"Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление моей работы. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного позволяют не просто укреплять и развивать здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в преподавании русского языка | 790 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт».
Научно-методический семинар «Современные образовательные технологии в преподавании русского языка».
«Здоровьесберегающие технологии
в преподавании русского языка».
Прокофьева С. В. учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, МОУ Воскресенская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (слайд 1.)
«Дело воспитания такое важное
и такое святое, именно святое.
Здесь сеются семена благоденствия
или несчастья миллионов
соотечественников,
здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
К.Д.Ушинский.(слайд 2.)
Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление моей работы.
В школе-интернате я работаю уже 26 лет, по системе В.Ф.Базарного в течение 18 лет. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни. Но ни для кого не секрет, что в последние годы состояние здоровья детей катастрофически ухудшается. 83% школьников имеют хронические заболевания, только 6% выпускников заканчивают школу здоровыми, за 10 лет обучения здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.
Эти статистические данные приводятся по результатам обследования детей, имеющих родителей из обычных общеобразовательных школ. Что же говорить о детях, поступающих и обучающихся в школе-интернате для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Приходится с сожалением констатировать, что по своему физическому и психическому развитию дети-сироты отличаются от ровесников, растущих в семье.
По результатам профосмотров педиатра и узких специалистов (хирурга, отоларинголога, окулиста, невролога, психиатра) у 100% воспитанников школы-интерната выявлены те или иные формы патологии здоровья: снижение остроты зрения, нарушение опорно-двигательной системы, заболевание желудочно-кишечного тракта, нервно-психические расстройства.
Обучение и здоровье находятся в тесной связи, поэтому педагогический коллектив школы-интерната поставил перед собой задачу ориентации школьной образовательной программы на сохранение здоровья детей, их полноценное и всестороннее развитие.
Именно здоровьесберегающий компонент должен обязательно присутствовать в учебном процессе. Общеизвестно, что учебный процесс можно считать эффективным лишь тогда, когда полученные результаты не требуют от организма ребенка чрезмерных усилий и не достигается за счет здоровья.
В практике я, как правило, планирую и учитываю умственные нагрузки – объем письменных работ, а физический компонент остается вне поля зрения. Такой подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, потере здоровья у учащихся. Поэтому я строю весь учебный процесс, чтобы дети, приобретая знания, не теряли здоровья.
В этом помогает «Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности» доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.(слайд 3.)
Ведущая идея методики
В.Ф. Базарного: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».
Базарный Владимир Филиппович (род. 04.05.1942 г.) – ученый, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г.Сергиев Посад).
Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий. (слайд 4.)
Здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного в пространстве урока:
1.Обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение.
2. Единственная здоровьеразвивающая технология:
признана научным открытием Академией медицинских наук;
защищена патентами и авторскими правами;
- одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;
- утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.;
- прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ;
- имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ;
- позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника;
- дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.(слайд 5.)
Изучая систему доктора Базарного В.Ф., я увидела, что данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков. В более короткие сроки снимают проблему перегрузки и переутомления школьников. Эти технологии просты, доступны, дешёвы и почти не требуют дополнительных финансовых затрат.
Обучение учащихся в режиме смены динамических поз
Под эту систему была разработана настольная конторка. Длина конторки соответствует примерно половине длины стола.(слайд 6.)
Конторка
Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка. Она напоминает высокую трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивидуально под каждого ребенка. Ее столешница так же должна иметь наклон, что позволяет использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки, конструирования.(слайд 7.)
Методика динамической позы поддерживает физическую, умственную, психоэмоциональную активность учащихся на уроках русского языка. Построение урока планирую с таким расчётом, чтобы в процессе занятия дети несколько раз организованно переводились из положения «сидя» в положение «стоя».Опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса удаётся поднимать до 3 раз при продолжительности стояния от 3 до до 7 минут за урок . Главным здесь является не продолжительность стояния, а динамизация позы. (слайд 8.)
