"Мудрость веков" -цикл уроков для 8 класса
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Реут Оксана Владимировна

 

Цикл уроков.  В современном обществе возникла проблема так называемого детского чтения.В начале XXI века дети, действительно, читают "не то " и "не так", как предыдущие поколения. Именно поэтому я предлагаю вводить   модели  уроков  русского языка, где иллюстративным материалом будут  афоризмы  великих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mudrost_vekov.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

 Реут   О.В.

 

Преподаватель русского

 языка и литературы

МОУ СОШ № 11 Г. Ейска

Реут Оксана Владимировна

 

Описание педагогической  идеи  и инициативы.

Краткие изречения врезываются в умы людей,

пускают корни, дают цветы

 и не перестают оказывать действие.

/ Ф. Боденштедт/

 В современном обществе возникла проблема так называемого детского чтения. В начале XXI века дети, действительно, читают "не то " и "не так", как предыдущие поколения. Именно поэтому я предлагаю вводить   модели  уроков  русского языка, где иллюстративным материалом будут  афоризмы  великих людей.

Моделирование урока

  1. Необходимо выбрать узкую тему, которую вы желали бы обсудить. Например: «Роль книги в жизни человека», « Что же такое счастье?»,

 « Что значит быть мудрым?», « Ключ к здоровью», «Юмор в жизни человека»  и т.д.

  1.  При   объяснении материала и закреплении  необходимо использовать краткие изречения, выбранные к узкой теме. Афоризмы могут носить и спорный характер, что подтолкнет ребят к дискуссии и, следовательно, сделает урок более продуктивным.
  2.  Желательно менять виды деятельности, чтобы урок не оказался сухим и одноплановым.
  3.  На уроке обязательно необходим краткий анализ афоризмов. Таким образом ставится устная монологическая речь учащихся, ребята привыкают к полемики, учатся рассуждать и аргументировать свою точку зрения.
  4.  Домашнее задание должно носить творческий характер. Предложите  ученикам написать эссе по одному из изречений,  небольшое сочинение- рассуждение. Такая работа  готовит   школьников к выпускным экзаменам  как в 9 классе, так и в 11 классе

Системность  Предлагаемый вам урок не является единичным. Мною разработаны и апробированы  темы, представленные в таблице:

Тема урока по русскому языку

 Название блока изречений.

Строение и грамматическое значение предложения

 Кто ты, человек?

Главные члены предложения. Подлежащее

Одиночество - удел слабых или сильных?

Составное глагольное сказуемое

«Мыслить – значит парить в бесконечном»

Тире между подлежащим и сказуемым.

 Что такое счастье?

Тире между подлежащим и сказуемым

Роль книги в жизни человека

Второстепенные  члены  предложения.  Дополнение

Смелость – героизм или безрассудство

Понятие об однородных членах.

Путь к здоровью

Обособление определений.

«Музыка – немая  молитва души»

Предложения с прямой речью

 Лики любви

Прямая речь

 А может счастье – это миф?

 Прямая   речь

 Природа  -  храм  или мастерская?

Урок №1          Тема: Строение и грамматическое значение предложения.


Обучающие цели:


1) закрепить и обобщить изученный материал.

2 )сформировать умения:

а) нахождения грамматической  основы,

  б) составления  характеристики  предложения.

  В) составление  предложений  по  опорным  схемам.

3) повторить орфограмму « О и Ё после шипящих»

Воспитательные цели:

  1. Подвести  ребят  к размышлению  над  философскими  вопросами
  2. Показать  разноплановость  афоризмов.

Развивающие  цели:

  1. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  2. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: схема « О и Ё после шипящих»

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка целей. Проверка Д/З.
  2. Словарная работа./ О и е после шипящих/

Указать тип  связи словосочетаний.

 Мажорный тон, челка щеголя, стрижет хорошо, чопорный казачок, укрыться под плащом с капюшоном, шепот ночи, городские трущобы, жокей обжора, еще бережет.

  1. Объяснение темы.

Все источники всех времен утверждают одно и то же: царство небесное внутри нас…

Так кто же ты, человек?  Абсолют!

Анализ высказывания с помощью опорных вопросов.

  1. Выделите грамматическую основу.
  2. Назовите грамматическое значение каждого предложения.
  3. О чем говорит состав грамматических основ?
  4. Есть ли второстепенный члены в этих предложениях?
  5. Какое предложение интонационно выделено?

Вывод

  1. Закрепление.
  1.  Объяснительный диктант.

/дать полную характеристику предложений/

  1. Ты  меня спрашиваешь, что я такое? Подожди,3 когда меня не будет.
  2. Я телом в прахе истлеваю1,

Умом громам повелеваю.

  1. Я царь, я раб, я червь, я Бог!/ Державин/
  2.  Сказать, что человек состоит из силы и слабости2, из разумения2 и ослепления2, из ничтожества и величия,- это значит определить2 его сущность./ Дидро/

  1. Творческая работа.

Составьте предложения к схемам:

  1. Вопрос. Мест. + Гл. в Наст. Вр.
  2. Сущ. В Им. П. + Гл. В наст. Вр. + Сущ. В ТВ. П.
  3. Прил.+ Сущ. В Им. П. + Гл. в Пр. Вр. + Нар. Вр.

  1. Диктант-шифровка.
  1. свежо, певуче, еще, горячо
  2. желтый, рычажок, чужой, волнующе
  3. зловеще, скворчонок, свечой, кашей.
  4. горшок, на свежем, черный, паучок.

шифр

 ключ

1_ _ _ _

2_ _ _ _

3_ _ _ _

4_ _ _ _

1.о е е о

2.е о о е

3.е о о е

4.о е е о

Была  зашифрована буква «Х»

  1. Грамматическая пятиминутка

В каждом человеке таится1 неведомый3 мир, рождающийся и умирающий2 среди молчания.4

  1. Подводим итог. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

4.6. Д/З., повторить « Ы-И после Ц»  Выбрать одно предложение из классной работы и написать мини- сочинение размышление.

Образец.

Каждый человек стоит столько, сколько он сделал, минус тщеславие./ Фридрих Великий/

Эта цитата удивила меня своей точностью. Ведь, действительно, мы помним о человеке по его делам и поступкам.  Мы сравниваем каждую личность с собой, с собственными критериями жизни,  поэтому часто мы принижаем мировоззрение другой личности.

  Урок №2                    Тема:  Главные члены предложения. Подлежащее.


