Итоговый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок позволяет проверить уровень усвоения знаний в игровой атмосфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok_v_6_klasse_po_teme_mestoimenie.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение»
Цели урока: Проверить степень усвоения знаний по теме «Местоимение»
Ход урока:
Слово учителя: (За 2-3 урока дети получили предварительное задание: нарисовать карту страны местоимений). Дорогие путешественники! Сегодня мы заканчиваем наше путешествие по Стране Местоимений. Прошу получить ваши билеты (происходит обмен карт на билеты. Билет одновременно является маршрутным и оценочным листом).
Из самых сильных учеников выбираются эксперты, которые сначала самостоятельно, а потом с помощью ключей будут проверять выполнение заданий (Если есть возможность, можно пригласить на роль экспертов учеников из старших классов.) Столы в классе расставлены таким образом, чтобы детям было удобно подходить и выполнять задания. На столах стоят надписи: «Город ТЫ и Я», «Пролив Возвратный» и т.д. Каждый ученик имеет возможность выбрать себе посильное задание: задания имеют три уровня сложности.
В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки. Все оценки – положительные. Трое учеников, набравших наибольшее количество «умняшек», получают сертификаты, освобождающие их от домашних заданий по русскому языку в течение недели.
Билет путешественника
Ученик 6 класса _______________________________ получает разрешение совершить путешествие по стране Местоимений. Уважаемый путешественник! Приветствуем тебя в стране Местоимений! Ты можешь посетить любое место в нашей стране, встретиться с жителями, побеседовать с ними. За интересную беседу наши жители отблагодарят тебя «умняшками». Надеемся, что ты сможешь воспользоваться ими с пользой для тебя. | ||
Местность | Количество умняшек | Эксперт |
Город Ты и Я | ||
Пролив Возвратный | ||
Гора Вопросительная | ||
Море Относительное | ||
Плато Неопределенности | ||
Архипелаг Отрицательности | ||
Полюс Притяжения | ||
Остров Указательный | ||
Застава Определительная | ||
Итоговая оценка |
Город Ты и Я
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Подчеркни личные местоимения Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья. В слове мы – сто тысяч я. (Р. Рождественский) | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | Подчеркни личные местоимения как члены предложения. Из Москвы я уехал давно, но мне часто снится она, ее шумные улицы, тихие переулочки. | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | Вставь пропущенные местоимения. У меня есть товарищ Петя. Я сижу с … на одной парте. Петя хорошо учится. Недавно о …. Писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за…. Мы идем через парк. В … много зелени и цветов. За …. расположена школа. | 3 |
Пролив Возвратный
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Подчеркни возвратные местоимения Незаметно для себя я привык читать и брать книги с удовольствием (М. Горький). Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу (М. Горький). О себе он рассказывал мало. Однажды отец взял меня с собою на рыбалку. | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | Просклоняй возвратное местоимение И. _______________ В. ___________ Р.________________ Т. ___________ Д. _______________ П.___________ | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | Определи падеж возвратных местоимений Незаметно для себя я привык читать и брать книги с удовольствием (М. Горький). Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу (М. Горький). О себе он рассказывал мало. Однажды отец взял меня с собою на рыбалку. | 3 |
Гора Вопросительная
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Найди вопросительные местоимения Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю. Друнина) Кто сегодня дежурит? Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех? | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | Найди вопросительные местоимения, определи их падеж. О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал в последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? (А. С. Пушкин) | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | Составь диалог с вопросительными местоимениями «Разговор лисы с зайцем» | 3 |
Море Относительное
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Подчеркни относительные местоимения Кто читал эту книгу? Кто много читает, тот много знает. Который час? Он заметил человека, который быстро шел в сторону леса. Какие книги тебя интересуют? Из «Почемучки» ты узнаешь, какие животные обитают в разных уголках земли. | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | Расскажи об относительных местоимениях, приведи примеры. | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | С каким разрядом местоимений относительные местоимения различаются только значением? Приведи примеры. | 3 |
Плато Неопределенности
