Путешествие по лексике .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Час занимательной лексики .
Урок провела Колесник Елена Ивановна ,
учитель русского языка и литературы
МОУ Первомайской СОШ№2
Нижегородской области
Ребята !На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –исследование, цель его -исследовать страну ,имя которой ЛЕКСИКА , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашей лингвистической страны . Компасом будут служить ваши знания …Но не только .Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье ,смекалку ,умение быстро работать .
-Почему страна ,куда мы отправляемся ,называется Лексикой?
| Лексика-слово греческого происхождения ,в переводе на русский язык обозначает «слово ,выражение» .|
А.М.Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей» ( Плакат над доской .)
-Определите значение слова «богатый» по толковому словарю.
| Богатый – 1.Обладающий большим имуществом ,зажиточный .
2.Дорого стоящий ,роскошный ,великолепный . 3.Имеющий в большом количестве чего –либо, с избытком .
-Чем же богат язык?
| Язык богат словами ,грамматическими формами для выражения мыслей и их оттенков .
-Для чего нужно знать язык?
| Знание языка необходимо для общения .Человек ,живя среди
людей ,работая на производстве ,обучаясь в школе ,не может
не общаться ,а делает это он с помощью слов ,
составляет из них предложения , тексты.
-Сколько ,по-вашему ,нужно человеку слов ,чтобы успешно общаться , понимать мысли и быть понятым другими ?
| Элочке ,героине Ильфа и Петрова ,хватило и 30 слов ,её подруге Собак , считавшей себя образованной ,достаточно было 180 слов , а негру из
племени людоедов Мумбо - юмбо нужно было 300 слов .
В.Шекспир пользовался 12000 слов , современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20000-24000слов .
-А как велик словарный запас героя стихотворения А.Барто?
Заранее ,заранее -Они ползут ,
Всё было решено: А он им –раз !
У школьников собрание , А тут как раз
Потом у них кино . Она ползла.
Домой придёт А он как даст ему
Мой старший брат , Со зла !
Он мне расскажет Они ей -раз!
Всё подряд , Она им -раз!
Он объяснит мне , Но тут как раз
Что к чему , Её он спас ,
А я большая ! Он был с ней
Я пойму . Заодно…
И вот я начал Ух ,сильное кино !
Свой рассказ: Нет ,видно ,я ещё мала :
Я ничего не поняла !
-Сколько , по-вашему , слов в русском языке ?Где об этом можно узнать?
| Количество слов в русском языке постоянно изменяется, поэтому назвать точное число слов невозможно . «Собраны»слова в словарях .В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля насчитывается 200 тысяч слов 80 тысяч пословиц и поговорок ,а 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» Академии наук СССР -120 тысяч слов ,в «Школьном толковом словаре»Лапатухина М .С. Скорлуповской Е .В .,Снеговой Г .П . -7 тысяч слов .
-Перед вами словари русского языка .В каждом из них даны слова ,но рассматриваются они с разных сторон .Изучите содержание словарей .О чём они вам рассказывали?
| Толковый словарь ,орфографический словарь ,словарь антонимов, словарь синонимов ,орфоэпический словарь ,обратный словарь, , словообразовательный словарь ,фразеологический словарь ,словарь иностранных слов .
В словах отражается словарное богатство языка ,но оно создаётся не только большим количеством слов ,а ещё и тем ,что в русском языке есть слова ,близкие по значению ,многозначные слова ,и слова с переносным значением .
-Чем отличаются слова друг от друга ?
| Отличаются лексическим значением ,о нём мы узнаём в толковом словаре .
-Найдите в толковом словаре слово «спутник»и скажите о его лексическом значении .
| Спутник -1.Человек ,который вместе с кем – нибудь совершает путь .2. Перен. :то , что сопутствует чему –нибудь , появляется вместе с чем –нибудь . 3.Небесное небо ,обращающееся вокруг планеты .4.Прибор ,запускаемый с помощью ракетных устройств в космическое пространство и имеющий ,подобно небесным телам, свою орбиту .
-Лингвистическое здоровье проверено ,заключение комиссии таково :путешествие –исследование разрешается всем .