Обучающие цели:


1) закрепить и обобщить знания о способах выражения подлежащего

2 )сформировать умения нахождения грамматической  основы,

  3) повторить орфограмму «Проверяемые и непроверяемые согласные»

Воспитательные цели:

  1. Показать  разноплановость  афоризмов.
  2. Указать на  роль  одиночества  в жизни человека.

Развивающие  цели:

  1. Развивать логическое мышление через постановку проблемных вопросов,  требующих элементов анализа и синтеза.
  2. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  3. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения.

Оборудование: мультимедиа

Ход  урока:

  1. Оргмомент. Постановка целей. Проверка Д/з.
  2. Словарная работа./  Проверяемые и непроверяемые согласные/

Хрупкое здоровье, зыбкий песок, высший пилотаж, перевязка раны, на крышах изморозь, лежали вперемешку, последний раунд, дерзкая просьба.

Определить вид связи словосочетаний.

II. Актуализация знаний.

  1. Какую тему мы завершили изучать?
  2. На доске изображены схемы:



- О чём они вам говорят? Что делает предложение предложением?

  1. Объяснение темы. Презентация  «Главные члены предложения»

П. кто? Что?  Сущ. Мест.

Части речи в знач. Сущ./ субстантивация/ : прил, прич., нар., числ, недел. Словос.

  1. Закрепление.
  1. Работа с презентацией
  2. Выборочный диктант.

/выписать только грамматическую основу, указать части речи./

Природа не терпит одиночества

существительное

Вся наша беда в том, что мы не выносим одиночества

местоимение

В одиночестве способен жить невсякий

местоимение

. Сытый голодного не разумеет

прилагательное 

Присутствующие говорили о самых разных предметах

причастие 

Семеро одного не ждут.                           

числительное

Завтра обязательно наступит

наречие 

Громкое ура прокатилось над площадью.         

междометие 

Учиться всегда пригодится

инфинитив 

 Индивидуальная работа некоторых ребят. Задание предлагается в мультимедийной версии.

  1. Речевая работа

Согласуйте подлежащее со сказуемым

 1. Все, кто видел эту картину, хвалил(и) игру актёров
2. Правление клуба, в том числе председатель, много сделали(о) для организации вечера.
3. Большинство учеников отлично справилось(лись) с заданием.
4. Все три всадника ехали (о) молча.
5. В ряду стояли(о) тысяча книг.
6. Десять бойцов бросилось(и) в атаку.
7. Три книги лежало(и) на полках.

Индивидуальная работа некоторых ребят. Задание предлагается в мультимедийной версии.

4.4.Объяснительный диктант.

  1. Человек может быть всецело самим собою, лишь пока он один./ Шопенгауэр/
  2. Кто не любит3 одиночества, тот не любит свободы.
  3. Нужна мыслящая3 голова и твердая душа для того, чтобы переносить2 уединение2./ Буаст/
  4. Человек вне общества – или Бог, или зверь./ Аристотель/

4.5  Грамматическая пятиминутка.

Единственная1 настоящая роскошь – это роскошь человеческого3 общения.4/ Сент- Экзюпери/

  1. Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

  1. Д/з.   Повторить орфограмму «непроизносимые согласные», рассуждение по одному из предложений. Подчеркнуть в каждом предложении подлежащее.

Урок №   Тема: Составное глагольное сказуемое.


Обучающие цели:


  1. показать состав составного глагольного сказуемого
  2. указать его особенности
  3. выработать навык нахождения данного типа сказуемого

       4)сформировать умения нахождения грамматической  основы,

       5 ) повторить орфограмму «Мягкий знак после шипящих»

Воспитательные цели:

  1. Показать  разноплановость  афоризмов.
  2. Выявить понятие  истинной  мудрости.
  3. Показать  нравственную  высоту  мудрого  человека.

Развивающие  цели:

  1. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  2. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: Схема « Составное глагольное сказуемое»

Ход урока:

  1. Оргмомент.  Постановка целей.
  2.  Словарная работа. / Мягкий знак после шипящих/

Потихоньку встанешь, немного развлечься, Изящная вещь, Мороз жгуч, взять реванш, открыть настежь, горечь обиды, упасть навзничь, радость встреч, уж замуж невтерпеж.

 Определить тип связи словосочетаний.

  1. Объяснение темы.

СГС = ВГ = НФГ

                    

         Измен.  Неизм.

В,Г. :1) начало, конец, продолжительность, желательность, возможность.

         2)кр. Прил. / должен, рад, готов/ = БЫТЬ

 Буду рад  помочь!

  1. Закрепление.

4.1. Упр.     Работа с учебником./цепочка/

Указать, чем выражена грамматическая основа.

4.2. Выборочный диктант.

/выписать только грамматическую основу, указать части речи/

  1. Мыслить – значит парить в бесконечном.
  2. Некоторые думают, что стоит всех обозвать дураками, чтобы прослыть умными.
  3. Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях может только глупец.
  4. Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.
  5. Жить своим умом не значит игнорировать чужой ум.

4.3. Речевая работа

И давай они смеяться1

Стали они смеяться

Семен Петрович был любитель поговорить

Любил поговорить

Мастер имеет желание повысить свою квалификацию

Желает повысить

Сестра намерена приехать к нам

Намеревалась приехать

Он должен был согласиться1 с нами

Не мог не согласиться

4.4  Объяснительный диктант.

 Не мыслям3 надобно учить, а мыслить./ Кант/

Каждый3 день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть2 на хорошую картину и , если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение2. /Гете/

Краткие изречения врезываются2 в умы людей, пускают корни, дают3 цветы, приносят плоды и не перестают оказывать действие2./ Боденштедт/

4.5 Доп.зад.

Буквенный диктант.

Вираж, наотмашь, стричь, горяч, зряч, роскошь, много пастбищ, стреч, пустошь, обречь.

Ключ

- Ь Ь - -  Ь - - Ь Ь

  1. Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

  1. Д/з. Упр.   Повторить орфограмму «Н и НН в прилагательных и причастиях», рассуждение по одному из предложений.

                              Урок №      Тема  Тире между подлежащим и сказуемым.


Обучающие  цели:



1)ознакомить учащихся  с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым;



2 )сформировать умения:



а) ставить   знаки препинания  между главными  членами предложения;


           б) составлять предложения, в которых необходимо тире.

