Жаргон как социальная разновидность речи.
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Сидорова Ольга Николаевна

 

Данный материал может быть использован на элективных занятиях по русскому языку.Автор статьи утверждает, что жаргон – язык устный, он создан для непринужденного неофициального общения групп людей. Он не может быть обработан, нормирован.  Это подвижная и изменяющаяся система,  но вместе с тем предупреждает, что относиться к жаргону надо аккуратно и разумно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhargon.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

О жаргоне. (Материал можно использовать на элективных занятиях)

Жаргон – социальная разновидность речи, характеризующаяся специфической лексикой и фразеологией. Жаргон является принадлежностью относительно открытых социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения. Например, существует жаргон музыкантов, спортсменов, летчиков, моряков и т.п.

Лексика жаргона строится на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, усечений,  а также активного усвоения иноязычных слов и морфем.

Молодежные жаргоны - явление не новое в историческом развитии языка. Трудно хотя бы приблизительно определить время появления первых молодежных жаргонов, однако не исключение, что история берет свое начало еще в средневековье, в языке западно-европейских студентов, вагантов. Упоминание о жаргонах молодых людей встречаются в лингвистической литературе уже во второй половине девятнадцатого века. После 1917 года  исследования речи детей в нашей стране показали, что в язык школьников двадцатых годов проникали через общение с беспризорниками жаргонные, блатные словечки. Одним из последующих этапов развития молодежного жаргона был жаргон «стиляг», появившийся в 50-х годах и вызвавший много споров и дискуссий.  

В настоящее время нельзя говорить о жаргоне как замкнутом речевом обиходе какой-либо социальной группы: жаргон молодежи  скорее сниженный стиль речи, средство непринужденного общения в кругу сверстников. Носителем молодежного жаргона являются молодые люди от 14 до 25-30 лет. В основном, это жители городов и крупных поселков. Однако не все жаргонизмы имеют одинаковое распространение. Наряду с широко известными словами встречаются слова территориально и социально более ограниченные. Обычно это названия местных реалий (например, улица Тверская – авеню, савел – Савеловский вокзал, горбушка и другие). Встречаются и профессиональные словечки, характерные для специалистов одной какой-либо области(«запаска» - запасное колесо - из речи шоферов,  «стакан» - застекленная будка для милиционеров).

Высокая степень экспрессивности жаргона , потребность в выразительных средствах  вызывают к жизни все новые и новые слова. Поэтому даже в речи одной молодежной группы возникают все новые и новые слова. Это и словообразовательные дуплеты: академ – академка –академический отпуск, основной –основняк – любящий лидерствовать; это могут быть синонимы:черпак  - сынок –молодой солдат, Бычок –чинарик –окурок, напиться –надринькаться и т.п.

Наличии богатой системы синонимов – одна из отличительных черт жаргона, причем для жаргона характерны точные синонимы. Существенной чертой жаргона является его образность, проявляющаяся и в краткости(Лабы –лабораторная работа, видак –видеомагнитофон), и  в необычных сочетаниях звуков (прихехешник – поклонник), и в употреблении терминологического наименования в чуждой ему функции ( синдром в значении похмелье, целкость в значении безошибочность), и в переносе значений литературного слова . в который очень часто включается оценочный момент ( чан – голова, завять –сдаться), образуются жаргоны и сложением, например –«кайфолов» - любитель удовольствий.

 В молодежном жаргоне выделяются, как правило, две основные предметно-понятийные области: производственное ядро и общебытовой словарь.  Например , производственное ядро- студенты:  античка – античная литература, строемол – строение молекул, стипуха, стипа –стипендия и т.п.

Общебытовой словарь состоит из названий предметов, явлений, качеств, действий общебытового характера ( пахать –работать, просекать –понимать, джины-джинсы, шузы –обувь, комок – комиссионный магазин, ловешки, бабки –деньги, теха  - шофер такси, черепа, шнурки, перенсы – родители, шкаф – толстый человек, клевый, ломовой –хороший).

По  происхождению все жаргонизмы разделяются на несколько групп.

1. По форме совпадающие со словами литературного языка, но употребляющиеся в другом значении( талмуд – учебник)

2. Жаргонные образования, использующие корни или аффиксы литературного языка(водила – шофер, сачкодром – место, где ничего не делают)

3. Слова, заимствованные из английского языка –англизмы.( фейс – лицо, перенс –родители, гирла – девушка, мен –молодой человек, аск – спрашивать ит.п). Большинство этих жаргонизмов могут употребляться людьми, которые не владеют английским, настолько прочно  эти слова вошли в практику разговорной речи молодежи.

 Жаргон – язык устный, он создан для непринужденного неофициального общения групп людей. Он не может быть обработан, нормирован.  Это подвижная и изменяющаяся система. Бездумное употребление жаргона засоряет и огрубляет раз-говорную речь, но тем не менее  в жаргоне молодежи в какой-то степени отражаются интересы его носителей. Важно, чтобы это не переходило какую-то определенную черту, каждый человек может и обязан уметь выразить  любую свою мысль на литературном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку "Жаргоны в речи школьников ФГКОУ СОШ № 162: мусор или необходимость?"

Данная исследовательская работа раскрывает суть понятия "жаргон", его виды, особенности употребления. Во второй части исследования ученица выясняет, используют ли жаргоны в своей речи школьники, почем...

Иноязычная лексика в молодежном жаргоне: Источники пополнения молодежного жаргона и связи с другими языками.

Жаргон - это своего рода язык в языке. Строго говоря, жаргон - это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, моряков), занятием (жаргон спо...

Обобщение по теме "Функциональные разновидности речи"

Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой. Обучающиеся должны научиться устанавливать и обосновывать принадлежность текстов  к определённой функциональной разновидности языка . ...

Обобщение по теме "Функциональные разновидности речи"

Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой. Обучающиеся должны научиться устанавливать и обосновывать принадлежность текстов  к определённой функциональной разновидности языка . ...

ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».

laquo; Р.р Повторение. Речь, ее  разновидности. Текст. Его  тема  и  основная  мысль.  Стили  речи; средства  выразительности в художественной  речи...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Разновидности речи: устная и письменная. Диалог и монолог".

Цели: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи;  - дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся уяснить разницу между ними...

Социально значимый проект по русскому языку «Молодёжный жаргон и его функция в речи учеников МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова».

Цель работы: изучить и  критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи учеников МБОУ Лучесской школы им.В.Ф.Михалькова...