Идем на грозу! (Типы речи) Урок-проект.
план-конспект урока русского языка (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idem_na_grozu.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Идем на грозу!
(Типы речи)
Урок-проект
Цель урока:
-закрепить на практике теоретические знания о типах речи, развивать умение составления текстов, различных по типу речи, но объединенных одной темой;
- развивать коммуникативность, умение работать в малой творческой группе;
-развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся.
Ход урока:
- Учитель зачитывает отрывки из романа Д.Гранина «Иду на грозу».
«Наконец-то им повезло. Они разыскивали мощные кучевые облака с высокой напряженностью. Приборы, словно нож, вскрывали внутренности облака. Сотни, а если во всех странах, так уже тысячи полетов в облаках, километры пленок, заснятых на регистраторах, выяснили лишь бесконечную сложность процессов, творящихся в этом кипящем котле природы». «За окном творилось что-то ужасное. Магниевые вспыхи разрядов с грохотом били прямо в стекло. На мгновение внутренность самолета освещалась с пронзительной яркостью. Пустые кресла. Блеск приборов. Бледные лица. Не от страха, просто такое освещение.
Обрушивалась тьма. И тогда возникали края плоскостей – они вздрагивали и светились нежно-розовым сиянием короны.
Как они попали в грозу – случайно, нарочно – выяснять было некогда. Вот он тот самый счастливый случай – редчайшая возможность поймать, ухватить, измерить драгоценные данные. Тут, совсем рядом, за стеклом, зона, где возникают молнии, где-то поблизости – центр грозы – святая святых и тайная тайных». « Кто мог знать, что они попадут в грозу! Они не имели права, им было запрещено заходить в грозу, это нарушение всех правил и приказов».
Учитель: Я не случайно прочитала вам эти отрывки из знаменитого романа Д.Гранина «Иду на грозу»»- о настоящих, смелых людях, ученых, стремящихся во что бы то ни стала постичь загадку, тайну грозы. Нам сегодня предстоит провести своеобразное исследование явления грозы – воссоздать ее образ с помощью различных типов речи.
Итак, идем на грозу!
- Формирование команд.
Перед началом урока учащимся предлагалось выбрать эмблему, в соответствии со сделанным выбором создаются три команды, перед каждой ставится исследовательская цель:
«Натуралисты» - изучают грозу как природное явление.
«Электрики» - исследуют физическую природу грозы.
«Громовержцы» - рассматривают грозу как явление, которое приводило людей в трепет, так как они видели в нем гнев Божий.
- Выполнение командами творческих заданий, оформление результатов и их презентация.
1 задание.
Составить ассоциограмму к слову «Гроза», исходя из исследовательской задачи команды.
2 задание.
Продолжив предложения, составить текст- описание грозы. Постараться использовать параллельную связь предложений, параллелизм синтаксических конструкций.
(Приближалась гроза…Солнце…Птицы…Лес…Деревья…)
3 задание.
Поэтическое описание. По заданной рифме составить стихотворение – описание грозы. ( мая – гром – играя - голубом; молодые – летит – дождевые - золотит; проворный – гам – нагорный - громам) Сравнить с оригиналом - стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
Физкультминутка
4 задание.
Учитель демонстрирует репродукцию картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Определите, каков сюжет картины? (Дети бегут от грозы) Составить текст-повествование, но не описание картины, о рассказ на заданный сюжет.
5 задание.
Исходя из исследовательской задачи команды, сформулировать тему и написать текс-рассуждение.
6 задание.
Заполнить карту мыследеятельности, поставив в центр размышлений, обобщений понятие «Типы речи».
- Подведение итогов урока.
Обобщение наблюдений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Функциональные стили речи.Типы речи.
Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....
Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)
Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...