тексты для выборочных диктантантов по орфографии
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Тексты для выборочных диктантов в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тексты для выборочного диктантаdocx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
В СТАРШИХ КЛАССАХ
НА УРОКАХ ПО ПОВТОРЕНИЮ ОРФОГРАФИИ
Н.ШАПИРО1. Суффиксы причастий и отглагольных прилагательных.
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Тогда за воротами
Темнеет жесткий и прямой Литейный,
Еще не опозоренный модерном.
Так вот когда мы вздумали родиться
И, безошибочно отмерив время,
Чтоб ничего не пропустить из зрелищ
Невиданных, простились с небытьем.
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди и кричали:
«Она пришла, она пришла сама!».
И сосен розовое тело
В закатный час обнажено.
И щеки, опаленные пожаром,
Уже людей пугают смуглотой.
И такая звезда глядела
В мой еще не брошенный дом.
Не дождался желанных вестниц...
Над тобой – лишь твоих прелестниц,
Белых ноченек хоровод.
А за мною, тайной сверкая
И назвавши себя «Седьмая»,
На неслыханный мчалась пир...
Это он в переполненном зале
Слал ту черную розу в бокале
Или все это было сном?
И его поведано словом,
Как вы были в пространстве новом...
Пускай навсегда заколдованы мы,
Но не было в мире прекрасней зимы...
И вот пишу, как прежде, без помарок,
Мои стихи в сожженную тетрадь.
Этот ветер, жесткий и сухой,
Принесет вам только запах тленья,
Привкус дыма и стихотворенья,
Что моей написаны рукой.
Здесь столько лир повешено на ветки,
Но и моей как будто место есть...
Арык на местном языке,
Сегодня пущенный, лепечет...
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
(А.Ахматова) 2. Н или НН в суффиксах или на стыке корня и суффикса в разных частях речи.
Теперь непременно я думать должна –
Отцу моему так угодно.
Прости меня, бедный изгнанник!
Тебя позабыть! Никогда! никогда!
Ты сердца единый избранник...
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя...
Опять провела я бессонную ночь,
Письмо государю писала.
«Я еду! Я еду! Теперь решено!..»
Я плакала, жарко молилась...
Минуты мучительно медленно шли...
Без шляпки, с распущенной длинной косой,
Полуденным солнцем палима,
Я к морю летела...
Я не буду скрывать, что Пушкин в то время казался
Влюбленным в меня...
Печальна была наша встреча. Поэт
Придавлен был истинным горем.
Вы гордо оглянете пройденный путь
И снова узнаете радость.
О, как вдохновенно играли они!
Как пели!.. и плакали сами...
Убогий, в пустыне затерянный храм!
В нем плакать мне было не стыдно...
Отец Иоанн, что молебен служил
И так непритворно молился,
Потом в каземате священником был
И с нами душой породнился.
А праздник как мертвая весь проспала
В гостиной его на диване...
Кому провиденьем дано обрести
В пустыне негаданно друга,
Тот нашу взаимную радость поймет...
На завтрак ватрушку мне мать испекла,
Так я подарил им ватрушку.
Двугривенный дали – я брать не хотел.
Не раз мне украдкой давал из полы
Картофель колодник клейменый:
«Покушай! горячий! сейчас из золы!».
Хорош был картофель печеный...
Ходить не позволено дамам туда!
Вернитесь скорей! Погодите!
Потоком сердечных, восторженных слов,
Похвал моей дерзости женской
Была я осыпана...
Теперь перед нами дорога добра,
Дорога избранников Бога!
(Н.Некрасов)
3. Гласные после шипящих и Ц.
Восточный конец Империи погружается в ночь.
Цикады
умолкают в траве газонов. Классические цитаты
на фронтонах неразличимы.
Фонари в конце улицы точно пуговицы у
расстегнутой на груди рубашки...
Цифры тут значат не больше жеста,
в воздухе тающего без следа,
словно кусочек льда.
