Путешествие по лексике .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Колесник Елена Ивановна

Час занимательной лексики .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_leksike_.docx816.7 КБ

Предварительный просмотр:

         

                    Час занимательной лексики .

Урок провела Колесник Елена Ивановна ,

учитель русского языка и литературы

 МОУ Первомайской СОШ№2

Нижегородской области

         Ребята !На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –исследование, цель его -исследовать страну ,имя которой ЛЕКСИКА , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашей лингвистической страны . Компасом будут служить ваши знания …Но не только .Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье ,смекалку ,умение быстро работать .

-Почему страна ,куда мы отправляемся ,называется Лексикой?

                 | Лексика-слово греческого происхождения ,в переводе на русский язык обозначает    «слово ,выражение» .|

           А.М.Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей»  ( Плакат над доской .)

-Определите значение слова  «богатый» по толковому  словарю.

               | Богатый – 1.Обладающий большим имуществом ,зажиточный .

                                            2.Дорого    стоящий ,роскошный ,великолепный . 3.Имеющий в большом количестве чего –либо, с избытком .

-Чем же богат язык?  

                | Язык богат словами ,грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков .

-Для чего нужно знать язык?

               | Знание языка необходимо для общения .Человек  ,живя среди

                                людей ,работая на производстве ,обучаясь в школе ,не может

                     не общаться ,а делает это он с помощью слов ,

составляет из них предложения , тексты.

-Сколько ,по-вашему ,нужно человеку слов ,чтобы успешно общаться , понимать мысли и быть понятым другими ?

                | Элочке ,героине  Ильфа и Петрова ,хватило и 30 слов ,её подруге Собак , считавшей себя образованной ,достаточно было 180 слов , а негру  из

               племени людоедов Мумбо - юмбо нужно было 300 слов .

                           В.Шекспир пользовался 12000 слов , современный образованный человек должен знать и уметь употреблять  в речи 20000-24000слов .

-А как велик словарный запас героя стихотворения А.Барто?

Заранее ,заранее                                                                -Они ползут ,

Всё было решено:                                                                          А он им –раз !

У школьников собрание ,                                                А тут как раз

Потом у них кино .                                                          Она ползла.

Домой придёт                                                                   А он как даст ему

Мой старший брат ,                                                         Со зла !

Он мне расскажет                                                            Они ей -раз!

Всё подряд ,                                                                      Она им  -раз!

Он объяснит мне ,                                                            Но тут как раз

Что к чему ,                                                                        Её он спас ,

А я большая !                                                                    Он был с ней

Я пойму .                                                                           Заодно…

И вот я начал                                                                     Ух ,сильное кино !

Свой рассказ:                                                                     Нет ,видно ,я ещё мала :

                                                                                            Я ничего не поняла !

 -Сколько , по-вашему , слов в русском языке ?Где об этом можно узнать?            

                  | Количество слов в русском языке постоянно изменяется, поэтому назвать точное число слов невозможно . «Собраны»слова в словарях .В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля насчитывается 200 тысяч слов 80 тысяч пословиц и поговорок ,а 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» Академии наук СССР -120 тысяч  слов ,в «Школьном толковом словаре»Лапатухина  М .С. Скорлуповской Е .В .,Снеговой Г .П . -7 тысяч слов .

-Перед вами словари русского языка .В каждом из них даны слова ,но рассматриваются они с разных сторон .Изучите содержание словарей .О чём они вам рассказывали?

                       |  Толковый словарь ,орфографический словарь ,словарь антонимов,                              словарь синонимов ,орфоэпический словарь ,обратный словарь,                   ,                                   словообразовательный словарь ,фразеологический словарь ,словарь иностранных слов .

      В словах отражается словарное богатство языка ,но оно создаётся не только большим количеством слов ,а ещё и тем ,что в русском языке есть слова ,близкие по значению ,многозначные слова ,и слова с переносным значением .

   -Чем отличаются слова друг от друга ?

            | Отличаются лексическим значением ,о нём мы узнаём в толковом словаре .

-Найдите в толковом словаре слово «спутник»и скажите о его лексическом значении .

            | Спутник -1.Человек ,который вместе с кем – нибудь совершает путь .2. Перен. :то , что сопутствует чему –нибудь , появляется вместе с чем –нибудь . 3.Небесное небо ,обращающееся вокруг планеты .4.Прибор ,запускаемый с помощью ракетных устройств в космическое пространство и имеющий ,подобно небесным телам, свою орбиту .