Перед вами лингвистическая карта .Это карта большой и не совсем ещё вами познанной страны Лексика .Как и на любой другой карте ,здесь есть территориальное деление сегодня мы исследуем некоторые из этих территорий .
Воды Великого океана омывают нашу страну ,достичь её берегов возможно лишь морским путём .Мы приближаемся к станции « Однозначные и многозначные слова» . Нам предлагают послушать стихи А .С. Пушкина и ответить на вопрос : «Почему бежало судно ,а пристать велят кораблю?»
Ветер весело шумит ,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна …
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят ,
Кораблю пристать велят .
| Судно и корабль –это слова –синонимы ,они использованы для большей выразительности .
-Вы вступите на землю этой богатой страны ,если выполните задания .
Задание .
-Прочитайте предложения ,определите ,сколько значений у слова «земля».
1.Выполнив задание ,мы получаем право путешествовать по земле лингвистической страны.2.Шёл ,шёл долговяз ,в сыру землю увяз (дождь).3.Мать с младенцем спасена , землю чувствует она (А.С.Пушкин).4.Земля вращается вокруг Солнца.5.Береги землю родимую ,как мать любимую .
|1.Территория .2.Почва .3.Суша .4.Планета .5.Страна .
-Как называются такие слова и их способность выступать в разных значениях ?
Задание .
-Вам вручаются части таблицы .Составьте её .Обоснуйте свой ответ .
Многозначное слово Земля | |
Слов-? Предметов-? Лексических значений -? | |
Однозначное слово Планета | |
Слов-? Предметов-? Лексических значений -? |
Мы прибыли на станцию «Однозначные и многозначные слова» .Находясь на ней , мы узнали много интересного ,познакомились с её трудолюбивыми жителями , увидели, как
Пять рабочих ставят дом . Чтобы ты увидеть мог .
Ставит опыт агроном . Мама ставит пироги .
Он растит такую рожь – Подойди и помоги.
С головой в неё уйдёшь . А диагноз ставит врач:
Ставит счётчики монтёр . «Просто насморк .спи ,не плачь!»
Ставит фильмы режиссёр . Если кончился рассказ,
Снял он сказку «Колобок», Ставить точку в самый раз .
| Всего значений у слова «ставить»из стихотворения Г.Демыкина -7 :строить дом , проводить опыт ,устанавливать счётчики ,создавать фильм ,учинять пироги ,называть диагноз ,ставить точку .Слово «ставить»многозначно .
-Итак ,мы познакомились с достопримечательностями станции «Однозначные и многозначные слова».Продолжаем путешествие по лингвистической стране .Здесь мы видим многое :корень дерева и математический корень ,шляпка девочки и шляпка гвоздя ,баранка как булочное изделие и баранка в значении «руль автомашины» .А вот и совсем неприличный рисунок :мальчик нам показывает свой язык .Что всё это значит?
Вот какая –то записка лежит .Прочитаем её .
«Дорогие путешественники –исследователи! Приветствуем вас на нашей станции ! Предлагаем выяснить значение слова «язык» в следующих предложениях. В каком значении это слово употреблено? Если вы это правильно сделаете ,то назовёте станцию ,на которую вы прибыли .Желаем вам успеха !»
1.Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни . (К.Г.Паустовский) .
2.Язык ,доставленный разведчиками ,сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага .
3.Мама посоветовала мне прикусить язык .
4.Маша больно прикусила язык .
5.Предупреждаем :на нашей земле легко заблудиться и попасть в неприятную историю ,помните –при желании язык до Киева доведёт .
| Слово « язык» -многозначно ,в 4-м предложении оно употреблено в прямом
Задание . значении, а в остальных –в переносном .
-Мы прибыли на станцию «Прямое и переносное значение слов» .Что даёт нам знание многозначных и однозначных слов ,прямого и переносного значения ?
| Употребляя слова в различных значениях ,мы получаем возможность сделать нашу речь выразительной .Этим свойством пользуются писатели и поэты .
Найдите слова ,которые делают выразительными следующие строки .