3) повторить  орфограмму  « Не со всеми частями речи»

Воспитательные цели:

  1. Показать  разноплановость  афоризмов.
  2. Показать , что  счастье – категория  относительная

Развивающие  цели:

  1. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  2. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: Схема «Тире между подлежащим и сказуемым», раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка целей.
  2. Словарная работа. / не со всеми частями речи/

Нелепый поступок, взлететь невысоко, некрасивый плащ, говорить неправду. невзлюбили невежду, река не широка, а узка, не карие глаза, не смотря по сторонам, несмотря на ласковость.

Определить вид связи словосочетаний.

  1. Объяснение темы

Тире     ставится:



Подлежащие                                Сказуемое



Сущ.            ______________     Сущ.



Сущ.   ___________________   Числит.



Сущ.          ____________________Неопред.  форма  глаг.



Числит.___________________ Сущ.



Неопр. форма глаг.________________Сущ.



Неопр.ф. глаг.___________________Неопр. ф. глаг.



Перед указательной частицей – это, вот



Тире не ставится:        



1)Если  сказуемое  присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами.



Роса на траве как бриллианты.



2)Если подлежащие выражено личным местоимением.



Он порча, он чума, он язва  здешних  мест.



3)Если при сказуемом есть  отрицательная    частица не .



Бедность не порок.


1)[cущ., числ., инф.      (это,вот)        сущ., числ., инф.]

                                                     

2) [сущ., числ., инф.   ______    (не, как) сущ., числ., инф.]




4 Закрепление.



4.1. Объяснительный диктант.



1) Счастье – это шар, за которым мы гоняемся3, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он останавливается.



2) Величайшее2 счастье- это знать, отчего несчастлив2.



3)Не думать ни о чем3 – значит жить счастливо.



4) Самый верный способ быть счастливым – вообразить 2себя таким.



5) Счастье как удовольствие без раскаяния.1



6) Я- кузнец своего3 счастья.



7) Счастье не легенда, а явь.





4.2. Графический диктант./ Схема, которая объясняет постановку тире/



1. Счастье не корова, ее не подоишь.



2. Счастье- греза, реально лишь страдание.



3. Наслаждаться счастьем – величайшее благо.



4.  Счастье как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть.



5. кто- то сказал, что она для него счастье.



6. Быть счастливым – значит быть умным.



7. Счастье – это роскошь.



Ключ


1 – не =

2 с – с

3 н.ф. – с

4с как с

5л.м. … с

6 н.ф. - =

7 с- это с


4.3.  Самостоятельная работа по карточкам. Работа в парах.



 Выдается карточка с учетом возможностей ученика.



Ребята выполняют ее индивидуально. Затем происходит обмен тетрадями, и соседи по парте проверяют карточки друг друга. Учитель проверяет и самостоятельную работу и проверку.



Общая оценка выносится в итог.



 Во время проверки учителя  ребята Выполняют работу «Исправь» .



Запись на доске


 Капля   меда     -      словно     жемчуг.        

                                           сущ.

Слушать его одно наслаждение. (Сказуемого нет).

  инф.                     инф.

Думать  -  это спорить с самим собой.

Она   -   талантливый музыкант.

        сущ.                  кр.прил. 

Этот сад    -   очень красив.

        


Набор карточек


Упражнение № 1. Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок.

1. Слова их то плети, то хитрые сети. (Э.Асадов)
2. Красногорское – село большое
. (П.Васильев)
3. Спрятать старость – возможное ль дело?
(М.Джалиль)
4. Сказка – таинство жизни и песни подруга, жить без сказки – что постную кашу жевать!
(Н.Грибачев)
5. Мне пир как похмелье, минута что год, и хлеб словно камень, и хмель не берет.
(Б.Ручьев)
6. Парчой обтянутые кресла – точь-в-точь кровавая заря.
(А.Марков)
7. Человек с погибшей совестью уже никто. Не человек!
(Э.Асадов)
8. Любовь есть мудрость сердца твоего. А мудрость есть любовь ума и духа.
(В.Сидоров)
9. По годам я давно уж маршал, а судьбой навсегда солдат.
(С.Орлов)
10. Война – потоки крови, и море слез – война, война – пожар багровый, проверка душ она.
(А.Марков)

Упражнение № 2. Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок.

1. Не только сабля, но и разум – оружие. (Н.Рыбак)
2. Прошлое – ошибка на ошибке!
(А.Марков)
3. Обиды мешают дело делать, останавливаться около них – даром время терять.
(М.Горький)
4. Смех точно кашель. Кашель точно смех.
(И.Северянин)
5. Твои глаза – как в мае травы, как родниковая вода!
(М.Джалиль)
6. Словно моря белый вал – ковыли над степью.
(В.Саянов)
7. Как сморчок по виду бабка Сентябриха, кожица – желтее восковой свечи.
(П.Радимов)
8. Ненависть плохой советчик.
(Пословица)
9. Я гармонист – матаня, я внук родной яги, и лешему я зять.
(П.Радимов)
10. Ваня человек застенчивый.
(К.Паустовский)

Упражнение № 3.. Объясните с помощью схем, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Быть грубым – значит забывать собственное достоинство. (Н.Чернышевский)
2. Творить – значит убивать смерть.
(Р.Роллан)
3. Для меня жить – значит работать.
(И.Айвазовский)
4. Ведь жизнь прожить – не значит постареть.
(М.Джалиль)
5. Сосредоточиться – не значит напрягаться.
(В.Сидоров)
6. Разум да сердце – вот что в человеке дорого.
(Е.Салиас)
7. Совместный труд – вот лучшее лекарство от всех болезней и от всех тревог.
 (В.Сидоров)
8. Прикованность к привычным внешним формам, к вещам, словам – вот главный враг свободы.
(В.Сидоров)
9. Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство.
(Л.Ошанин)
10. Небольшое поле с наспех прикатанной рожью – вот и весь аэродром.
(Г.Воронин)

Упражнение № 4. Объясните с помощью схем , почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила!..
(С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее.
(Ф.Достоевский)
4. Но единенье – это ведь не смесь, как в хаосе, частичек разнородных. Но единенье – это измененье, преображенье слившихся начал.
(В.Сидоров)
5. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой.
(Г.Троепольский)
6. Произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне унизительное
. (С.Соловейчик)
7. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед!
(А.Прокофьев)
8. А пугаться при ночной поре – это новобранцу только можно.
(Э.Асадов)
9. Жить – это значит радоваться.
(В.Сидоров)

Упражнение № 5. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
(И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед.
(А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.
(С.Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нету! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
(А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание
. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца.
 (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот.
 (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой.
(Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть.
(И.Юзеев)

Упражнение № 6. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить.
(Пословица)
3. Жить – родине служить.
(Пословица)
4. Учить – ум точить.
(пословица)
5. Спешить – делу вредить.
(Пословица)
6. Жалеть, любить – знакомые глаголы.
(С.Липкин)
7. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех.
(Сказка)
8. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд.
(А.Мартынов)
9. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца.
(Т.Шмаков)
10. Отсиживаться по щелям – удел тараканов.
(Из газеты)


Упражнение № 7. Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.