Полученные данные позволили установить, что проведение уроков в двигательном режиме принципиально сказывается на уровне напряжённости школьника. Установлена высокая эффективность методики динамических поз в поддержании оптимальной зрительной рабочей дистанции и следовательно, в предупреждении возникновения нарушения осанки и возникновения близорукости.(слайд 8.)
Коврик для массажа подошвенной поверхности стопы
Ноги учащихся находятся на коврике, расшитом разнообразными по форме и величине пуговицами, что уменьшает вероятность плоскостопия.(слайд 9.)
Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного позволяют не просто укреплять и развивать здоровье детей, но способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков на уроках русского языка. В более короткие сроки снимают проблему перегрузки, переутомления школьников.(слайд 10.)
Схема стопы находится перед глазами учащихся. Учащиеся массируют разные области стопы - идёт профилактика заболеваний различных органов, что даёт возможность предупредить заболевание.(слайд 11.)
Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Точки:
1 – красная точка;
2 – две синие точки;
3 – две желтые точки;
4 – зеленая точка.
Зная средство от простуды,
Мы здоровыми все будем.
Есть волшебные точки у нас –
Нажимай их каждый раз.
Точку красную найдем,
Пальчик кругом поведем.
Отдохнули, поворот –
Пальчик движется вперед.
Точку красную оставим,
Пальчик к синенькой приставим.
Чтобы носик наш дышал,
Насморк деткам не мешал.
Покрутили точку эту,
Передали эстафету.
Точки желтые находим
И опять по кругу водим.
Стоп, пойдем теперь вперед.
Кто быстрей новую точку найдет?
Точка зеленая на грудке у нас,
Находим все дружно ее мы сейчас.
Пальчиком водим по кругу мы снова –
Из школы домой пойдут детки здоровы.(слайд 12.)
Эффективность методики В.Ф.Базарного на уроке русского языка
- Укрепление позвоночника
- Сохранение правильной осанки
- Формирование у ребёнка чувства равновесия и координации
- Профилактика опорно-двигательного аппарата
- Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы
- Предупреждение появления близорукости (слайд 13.)
Офтальмологический тренажёр
Офтальмотренажер – специализированная автоматизированная техническая система, обеспечивающая повышение функциональной активности зрительно-вестибулярных систем и за счет этого стрессоустойчивость организма, а также профилактику зрительного и нервно-психологического утомления.(слайд14.)
На тренажёре с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке». Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, снимает напряжение и усталость на уроках русского языка, позволяет отдохнуть зрительной мышце в процессе написания, выполнения упражнения.(слайд 15.)
Методика сенсорно-координаторных упражнений «четыре угла».
В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить геометрические фигуры(пирамида, конус, призма, цилиндр).
Располагать их рекомендую в равноудалённых участках класса, фиксирую по углам потолка. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендую выполнять только в положении «стоя». (слайд 16.)
С этой целью я периодически поднимаю детей (упражнение выполняется под музыку), звучит команда, и дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках. При этом работают мышцы головы, спины, туловища и зрительные мышцы глаз. Продолжительность 1,5 – 2 минуты.
(слайд17.)
Сенсорно-дидактические кресты
Сенсорно-дидактические кресты представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей. Предупреждает развитие рефлекса склоненной головы.
Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения. Активизирует нейродинамические процессы головного мозга.
Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.
(слайд 18.)
Нажимное письмо
Письмо перьевой ручкой снимает стресс от статических напряжений, возникающих при безотрывном, ускоренном письме шариковой ручкой. Соответствие нажима пера и биоритмов сердца является профилактикой гипертонических болезней.
На уроке русского языка необходима работа над каллиграфией.(слайд19.)
Зрительно – координаторный тренажёр «бегущая строка».
