Жаргон как социальная разновидность речи.
статья по русскому языку (9 класс) по теме
Данный материал может быть использован на элективных занятиях по русскому языку.Автор статьи утверждает, что жаргон – язык устный, он создан для непринужденного неофициального общения групп людей. Он не может быть обработан, нормирован. Это подвижная и изменяющаяся система, но вместе с тем предупреждает, что относиться к жаргону надо аккуратно и разумно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhargon.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О жаргоне. (Материал можно использовать на элективных занятиях)
Жаргон – социальная разновидность речи, характеризующаяся специфической лексикой и фразеологией. Жаргон является принадлежностью относительно открытых социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения. Например, существует жаргон музыкантов, спортсменов, летчиков, моряков и т.п.
Лексика жаргона строится на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, усечений, а также активного усвоения иноязычных слов и морфем.
Молодежные жаргоны - явление не новое в историческом развитии языка. Трудно хотя бы приблизительно определить время появления первых молодежных жаргонов, однако не исключение, что история берет свое начало еще в средневековье, в языке западно-европейских студентов, вагантов. Упоминание о жаргонах молодых людей встречаются в лингвистической литературе уже во второй половине девятнадцатого века. После 1917 года исследования речи детей в нашей стране показали, что в язык школьников двадцатых годов проникали через общение с беспризорниками жаргонные, блатные словечки. Одним из последующих этапов развития молодежного жаргона был жаргон «стиляг», появившийся в 50-х годах и вызвавший много споров и дискуссий.
В настоящее время нельзя говорить о жаргоне как замкнутом речевом обиходе какой-либо социальной группы: жаргон молодежи скорее сниженный стиль речи, средство непринужденного общения в кругу сверстников. Носителем молодежного жаргона являются молодые люди от 14 до 25-30 лет. В основном, это жители городов и крупных поселков. Однако не все жаргонизмы имеют одинаковое распространение. Наряду с широко известными словами встречаются слова территориально и социально более ограниченные. Обычно это названия местных реалий (например, улица Тверская – авеню, савел – Савеловский вокзал, горбушка и другие). Встречаются и профессиональные словечки, характерные для специалистов одной какой-либо области(«запаска» - запасное колесо - из речи шоферов, «стакан» - застекленная будка для милиционеров).
Высокая степень экспрессивности жаргона , потребность в выразительных средствах вызывают к жизни все новые и новые слова. Поэтому даже в речи одной молодежной группы возникают все новые и новые слова. Это и словообразовательные дуплеты: академ – академка –академический отпуск, основной –основняк – любящий лидерствовать; это могут быть синонимы:черпак - сынок –молодой солдат, Бычок –чинарик –окурок, напиться –надринькаться и т.п.
Наличии богатой системы синонимов – одна из отличительных черт жаргона, причем для жаргона характерны точные синонимы. Существенной чертой жаргона является его образность, проявляющаяся и в краткости(Лабы –лабораторная работа, видак –видеомагнитофон), и в необычных сочетаниях звуков (прихехешник – поклонник), и в употреблении терминологического наименования в чуждой ему функции ( синдром в значении похмелье, целкость в значении безошибочность), и в переносе значений литературного слова . в который очень часто включается оценочный момент ( чан – голова, завять –сдаться), образуются жаргоны и сложением, например –«кайфолов» - любитель удовольствий.
В молодежном жаргоне выделяются, как правило, две основные предметно-понятийные области: производственное ядро и общебытовой словарь. Например , производственное ядро- студенты: античка – античная литература, строемол – строение молекул, стипуха, стипа –стипендия и т.п.
Общебытовой словарь состоит из названий предметов, явлений, качеств, действий общебытового характера ( пахать –работать, просекать –понимать, джины-джинсы, шузы –обувь, комок – комиссионный магазин, ловешки, бабки –деньги, теха - шофер такси, черепа, шнурки, перенсы – родители, шкаф – толстый человек, клевый, ломовой –хороший).
По происхождению все жаргонизмы разделяются на несколько групп.
1. По форме совпадающие со словами литературного языка, но употребляющиеся в другом значении( талмуд – учебник)
2. Жаргонные образования, использующие корни или аффиксы литературного языка(водила – шофер, сачкодром – место, где ничего не делают)
3. Слова, заимствованные из английского языка –англизмы.( фейс – лицо, перенс –родители, гирла – девушка, мен –молодой человек, аск – спрашивать ит.п). Большинство этих жаргонизмов могут употребляться людьми, которые не владеют английским, настолько прочно эти слова вошли в практику разговорной речи молодежи.
Жаргон – язык устный, он создан для непринужденного неофициального общения групп людей. Он не может быть обработан, нормирован. Это подвижная и изменяющаяся система. Бездумное употребление жаргона засоряет и огрубляет раз-говорную речь, но тем не менее в жаргоне молодежи в какой-то степени отражаются интересы его носителей. Важно, чтобы это не переходило какую-то определенную черту, каждый человек может и обязан уметь выразить любую свою мысль на литературном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку "Жаргоны в речи школьников ФГКОУ СОШ № 162: мусор или необходимость?"
Данная исследовательская работа раскрывает суть понятия "жаргон", его виды, особенности употребления. Во второй части исследования ученица выясняет, используют ли жаргоны в своей речи школьники, почем...
Иноязычная лексика в молодежном жаргоне: Источники пополнения молодежного жаргона и связи с другими языками.
Жаргон - это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон - это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, моряков), занятием (жаргон спо...
Обобщение по теме "Функциональные разновидности речи"
Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой. Обучающиеся должны научиться устанавливать и обосновывать принадлежность текстов к определённой функциональной разновидности языка . ...
Обобщение по теме "Функциональные разновидности речи"
Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой. Обучающиеся должны научиться устанавливать и обосновывать принадлежность текстов к определённой функциональной разновидности языка . ...
ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».
laquo; Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Разновидности речи: устная и письменная. Диалог и монолог".
Цели: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи; - дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся уяснить разницу между ними...
Социально значимый проект по русскому языку «Молодёжный жаргон и его функция в речи учеников МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова».
Цель работы: изучить и критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи учеников МБОУ Лучесской школы им.В.Ф.Михалькова...