. — М., 2009.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 2009.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. — М., 2010.
- http://www.yamal.org/ook
Лексика
- Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. — М., 2010.
- Алекторова Н. М. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. - М., 2010.
- Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — 2-е изд., стереотипн. — М., 2010.
- Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 2009.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 2009.
- Зимин В. И. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. — М., 2010.
- Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. — М., 2009.
- Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимологии и толкованием). — М., 2009.
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 4-е изд., перераб. — М., 2009.
- Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. — М., 2009.
- Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших лов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII— XX вв. — М., 2009.
- Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. Петрухина и др. — М., 2009.
Фразеология
- Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цита-ы. Образные выражения. — 5-е изд., доп. — М., 2009.
- Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и лов. — Т. 1—2. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л., 2008.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь усского языка. — 4-е изд., перераб. — М., 2009.
- Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 5-е изд., стереотипн. — М., 2009.
Текст и стили речи
- Власенков А. И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9—11 кл. — М., 2010.
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 2011.
- Львова С. И. Уроки словесности. — М., 2009.
- МихальскаяА. А. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 2009.
- Павловский А. И. Популярный библейский словарь. — М., 2009.
- Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 2009.
- Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 2009.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | основные разделы | количество часов | Количество |
диктантов | сочинений | тестов | словарных диктантов |
10 класс |
1 | Введение и повторение. | 3 | 1 | 1 | 1 |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикографии. | 13 | 1 | 2 | 1 |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 5 | 1 | 1 |
4 | Морфемика. Словообразование. | 5 | 1 |
5 | Морфология и орфография. | 44 |
Орфография. | 9 | 1 | 1 | 1 |
Самостоятельные части речи. Орфография. | 25 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Служебные части речи. Орфография. | 10 | 1 |
ИТОГО: | 70 | 2 | 6 | 6 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | тема урока | оборудование | планируемый результат | объекты и формы текущего контроля | примечания | дата |
теория (пар.) | практика (упр.) | ИКТ | план | факт |
Введение |
Лексика. Фразеология. Лексикографии |
3 | Однозначность и многозначность слов в русском языке. | 2 | 2-4 | работа с толковым словарём, включать многозначное слово в контекст исходя их его значения |
4 5 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. Образец Диагностическая работа (на повторение изученного материала в 5-10 классах) | 3 | 5-9 | материал к уроку | находить в тексте и классифицировать ИВС языка, составлять собственные тексты с их использованием |
7 | Паронимы и особенности их употребления. Работа со словарём паронимов. | 5 | 15-17 | распознавать паронимы, работать со словарём паронимов, употреблять паронимы в устной и письменной речи правильно |
8 | Синонимы и особенности их употребления. Работа со словарём синонимов. | 6 | 18-22 | составлять синонимические ряды, подбирать синонимы, определять разновидности синонимов, работать со словарём синонимов |
9 | Антонимы и особенности их употребления. Работа со словарём антонимов. | 7 | 23-28 | определять антонимы, подбирать антонимические пары, определять виды антонимии, работать со словарём антонимов |
10 | Происхождение лексики современного русского языка. Роль старославянизмов в создании текстов высокого стиля. | 8 | 29-34 | выполнять лингвистический анализ текста, работать со словарями (толковым, этимологическим, словарём иностранных слов) | упр. 34 лингвистический анализ текста Пушкина «Пророк» |
11 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы и их употребление в речи. Окказиональные слова. | 9-10 | 35-41 | выполнять лингвистический анализ текста, работать со словарями (толковым, этимологическим, словообразовательным) | сочинение №2 на тему «И зачем русскому человеку столько ненужных, непонятных иностранных слов?» | 7.10 |