1. Родиться на свет самая простая штука но прожить на свете это уже очень трудно. (Д.Писарев)
2. Жить значит чувствовать и мыслить страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь смерть.
(В.Белинский)
3. Правда это общая совесть людей. Правда это победа совести в человеке.
(М.Пришвин)
4. Я этой песне не ровесник она гораздо млаже друг меня!
(А.Прокофьев)
5. И снова тают облака, а солнце что очаг домашний.
(В.Наседкин)
6. Метели вой как похоронный гимн.
(В.Бобров)
7. Общая протяженность перевала восемь километров.
(В.Закруткин)
8. Глупое это дело молодость провожать.
(Н.Старшинов)
9. По полю брани смерть идет с косой, и для нее война что косовица.
(А.Кешоков)
10. Смелость жизненная энергия души.
(К.Ушинский)

Упражнение № 8. Перепишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания.

1. Поговорка цветочек пословица ягодка. (Пословица)
2. Попытка не пытка а спрос не беда.
(Пословица)
3. Лгать самому себе для своей выгоды подделка лгать для другого подлог лгать для того, чтобы повредить, клевета.
(Ж.-Ж. Руссо)
4. Лес как сказочный камыш а камыш как лес-малыш. Тишь как жизнь, и жизнь как тишь.
(И.Северянин)
5. «Раны Армении» это не книга не бумага и чернила не взвешенные и расставленные друг за другом буквы это вихрь вулкан, извергнувшийся из души разорвавший все цепи в глубине сердца.
(А.Исаакян)
6. Стройка моя держава а я президент кирпичей.
(В.Гончаренко)
7. Радость веточка зеленая горе это головня. Радость часть моя исконная горе тоже часть меня.
(К.Кулиев)
8. Жизнь не зрелище и не праздник жизнь трудное занятие.
(Д.Сантаяна)
9. Не быть любимым это всего лишь неудача не любить вот несчастье.
(А.Камю)
10. Человек это солнце чувства его планеты.
(Новалис)

Упражнение № 9. Перепишите, вставляя недостающие знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых между подлежащим и сказуемым тире не ставится. Почему?

1. Небо, вымытое ливнем, чистое стекло. (Н.Зарьян)
2. Молчанье, исторгающее мысли, вот лучший способ нашего общенья.
(В.Сидоров)
3. Жить таким образом, как мы до сих пор жили, это безумие.
(А.Писемский)
4. Талант, говорят, это дарование.
(О.Горчаков)
5. А время, коль хотите, это древо познания добра и зла.
(В.Сидоров)
6. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет.
(К.Паустовский)
7. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
(М.Горький)
8. Географы, как я замечал, всегда странные люди...
(М.Пришвин)
9. Дубава, кажется, друг Корчагина.
(Н.Островский)
10. После школы печать, несомненно, первый учитель языка.
(К.Федин)

Упражнение № 10. Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.

1. Наконец-то нашел я прекрасный цветок. Это–сердце твое. (С.Рустам)
2. Зло – есть неволя, а добро – свобода.
(С.Липкин)
3. Здесь, в северном крае, ненастье частый гость.
(Г.Федосеев)
4. Пушкин, Лермонтов, Гоголь – благое начало, соловьиная проза, пророческий стих.
(Б.Чичибабин)
5. Что и говорить, девушка – чудо, но ведь и парень-то не промах!
(А.Нурпеисов)
6. Ум без книги, что птица без крыльев.
(Пословица)
7. «Б» – буква, бьющая барабанным боем.
(В.Кубанев)
8. Снег, ручьи и незабудки – вот три возраста весны.
(И.Лысцов)
9. Развлечение это – пустая трата времени.
10. Незамутненные глаза – что роднички на зорьке.
(А.Марков)

Исправлено ____ ошибок.

Упражнение № 11. Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.

1. Паденье неизменный спутник страха, и самый страх есть чувство пустоты. (О.Мандельштам)
2. Книга для ума что теплый дождь для всходов.
(Пословица)
3. Над совхозом полная луна, как медаль на гимнастерке неба.
(Э.Асадов)
4. Искра смеха – будто лучик света!
(Э.Асадов)
5. Говорят: «Лиха беда – начало!»
(Э.Асадов)
6. Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний.
(Ю.Гагарин)
7. Седина... Это надгробные свечи, вспыхивающие в волосах.
(А.Аросев)
8. Храброму – и метель колыбель.
(В.Каменский)
9. На морозе даже маленькая рана беда.
 (В.Барановский)
10. Дерзанье юности и мудрость зрелых лет – таков источник мировых побед.
(Г.Кржижановский)

Исправлено ____ ошибок.

Упражнение № 12. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире.

1. На Руси издревле елки считаются символом зимней красоты.
2. Упаковка является своего рода одеждой для товара.
3. Горб верблюду не ноша, а питательный запас на длинный путь.
4. Для оленей грибы служат лакомством.
5. Писателей совестью народа называют по праву.
6. Плохое выступает врагом хорошему.
7. Наша цель была прорваться во Владивосток.
8. Ваши похвалы для нее не новость.
9. Подкова у суеверных людей считается символом удачи, даже счастья в жизни.
10. Справедливость есть деяние правды, а правда есть предание предков.

Упражнение № 13. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире.

1. Для кавалериста конь является настоящим другом, который в трудную минуту выручит, не даст погибнуть.
2. Человека считают царем природы не случайно.
3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
4. Степа был квадратный и неторопливый парень.
5. И в мире старцу утешеньем бывает природа, мудрость и покой.
6. Шум ветра, рокот мотора стали привычными звуками для туристов.
7. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.
8. Маленькая собачка до старости щенок.
9. Хозяин в поле трактор.
10. Сказка песенке сестра.
11. Смелость силе воевода.

Упражнение № 14. Закончите пословицы, расставив в них знаки препинания.

1. Ненависть плохой...
2. Добрый друг...
3. Хлеб..., а водица...
4. Детишек воспитать...
5. Дрова сечь...
6. Жизнь прожить...