Официантка забыла
о вас и о вашем омлете.
Летом столицы пустеют. Субботы и отпуска
уводят людей из города. По вечерам – тоска.
И за стеною в толщину страницы
вопит младенец, и в окне больницы
старик торчит.
Порой из кают-компании раздаются аккорды
последней вещицы Брамса.
Штурман играет циркулем, задумавшись над прямою линией курса.
Пассажир отличается от матроса
шорохом шелкового белья...
(И.Бродский) 4. Гласные после шипящих и Ц.
Как с ранних пор привыкли верить мы,
что нам без немцев нет спасенья!
Всю ночь читает небылицы,
и вот плоды от этих книг!
То бережешься, то обед:
ешь три часа, а в три дни не сварится!
Покойник был почтенный камергер,
с ключом, и сыну ключ умел доставить.
Она не родила, но по расчету
по моему: должна родить.
А сверстничек, а старичок
иной, глядя на тот скачок
и разрушаясь в ветхой коже,
чай приговаривал: «Ах! если бы мне тоже!».
Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам? не правда ли, смешон?
Но, может, истина в догадках ваших есть,
и горячо его беру я под защиту...
Вот он на цыпочках и не богат словами...
Я глупостей не чтец,
а пуще образцовых.
Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей!
Столы для карт, мел, щеток и свечей!
Танцовщики ужасно стали редки!
И не с кем говорить, и не с кем танцевать!
5. Слитное и раздельное написание наречий.
Встарь, во время оно,
В сказочном краю
Пробирался конный
Степью по репью.
Он спешил на сечу,
А в степной пыли
Темный лес навстречу
Вырастал вдали...
И тогда оврагом,
Вздрогнув, напрямик
Тронул конный шагом
На призывный крик...
Посмотрел с мольбою
Всадник в высь небес
И копье для боя
Взял наперевес.
Этой белою ночью мы оба,
Примостясь на твоем подоконнике,
Смотрим вниз с твоего небоскреба.
И звону шлепавших подков
Дорогой вторила вдогонку
Вода в воронках родников.
Те же люди, и заботы те же,
И пожар заката не остыл,
Как его тогда к стене Манежа
Вечер смерти наспех пригвоздил.
Вот одна походкою усталой
Медленно выходит на порог
И, поднявшись из полуподвала,
Переходит двор наискосок.
И соседка, обогнув задворки,
Оставляет нас наедине.
Разговоры вполголоса,
И с поспешностью пылкой
Кверху собраны волосы
Всей копною с затылка.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.
Среди препятствий без числа,
Опасности минуя,
Волна несла ее, несла
И пригнала вплотную.
И человек глядит кругом:
Она в момент ухода
Все выворотила вверх дном
Из ящиков комода.
Он бродит и до темноты
Укладывает в ящик
Раскиданные лоскуты
И выкройки образчик.
И, наколовшись об шитье
С невынутой иголкой,
Внезапно видит всю ее
И плачет втихомолку.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Настежь все — конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес...
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.
.......................................
В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся недоев-недопив.
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья...
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
(Из стихотворений Б.Пастернака) 6. Правописание наречий.
– Вишь, прихоти какие завелись!
– Все по-французски, вслух, читает запершись.
Вот попрекать мне станут,
что без толку всегда журю.
Не плачь, я дело говорю...
Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг, и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Для довершенья чуда
Раскрылся пол – и вы оттуда,
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!..
Он слова умного не выговорил сроду, –
Мне все равно, что за него, что в воду.
Мне кажется, так напоследок
людей и лошадей знобя,
я только тешил сам себя...
На бале, помните, открыли мы вдвоем
за ширмами, в одной из комнат посекретней,
был спрятан человек и щелкал соловьем...
Что нынче, так же, как издревле,
хлопочут набирать учителей полки,
числом поболее, ценою подешевле?
Не весел я!.. В мои лета
не можно же пускаться мне вприсядку!
– Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?
– Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно...