13 | Лексикография. Обобщающий урок. Сопоставление словарных статей их разных словарей. Своеобразие и особенности составления словарей разных типов. | 12 | 46 | работать со словарями разных типов, конспектировать научную статью | порядок и правила выполнения лексического разбора слова |
14 | Контрольный урок по теме «Лексика русского языка». | раздаточный материал | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять тестовые задания в форме и по материалам ЕГЭ по теме «Лексика» | тест №2 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия |
15-16 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Из истории славянской письменности и русского алфавита. | 13 | 47 | курс школьной программы в схемах и таблицах. «Гуманитарные науки» | выполнять фонетический разбор, знать классификацию звуков речи, алфавит, ставить ударение, делить слово на слоги, составлять фонетическую транскрипцию слова, знать, что такое озвончение, оглушение, редукция звуков, особенности употребления букв Е, Ё, Ю, Я, Ъ, Ь, иметь представления об истории славянской письменности | порядок и правила выполнения фонетического разбора слова | тема для реферативного исследования «История славянской письменности» |
19 | Итоговый урок по теме раздела. | выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест №3 |
Морфемика. Словообразование. |
20-21 | Состав слова. Морфемный разбор слова. Исторические изменения в морфемном составе слов (опрощение, переразложение, усложнение основы). | 15 | 52-67 | Дидактический материал (Трошева) | правильно выполнять морфемный разбор, работать со словообразовательными словарями | порядок и правила выполнения морфемного разбора слова |
24 | Итоговый урок по теме раздела. | раздаточный материал | выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест №4 |
Орфография |
25 | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 18-19 | 86-97 | Орфография | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму | порядок и правила выполнения орфографического разбора слова | Тестирование Русленг |
26 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 20 | 98-108 | «Фраза» | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу |
28 | Употребление гласных после Ц: в корне слова, в окончании, в суффиксе. Употребление букв Э, Ё, Е и сочетания ЙО в различных морфемах. | 22-23 | 115-121 | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил |
29 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. | 24-26 | 122-135 | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу | сочинение №4 на тему «Размышляем над прочитанным» (рассуждение на основе публицистического текста) |
33 | Урок контроля по теме «Орфография». Диагностирование ЗУН по повторенным орфографическим правилам. | 356 (текст 1) | грамотно воспроизводить произнесённый текст, сверять написанное по образцу, редактировать написанное, выполняя орфографический разбор слов | диктант №1 | д/з – орфографический разбор слов, в которых допущены ошибки |
Морфология. Орфография |
Самостоятельные части речи |
35 | Правописание падежных окончаний существительных. Гласные в суффиксах существительных. | 34-35 | 182-212 | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил |
36 | Правописание сложных существительных. | 36 | 213-215 | «Фраза» | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил |
37 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор прилагательного. | 37 | 217-223 | выполнять морфологический разбор прилагательного, задавать вопросы с целью определить значение, ставить в начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, определять синтаксическую роль | порядок и правила выполнения морфологического разбора прилагательного |
38 | Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. | 38-39 | 224-232 | «Фраза» | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил | Тест Степени сравнения (индивидуальное тестирование) |
39 | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. | 40 | 233-237 | Тест «Прилагательные» (для всех) | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил | сочинение №5 на тему «Размышляем над прочитанным» (рассуждение на основе публицистического текста) |
40 | Правописание сложных прилагательных. | 41 | 238-243 | «Фраза» Электронные таблицы «Правописание прилагательных» | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил |
41 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительного. | 42 | 244 | Таблица 20-30-50 таблица 200-900 таблица 20-60-70 таблица 1000 | выполнять морфологический разбор числительного, задавать вопросы с целью определить значение, ставить в начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, определять синтаксическую роль | порядок и правила выполнения морфологического разбора числительного |
42 | Склонение числительных. правописание числительных. | 43 | 245-249 | правильно изменять числительные разных групп по падежам |