Для справок: не поле перейти; не курочек пересчитать; не жалеть плеч; ценный клад на свете; советчик; батюшка, матушка.

Упражнение № 15. Допишите подлежащее в каждое предложение, расставьте недостающие знаки препинания.

1. ...солнце русской поэзии.
3. ...наш ближайший восточный сосед.
4. ...самый древний и массовый спорт.
5. ...прославленный доктор лесов.
6. ...это только весна жизни человеческой.
8. ...косить траву, минуя камни и кусты.

Для справок: охота, Пушкин, молодость, дятел, Япония, , тяжелый труд.



  1. . Грамматическая минутка.

Самая3 большая1 радость в мире3 – это делать счастье для других.

Самое мелкое горе – это не делать несчастье для себя3.

  1. Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

  1. Д/з. Упр.   Повторить орфограмму «Употребление частиц НЕ и НИ», рассуждение по одному из предложений.

Урок №            Тема:          Тире между подлежащим и сказуемым.


Обучающие цели:



1) закрепить и обобщить изученный материал.



2 )сформировать умения:



а) ставить   знаки препинания  между главными  членами предложения;


           б) составлять предложения, в которых необходимо тире


3)выработать навыки  работы с тестами, как этап подготовки  к  ЕГЭ в среднем звене.



Воспитательные цели:



  1. привить любовь к чтению,


  1. показать огромное влияние книги на жизнь человека.

Оборудование:  интерактивная доска, схема «Тире между подлежащим и сказуемым», раздаточный материал, презентация.

Ход урока:

Положи свое сердце у чтения.

  1. Оргмомент. Постановка целей.
  2. Словарная работа. / Употребление частиц НЕ и НИ/

Ничуть  не изменился, никто никакой тревоги не ощущал, не знал ни правил, ни формул, не дам ни глоточка, ни для кого не секрет, что ни говори, а он хорош, ни один не пришел.

  1. Устная проверка теории. СМ. Приложение №3.

Слайд 4

  1. Когда тире ставится?
  2. В каких случаях тире не ставится?
  3. Какую роль в таких предложениях играет логическое ударение?
  4. Правильно ли? Запись на доске или на экране   С - не С

                                                                         Н.ф.- С

                                                                          Ч … ч

                                                                      Л.м…. С

                                                                    С – как С

  1. Закрепление.

4.1. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.*

 Еще при зарождении 2 письменности в одном3 египетском папирусе было написано:

« Положи свое сердце у чтения». / слайд /

 Книга и чтение – предмет прославления2 во все времена.

Настоящая1 литература как липовый цвет.

Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные2 в жизни, на восхитительные часы.

* Грамматическое задание выполняется индивидуально каждым учеником и проверяется учителем.

4.2. Графический диктант

1) Книга – это переплетенные люди.

2)Книга и чтение – великие учителя человеческих душ.

3) Чтение не роскошь, а труд.

4) Книга словно сокровищница, которую нужно искать и добывать.

Слайд 5

Ключ

  1. С - с
  2. С и с – с
  3. С не с ,а с
  4. [С словно с] , ( которую = и =)

4.3.. Работа с интерактивной доской. Слайд 6-7

1 вариант

2 вариант

Выпишите предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым

Выпишите предложения, в которых нет знака тире.

 Объясните расстановку знаков препинания схемами

1.Сказка  таинство жизни и песни подруга, жить без сказки  что постную кашу жевать! (Н.Грибачев)

2.Учить  ум точить. (пословица)

3. Строку нанизывать на строки  зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
4. «Раны Армении»  не книга , не бумага и чернила, не взвешенные и расставленные друг за другом буквы, это вихрь, вулкан, извергнувшийся из души, разорвавший все цепи в глубине сердца.
(А.Исаакян)

5. Книга наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего. (М.Горький)

6.После школы печать первый учитель языка. (К.Федин)

7 Ум без книги что птица без крыльев. (Пословица)

8.Пушкин, Лермонтов, Гоголь  благое начало, соловьиная проза, пророческий стих. (Б.Чичибабин)

9.Литература без критики  подобна улице без фонарей. ( С. Я, Маршак)
10.Книга это друг, советчик, это источник многих добрых мыслей, чувств, знаний.
(Ю.Гагарин)

Слайд 8

Ключ.

1 вариант

1,2,3,5,6,8,10

2 вариант

1,4,7,9

4.3.   Во время работы класса  с заданиями интерактивной доски некоторые ребята , которые  медленно выполняют или имеют слабую подготовку, выполняют  индивидуальные задания  по технологии работы в парах.*

Карточка №1

Чтение  это один из истоков мышления и умственного развития. (В.А. Сухомлинский)

Вовремя прочитанная книга огромная удача. Она способна изменить жизнь как не изменит ее лучший друг или наставник.( Павленко П.А.) 

Книга   чистейшая сущность человеческой души. (Томас Карлейль)

Карточка №2

Книги  лучшие товарищи старости в то же время лучшие руководители юности. (Сэмлоэл Смайлс)

Хорошая книга  это подарок завещанный автором человеческому роду. ( Д. Аддисон)

Книга  учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.( А.Навои)

* Работа в парах проверяется учителем во время урока.

4.3. Слайд 9 Тестирование.

1 – нужно тире
2 – не нужно тире

Тест

1. Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (Фрэнсис Бэкон)

2.Книга  выступает  зачастую  как  некий  знак,  символ, расшифровка  которого  необычайно   обогащает   и   расширяет   читательское восприятие, делает его глубже, историчней и осознанней.

3.Чтение – вот лучшее учение. (пословица)

4.Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. (Вольтер)

5.Каждый читатель как тайна,  

  Как в землю закопанный клад,  

     Пусть самый последний, случайный,  

  Всю жизнь промолчавший подряд.   ( А. Ахматова)

6. Книга в произведении - пробный  камень,  тот "оселок",  на  котором  проверяется  литературный  герой,  его  духовный   и нравственный мир.

7. Хорошая книга точно смычок великого  артиста.

8. Чтение это беседа с мудрецами, действие же  это встреча с глупцами. ( Ф. Бэкон)

9. Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. (В.Белинский)
10 Слезы в горе не грех.
(Э.Ожешко)

Слайд10

Контрольный шифр: 1.2.1.1.2.1.2.1.2.2 .

4.4 Речевая работа.

Слайд 11

Составьте предложение из слов:

Душа, дом, нет, книга, подобен, тело, лишенный, который

Ключ.

