Урок проверки знаний учащихся
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса по теме "Разбор простого предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к ЕГЭ. Урок-практикум в 5 классе.

                    «Разбор простого предложения»

                                               

Методические рекомендации

Как помочь современному школьнику стать грамотным? Как воспитать любовь и бережное отношение к родному языку? Как пробудить стойкий интерес к изучению русского языка? Эти актуальные вопросы требуют своего разрешения, заставляют искать новые, более результативные пути организации учебного процесса.

Исходя из этого, в системе уроков можно выделить 3 типа: уроки теории, уроки соединения теории и практики, урок контроля.

Для каждого типа урока характерны свои цели и задачи, которые вытекают из содержания материала, изучаемого на уроке. Ученики должны четко представлять себе, что именно будет изучаться на уроке и какой результат они должны получить.

Предлагаемый урок относится к типу «Соединение теории и практики», а точнее, урок-исследование по теме «Разбор простого предложения».

Уроки-исследования очень полезны. На таких уроках шлифуются знания, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, каждый проводит исследование в привычном для себя ритме, что дает учителю возможность проверять работу поэтапно.

Для анализа-исследования лучше брать высокохудожественные тексты. Поэтому сегодня на уроке я предложила для работы строки А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.Бунина, М.Горького, современных поэтов, объединенные темой «Осень», что создало определенный настрой.

Тип урока определил и основные учебные задачи; каждый ученик должен уметь:

1. Характеризовать предложение по цели высказывания, интонации;

2. Путем выделения основы различать простые и сложные предложения; а среди простых - одно- и двусоставные.

3. Закрепить навык постановки запятой в простых предложениях, осложненных однородными членами или обращением;

4. Уметь строить схемы предложений и составлять предложения по данным схемам.

Для повышенного (продвинутого) уровня были предъявлены дополнительные требования, когда ученик может:

1. Передать содержание небольшого текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово;

2. Работая с текстом, выделять только простые предложения.

Всё занятие ведется по методу «малых групп» или в «парах», где знания являются лишь средством для интеллектуального саморазвития учащегося, где в психологически комфортных условиях они решают учебные задачи, не испытывая подавления авторитетом и словом учителя.

Преимущество этого метода, на мой взгляд, заключается в том, что отчет о выученном материале не является целью занятия - в этом нет необходимости, т.к. условием и средством продвижения является знание учебного материала, умение применить его на практике.

И, во-вторых, такой метод помогает повысить эффективность овладения учебным материалом - учащиеся больше знают и понимают.

Весь урок строился на этапном повторении пройденного материала с применением практических навыков, от простого к сложному, причем путь решения очередной задачи выбирали сами учащиеся, что создает ситуацию успеха.

Данный урок проводился с использованием мультимедиа проектора, что позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать их внимание, повысить творческий потенциал личности: построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным.

Современный урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его цели и задач, планирования этапов. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности, поместив на слайды. Бесспорно, качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель к тому же получает возможность больше внимания уделить детям.

Однако компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, получения дополнительной информации, но и в качестве средства активного обучения. Как это ни парадоксально, но именно компьютер (бездушная машина) может по – настоящему оживить русский язык, который, чего греха таить, является не самым популярным и привлекательным среди учащихся  по вполне понятным объективным причинам. Поэтому возникла необходимость создания таких новых форм занятий, как лингвистическая игра, которая требует достаточно высокого уровня логического мышления.

При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определенные воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия. Учащиеся охотно идут  на занятия с использованием компьютера, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с учеником.

Детей привлекают новые условия, непринужденность обстановки, само общение с компьютером, возможность работать группами (взаимопомощь), возможность повторить программу и получить хорошую отметку. Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в жизни. У ученика появляются  дополнительные возможности для тренировок и закрепления знаний, умений, навыков. При обеспечении каждого ученика своим дисплеем появится возможность индивидуализировать работу учащихся, облегчить дифференциацию оценки их знаний.

