Словосочетание
методическая разработка по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Если хотите, чтобы Ваш урок был интересным и веселым, прислушайтесь к моим советам.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергофа Звягинцева Н.И.
Синтаксис, пунктуация, культура речи.
Словосочетание.
Одному из двух крайних рядов парт оказана честь - на чать новую тему. На вырванном из блокнота листочке каждая пара записывает одно понравившееся ей имя существительное и передает листочек на соответствующую парту среднего ряда. Здесь к существительному подбирается прилагательное, и листок пере ходит на третий ряд. Третий ряд конструирует предложения. В конце работы листочки могут выглядеть, например, так:
Теплоход. Огромный теплоход. Огромный теплоход сел на мель.
Собака. Рыжая собака. Рыжая собака лежала у порога.
Пруд. Глубокий пруд. Дети плескались в глубоком пруду.
В то время как одни ребята сочиняют, другим разрешается прочитать параграф, и после знакомства с материалом листков (они могут быть прочитаны каждым последним соавтором или учите лем) среднему ряду предлагается продиктовать тему урока.
«Словосочетание» - появляется запись на доске и в тет радях.
А почему именно средний ряд называет тему? - звучит Ваш вопрос.
Да потому, что именно ребята со среднего ряда и являются авторами словосочетаний, которые звучали сегодня на уроке.
Что же такое словосочетание?
При объяснении материала я советовала бы в данном случае не идти от теории к практике, а практику подкреплять теорией. Это может выглядеть так:
В словосочетании синяя тетрадь главное слово тетрадь.
От него можно задать вопрос к зависимому слову синяя (тетрадь какая? - синяя). Раз можно задать вопрос от одного слова к другому, значит, эти слова связаны друг с другом по смыслу (сравните с не связанными по смыслу словами платье - тетрадь, кислый - красный и т. п.).
Но только ли смысловая связь существует между словами в словосочетании? Давайте попробуем изменить главное слово. Что станет с зависимым? Тетрадь синяя - тетради синей. Конечно, оно находится в полном подчинении у главного, об этом свиде тельствует изменение его окончания вслед за изменением окон чания у главного слова. Из сказанного можно сделать вывод, что слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грам матически.
До сих пор мы говорили о словосочетании, состоящем из существительного и прилагательного.
Слова каких еще частей речи могут составлять словосочетание?
Первое, что придет в голову Вашим ученикам,- это сочетание подлежащего и сказуемого, поэтому сразу, как о правилах игры, уговоритесь: главные члены предложения в паре друг с другом словосочетанием не являются, но порознь в паре со второстепен ными членами предложения они будут прекрасным строительным материалом для словосочетаний.
Например:
дождь идет - не словосочетание,
а вот осенний дождь, идет с утра, дождь с градом, идет беспрерывно, увидел дождь, идет ночью - бесспорно, словосочетания.
Теперь Вам осталось лишь показать графическое обозначение словосочетаний: главное слово, стрелка, вопрос, и цель достигну та - можно переходить к тренировочным упражнениям.
Заметим лишь, что нам кажется очень перспективным начать разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему слово - словосочета ние - предложение.
Решите, какие из упражнений выбрать для тренировки.
Закончить урок можно с помощью фрагмента музыкальной сказки «Чудетство» (слова М. Яснова, музыка Г. Гладкова). Слова песни могут быть прочитаны учителем или спроецированы на интерактивную доску.
В Чудетство откроешь окошки. Счастливень стучит по дорожке. Цветет веселютик у речки, И звонко поют соловечки. И где-то по дальним дорогам Бредут носомот с бегерогом. Там елки стоят как светелки, | Под ними лежат хихиголки. И ждут нас три друга у бора: Забава, Потеха, Умора. Мы с ними в Чудетство скорее войдем. Спешит торопинка под самым окном. Пойдем, лишь откликнется эхо, Умора, Забава, Потеха. |
Найдите спрятанные в некоторых словах этой песни слово сочетания,- просите Вы.
И ребята находят (письменно или устно - решайте сами) - чудесное детство, счастливый ливень, веселый лютик. А кто-то заметит еще - соловьиный человечек, торопливая тропинка, их иголки.
Если Вы работаете с впечатлительными и веселыми детьми, то следующие несколько дней они будут выдумывать слова из словосочетаний, причем в полной уверенности, что стихийное, охватившее весь класс творчество - их инициатива, а не Ваша.
ДЗ: Можете предложить ребятам выписать все сло восочетания из любой понравившейся статьи газеты или журнала, либо из упражнения.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...