Дом, в котором нет книг, подобен3 телу, лишенному1 души.4

Разборы выполняются всем классом, т.к. грамматические  синтаксические разборы являются отличной подготовкой  ребят среднего звена к выпускным экзаменам.

5.Подводим итоги. Анализ оценок.

Слайд 12

- В  каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым, а когда нет?

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

- Какова роль книги в жизни человека?

6. Д/з.  Написать  небольшое сочинение – размышление по одному из записанных высказываний, аргументируя свою точку зрения.

Урок №   Тема Второстепенные  члены  предложения.  Дополнение.


Обучающие цели:


  1. Углубление материала, связанного с второстепенными членами предложения
  2.  выработать навык нахождения дополнений  в текстах

       3)сформировать умения нахождения грамматической  основы,

       5 ) повторить орфограмму «Ь и Ъ знаки и их употребление»

Воспитательные цели:

  1. Показать  разноплановость  афоризмов.
  2. Рассмотреть  понятия  мужества  и  бесстрашия
  3. Показать  нравственную  высоту  мужественного   человека.

Развивающие  цели:

  1. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  2. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: схема «Ь и Ъ знаки и их употребление»

Ход урока:

  1. Оргмомент Постановка целей.
  2. Словарная работа. / Употребление Ь и Ъ знаков/

Съязвить, интерьер, пьедестал, трехэтажный, межъярусный, детясли, пасьянс, предъюбилейный, фельетон, компьютер, адъютант, сэкономить, премьера, двухъязычный,  фельдъегерь.

  1. Объяснение темы.

    Д  косвенные падежи  С, М, Ч, НАР, ГЛ. в НФ.

    

         Прямое       Косвенное

В. П. Без пред.

4. Закрепление.

4.1. Выборочный диктант.

/Выбрать дополнения. Указать их тип./

Высшая доблесть состоит в томк, чтобы совершать в одиночестве топ, на чток люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелейк. Быть смелым на словак легко, когда не собираешься говорить всей правдык. Опасность всегда существует для техк, кто ее боится. Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные делап, руководствуясь закономк.

4.2. Речевая работа

/Сложные предложения переделать в простые, чтобы инфинитив выступал в роли дополнения.

Я прошу, чтобы вы прочли статью

Я прошу вас прочесть статью

Они условились, что встретятся завтра

Они условились встретиться завтра

Мама просила, чтобы сын  помыл посуду

Мама попросила сына помыть посуду

Врачи советовали, чтобы я посещал бассейн

Врачи советовали мне посещать бассейн

Сестра просила, чтобы мы вернулись к вечеру

Сестра просила нас вернуться к вечеру

4.3. Объяснительный диктант./ схемы, подчеркнуть грамматическую основу и дополнение/

Мужественен3 не только тот, кто побеждает1 врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями.

Герой не тот, кто шествует на плаху с улыбкой беззаботной2 на губах, кто никогда3 не знает страха, а тот, кто первым побеждает страх.

Смелость, которая не зиждется на осмотрительности, именуется1 безрассудством2.

Лексическая минутка:

Зиждется – основывается.

4.4. Доп. Работа. Работа с книгой . /Самостоятельно/ Упр.

  1.  Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

  1. Д/з. Упр.   Повторить орфограмму «Написание сложных слов».  Написать рассуждение по одному из предложений.

 Урок №   Тема:  Понятие об однородных членах.


Обучающие цели:


  1. Повторить изученный  материал по однородным  членам  предложения.
  2. Закрепить  умение  постановки  знаков  препинания при  однородных  членах
  3. Углубление материала, связанного с второстепенными членами предложения
  4. Повторить написание союзов

Воспитательные цели:

  1. Показать  разноплановость  афоризмов.
  2. Указать на  уровень  здоровья.
  3. Показать  восприятие  данного уровня  человеком.

Развивающие  цели:

  1. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  2. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

Оборудование: учебник, схема «Однородные члены предложения»

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка целей.
  2. Словарная работа /написание союзов/

Что бы то ни было, я за то уже рассчитался, устал, зато окончил работу, итак, все осталось по-прежнему, исчез так же  внезапно, как и я, мал, зато спокоен, объяснил, зачем нужно, за чем очередь?

Найдите словосочетания , в которых слова связаны с помощью управления и примыкания.

  1. Объяснение темы

        О,  О,  О – один вопрос

Иду тихо, с остановками.  / как?/

Ряды однородных членов.

  1. Закрепление

4.4. Выборочный диктант.

/выписать только ряды однородных членов/

 Врач, приступая к лечению пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного.  С солнцем ложиться и с солнцем вставать – горя и хвори не будешь ты знать.  Кости распаришь, все тело поправишь. Неизлечимые теряют жизнь, но не надежду.  судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне. Время – хороший лекарь, но очень плохой косметолог.

4.2. Объяснительный диктант.

 Путь к здоровью1 – это одновременно2 и движение к счастью, мудрости, доброте, красоте и богатству.4

 Пока люди не перестанут умирать и не утратят охоты жить на свете3, врачей будут осыпать насмешками2 и деньгами.4

Держи3 голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.4

4.3. Графический диктант.

1. У хорошего доктора лекарство не в аптеке, а в его собственной голове.

2. Болеют дураки, распутники и лентяи.

3. бег и борьба сжирают беспокойство и страх.

4. разбойник требует кошелек или жизнь.

5. Врач требует и кошелек, и жизнь.

6. В лечении там успех, где шутка да смех.

Ключ

  1. -.-. , а -.-.
  2. -, - и –
  3. – и - = - - и - -
  4. - - или - -
  5. И - -, и - -
  6. – да -

4.4. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

  1. Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

  1. Д/з. Упр.   Повторить орфограмму «Не с причастиями» Написать рассуждение по одному из предложений.

Урок №   Тема: Обособление определений.


Обучающие цели:


  1. Повторить изученный  материал

2)Закрепить  умение  постановки  знаков  препинания при  причастном  обороте

  1. Углубление материала, связанного с второстепенными членами предложения
  2. Повторить орфограмму  «- Н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных» Воспитательные цели:
  1. Показать  разноплановость  афоризмов.
  2. Показать  восприятие  музыки человеком.
  3. Выявить  роль  музыки  в жизни  каждого  индивидуума.