Горит восток зарёю новой …(А.С. Пушкин)
В саду горит костёр рябины красной .(С.А. Есенин)
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет .(А.С. Пушкин)
Отговорила роща золотая …(С.А. Есенин)
| Горит восток , горит костёр ,ветер гуляет ,подгоняет ,отговорила роща –подчёркнутые слова употреблены в переносном значении .Они и делают высказывание образным .
-Этим свойством нашего языка нужно пользоваться умело ,чтобы быть правильно понятым ,избежать двусмысленности .
Задание .
Прочитайте предложения .Как вы их понимаете? Перестройте так ,чтобы избежать двусмысленности .
В магазине ,обращаясь к кассиру ,покупатель попросил :»Выбейте мне мозги , пожалуйста».
Греки своими острыми носами провали корабли .
-Наступила пора привала ,так как наше путешествие было долгим , , видимо ,вы и устали .Отдохнём весело .Отгадайте загадки .Какое явление языка в них использовано?
Они обычно для шитья ; В тетради я бываю
И у ежа их видел я ; Косая и прямая .
Бывают на сосне ,на ёлке , В другом своём значении
А называются …(Иголки) Я планка для черчения.
И ,наконец ,порою
В шеренгу вас построю
(Линейка)
| Использовано явление омонимии :иголки у ежа и для шитья ,линейка для черчения и линейка в тетради ,линейка –шеренга -это слова –омонимы.
-Ребята ,я подслушала диалог жителей этой местности .Подумайте , на каком явлении языка он основан?
-Где вы были?
-У лисички.
-Что вы ели там?
-Лисички .
| Лисички –грибы и лисички –животное .Это слова –омонимы .
-Продолжаем наше путешествие –исследование .Ребята ,мы ,оказывается , свой привал сделали у стен какого –то города .Вот и стражники .Они преграждают нам путь ,но предлагают ключи ,один из которых откроет ворота этого города ,если мы скажем ,о каких ключах говорится в следующих строчках и как называются эти слова.
Там ,где нужен ключ обычный ,
Не поможет ключ скрипичный .
И лесным ключом ,поверь ,
Не откроешь эту дверь .
-Жители этой местности очень весёлые люди ,любят пошутить , а поэтому задают шутливые вопросы и предлагают отгадать загадки , но спрашивают ,на каком явлении языка они основаны .
На каких полях не сеют и не пашут?
Какой рукав нельзя пришить?
Из какого крана нельзя напиться ?
Это кто стрелой из лука подстрелил головку лука?
| Шутливые вопросы построены на явлении омонимии :поля тетради и поля земли , рукав платья и рукав реки ,кран строительный и кран водопроводный ,стрела из лука и стрела лука как стрелкового оружия .
-В каком же городе мы находимся ?
|В городе «Омонимы».
-Оставим этот весёлый город .Продолжим наше путешествие .Мы приближаемся к новой станции ,её название вы узнаете после выполнения задания.
Задание .
-Закончите предложение .Как называются вставленные слова ?
А)Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток ,
Пока начнётся первый акт
Мы называем всё …
Б)На время что –то прекратив ,
Мы объявляем …
В)В борьбе ,в труде устали слишком ,
Дают уставшим …
Г)После урока непременно
Нужна ребятам …
| Антракт ,перерыв ,передышка ,перемена –это слова –синонимы к слову «промежуток».Синонимы широко используются в речи ,в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мысли ,чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов.
-Вот мы и прибыли на станцию «Синонимы».
Задание .
Послушайте стихи А.С. Пушкина ,найдите в них синонимы .
Делать нечего :бояре,
Потужив о государе
И царице молодой ,
В спальню к ней
Пришли толпой .
Объявили царску волю
Ей и сыну злую долю ,
Прочитали вслух указ.
| Объявили –прочитали .
Задание .
-Прочитайте диалог .Вместо точек вставьте глаголы –синонимы ,избегайте повторов . Какой становится речь в результате использования синонимов?
-Ты взял у сестры куклу?
-Да, -…я тихо .
-Ты украл её.
-Нет ,-…я .
-Как нет ? -…вдруг отец .
-Эге –ге ! -…вдруг за окном голос .