Для тренировки мышц зрительной системы используем на уроках тренажёр «бегущая строка». Состоит из цепочки цветных лампочек, которые работают в определённом автоматизированном порядке, где каждая последующая лампочка загорается разными цветами. При этом, считая количество лампочек в исходной цепи, учащиеся снимают напряжение, усталость и работают над профилактикой остеохондроза. (слайд 20.)
Релаксация
Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженно умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, танцевальные упражнения, задающие ритм и не требующие запоминания учебного материала. Мы танцуем «Макарену». Этот чарующий танец не может оставить никого равнодушным. Профилактика опорно-двигательной системы.(слайд 21.)
Результаты работы по методики В.Ф. Базарного
Применение методики В.Ф.Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний учащихся уже после первого года её использования. Был сделан анализ состояния здоровья учащихся, занимающихся в кабинете с тренажёрами Базарного В.Ф. Нужно сказать, что несмотря на простоту самих тренажёров и несложность выполнения упражнений с ними, здоровье детей значительно улучшилось. Если в обычных классах с переходом из класса в класс состояние здоровья учащихся ухудшается, то в этом классе заболеваний опорно-двигательного аппарата не увеличивается, состояние здоровья остаётся стабильным. Что же касается зрения, то результаты превзошли все наши ожидания. У одной из выпускниц того же 7-ого класса – зрение восстановилось, у других же ребят значительно улучшилось.
Публикация под рубрикой «Школа XXI века» Юлии Ситниковой « В интернат за здоровьем» в журнале «Воскресенск и воскресенцы» рассказывает о методике Базарного В.Ф. на уроках русского языка Прокофьевой С.В.
«…Урок по методике Базарного – это своеобразный тренинг, одновременно интеллектуальный, физический и психологический. Ведь здесь постоянно требуются и смекалка, и внимание».
На РМО г.Воскресенска я выступала с докладом : «Система Базарного В.Ф. в обучении и воспитании». На педсовете подготовила доклады « Методика раскрепощения психического и физического развития учащихся в структуре учебного процесса», «Школьный стресс и демографическая катастрофа».(слайд 22.)
В связи с этим результаты работы на уроке русского языка выражены в диаграмме:
Диаграмма качества знаний 7 класса по русскому языку
Диаграмма качества знаний в 7 классе показывает небольшую положительную динамику.
Состав класса обновился- прибыли новые учащиеся - Кирьянова Ольга, Лищенко Татьяна- девочки, учатся на «4», но и Кузнецов Александр, Сидоров Игорь, прибывший с большими пробелами в знаниях, имеющими слабую «3». Ведётся постоянная работа со слабыми учащимися: индивидуальные, групповые задания, тестовый материал, занимательность по предмету улучшило качество знаний в классе. Но при этом необходимо усилить практическую работу со слабыми учащимися. (слайд 23.)
Диаграмма качества знаний 5 класса по русскому языку
Диаграмма качества знаний в 5 классе показывает, что динамика качества знаний улучшилась в 2009-2010г., но в связи с выбытием учащихся (усыновление) качество знаний осталось без изменения в 2010-2011году. (слайд 24)
Диаграмма качества знаний 8 класса по русскому языку
Диаграмма качества знаний показывает, что на протяжении двух лет: 2008-2009 и 2009-2010 года качества знаний были стабильными-70%, но т. к. выбыли 2 ученицы, занимающиеся на «4» и прибыли 2 новых ученика, имеющие удовлетворительные знания, показатель качества знаний составил-50%. (слайд 25)
Учащиеся школы-интерната неоднократно участвовали в областных олимпиадах по русскому языку среди школ-интернатов (Непецино) и занимали призовые места: Лапкина Катя (9кл.)-1место, Осипова Надя (5кл)-1место, Кольцов Антон (7кл.)-
3 место.
Благодаря технологии В.Ф.Базарного достигается:
- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
- Психологический комфорт в образовательном учреждении.
- Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
- Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
- К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
- Режим динамической смены поз.
- Упражнения на зрительную координацию.
- Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
- Упражнения на мышечно-телесную координацию. (слайд 26.)
Желаю всем учащимся быть грамотными и здоровыми! Постоянно находится в поиске нового! И пусть улыбка, любознательность всегда будут их попутчиками в жизни! ( Слайд 27)
ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА
- Заповедь 1. Люби ученика, доверенного тебе родителями, всей душой, сердцем и разумом.
- Заповедь 2. Старайся видеть в каждом своем ученике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения.
- Заповедь 3. Осознавай в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка: за его физическое состояние и эмоциональное благополучие.
- Заповедь 4. Отдавай ежедневно детям все, что знаешь и умеешь сам, развивай их способности, выбирая самые прогрессивные методы обучения.
- Заповедь 5. Помни, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребенка.
- Заповедь 6. Оценивай поступок, а не личность, и никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении.
- Заповедь 7. Воспринимай родителей своих учеников как первых союзников в деле развития детской личности.
- Заповедь 8. Славь профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений. (Слайд 28.)
Библиографический список:
"Здоровьесберегающие технологии в школе".
Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108
Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.20-26
Науменко, Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников /Ю.В. Науменко //Управление начальной школой.-2011.-№3.-С.48-61
Будаева, Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36
Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.-С.61-63
Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.-С.68-69
Хлопова, А. разработка программы «Школа – территория здоровья» /А. Хлопова //Школьное планирование.- 2010.-№5.-С.24-33
Погребняк, Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№3.-С.26-29
Айзман, Р.И. этапы мониторинга здоровья учащихся /Р.И. Айзман //Школьные технологии.- 2010.-№3.-С.87-94
Семёнова, И. Мониторинг эффективности и сохранения и укрепления здоровья: критерии и инструменты работы /И. Семёнова //Школьное планирование.- 2010.- №1.-С.38-46. (Слайд 29.)
Владимир БАЗАРНЫЙ
Официальный сайт http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php
Член Высшего Координационного Совета
общероссийского движения
«За здоровое развитие детей»,
Отличник здравоохранения РФ,
Хирург высшей категории,
Почётный работник образования РФ,
Научный руководитель
Центра гармоничного развития учащихся
Российского Государственного Социального Университета
д. м. н. В.Ф. Базарный
Адрес: 141300, Московская область,
г. Сергиев Посад, ул. Матросова, дом 7, кв.48.
http://www.hrono.ru/statii/2009/bzrn_medved.php - Открытое письмо Президенту РФ Д.А. Медведеву.
Владимир БАЗАРНЫЙ. Будущее за теми, для кого дети значат больше, чем деньги.
http://www.hrono.ru/statii/2009/bzrn_budush.php
http://www.hrono.ru/statii/2006/bzrn_osnovy.html
Владимир БАЗАРНЫЙ. Как работать за конторкой?
http://www.hrono.ru/statii/2005/kontorka.php (Слайд 30.)
Заказ конторки http://ormis-mebel.ru/page.php?cat=1&scat=9&id=542&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsyMTczOTk1Ozk0NTQ0ND
Конторка Базарного для работы стоя с наклонной столешницей одноместная
Столешница 700х600, h=900-1200, 4-6 ростовая группа, 2 положения: горизонтальное и под углом.
Цена в ЛДСП: 3600 р.
Цена в МДФ: 3900 р. ( Слайд 31.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы
использование кейс-технологий на уроках русского языка...
Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы.
Знание системы современных педагогических технологий, их целевого назначения и характеристик составляет содержательный компонент технологической культуры педагога. Но какие педагогические технологии и...
Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы"
В докладе сообщается об использовании новых образовательных технологий на уроках русского языка. Даётся объяснение «инновационному обучению» и раскрываются его особенности. ...
Реферат по педагогике "Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка"
Данный реферат дает обзор современных образовательных технологий, которые, на мой взгляд, применимы на уроках русского языка и литературы в основной школе...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ...
«Применение современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы»
программа самообразования...
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....