Развивающие  цели:

  1. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  2. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Цель: повторение изученного материала, связанного с причастным оборотом, закрепление навыков.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

 Оборудование: Схема «Обособленные определения»

Ход урока:

  1. Оргмомент.  Постановка целей.
  2. Словарная работа / - Н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных/

 Лакированный, ломаный, кованный железом сундук, раненный в плечо боец, данный, дарованный, плетеный, свежемороженый, штопаный- перештопаный, негаданный, немощеная дорога.

  1. Объяснение темы. Повторение обособления причастных оборотов.

/         / Х     ,но 1) Х, /            /,…

Закрепление.

4.1. Выборочный диктант. / Выписать причастный оборот и главное слово, у причастий определить разряд/

 Когда юноша ударил пальцами по нитям странного лука, исторгшиеся звуки напомнили нечто давно забытое, разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное.

Этот предмет был похож на лук , выпускающих жалящие и пронизывающие насквозь стрелы.

Концерт начался с лихой увертюры Штрауса, бодрящей своими мажорными аккордами, чтобы подготовить слушателей, утомленных культурой.

4.2. Объяснительный диктант.

1. Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, опьяненное3 божественными созвучиями.4

2. Тургенев утверждал: « Музыка – это разум, воплощенный2 в прекрасных звуках».4

3.   Музыка есть искусство1 пророков; это- единственное искусство, успокаивающее  волнения души и обращающая дьявола в бегство.4

4. Музыка – немая1 молитва души, вечно трепещущая1 перед Богом.4

4.3. Творческая работа./ Распространите одиночное причастие/

А) Цветущая акация обладает неповторимым ароматом.

Б) Льются потоки струящейся воды.

  1. Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

  1. Д/з. Упр.   Повторить орфограмму «Не с причастиями» Написать рассуждение по одному из предложений

Урок №    Тема:   Предложения с прямой речью.

  1. Повторить изученный  материал

2)Закрепить  умение  постановки  знаков  препинания при  прямой  речи.

3)Повторить орфограмму  « О  и Ё  после  шипящих»

Воспитательные цели:

  1. Показать  разноплановость  афоризмов.
  2. Выявить  роль  любви  в жизни  человека

Развивающие  цели:

  1. Подготовить  ребят  к осознанному  размышлению.
  2. Отрабатывать  умение оформлять  свою  точку  зрения  на  письме.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

 Оборудование: Мультимедиа.

 Ход урока:

1 Оргмомент Постановка целей.

2 Словарная работа./ о и е после шипящих/

Боржоми, анчоус, щебенка, шок, челка, изжога, дирижер, желоб, жонглер, шерстка, чопорный, чечетка, бечевка, сжег /полено/, ожег / руки/,золоченый, с врачом.

3.Объяснение темы. Презентация. Повторение изученного в 5 классе.

4. Закрепление.

4.1. Выборочный диктант./выписать прямую речь и все знаки препинания/

 « Настоящая любовь, как и вера, требует наивности,»- написал когда-то М. Горький.

Б. Шоу утверждал: « Любовь смотрит через телескоп, а зависть – через микроскоп».

 Проперций сказал: «Любовь не признает другого врага, кроме себя самой».

Однажды меня поразили строки в одном из романов Сенкевича:  «Если любовь не может защитить от смерти, то , по крайнее мере, примиряет с жизнью».

 «Любовь не ломоть хлеба, пополам не разрежешь», - гласит русская пословица.

4.2. Объяснительный диктант.

1. «Главное дело в жизни – любовь. А любить нельзя ни в прошедшем, ни в будущем. Любить можно только в настоящем. Сейчас, сию минуту,»- писал Л. Толстой.

2. В. Белинский, известный литературный критик, говорил: « Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески».

4.3. Творческая работа.

/Придумать фразы к словам автора/

…- тоненьким голоском взвизгнула Наташа.

Терентьев приглушенно прохрипел:

… - скомандовал капитан.

Девушка тихо переспросила:

4.4. Шифровка.

14

3

10

7

11

т

р

о

л

ь

13

5

9

12

1

ж

а

б

н

П

4

8

2

6

в

ю

е

я

Ключ.

Первая1 любовь1 не ржавеет.1

Составьте с этим выражением предложение с прямой речью.

  1. Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

  1. Д/з. Упр.   Повторить орфограмму «Н и НН в кратких формах и в наречиях» Написать рассуждение по одному из предложений.

   Урок №   Тема   Прямая речь.

Цель: углубление теоретического материала, знакомство с некоторыми нюансами при оформлении прямой речи, закрепление.

Формы реализации методов:

групповая, фронтальная, индивидуально – дифференцированная.

Используемые технологии:

личностно – ориентированная, технология проблемного обучения

 Оборудование: Мультимедиа.

 Ход урока:

  1. Оргмомент Постановка целей.
  1. Словарная работа. / Н и НН в кратких формах/

Говорил восторженно, объяснял путано, девушка рассеянна, тучи рассеяны, дорога изъезжена, дети избалованы родителями,  девушка ветрена, речь торжественна. море взволновано, действовали взвешенно.

  1. Объяснение. Презентация «Прямая речь»
  1. «П, - а, - п».
  2. « П? – а. – П».
  3. «П,- а.-  П».
  4. А: « П», а
  5. А: « П ?!»-а.
  1. Закрепление.

4.1.  Работа с книгой Упр 344 / 3 часть1,2,3 прел./ Комментированное выполнение.

4.2. Объяснительный диктант.

1) « Счастья в жизни1 нет,- утверждает Толстой,-  есть только зарницы его_ цените3 их, живите ими»

2) « Есть три мировые силы: разум. сила и счастье! – воскликнул2 Шопенгауэр, немецкий философ.- Я полагаю1, сто последняя сила- самая могущественная».

3)Мама склонилась3 надо мной и, прошептав2: « Иногда горсточка счастья лучше воза ума», обняла своими нежными руками.

4) И только когда он кричал : «Мама! Мама!»- ему становилось немного легче3.

4.3. Творческая работа.

/  Постройте предложения с прямой речью/

1) « Если вы чувствуете себя счастливым,  γ  не анализируйте  вашего счастья»

  Рекомендация психолога.

2) Хочешь стать счастливым?   γ     Выучись сперва страдать»

И. Тургенев.

4.4. Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

Упр. 344 / 3 часть 6,8,9. Предл/

  1. Подводим итоги. Анализ оценок.

- Какова тема всех предложений?

- В каком стиле они могут быть употреблены и в каком типе речи?