-Я вижу , -…Тыбурций ,-моего друга в затруднительном положении .
| Ответил ,сказал ,воскликнул ,раздался ,продолжал .
-Конь и лошадь -слова-синонимы ,но они не всегда могут заменять друг друга .
Задание .
Прочитайте стихотворные строки А.С. Пушкина ,вставьте нужный синоним :конь или лошадь ,-обоснуйте свой выбор .Какой рисунок вы возьмёте для первых стихотворных строк ?
1.Куда ты скачешь ,горд… …
И где опустишь ты копыта?
2.Его …,снег почуя ,
Плетётся рысью как –нибудь .
|1.Гордый конь .2.Лошадка .Выбор синонима обусловлен сферой его употребления . Заметим ,Что в использовании слов «конь» и «лошадь» есть смысловое и стилевое различие .Слово «конь» чаще обозначает верховую лошадь .Это слово приобрело значение поэтического слова .Слово же «лошадь» стало разговорным ,прозаическим , оно обозначает коня в упряжке ,ездовую лошадь .Это различие удачно подметила поэтесса Р. Дышаленкова .
А у нас на площади
Стоит четыре лошади .
Дед тихонько лошадь тронет ,
Скажет : «Лошади -не кони !»
Улыбается отец :
«Лошадь –пахарь ,
Конь –боец!»
И тихонько взрослые
Объясняют мне :
«Груз везут на лошади ,
Скачут на коне» .
-Итак , мы побывали на многих станциях лингвистической страны «Лексика».Впереди последняя станция имя которой …А впрочем ,вы её назовёте сами ,если правильно выполните следующее задание .
Задание .
Прочитайте предложения .Что вы скажете о подчёркнутых словах ,как они называются?
1.Синонимы –это слова близкие по значению .2.Омонимы –это слова ,далёкие по значению ,но одинаковые по написанию и звучанию .
-Итак мы находимся на станции «Антонимы» .
Задание .
Антонимы так же , как и синонимы ,используются в качестве изобразительно –выразительного средства поэтами ,писателями .прочитайте пословицы ,вместо точек вставьте пропущенные слова ,определите их значение .
Петь хорошо …а говорить порознь .
…говори ,да больше делай .
| Вместе ,меньше .
-Постараемся следовать этому мудрому совету .
Задание .
Посмотрите на рисунок ,назовите героев произведения .Откуда они пришли ? Какими словами их опишете вы ?
| Низкий –высокий ,тонкий –толстый ,весёлый –грустный ,
печальный –радостный . Для характеристики этих
героев использованы антонимы .
Задание .
Назовите таких героев ,в характеристике которых также использованы антонимы .
| «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» :
царевна и царица :злая -добрая ;
«Ну , погоди!» :
Волк и заяц :смышлёный и простоватый .
-Для чего нам нужны синонимы , омонимы и антонимы?
| Синонимы ,омонимы и антонимы –это средства языка ,которые делают нашу речь выразительной ,их использование помогает избежать повторов ,
даёт возможность выражать мысль образно ,точно ,ярко.
- «Антонимы» -это конечная станция в нашем путешествии .И нам предлагается выполнить последнее задание .
Задание .
Разгадайте кроссворд .
По горизонтали :2.Раздел науки ,изучающий словарный состав . 3.Противоположные по значению слова.4.Слова ,одинаковые по звучанию ,но разные по значению .
По вертикали :1.Слова ,близкие по лексическому значению .
.
| 2.Лексика .3.Антонимы .4.Омонимы .1.Синонимы.
- Путешествие закончилось ,но на карте страны «Лексика» для нас осталось ещё несколько не исследованных в этом году территорий . Это мы сделаем уже в 6 классе. Мы узнали о многозначных и однозначных словах о прямом и переносном значении слов ,об омонимах ,синонимах и антонимах ,о лексическом значении слова ,знать которое для каждого очень важно .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в королевство лексики.
Игры по языкознанию....
Урок -путешествие "В страну Лексики"
Урок обобщения....
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...
Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)
Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Презентация "Путешествие по лексике"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие по лексике"...
Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»
Аннотация к уроку: Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...