   -Лингвистическое здоровье проверено ,заключение комиссии таково :путешествие –исследование разрешается всем .

    Перед вами лингвистическая карта .Это карта большой и не совсем ещё вами познанной страны Лексика .Как и на любой другой карте ,здесь есть территориальное деление сегодня мы исследуем некоторые из этих территорий .

   Воды Великого океана омывают нашу страну ,достичь её берегов возможно лишь морским путём .Мы приближаемся к станции « Однозначные и многозначные слова» . Нам предлагают послушать стихи А .С. Пушкина и ответить на вопрос : «Почему бежало судно ,а пристать велят кораблю?»

Ветер весело шумит ,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна …

И знакомая страна

Вот уж издали видна…

Пушки с пристани палят ,

Кораблю пристать велят .

   | Судно и корабль –это слова –синонимы ,они использованы для большей выразительности .

-Вы вступите на землю этой богатой страны ,если выполните задания .

                                       Задание .

  -Прочитайте предложения ,определите ,сколько значений у слова «земля».

1.Выполнив задание ,мы получаем право путешествовать по земле лингвистической страны.2.Шёл ,шёл долговяз ,в сыру землю увяз (дождь).3.Мать с младенцем спасена , землю чувствует она (А.С.Пушкин).4.Земля вращается вокруг Солнца.5.Береги землю родимую ,как мать любимую .

   |1.Территория .2.Почва .3.Суша .4.Планета .5.Страна .

  -Как называются такие слова и их способность выступать в разных значениях ?

                                       Задание .

-Вам вручаются части таблицы .Составьте её .Обоснуйте свой ответ .

Многозначное слово

            Земля

Слов-?

Предметов-?

Лексических значений -?

Однозначное слово

Планета

Слов-?

Предметов-?

Лексических значений -?

  Мы прибыли на станцию «Однозначные и многозначные слова» .Находясь на ней , мы узнали много интересного ,познакомились с её трудолюбивыми жителями , увидели, как  

Пять рабочих ставят дом .                        Чтобы ты увидеть мог .

Ставит опыт агроном .                               Мама ставит пироги .

Он растит такую рожь –                            Подойди и помоги.

С головой в неё уйдёшь .                           А диагноз ставит врач:

Ставит счётчики монтёр .                          «Просто насморк .спи ,не плачь!»

Ставит фильмы режиссёр .                          Если кончился рассказ,

Снял он сказку «Колобок»,                        Ставить точку в самый раз .

   | Всего значений у слова «ставить»из стихотворения Г.Демыкина -7 :строить дом , проводить опыт ,устанавливать счётчики ,создавать фильм ,учинять пироги ,называть диагноз ,ставить точку .Слово «ставить»многозначно .

-Итак ,мы познакомились с достопримечательностями станции «Однозначные и многозначные слова».Продолжаем путешествие по лингвистической стране .Здесь мы видим многое :корень дерева и математический корень ,шляпка девочки и шляпка гвоздя ,баранка как булочное изделие и баранка в значении «руль автомашины» .А вот и совсем неприличный рисунок :мальчик нам показывает свой язык .Что всё это значит?

   Вот какая –то записка лежит .Прочитаем её .

«Дорогие  путешественники –исследователи! Приветствуем вас  на нашей станции ! Предлагаем выяснить значение слова «язык» в следующих предложениях. В каком значении это слово употреблено? Если вы это правильно сделаете ,то назовёте станцию ,на которую вы прибыли .Желаем вам успеха !»

   1.Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни . (К.Г.Паустовский) .

2.Язык ,доставленный разведчиками ,сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага .

3.Мама посоветовала мне прикусить язык .

4.Маша больно прикусила язык .

5.Предупреждаем :на нашей земле легко заблудиться и попасть в неприятную историю ,помните –при желании язык до Киева доведёт .    

   | Слово « язык» -многозначно ,в 4-м предложении оно употреблено в прямом

                          Задание . значении, а в остальных –в переносном .

          -Мы прибыли на станцию «Прямое и переносное значение слов» .Что даёт нам знание многозначных и однозначных слов ,прямого и переносного значения ?

| Употребляя слова в различных значениях ,мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной .Этим свойством пользуются писатели и поэты .