43 | Употребление числительных в речи. Практикум. | 45 | 250-253 | грамотно употреблять числительные в формах косвенных падежей в устной и письменной, согласовывать числительные с определяемыми существительными в речи, соблюдать нормы согласования собирательных числительных |
46 | Урок контроля по теме «Именные части речи». Диагностирование уровня владения материалом по теме «Правописание именных частей речи». | раздаточный материал | выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест №5 |
47 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | 48 | 263-272 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять морфологический разбор глагола, задавать вопросы с целью определить значение, ставить в начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, определять синтаксическую роль | порядок и правила выполнения морфологического разбора глагола |
48 | Правописание глаголов. | 49 | 273-284 | «Фраза» | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил |
49 | Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. | 50-51 | 285-288 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять морфологический разбор причастия, задавать вопросы с целью определить значение, ставить в начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, определять синтаксическую роль, образовывать причастия от разных глагольных форм | порядок и правила выполнения морфологического разбора причастия | тема для реферативного исследования «Что такое причастие и деепричастие: самостоятельные части речи или глагольные формы?» |
50-51 | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | 52 | 289-299 | «Фраза» | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил |
52 | Деепричастия как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия. образование деепричастий. | 53 | 300-302 | выполнять морфологический разбор деепричастий, задавать вопросы с целью определить значение, ставить в начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, определять синтаксическую роль, образовывать деепричастия от разных глагольных форм | порядок и правила выполнения морфологического разбора деепричастия |
53 | Правописание деепричастий. | 53 | раздаточный материал |
| выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил |
54 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий. | 54 | 305-307 | выполнять морфологический задавать вопросы с целью определить значение, ставить в начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, определять синтаксическую роль, образовывать наречия разными способами | порядок и правила выполнения морфологического разбора наречия |
55-56 | Правописание наречий. | 55 | 308-319 | «Фраза» | выполнять орфографический разбор слов, работать с орфографическими словарями, грамотно писать слова на данную орфограмму, составлять алгоритм действия по правилу, составлять обобщающие таблицы по совокупности правил | словарный диктант №3 (с.449 д-и) |
57 | Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | 56 | 320-322 | выполнять морфологический разбор категории состояния, различать наречия, СКС и краткие прилагательные, задавать вопросы с целью определить значение, ставить в начальную форму, определять постоянные и непостоянные признаки, определять синтаксическую роль | порядок и правила выполнения морфологического разбора слов категории состояния |
58 | Диктант по теме «Глагольные части речи. Наречие». Диагностирование уровня владения материалом по теме «Правописание глаголов, глагольных форм, наречий и СКС». | 356 (текст 3) | грамотно воспроизводить произнесённый текст, редактировать написанное, выполняя орфографический разбор слов | диктант№2 | д/з – работа над орфографическими ошибками |
Служебные части речи |
59-60 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов. | 57-58 | 323-332 | интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». | выполнять морфологический разбор предлога, отличать предлоги от других служебных слов, разграничивать производные предлоги и омонимичные самостоятельные слова, правильно писать предлоги | порядок и правила выполнения морфологического разбора предлога |
61-62 | Частица как служебная часть речи. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц. | 61-62 | 338-339 | выполнять морфологический разбор частицы, отличать частицы от других служебных слов, отличать виды частиц друг от друга по их функции | порядок и правила выполнения морфологического разбора частицы |
63-64 | Частицы НЕ и НИ и их значение. Правописание НЕ, НИ с разными частями речи. | 63-64 | 340-350 | «Фраза» | разграничивать частицы НЕ и НИ, знать условия написания НЕ с самостоятельными словами, грамотно писать слова с НЕ и НИ | сочинение №6 на тему «Размышляем над прочитанным» (рассуждение на основе публицистического текста) |