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Укажи неопределенное местоимение А) чей-нибудь б) каждый в) весь | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | Выдели неопределенные местоимения По темному небу золотым узором звезд написано нечто торжественное. (М. Горький) Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучал в дверь. К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (К. Паустовский) Какой-то непонятный звон слышен в лесах. (К. Паустовский) | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | Раскрой скобки Участвовал в какой(то) экспедиции, кто(то) разрисовал причудливыми узорами, сотворил (не)что удивительное, раздаются какие(то) звуки, растут (кое)какие растения, пребывать в (не)котором недоумении. Составь 5-6 предложений с неопределенными местоимениями. | 3 |
Архипелаг Отрицательности
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Подбери отрицательные местоимения к глаголам не видел …………….., не шумело ………….., не прикасаться ……………………, не удивлялся ……………., не сделал……………., ссориться ………………….., обижаться…………………., не горело…………………… | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | Запиши ответы, используя отрицательные местоимения Есть ли у тебя какие-нибудь книги о мореплавателях? ________________________________________________________________________ К кому мне обратиться с этой просьбой? ________________________________________________________________________ Что тебя расстраивает? ________________________________________________________________________ Тебе есть что сказать по этому поводу? ________________________________________________________________________ | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | Употреби в рассказе на любую тему устойчивые сочетания: ни за что ни про что; от нечего делать; ровным счетом ничего; ни за какие блага; остаться ни при чем; ни в коем случае. | 3 |
Полюс Притяжения
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Найди притяжательные местоимения Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин) Мой конь и доныне носил бы меня. (А.С. Пушкин) На печке заводит свою песню сверчок. Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек. (К. Г. Паустовский) | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | Подчеркни притяжательные местоимения как члены предложения Я долго разглядывал непонятные следы и догадался, кто их здесь оставил. Я слежу за жизнью своих четвероногих друзей и переживаю вместе с ними их радости и невзгоды. (По Г. Скребицкому) | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | Замени повторяющиеся существительные местоимениями 1.В честь кинофестиваля выпущена новая почтовая марка. На марке изображена эмблема кинофестиваля. 2. Ребята сделали интересные съемки города. Работы ребят поместили в газете. 3. Из окна вагона видна извилистая речка. На берегах речки пасутся гуси. | 3 |
Остров Указательный
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Найди указательные местоимения А наш Алмаз в чести, как говорят. Не понимаю я, за что он в знать попался? Со мною столько лет здесь рядом он валялся; такой же камень он. Кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней. «Все это знаю я, - ответствует Пчела. – Но и о том дошли мне слухи, что никому ты не мила, что на пирах лишь морщатся от Мухи» | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | За 3 минуты записать как можно больше словосочетаний с указательными местоимениями | 2 |
Заполни пропуски в таблице(уровень сложности - ***; количество «умняшек» - 3)
Местоимения | Значение | Изменение местоимений |
Этот, тот Столько | Указывает на схожесть признаков или высокую меру оценки Указывает на количество, названное ранее | Изменяются как имена прилагательные: по родам, числам и падежам Изменяются как имена прилагательные: по родам, числам и падежам, кроме таков, которое изменяется по родам и числам |
Застава Определительная
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
* | Укажи определительное местоимение а) себя б) тот в) весь | 1 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
** | В загадках найди определительные местоимения Весь мир одевает, сама нагишом. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. | 2 |
Уровень сложности | Задание | Количество «умняшек» |
*** | Просклоняй словосочетания с определительными местоимениями Самая интересная книга Само произведение | 3 |
Список использованной литературы
- Богданова Г.А.Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса. В 2 частях. – М.: Издательский дом «Генжер», 2003.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя.- М. Просвещение, 2002.
- Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007.
- Соколова Г. П. Урок русского языка 5 класс. Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое тестирование, русский язык, 8 класс
Вариант тестирования по основным разделам русского языка за курс 8 класса...
Итоговый тест. Русский язык. 6 класс. По программе Т.А. Ладыженской.
Итоговый тест....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Итоговая контрольная работа.
Предложен материал для подготовки к итоговой контрольной работе. Прикреплен файл с контрольной работой....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Итоговая контрольная работа.
Урок контроля за усвоением пройденного материала. Предложены материалы для подготовки к контрольной....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"
Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.
Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....