Найдите слова ,которые делают выразительными следующие строки .

Горит восток зарёю новой …(А.С. Пушкин)

В саду горит костёр рябины красной .(С.А. Есенин)

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет .(А.С. Пушкин)

Отговорила роща золотая …(С.А. Есенин)

           | Горит восток , горит костёр ,ветер гуляет ,подгоняет ,отговорила роща –подчёркнутые слова употреблены в переносном значении .Они и делают высказывание образным .

   -Этим свойством нашего языка нужно пользоваться умело ,чтобы быть правильно понятым ,избежать двусмысленности .

                   Задание .

Прочитайте предложения .Как вы их понимаете? Перестройте так ,чтобы избежать двусмысленности .

  В магазине ,обращаясь к кассиру ,покупатель попросил :»Выбейте мне  мозги , пожалуйста».

Греки своими острыми носами провали корабли .

   -Наступила пора привала ,так как наше путешествие было долгим , , видимо ,вы и  устали .Отдохнём весело .Отгадайте загадки .Какое явление языка в них использовано?

Они обычно для шитья ;                                    В тетради я бываю

И у ежа их видел я ;                                            Косая и прямая .

Бывают на сосне ,на ёлке ,                                 В другом своём значении

А называются  …(Иголки)                                 Я планка  для черчения.

                                                                               И ,наконец ,порою

                                                                               В шеренгу вас построю

                                                                               (Линейка)

 

| Использовано  явление омонимии :иголки у ежа и для шитья ,линейка для черчения и линейка в тетради ,линейка –шеренга   -это слова –омонимы.

   -Ребята ,я подслушала диалог жителей этой местности .Подумайте , на каком явлении языка он основан?

      -Где вы были?

     -У лисички.

     -Что вы ели там?

    -Лисички .  

    | Лисички –грибы  и лисички –животное .Это слова –омонимы .

-Продолжаем наше путешествие –исследование .Ребята ,мы ,оказывается , свой привал сделали у стен какого –то города .Вот и стражники .Они преграждают нам путь ,но предлагают ключи ,один из которых откроет ворота этого города ,если мы скажем ,о каких ключах говорится в следующих строчках и как называются эти слова.


Там ,где нужен ключ обычный ,

Не поможет ключ скрипичный .

И лесным ключом ,поверь ,

Не откроешь эту дверь .

   -Жители этой местности очень весёлые люди ,любят пошутить , а поэтому задают шутливые вопросы и предлагают отгадать загадки , но спрашивают ,на каком явлении языка они основаны .

На каких полях не сеют и не пашут?

Какой рукав нельзя пришить?

Из какого крана нельзя напиться ?

Это кто стрелой из лука подстрелил головку лука?

   | Шутливые вопросы построены на явлении омонимии :поля тетради и поля земли , рукав платья и рукав реки ,кран строительный и кран водопроводный ,стрела из лука и стрела лука как стрелкового оружия .

  -В каком же городе мы находимся ?

|В городе «Омонимы».

   -Оставим этот весёлый город .Продолжим наше путешествие .Мы приближаемся к новой станции ,её название вы узнаете после выполнения задания.

                                 Задание .

-Закончите предложение .Как называются вставленные слова ?

А)Простое  слово «промежуток»:

В театре несколько минуток ,

Пока начнётся первый акт

Мы называем всё …

Б)На время что –то прекратив ,

Мы объявляем …

В)В борьбе ,в труде устали слишком ,

Дают уставшим …

Г)После урока непременно

Нужна ребятам …

  | Антракт ,перерыв ,передышка ,перемена –это слова –синонимы к слову «промежуток».Синонимы широко используются в речи ,в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мысли ,чтобы сделать речь точной и выразительной  и чтобы  избежать повторов.

    -Вот мы и прибыли на станцию «Синонимы».

                                    Задание .

   Послушайте стихи А.С. Пушкина ,найдите в них синонимы .

Делать нечего :бояре,

Потужив о государе

И царице молодой ,

В спальню к ней

Пришли толпой .

Объявили царску волю

Ей и сыну злую долю ,

Прочитали вслух указ.

| Объявили –прочитали .

                               Задание .

-Прочитайте диалог .Вместо точек вставьте глаголы –синонимы ,избегайте повторов . Какой становится речь в результате использования синонимов?

