Дидактический материал по русскому языку.
материал по русскому языку (7,8 класс) по теме
Невозможно серьёзно заниматься филологическим анализом в классе, если ученики не владеют всем богатством лексики и стилистики русского языка. В седьмых – восьмых классах я не просто знакомлю учащихся, а активно включаю в уроки русского языка упражнения по расширению их словарного запаса и углублению знания стилистических приёмов, что позволит им осознанно в дальнейшем анализировать художественные тексты.. Для этого предлагаю следующие упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevozmozhno_seryozno_zanimatsya_filologicheskim_analizom_v_klasse.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Упражнение №1. Подобрать фразеологизмы к данным выражениям.
- Сказать очень метко.
- Неизвестно, будет или нет.
- Человек, который всё, что хочет.
- Неудачное начало какого-нибудь дела.
- О результате дела судят по его окончании.
- Бесследное исчезновение кого – нибудь или чего – нибудь.
Упражнение №2. Объяснить значение фразеолог/измов
- Сизифов труд.
- Ахиллесова пята.
- Избиение младенцев.
- Сжечь мосты.
- Последний из могикан.
- Не покладая рук.
Упражнение № 3. Вставьте в предложение слова «опять» или «обратно».
- Сегодня я … встретился с товарищем.
- Отправляясь на экскурсию в Москву, мы взяли билеты туда и …
- Брат… отказал в просьбе сестре.
- Генерал приказал Пете вернуться…
- Сегодня… идет дождь.
Упражнение № 4. Исправьте стилистические ошибки:
- С большим эпосом поэт говорил о себе.
- После дождя воздух был особенно свеж, и под лучами солнца на листьях сверкали атмосферные осадки.
- Вся земля закутана пушистым белым ковром.
- Алексей мысленно подумал, что это немец.
- Первый его дебют был удачным.
- Дети долго блудили по лесу.
Упражнение № 5. Из слов в скобках выберите нужное:
- Мцыри произносит (священную, сокровенную, заветную) клятву, он обещает (найти, обрести, отыскать) отчизну.
- Раздались (громкие, призывные) звуки труб, (неистовые, дикие, потрясающие) крики воинов, (тяжкий, грозный) топот коней.
- Листы (древней, ветхой) рукописи от времени стали (древними, ветхими).
- Работа над созданием новой машины требует (упорства, упрямства).
- Он иногда понимает свои ошибки, но из- за (упорства, упрямства) не признает их.
- Вредителей полей надо (искоренить, истребить).
- Следует (искоренить, истребить) все недостатки.
Упражнение № 6. Указать, какие синонимы могут сочетаться со словами в скобках:
- Очевидный, ясный (объяснение, вопрос, небо, ошибка).
- Коричневый, карий (платье, глаза, краска, материя).
- Толстый, полный (тетрадь, женщина, палка, ткань).
- Заграничный, иностранный (гости, вещи, языки, писатели).
Упражнение № 7. Выписать из предложений синонимы и антонимы, указать их стилистические функции.
- Я царь – я раб, я червь – я Бог! ( Г. Р. Державин ).
- Дома новы, а предрассудки стары. ( А. С. Грибоедов ).
- Твой насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен. ( А.С. Пушкин ).
- Ты – богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. ( А. С. Пушкин ).
- Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль. (М. Ю. Лермонтов).
- В толпе друг друга не узнали, сошлись и разойдемся вновь. Была без радости любовь- разлука будет без печали. (М. Ю. Лермонтов)
- И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя не злобе ни любви, и царствует в душе какой- то холод тайный, когда огонь горит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
Упражнение № 8. Составьте предложения с данными словами.
Докажите, что это омонимы.
- Из меня- изменя;
- Веки- во веки;
- Берегу (сущ. предл. падеж)- берегу;
- Лечу(летать)- лечу(лечить).
Упражнение № 9. Определить вид тропов:
- О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев) (олицетворение)
2. Ты вел мечи на пир обильный, все пало с шумом пред тобой.
(А.С. Пушкин) (метонимия и метафора).
3. Все флаги в гости будут к нам. ( А.С. Пушкин) (метонимия).
4. И является она у дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее, розы утренней свежее. ( А.С. Пушкин)
(сравнение).
- Чашек на подносе было столько, сколько чаек на морском берегу. (Н.В. Гоголь) (гипербола).
- Все спит- и человек, и зверь, и птица. (Н.В. Гоголь) (синекдоха).
- Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. ( А.С. Пушкин) (перифраз).
8. Онегин жил анахоретом. ( А.С. Пушкин) (антономасия).
9. Его червонцы будут пахнуть ядом. ( А.С. Пушкин) (метафора).
10. Узнаете, как хрустнет ваш скелет
В звериных наших нежных лапах. (А.А. Блок) (оксюморон).
Упражнение № 10. Определить стилистические фигуры:
- Мечты, мечты, где ваша сладость? ( А.С. Пушкин) (удвоение).
- Бурь порыв мятежный. ( А.С. Пушкин) (инверсия).
- Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской. (М.Ю.Лермонтов) (анафора).
- Мутно небо, ночь мутна. ( А.С. Пушкин) (кольцо).
- О, весна без конца и без края, без конца и без края мечта! (А.А. Блок) (стык).
- Не час, не день, не год уйдет. (Е.А. Баратынский) (градация).
- Кто- куда, а я- в сберкассу. (В.В. Маяковский) (эллипс).
- И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блески, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье- бурная мечта
Ожесточенного страданья. ( А.С. Пушкин) (полисиндетон).
Стилистические фигуры - необычные обороты устной и письменной речи, служащие ее украшением. Они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску. В стихотворном тексте важно все, но каждый видит свое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку для 9 класса
IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....
дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета
задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...
дидактический материал п русскому языку
Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...
Дидактический материал по русскому языку в 9 классе
дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...
Дидактический материал по русскому языку в 7 классе
Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...