Когда же надо подслужиться,
и он сгибался вперегиб...
Ваш век бранил я беспощадно,
Предоставляю вам во власть:
Откиньте часть,
Хоть нашим временам в придачу;
Уж так и быть, я не поплачу.
В Москве прибавят вечно втрое:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Пожалуйста, при нем не спорь ты вкривь и вкось
И завиральные идеи эти брось.
Ах! тот скажи любви конец,
Кто на три года вдаль уедет.
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
что по отцу и сыну честь.
Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!
Бог знает, за него что выдумали вы,
Чем голова его ввек не была набита.
А вы, случась на эту пору,
Не позаботились расчесть,
Что можно доброй быть ко всем и без разбору...
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит...
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал...
– Я замужем. – Давно бы вы сказали!
– Мой муж – прелестный муж,
вот он сейчас войдет.
Я познакомлю вас, хотите?
– Прошу. – И знаю наперед,
что вам понравится. Взгляните и судите!
– Да отойди подальше от дверей,
Сквозной там ветер дует сзади!
Представь: их, как зверей, выводят напоказ...
Я слышала, там... город есть турецкий...
Антон Антоныч! Ах!
И он пешит [«бежит»], все в страхе, впопыхах.
– Кто первый разгласил?
– Ах, друг мой, все!
– Ну все, так верить поневоле;
А мне сомнительно.
И впрямь с ума сойдешь от этих от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
А Чацкого мне жаль.
По-христиански так; он жалости достоин;
Был острый человек, имел душ сотни три.
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад –
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям...
Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь
С умнейшими!!! – всю ночь не рыщу напролет.
Другие у меня мысль эту же подцепят
И вшестером, глядь, водевильчик слепят...
Всю ночь толкуют, не наскучат,
Во-первых, напоят шампанским на убой,
А во-вторых, таким вещам научат,
Каких, конечно, нам не выдумать с тобой.
Барон фон Клоц в министры метил,
А я –
К нему в зятья.
Шел напрямик без дальней думы,
С его женой и с ним пускался в реверси...
Охота быть тебе лишь только на посылках?..
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим...
Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе.
(Из комедии А.
7. ПРЕ и ПРИ.
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию – закону света...
Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, – больше ничего.
Когда прибегнем мы под знамя
Благоразумной тишины...
Мы любим слушать иногда
Страстей чужих язык мятежный,
И нам он сердце шевелит.
Так точно старый инвалид
Охотно клонит слух прилежный
Рассказам юных усачей...
А Дуня разливает чай;
Ей шепчут: «Дуня, примечай!».
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал...
Он из Германии туманной
Привез учености плоды...
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
Все это часто придает/
Большую прелесть разговору.
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин...
Быть может, волею небес
Я перестану быть поэтом...
И, Фебовы презрев угрозы,
Унижусь до смиренной прозы...
...Просто вам перескажу
Преданья русского семейства...
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий...
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах...
Они, суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь
По крайней мере сожаленьем...
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучит нас...
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Так зайчик в озими трепещет,
Увидя вдруг издалека
В кустах припадшего стрелка.
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу
Признаньем также без искусства;
Примите исповедь мою...
Владимир сладостной неволе
Предался полною душой.
Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки...
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я...
...Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался...
...Но конь, притупленной подковой
Неверный зацепляя лед,
Того и жди, что упадет...
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив...
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа...
...Но ей
Нехорошо на новоселье,
Привыкшей к горнице своей.
Текут невинные беседы
С прикрасой легкой клеветы.
Один какой-то шут печальный
Ее находит идеальной
И, прислонившись у дверей,
Элегию готовит ей.
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним она была
Так равнодушна, так смела?
Приходит муж. Он прерывает
Сей неприятный тет-а-тет.
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
(А.Пушкин) 8. Н или НН в прилагательных.
Я чувствую непобедимый страх
В присутствии таинственных высот.
Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста, –
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
Ни о чем не надо говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Темная звериная душа...