-Ты взял у сестры куклу?

-Да, -…я тихо .

-Ты украл её.

-Нет ,-…я .

-Как нет ? -…вдруг отец .

-Эге –ге ! -…вдруг за окном голос .

-Я вижу , -…Тыбурций  ,-моего друга в затруднительном положении .

        | Ответил ,сказал ,воскликнул ,раздался ,продолжал .

   -Конь и лошадь  -слова-синонимы ,но они не всегда могут заменять друг друга .

                                Задание .  

Прочитайте стихотворные строки А.С. Пушкина ,вставьте нужный синоним :конь или лошадь ,-обоснуйте свой выбор .Какой рисунок вы возьмёте для первых стихотворных строк ?

1.Куда ты скачешь ,горд…        …

И  где опустишь ты копыта?   

2.Его …,снег почуя ,

Плетётся рысью как –нибудь .

   |1.Гордый конь .2.Лошадка .Выбор синонима обусловлен сферой его употребления . Заметим ,Что в использовании слов «конь» и «лошадь» есть смысловое и стилевое различие .Слово «конь» чаще обозначает верховую лошадь .Это слово приобрело значение поэтического слова .Слово же «лошадь» стало разговорным ,прозаическим , оно обозначает коня в упряжке ,ездовую лошадь .Это различие удачно подметила поэтесса Р. Дышаленкова  .

А у нас на площади

Стоит четыре лошади .

Дед тихонько лошадь тронет ,

Скажет : «Лошади  -не кони !»

Улыбается отец :

«Лошадь –пахарь ,

Конь –боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне :

«Груз везут на  лошади ,

Скачут на коне» .

  -Итак , мы побывали на многих станциях лингвистической страны «Лексика».Впереди последняя станция имя которой …А впрочем  ,вы её назовёте сами ,если правильно выполните следующее задание .

                    Задание .

   Прочитайте предложения .Что вы скажете о подчёркнутых словах ,как они называются?

    1.Синонимы –это слова близкие по значению .2.Омонимы –это слова ,далёкие по значению ,но одинаковые по написанию и звучанию .

   -Итак мы находимся на станции «Антонимы» .

                          Задание .

Антонимы так же ,  как и синонимы ,используются в качестве изобразительно –выразительного средства поэтами ,писателями .прочитайте пословицы ,вместо точек вставьте пропущенные слова ,определите их значение .

     Петь хорошо …а говорить порознь .

    …говори ,да больше делай .

|  Вместе ,меньше .

   -Постараемся следовать этому мудрому совету .

                          Задание .

   Посмотрите на рисунок ,назовите героев произведения .Откуда они пришли ? Какими словами их опишете вы ?

| Низкий –высокий ,тонкий –толстый ,весёлый –грустный  ,

печальный –радостный . Для  характеристики этих

героев использованы антонимы .

                             

                            Задание .

  Назовите таких героев ,в характеристике которых также использованы антонимы .

  | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» :

царевна и царица :злая -добрая ;

«Ну , погоди!» :

Волк и заяц :смышлёный и простоватый .

     -Для чего нам нужны синонимы , омонимы и антонимы?

      | Синонимы ,омонимы и антонимы –это средства языка ,которые делают нашу речь выразительной ,их использование помогает избежать повторов ,

даёт возможность выражать мысль образно ,точно ,ярко.

     - «Антонимы» -это конечная станция в нашем путешествии .И нам предлагается выполнить последнее задание .

                                   Задание .

Разгадайте кроссворд .

   По горизонтали :2.Раздел науки ,изучающий словарный состав . 3.Противоположные по значению слова.4.Слова ,одинаковые по звучанию ,но разные по значению .

   По вертикали :1.Слова  ,близкие по лексическому значению .

.

  |  2.Лексика .3.Антонимы .4.Омонимы .1.Синонимы.

    - Путешествие закончилось  ,но  на карте страны  «Лексика» для нас осталось ещё несколько не исследованных в этом году территорий . Это мы сделаем уже в 6 классе.  Мы узнали о многозначных и однозначных словах  о прямом и переносном значении слов ,об омонимах ,синонимах и антонимах ,о лексическом значении слова ,знать которое для каждого очень важно .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Презентация "Путешествие по лексике"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие по лексике"...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...