Урок русского языка в 1классе
план-конспект по русскому языку по теме

Маслова Гульсина Мунировна

Урок русского языка в 1 классе на тему "Большая буква в именах собственных" с призентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka__1_klass.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Сюкеевская средняя школа

 Камскоустьинского муниципального района РТ

Урок русского языка в 1 классе

Открытый урок, проведённый  на конкурсе «Учитель года»

учителем   I кв. категории 

Масловой Гульсиной Мунировной

2007

Цели:

Обучающие:

1. Выяснить, почему слова пишутся с большой буквы не только в начале предложения.

2. Дать понятие имени собственного. Познакомить детей с заглавной буквой в именах собственных.

Воспитывающая: Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Развивающие:  Развитие речи, наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и обобщать, обогащение словарного запаса  учащихся.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор мультимедиа.

2. Презентация PoverPoint «Заглавная буква в именах собственных»

3. Раздаточные материалы - карточки с именами, фамилиями, отчествами учеников, рисунки  к сказке «Колобок».

I  Организационный момент.

Прозвенел  и смолк звонок

Начинается урок

Ждут нас книжки и тетрадки

- Все готово?

- Все в порядке?

Запись числа  22 марта

II Повторение

Учитель: Сегодня мы продолжим учиться писать, а также наблюдать и анализировать слова и предложения.

- Для этого нам понадобятся буквы. Давайте вспомним алфавит.

- А,Б,В, …

а)  Чистописание

          Дд

б) Письмо под диктовку

Дети, сад, медведь, день, дом.

III Изучение новой темы

1) Составить предложение из слов.

- Я приготовила вам предложение.

- что такое предложение

- Но на столе слова перепутались, нужно восстановить предложение.

- У кого получилось?

- Аделия напишет на доске, остальные пишут в тетрадях.

- Какие слова написали с большой буквы? Почему?

- Зачем нужны имена?

- Нужно как-то называть друг  друга

Когда-то очень давно для общения друг с другом нужно было как-то называть друг друга. И тогда имена давались как клички. Если у человека были волосы белые, его могли назвать Белый (Белов). Если охотник хорошо охотился, его звали Волком (Волков). Вожака часто звали Владельцем мира (Владимир).

Многие наши имена пришли в русскую речь из других стран. Имя Даша, Дарья  персидское  означает – победительница, имя Ольга в переводе со скандинавского – священная. (Учитель рассказывает, что обозначают имена детей)

Но кроме имени, у человека есть фамилия, имя, отчество. В русском языке их называют именами  собственными. И у каждого из вас  есть фамилия, имя, отчество. Они напечатаны на карточках. Кто прочитает свою фамилию, имя, отчество.

Ф.                     И.                            О.

- Раздаю надписи с Ф.И.О. (дублируется на экране мультимедиа)

- Каждый встает и читает:

Я Лизунин Тимур  Евгеньевич

Я Трушина Данелия Александровна

Я  Хайруллина Алёна Александровна

Я Хайрутдинова Руза Альбертовна

Я Валеева Эльвира Ильдаровна

Я Гиниятова Алия Ильнуровна

Я Князева Снежана Дмитриевна

Я Муллагалиев Рифат Мансурович

Я Филиппова Анжелика Сергеевна

Я Яшагин Феликс Федорович

С какой буквы напечатаны ваши фамилии , имена, отчества ?

- Дело в том, что слова, которые называют Ф.И.О. являются именами собственными и пишутся с заглавной буквы.

- Запишите свою фамилию, имя, отчество в тетрадь. ( у каждого на парте имеется карточка )

Проверка написанного

- А теперь назовите Ф.И.О. папы.

Александр Николаевич;  Александр Рашидович, Дмитрий Валерьевич.

- Назовите Ф.И.О.  мамы:

Валентина Ивановна, Эльвира Хамзовна, Надежда Владимировна.

Физкультминутка

Звучит музыка  песни «Голубой вагон»

IV Закрепление изученного

1. Работа с текстом.

 Прослушайте текст.    Сколько в нем предложений?

Наши забавы

Рады ребята зиме. Кругом снег. Боря и Алик идут на каток. Люба и Рая лепят снежную бабу. Коля встал на лыжи (5)

- Запомните имена, напечатайте в читайках.

Проверка написанного

2. Работа с именами.

 Запишите только первую букву в словах:

Зоя, Люся, Рая, Юля, Алёша, Света, Оля, Сережа, Толя.

3. Работа с Ф.И.О.

Назовите фамилию, имя, отчество вашего учителя. Какие заглавные буквы нам понадобятся?  

Запишите фамилию, имя, отчество вашего учителя в тетрадь.

Проверка написанного.

V  Развитие речи.

Поднимите руку, кто знает сказку «Колобок».

Придумаем продолжение сказки.

 

Жили - были, бабушка и дедушка.

- Не было у них  Ф.И.О.

- Придумаем Ф….. И…. О…..

- А где они жили: в городе или в деревне? А кто думает, что в городе жить лучше? Почему?

- А кто думает, что в деревне  жить лучше? Почему?

- К ним приезжает в гости внук . Как его звали?

- Когда он приезжает?

- В каникулы. А когда лучше: на каникулах или в школе? Докажите…

А какие это были каникулы? Зимние, летние? А какие лучше?

Дожил он до конца каникул и уехали к себе в город. Дедушке с бабушкой стало скучно. Решила бабушка испечь колобка и отправить его в город внуку.

А дед ей говорит:

- Что ты, старая! Первого Колобка лиса съела, и второго съест.

Давайте придумаем как можно отправить Колобка?

(отправить почтой, вооружить, заковать в доспехи, отправить с сопровождающим дедушкой, перебросить через лес на самолете).

- Испекла бабушка Колобка, и покатился он в город. Сначала катился через лес по тропинке, а потом по дороге. А где катится лучше?

И вдруг видит… слона.

- Откуда в нашем лесу мог взяться слон?

Из зоопарка, из цирка, слон-турист, был завезен по заказу какого-то богатея, а потом сбежал или его выгнали, а, может, действие происходило в Африке или в Индии

- Сказку вы закончите на следующем уроке. А дома нарисуйте встречу Слона и Колобка.

О домашнем задании вам напомнит Колобок, которого я вам подарю.

VI Итог урока

-  Назовите тему нашего урока

- Чтобы вы рассказали об уроке дома? Что вам понравилось больше всего?

Учитель: Сегодня на уроке работали все хорошо, молодцы!

Дополнительные материалы к уроку

  1. Алена – святая (рус/греч)
  2. Алина – благородная (фр,герм)
  3. Анжелика – ангельская (герм)
  4. Дарья – повелительница (перс)
  5. Снежана – снегурочка (болгар)
  6. Эльвира – защита всех (герм)
  7. Тимур – железо (монг)
  8. Феликс – счастливый (лат)
  9. Рафаил - исцеление боже (евр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...