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, –
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.
Целый день сырой осенний воздух
Я вдыхал в смятеньи и тоске.
«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.
Я не слыхал рассказов Оссиана,
Не пробовал старинного вина...
Я получил блаженное наследство –
Чужих певцов блуждающие сны...
Немного женственны заливов очертанья:
Бискайи, Генуи ленивая дуга.
Завоевателей исконная земля...
Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта
Гусиное перо направил Меттерних, –
Впервые за сто лет и на глазах моих
Меняется твоя таинственная карта!
И галльский гребень появился
Из петушиного хохла.
И ласточки, когда летели
В Египет водяным путем,
Четыре дня они висели,
Не зачерпнув воды крылом.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Топча по осени дубовые листы,
Что густо стелются пустынною тропинкой,
Я вспомню Цезаря прекрасные черты –
Сей профиль женственный с коварною горбинкой!
Я не увижу знаменитой «Федры»
В старинном многоярусном театре...
Вновь шелестят истлевшие афиши,
И слабо пахнет апельсинной коркой...
(О.Мандельштаv
. Сложные прилагательные.
Счастье жизни – в искрах алых,
В просветленьях мимолетных...
Но как боюсь я сердце обмануть
Своим туманно-призрачным желаньем...
Весь малахитово-лазурный,
Алмазно-солнечным дождем,
Как лед прозрачный и ажурный,
Каскад спадает колесом.
Плывет луна, загадочно дозоря
Зеленовато-бледный лик сомнамбулы.
Ко мне во фьорд везет на бриге Муза
Прозрачно-перламутровые яблоки.
На женских лицах спелые румянцы,
Весь музыка – алмазноструйный дождь.
Хотелось жить и чувствовать
Зарей студено-ясною...
О век безразумной услады,
Безлисто-трепетной весны...
Был пышнокудр еще Самсон!..
Так странно тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный...
На искусственном острове крутобрегого озера
Кто видал замок с башнями?
Кто к нему подплывал?
Ты ко мне не вернешься в тихом платье из ситца,
В платье радостно-жалком, как грошовый цветок.
(Игорь Северянин)
За цепью двух римских кентурий оказались только две неизвестно кому принадлежащие и зачем-то попавшие на холм собаки. Но и их сморила жара, и они легли, высунув языки, тяжело дыша и не обращая никакого внимания на зеленоспинных ящериц, единственных существ, не боящихся солнца и шныряющих меж раскаленными камнями и какими-то вьющимися по земле растениями с большими колючками.
Теперь, сидя на камне, этот чернобородый человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно-серый, таллиф, и обнажал ушибленную копьем грудь, то в невыносимой муке поднимал глаза в небо...
В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой – стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый – прозрачно-фиолетовый, второй – рубиновый, третий – хрустальный.
Администратор протер глаза и увидел, что над Москвой низко ползет желтобрюхая грозовая туча.
(М.Булгаков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тексты для повторения орфографии и пунктуации
Данный текст предназначен для работы в 10-11 классах при повторении орфографии и пунктуации...
интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".
В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...
Подготовка к выборочному изложению по тексту Е.И.Осетрова «Колокольный звон».
Подготовка к выборочному изложению по тексту Е.И.Осетрова «Колокольный звон»....
Урок русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста»
Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан...
Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.
Урок развития речи в 6 классе.Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.Цели:Повторить строение текстов, включающих описание природы;Продолжать работу по развитию связной речи, логическ...
5 кл. Работа с текстом: Орфография и пунктуация
Материал для подготовки к ВПР...
Презентация к уроку английского языка в 6 классе "Развитие навыков чтения с выборочным пониманием текста 4С Culture Corner Yellowstone National Park" к учебнику Starlight 6 для школ с углубленным изучением английского языка
Предлагаемая методическая разработка создана для проведения урока английского языка "Развитие навыка чтения с выборочным понимание текста по теме "Национальные парки". Презентация содер...