Итоговый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок позволяет проверить уровень усвоения знаний в игровой атмосфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_urok_v_6_klasse_po_teme_mestoimenie.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение»

Цели урока: Проверить степень усвоения знаний по теме «Местоимение»

Ход урока:

Слово учителя: (За 2-3 урока дети получили предварительное задание: нарисовать карту страны местоимений). Дорогие путешественники! Сегодня мы заканчиваем наше путешествие по Стране Местоимений. Прошу получить ваши билеты  (происходит обмен карт на билеты. Билет одновременно является маршрутным и оценочным листом).

Из самых сильных учеников выбираются  эксперты, которые сначала самостоятельно, а потом с помощью ключей будут проверять выполнение заданий (Если есть возможность, можно пригласить на роль экспертов учеников из старших классов.) Столы в классе расставлены таким образом, чтобы детям было удобно подходить и выполнять задания. На столах стоят надписи: «Город ТЫ и Я», «Пролив Возвратный» и т.д. Каждый ученик имеет возможность выбрать себе посильное задание: задания имеют три уровня сложности.

В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки. Все оценки – положительные. Трое учеников, набравших наибольшее количество «умняшек», получают сертификаты, освобождающие их от домашних заданий по русскому языку в течение недели.

Билет путешественника  

Ученик 6 класса  _______________________________ получает разрешение  совершить путешествие по стране Местоимений.

Уважаемый путешественник!

Приветствуем тебя в стране Местоимений! Ты можешь посетить любое место в нашей стране, встретиться с жителями, побеседовать с ними. За интересную беседу наши жители отблагодарят тебя «умняшками». Надеемся, что ты сможешь воспользоваться ими  с пользой для тебя.

Местность

Количество умняшек

Эксперт

Город Ты и Я

Пролив Возвратный

Гора Вопросительная

Море Относительное

Плато Неопределенности

Архипелаг Отрицательности

Полюс Притяжения

Остров Указательный

Застава Определительная

Итоговая оценка

Город Ты и Я

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Подчеркни личные местоимения

Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья. В слове мы – сто тысяч я. (Р. Рождественский)

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

Подчеркни личные местоимения как члены предложения.

Из Москвы я уехал давно, но мне часто снится она, ее шумные улицы, тихие переулочки.

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

Вставь пропущенные местоимения.

У меня есть товарищ Петя. Я сижу с … на одной парте. Петя хорошо учится. Недавно о …. Писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за…. Мы идем через парк. В … много зелени и цветов. За …. расположена школа.

3

Пролив Возвратный

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Подчеркни возвратные местоимения

Незаметно для себя я привык читать и брать книги с удовольствием (М. Горький). Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу (М. Горький). О себе он рассказывал мало. Однажды  отец взял меня с собою на рыбалку.

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

Просклоняй  возвратное местоимение

И. _______________        В. ___________

Р.________________        Т. ___________

Д. _______________         П.___________

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

Определи падеж возвратных местоимений

Незаметно для себя я привык читать и брать книги с удовольствием (М. Горький). Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу (М. Горький). О себе он рассказывал мало. Однажды  отец взял меня с собою на рыбалку.

3

Гора Вопросительная

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Найди вопросительные местоимения

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?  (М. Лермонтов) Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю. Друнина) Кто сегодня дежурит? Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех?

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

Найди вопросительные местоимения, определи их падеж.

О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал в последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? (А. С. Пушкин)

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

Составь диалог с вопросительными местоимениями «Разговор лисы с зайцем»

3

Море Относительное

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Подчеркни относительные местоимения

Кто читал эту книгу? Кто много читает, тот много знает. Который час? Он заметил человека, который быстро шел в сторону леса. Какие книги тебя интересуют? Из «Почемучки» ты узнаешь, какие животные обитают в разных уголках земли.

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

Расскажи об относительных местоимениях, приведи  примеры.

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

С каким разрядом местоимений  относительные местоимения различаются только значением? Приведи примеры.