65-66 | Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов. | 59-60 | 333-337 | выполнять морфологический разбор союза, отличать союзы от других служебных слов, знать классификацию союзов, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, строить предложения, используя разные союзы | порядок и правила выполнения морфологического разбора союза |
67-68 | Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. | 65 | 351-352 | выполнять морфологический разбор междометия, знать особенности слов данной части речи, отличать междометия от других частей речи, грамотно писать междометия | порядок и правила выполнения морфологического разбора междометия | тема для реферативного исследования «Почему междометие – особая часть речи?» |
69-70 | Итоговые уроки повторения и обобщения пройденного. Систематизация полученных знаний. Диагностика уровня подготовки учащихся. Контроль ЗУН. | раздаточный материал | правильно выполнять тесты в форме и по материалам ЕГЭ | тест №6 словарный диктант №4 (с.447-449 а-и) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ урока | тема, основное содержание урока | оборудование | планируемый результат | объекты и формы текущего контроля | примечания | дата |
теория (№ п) | практика (№ упр.) | ИКТ | план | факт |
Повторение |
1-3 | Повторение и обобщение материалов по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии. | раздаточный материал | выполнять разборы №1, 2, 3, 5, 6 |
4 | Урок контроля по теме «Повторение и обобщение материалов по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии». | раздаточный материал | курс подготовки к ЕГЭ | правильно выполнять тесты в форме и по материалам ЕГЭ (части А, В, С) | тест №1 | д/з -сочинение №1 (часть С теста ЕГЭ) |
Синтаксис. Пунктуация |
Словосочетание |
5 | Словосочетание. | 67 | 358 | знать, что такое словосочетание, что не является словосочетанием, выделять словосочетания из предложения, доказывать принадлежность сочетаний слов к группе словосочетаний |
6-7 | Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний. | 68 | 359-364 | «Гуманитарные науки» | определять вид словосочетания по синтаксической связи между словами, делать разбор словосочетания, находить словосочетания указанного вида в предложении |
8 | Итоговый урок по теме «Словосочетание». | раздаточный материал | курс подготовки к ЕГЭ | правильно выполнять тестовые задания по материалам ЕГЭ по теме раздела | тест №2 |
Простое предложение |
9 | Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения односоставные и двусоставные. | 70-72 | 366-370 | знать признаки предложения, отличать предложение о набора слов, определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, разграничивать предложения утвердительные и отрицательные |
10 -12 | Предложения одно и двусоставные. | 73 | 371-374 | курс подготовки к ЕГЭ | определять тип предложения по составу грамматической основы, способ выражения грамматической основы, находить грамматическую основу предложения |
13-14 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 74 | 375-377 | «Гуманитарные науки» | выполнять пунктуационный разбор предложений, правильное интонировать предложения, выявлять структуру грамматической основы и структуру предложения, правильно ставить тире в простом полном предложении | словарный диктант №1 (с.449 й-м) |
15 | Предложения (не)распространенные. | 75 | 378-380 | находить второстепенные члены предложения, выполнять, определять тип второстепенных членов предложения, |
16 | Предложения (не)полные. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. | 77-78 | 382-388 | курс подготовки к ЕГЭ | знать, чем полные предложения отличаются от неполных, выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать неполные предложения, определять тип предложения и набор необходимых для каждого типа членов, правильно ставить тире в простом неполном предложении, знать об особенности употребления на письме интонационного и соединительного тире | тема реферативного исследования «Синтаксические средства художественной выразительности» |
17 | Контрольный урок по теме «Пунктуация простого неосложнённого предложения». | 386 | грамотно воспроизводить произнесённый текст, сверять написанное по образцу, редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | диктант №1 | д/з – выполнить разборы №6,7 в местах допущенных ошибок |
18 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 79 | 391-395 | «Гуманитарные науки» | знать признаки очп, находить очп в предложениях, находить и классифицировать союзы в однородном ряду, строить схемы предложений с очп, составлять предложения с очп | сочинение №2 (часть С теста ЕГЭ) |