Как показывает практика, компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя), развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс: чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями

Внедрение новых информационных технологий – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению русского языка и тем самым повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы; способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру, на развитие стойкого  интереса учащихся к русскому языку.

Тем не менее нужно помнить, что далеко не весь материал по русскому языку или литературе нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Ведь все хорошо в меру! Известно, развивая логическое мышление, обогащая  учащихся новыми знаниями, умениями, навыками, компьютер все же не развивает монологическую и диалогическую речь детей, сужает область коммуникации.

Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.

Я убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке неограниченны и все зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями.

В результате такой деятельности, я считаю, цели урока будут достигнуты, а учебные задачи успешно решены.

Список литературы

1. Кравцова М.Ю. Русский язык и ИКТ. Программа. – М.: МИОО, 2006.

2. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках литературы и русского языка. – http://pedsovet.org

3. Павленко И.В. Использование компьютера на уроках литературы и русского языка. – oit.uni-dubna.ru

4. ИКТ на уроках русского языка и литературы. – http://luadochka08.rusedu

План – конспект урока

Тема урока, класс: Разбор простого предложения, 5 класс

Цель урока:  Познакомить  учащихся   с   порядком   синтаксического  разбора простого    предложения.

Задачи: 

  1. Учить характеризовать предложение по цели высказывания, интонации; путем выделения основы различать простые и сложные предложения, среди простых – одно- и двусоставные.
  2. Закрепить навык постановки запятой в простых предложениях, осложненных однородными членами или обращением.
  3. Учить строить схемы предложений и составлять предложения по данным схемам.
  4. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе на примере высокохудожественных  текстов,   в  том  числе   и  стихотворений А.С.Пушкина.

Оформление:

- стилизация осени,

- презентация,

- стихи об осени (предварительно задать на дом).

Ход урока

Этап урока

Презен-тация

Учитель

Учащиеся

1

2

3

4

Орг. момент

Приветствует учащихся, желает плодотворной работы…

Записывают в тетради число, классная работа (тему урока пока не писать)

Лингвистичес-кий анализ текста

Ребята, какое сейчас время года? Да не просто осень, а поздняя осень. Вот как об этом писал замечательный русский поэт А.С. Пушкин:

Устная работа

Слайд 1

Что вы видите за несколькими строками поэта?

Устная работа

Слайд 2

(ответы по щелчку)

- Подберите синонимы к словам бранить, блистать

- Почему А.С.Пушкин называет красоту осени тихой?

- Как называется такое средство художественной выразительности?

(эпитет)

Слайд 3

- А какие стихотворные строчки об осени знаете вы?

1-2 учащихся

Словарная работа

- А теперь, ребята, давайте поиграем. Я предлагаю вам небольшой кроссворд, отгадав который, вы узнаете тему нашего урока. Слова расположены по вертикали, сверху вниз, а ключевое слово – по горизонтали. Итак,

Слайд 4

(по щелчку)

1. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления.

2. Плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах, заливах.

3. Жилище птицы.

4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

5. Профессиональный наездник на скачках, бегах

6. Русская мера длины, равная 75 см.

Вот, ребята, мы с вами и определили ключевое слово, чем будем заниматься сегодня на уроке, это разбор.

(арена)

(бакен)

(гнездо)

(айсберг)

(жокей)

(аршин)

Слайд 5

Запишите, пожалуйста, тему урока: «Разбор простого предложения»

- А что, ребята, нужно знать, чтобы уметь производить разбор предложения?

- Вот давайте вместе этот порядок разбора и составим.

Записывают тему урока в тетрадь

Повторение изученного

Слайд 6

(по щелчку)

- Запишите первую строку стихотворения А.С.Пушкина.

-Как называется эта синтаксическая единица языка?

(предложение)

Слайд 7

- Что такое предложение?

Звучит правило

Практикум

тест 1

Слайд 8

- Ребята, выполните задания Теста 1: определите, какая запись является предложением, почему?

Ответ 3

- Итак, главная отличительная черта любого предложения – это смысловая завершенность. В зависимости от этого, т.е. от цели высказывания, предложения делятся на …

Слайд 9

- Какими бывают предложения по интонации?