6. Д/з. Упр.   Повторить орфограмму « Не со всеми частями речи»

Написать рассуждение по одному из предложений

    Тема:   Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Обучающие цели:

  1.  закрепление навыков и умения использования данной пунктограммы на письме;
  2.  закрепление навыков цитирования.

Воспитательные цели:

  1.  Привитие толерантности как связующего звена прогресса,
  2. обратить внимание на экологические  проблемы Кавказа,
  3.  воспитать уважение к другой нации и ее культуре,
  4. показать необходимость содружества  кавказских регионов.

Развивающая цель:

*  выработать умение анализа и сравнения различных точек зрения;

  * умение мыслить по поставленной проблеме.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход  урока

  1. Оргмомент. Постановка целей.

Слово учителя

 Этот урок я хочу начать со стихотворения армянского поэта  16 века  Константина Ерзынкайского, которое перевел  Валерий Брюсов.

Слайд  4

Земля, словно мать, велика добротой,

Рождает все вещи, одну за другой,

Их кормит и поит, питает собой…

Вот вновь она блещет своей красотой,

Дохнул ветерком запевающий ЮГ,

Из мира исчезли все горести вдруг,

Нет места, где мог бы гнездиться недуг,

и все переполнено счастьем вокруг…

  1. О чем это произведение? / О  красоте и богатстве природы Кавказа, о ее первозданности и чистоте,  о природе- матери, которая подарила нам, людям, многообразие красок и даров, которые так необходимы для нашего существования./

 Кавказ – это и наша Родина, родина, которая имеет множество сыновей . Это самый национальный регион нашей страны. Здесь проживают и армяне, и грузины, и  осетины, и абхазцы, и адыги, и черкесы  - все мы братья одной большой семьи.

А земля наша прекрасна и удивительна!

Слайд 5,6,7.

«  Виды Кавказа»

 Сохраняем ли мы то, что имеем, бережем ли?

Зачастую нет, отмахиваясь нехваткой времени, экономическими провалами да и просто безответственностью.

Проблемы экологии поднимались во все времена.  А сейчас они стали очень актуальны! Поэтому для закрепления  изученной пунктограммы я  использовала высказывания различных писателей.

Пришло время задуматься над их  мыслями!

  1. Фронтальный опрос
  1. Какие знаки препинания необходимы для оформления прямой речи?
  2. Что такое цитирование?
  3. Как оформляется прямая речь, если слова автора находятся в начале предложения?
  4. Как оформляется прямая речь, если  она стоит перед словами автора?
  5. Как оформляется прямая речь, если разрывается словами автора?

Слайд 8  . Визуальное закрепление.

  1. Закрепление изученного материала.

3.1.  Объяснительный диктант / Комментированное выполнение с анализом орфограмм и пунктограмм /

 « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» -  утверждал Иван  Тургенев.

А.И. Герцен, русский критик  и публицист,   говорил: «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам».

« Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, - писал  Герцен.-  Одна природа делает великое даром».

* Как вы понимаете эти высказывания, согласны ли с ними?

3.2.   Работа с интерактивной доской

Мы поработали с вами над высказываниями русских писателей. Но  внимательное отношение к природе,  экологические проблемы затрагивали  в своем творчестве писатели и других национальностей Кавказа.

Слайд 9

Обратим внимание на армянского писателя  и философа Налбандян  Микаэла и  грузинского поэта Шота Руставели.

Слайд 10

Чтение высказываний.

  1. Близки ли они по смыслу мнению русских писателей?
  2.  Оформите данные высказывания в виде прямой речи.
  3.  Обратите внимание на слова для справок./ Предлагаются глаголы речи и мысли/

Слайд 11

Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. /Налбандян  Микаэл/

Природа говорит так: "Либо изучай мои законы, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять еще и лишения.» / Налбандян  Микаэл/

Ведь довольно малой искры, чтобы сжечь большую дубраву.  / Шота Руставели/

3.3. Во время работы класса с заданием на интерактивной доске, некоторые ребята выполняют индивидуальные   карточки.

Карточка №1

Оформите высказывания в виде прямой речи, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.


Пр…рода /не/ знает ост..но..ки /в/ своем движении.. и к..знит всякую бе…деятельность.
Гете

Пр…рода   это единстве..ая книга с великим сод…ржанием на каждом листе.
Гете

Пр…рода   Тв…рец всех творц…в.

Гете

Карточка №2

Оформите высказывания в виде прямой речи, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Пр…рода /не/ имеет органо.. речи   но с…здает языки и сер…ца  при посре…стве которых гов..рит и чу…ству..т.

Гете

Пр…рода /не/ пр…знает шуток   она всегда правдива   всегда сер…езна   всегда стр…га; она всегда пр…ва; оши…ки же и заблуждения и…ходят /от/ людей.
Гете

3.4 Графический диктант./ Составить схемы, объясняющие все знаки препинания./

1. «Охранять природу — значит охранять Родину,» - утверждал М. Пришвин .

2. «Кто не любит природы,-  писал Достоевский Ф. М.,-  тот не любит человека, тот не гражданин».

3. К. Зелинский отмечал: « Поведение человека в природе - это и зеркало его души».
4.»Уничтожая леса, люди подрезают основу своего суще ствования,» - записал К.Паустовский в своем дневнике.

3.5 Слайд 12 / проверка графического диктанта/

4. Подводим итог.

* Над какой основной  пунктограммой мы сегодня работали?

* Какие пунктограммы повторили?

*    Влияет ли человек на природу?

*  Связаны ли мы с природой одной нитью?

* Являются ли экологические проблемы актуальными?

*  Можно ли назвать Кавказ одной семьей с общими проблемами и трудностями?

5. Домашнее задание.

Написать  небольшое сочинение - размышление по одному из записанных высказываний на  экологическую тему.

6.Заключительное слово учителя.

Мы живем на Кавказе, регионе бурных страстей и темпераментов. Как и везде в России, у  нас есть проблемы, но мы можем с ними бороться. Но для благотворной деятельности  нам нужен мир, спокойствие, содружество. Вместе мы сила!!!

Слайд  13

 Именно поэтому  закончить урок я хочу строками армянского поэта Ованеса  Туманяна:

Свободен день, вольна любовь, и всем добром владеет он.
Но мучает и страждет он, и сам несчастьем поражен.
Так сделай, злобный человек, чтоб все живые жить могли,
И сам живи, вкушая мир обильной, благостной земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

«Ларец мудрости» КВН для 5-6 классов по творчеству И.А.Крылова

«Ларец мудрости»КВН для 5-6 классов по творчеству И.А.Крылова...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...