19-20 | Знаки препинания при (не)однородных определениях. | 80 | 396-400 | знать, что такое определение и находить его в предложении, отличать однородные и неоднородные определения друг от друга |
21 | Знаки препинания при (не)однородных приложениях. | 81 | 401-402 | знать, что такое приложение и находить его в предложении, отличать однородные и неоднородные приложения друг от друга |
22 | Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. | 82 | 403 | «Гуманитарные науки» | находить очп в предложении, выделять и классифицировать по значению и структуре союзы в однородном ряду, строить схемы предложений с очп, правильно ставить знаки препинания в предложениях с очп |
23 | Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. | 83 | 404-409 | находить очп в предложении, выделять и классифицировать по значению и структуре союзы в однородном ряду, строить схемы предложений с очп, правильно ставить знаки препинания в предложениях с очп |
24 | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | 84 | 410-411 | «Гуманитарные науки» | знать, что такое обобщающее слово, подбирать обобщающие слова к очп, строить схемы однородных рядов с обобщающим словом, правильно выбирать необходимые знаки препинания, исходя из месторасположения обобщающего слова и продолжения предложения |
25 | Урок контроля по теме «Пунктуация предложений с ОЧП». | раздаточный материал | правильно выполнять тестовые задания по материалам ЕГЭ по теме раздела | тест №3 |
26-27 | (Не) обособленные определения. | 85 | 413-421 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными определениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления определений, пунктуационно выделять обособленные определения на письме, составлять схемы предложений |
28-29 | Обособленные приложения. | 86 | 422-425 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными приложениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления приложений, пунктуационно выделять обособленные приложения на письме, составлять схемы предложений |
30-31 | Обособленные обстоятельства. | 87 | 428-431 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными обстоятельствами, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления обстоятельств, пунктуационно выделять обособленные обстоятельства на письме, составлять схемы предложений |
32 | Обособленные дополнения. | 88 | 432-433 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными дополнениями, правильно интонировать предложения, видеть условия обособления дополнений, пунктуационно выделять обособленные дополнения на письме, составлять схемы предложений |
33-34 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. | 89 | 434-441 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения, видеть условия уточнения, пояснения, пунктуационно выделять уточняющие, поясняющие, присоединительные конструкции на письме, составлять схемы предложений |
35 | Знаки препинания при сравнительном обороте. | 90 | 442-443 | курс подготовки к ЕГЭ | знать, что такое сравнительный оборот, сравнительные союзы, условия (не)выделения сравнительного оборота на письме знаками, составлять схемы предложений, выполнять пунктуационный разбор предложений |
36 | Знаки препинания при обращении. | 91 | 444-448 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения с обращением, знать, что такое обращение и каким оно бывает, условия выделения обращений, уметь видеть их в тексте и правильно выделять при помощи , и !, составлять схемы предложений |
37-38 | Вводные слова и вставные конструкции. | 92 | 450-457 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять пунктуационный разбор предложений, правильно интонировать предложения с +++, знать, что такое +++ и каким оно бывает, условия выделения +++, уметь видеть их в тексте и правильно выделять при помощи знаком, составлять схемы предложений, определять значение +++ |
39 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 93 | 458-463 | правильно ставит знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах | словарный диктант №2 (с.450 н-с) |
40 | Синтаксический разбор простого предложения. | 464 (1,2) | выполнять разбор №4 простого предложения | порядок и правила выполнения синтаксического разбора простого предложения (№4) |
41 | Урок контроля по теме «Пунктуация в предложениях с обособленными и уточняющими членами» с грамматическим заданием. | 464 (3) | грамотно воспроизводить произнесённый текст, редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | диктант №2 | д/з – работа над ошибками |
42 | Подготовка к ЕГЭ (часть С). | план рассуждения | раздаточный материал | «Гуманитарные науки» | Анализировать тему, идею публицистического текста, выделять проблему, высказывать собственное отношение к позиции автора текста, аргументировать собственную точку зрения фактами из жизни и литературы, составлять связное монологическое высказывание в форме рассуждения письменно | сочинение №3 (часть С тестов ЕГЭ) |