Практикум

тест 2

Слайд 10

- Выполните задание Теста 2

Ответ 4

- Что составляет грамматическую основу предложения?

(подлежащее и сказуемое)

Практикум

тест 3

Слайд 11

- Выполните задание Теста 3

Ответ 4

- Выделите грамматическую основу в нашем предложении

Слайд 12

-Чем отличается простое предложение от сложного предложения?

Практикум

тест 4

Слайд 13

- Выполните задание Теста 4

Ответ 4

Слайд 14, 15, 16

Физкультминутка

Слайд 17

- По количеству главных членов предложения делятся на…

- Тогда данное предложение является…

(односоставные и двусоставные)

(односоставным)

Слайд 18

-  Как   называется   предложение, состоящее   только из   грамматической основы?

- Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называются?

(нераспространенным)

(распространенным)

Практикум

тест 5

Слайд 19

- Выполните  задание Теста 5

Записывают в тетради:

1.Повест. невоскл., прост., двусост., распр

2.Повест., невоскл., прост., двусост., нераспр.

3.Повест., невоскл., прост., двусост., нераспр.

4.Повест., невоскл., прост., двусост., расп

5.Повест.,невоскл.,прост., двусост., расп

- Тогда  данное  предложение  по наличию   второстепенных членов…

(распространенное)

Слайд 20

-Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

Зрительный диктант

Слайд 21

- Составить схемы предложений

1 ученик работает у доски

- Дайте характеристику второстепенным членам данного предложения.

Слайд 22

-Чем может быть осложнено простое предложение?

-Назовите признаки однородности членов предложения.

-Какие члены предложения могут быть однородными?

Практикум

тест 6

Слайд 23

1 ученик работает у доски

- При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Расскажите о знаках препинания в таких предложениях.

1

2

3

4

Практикум

тест 7

Слайд 24

Могут быть варианты

- Что такое обращение? Назовите опознавательный признак обращения.

(звательная интонация)

Практикум

тест 8

Слайд 25

- Назовите обращения, объясните знаки препинания.

Слайд 26

-Перечитайте еще раз стихотворные строки А.С.Пушкина. Скажите, есть ли здесь однородные члены предложения? Обращение?

Одн.чл.: тихою, блистающей;

Обращение: читатель дорогой

Обобщение

Слайд 27

- Ну вот, ребята, мы с вами и составили порядок разбора простого предложения, а заодно повторили весь пройденный материал.

Контрольный

тест

Слайд 28

- Насколько хорошо вы усвоили пройденный материал, покажет итоговый тест, который вы выполните самостоятельно на отдельных листках.

Домашнее задание

(заранее записано на доске)

1.Выучить порядок синтаксического разбора предложения.

2. Из  «Сказки  о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина выписать 5 простых предложений и произвести их синтаксический разбор.

3. Придумать лингвистическую сказку, почему члены предложения так называются.

Записывают задание в дневники

Итоги урока,

оценки

Благодарит за плодотворную работу, отмечает наиболее активных ребят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка знаний учащихся 5-8-х классов на уроках технологии с помощью кроссвордов

Варианты кроссвордов и вопросов к ним по темам «Работа с  древесиной» и «Обработка металлов», используемые мною для проверки знаний пройденного материала у максимального количества учащихся....

Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, способом раздаточных карточек и т.д. по усмотрению учителя.

  Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, с...

Урок - проверка знаний учащихся в 10 классе по теме:"Производная. Вычисление производных."

Проверка знаний учащихся по теме: «Производная, правила дифференцирования»....

Проверка знаний учащихся на уроках технологии

«Когда вы желаете обратиться с вопросом к автору проекта, четко формулируйте его. Можете сообщить свою позицию и мнение о проекте. Презентация должна быть краткой, по существу, можете воспользовать...

Формы и методы проверки знаний учащихся на уроках информатики

Усовершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников является одним из  основных линий повышения эффективности учебного процесса по информатике.Применение  различных видов и ...