3

Плато Неопределенности

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Укажи неопределенное местоимение

А) чей-нибудь   б) каждый    в) весь

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

Выдели неопределенные местоимения

По темному небу золотым узором звезд написано нечто торжественное. (М. Горький) Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучал в дверь. К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (К. Паустовский)  Какой-то непонятный звон слышен в лесах. (К. Паустовский)

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

Раскрой скобки

Участвовал в какой(то) экспедиции, кто(то) разрисовал причудливыми узорами, сотворил (не)что удивительное, раздаются какие(то) звуки, растут (кое)какие растения, пребывать в (не)котором недоумении.

Составь 5-6 предложений с неопределенными местоимениями.

3

Архипелаг Отрицательности

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Подбери отрицательные местоимения к глаголам не видел …………….., не шумело ………….., не прикасаться ……………………, не удивлялся ……………., не сделал……………., ссориться ………………….., обижаться…………………., не горело……………………

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

Запиши ответы, используя отрицательные местоимения

Есть ли у тебя какие-нибудь книги о мореплавателях? ________________________________________________________________________

К кому мне обратиться с этой просьбой?

________________________________________________________________________

Что тебя расстраивает?

________________________________________________________________________

Тебе есть что сказать по этому поводу?

________________________________________________________________________

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

Употреби в рассказе на любую тему устойчивые сочетания: ни за что ни про что; от нечего делать; ровным счетом ничего; ни за какие блага; остаться ни при чем; ни в коем случае.

3

Полюс Притяжения

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Найди притяжательные местоимения

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин) Мой конь и доныне носил бы меня. (А.С. Пушкин) На печке заводит свою песню сверчок. Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек. (К. Г. Паустовский)

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

Подчеркни притяжательные местоимения как члены предложения

Я долго разглядывал непонятные следы и догадался, кто их здесь оставил. Я слежу за жизнью своих четвероногих друзей и переживаю вместе с ними их радости и невзгоды. (По Г. Скребицкому)

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

Замени повторяющиеся существительные местоимениями

1.В честь кинофестиваля выпущена новая почтовая марка. На марке изображена эмблема кинофестиваля. 2. Ребята сделали интересные съемки города. Работы ребят поместили в газете. 3. Из окна вагона видна извилистая речка. На берегах речки пасутся гуси.

3

Остров Указательный

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      *

Найди указательные местоимения

А наш Алмаз в чести, как говорят. Не понимаю я, за что он в знать попался? Со мною столько лет здесь рядом он валялся; такой же камень он. Кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней. «Все это знаю я, - ответствует Пчела. – Но и о том  дошли мне слухи, что никому ты не мила, что на пирах лишь морщатся от Мухи»

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      **

За 3 минуты записать как можно больше словосочетаний с указательными местоимениями

2

Заполни пропуски в таблице(уровень сложности - ***; количество «умняшек» - 3)

Местоимения

Значение

Изменение местоимений

Этот, тот

Столько

Указывает на схожесть признаков или высокую меру оценки

Указывает на количество, названное ранее

Изменяются как имена прилагательные: по родам, числам и падежам

Изменяются как имена прилагательные: по родам, числам и падежам, кроме таков, которое изменяется по родам и числам

Застава Определительная

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

*

Укажи определительное местоимение

а) себя              б) тот                  в) весь

1

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

**

В загадках найди определительные местоимения

Весь мир одевает, сама нагишом. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

2

Уровень

сложности

Задание

Количество

«умняшек»

      ***

Просклоняй словосочетания с определительными местоимениями

Самая интересная книга

Само произведение

3

Список использованной литературы

  1. Богданова Г.А.Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса. В 2 частях. – М.: Издательский дом «Генжер», 2003.

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя.- М. Просвещение, 2002.

  1. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007.

  1. Соколова Г. П. Урок русского языка 5 класс. Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование, русский язык, 8 класс

Вариант тестирования по основным разделам русского языка за курс 8 класса...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Итоговая контрольная работа.

Предложен материал для подготовки к итоговой контрольной работе. Прикреплен файл с контрольной работой....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Итоговая контрольная работа.

Урок контроля за усвоением пройденного материала. Предложены материалы для подготовки к контрольной....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.

Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....