43 | Анализ творческих работ. | тексты работ | курс подготовки к ЕГЭ | редактировать написанное в соответствии с критериями части С ЕГЭ |
Сложное предложение |
44 | Понятие о сложном предложении. | 94 | 465 | «Гуманитарные науки» | анализировать структуру предложения, определять тип предложения, выполнять синтаксического разбор предложения, строить схемы предложений, анализировать средства связи между частями | словарный диктант №3 (с. 451 т-я) |
45-46 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. | 95 | 466-476 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять синтаксический разбор ССП, правильно ставить знаки препинания в ССП | порядок и правила выполнения синтаксического разбора ССП (№4) |
47-48 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. | 96 | 477-482 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять синтаксический разбор СПП, правильно ставить знаки препинания в СПП, анализировать структуру СПП, отличать союзы от союзных слов, составлять схемы СПП | порядок и правила выполнения синтаксического разбора СПП (№4) |
49 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | 97 | 483-486 | курс подготовки к ЕГЭ | выполнять синтаксический разбор, правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, составлять схемы СПП с несколькими придаточными, определять тип подчинения |
50-51 | Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. Синтаксический разбор сложного бессоюзного предложения. | 98 | 487-499 | «Гуманитарные науки» | анализировать структуры предложения, выполнять синтаксический разбор СБП, владеть правилами пунктуации в бессоюзном предложении, подбирать к СБП синтаксические синонимы в виде СПП, ССП | порядок и правила выполнения синтаксического разбора СБП (№4) |
52 | Урок контроля по теме «СБП». | раздаточный материал | выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест №4 |
53 | Период. Знаки препинания в периоде. | 99 | 501 | иметь представление о том, что такое период |
54 | Урок контроля по теме по теме «Пунктуация сложного предложения». | 500 | грамотно воспроизводить произнесённый текст, редактировать написанное, выполняя орфографический и пунктуационный разборы | диктант №3 | д/з – работа над ошибками |
Предложения с чужой речью |
55 | Способы передачи чужой речи. | 100 | знать четыре способа передачи чужой речи, определять способы передачи чужой речи, использовать разные способы передачи чужой речи на практике |
56-57 | Знаки препинания при прямой речи. | 101 | 502-506 | «Гуманитарные науки» | знать особенности предложений с прямой речью, отличать слова автора от прямой речи, строить схемы предложений, правильно пунктуационно оформлять предложения с прямой речью на письме, составлять предложения с прямой речью |
58 | Знаки препинания при диалоге. | 102 | 508 | курс подготовки к ЕГЭ | знать о том, чем диалог отличается от прямой речи, правильно пунктуационное оформлять диалог на письме |
59 | Знаки препинания при цитировании. | 103 | 509-513 | курс подготовки к ЕГЭ | знать, что такое цитата, с какой целью она используется в речи, использовать разные способы введения цитат | сочинение №4 (часть С тестов ЕГЭ) |
60 | Сочетание знаков препинания, факультативная, авторская пунктуация. | 104-106 | 514-519 | анализируя структуру и содержание синтаксической конструкции, комментировать авторскую или факультативную пунктуацию |
61 | Урок контроля по теме «Способы передачи чужой речи». | раздаточный материал | выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест №5 |
Культура речи |
62-63 | Повторение основных орфоэпических, морфологических, синтаксических норм языка. | 107-110 | 542-549 | курс подготовки к ЕГЭ | правильно ставить ударение в словах, образовывать формы слов разных частей речи, грамотно составлять словосочетания и предложения | словарный диктант №4 (с.449-451 й-я) |
64 | Урок контроля по теме «Культура речи» | раздаточный материал | выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест №6 |
Стилистика русского языка |
65-66 | Основные функциональные стили речи. | 111-115 | 550-562 | «Гуманитарные науки» | знать основные стили речи и их особенности, определять принадлежность текста к функциональному стилю речи |
67 | Урок контроля по теме «Стилистика русского языка». | раздаточный материал | выполнять тестовые задания по теме раздела в форме и по материалам ЕГЭ | тест №7 |
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 1 ЧАС |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Программа по русскому языку 5 класс по учебнику "Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов и др."
Программа является примерной...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...