Проектный урок .Роль имени прилагательного
материал по русскому языку (7 класс) на тему
Проектный урок
Роль имени прилагательного в речи
Тип урока: урок-проект
Цели урока
Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить знания по функциональным стилям языка, подготовить учащихся к публичным выступлениям.
Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_imeni_prilagatelnogo.proektnyy_urok.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектный урок
Роль имени прилагательного в речи
Тип урока: урок-проект
Цели урока
Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить знания по функциональным стилям языка, подготовить учащихся к публичным выступлениям.
Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Структура урока
1. Презентация информационно-исследовательского проекта;
2. Работа с классом по анализу текста, дополнение исследовательского материала по проекту;
3. Творческое задание;
4. Мини-проекты;
5. Выход на новый проект через проблемный вопрос.
Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с текстом, осуществление исследовательского и творческого мини-проектов.
Оборудование урока: интерактивная доска, листы, фломастеры, маркеры, карточки с текстами.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня у нас необычный урок. Мы осуществляем проект. Каким он будет, зависит от вас, приготовьтесь к серьёзной и творческой работе. Слово предоставляется проектной группе.( 10 мин.)
Ученик. Тема нашего проекта: «Роль имени прилагательного в речи»
Актуальность избранной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что, несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать её более интересной, образной, впечатляющей.
Проблема: « Во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?»
Цель: изучение текстов, принадлежащих к разным стилям языка ( берутся 3 параметра: частота употребления прилагательных, значение, в котором они употребляются, роль), создание собственных художественных текстов с использованием прилагательных.
Работая над проектом, мы исходили из роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном, официально-деловом и разговорном. В данной таблице вы видите общие результаты исследования. Сейчас мы предоставляем слово исследователям.
Ученик:Проанализировав фрагменты из произведений Г.Скребицкого «От первых проталин до первой грозы» и Т.Янсон «В счастливой долине мумии-троллей», мы пришли к следующим выводам: 1) роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. Так в отрывке из произведения писательницы Т.Янсон прилагательные составили 37%, а в тексте Скребицкого-28%; 2) в художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
Ученик: В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы: 1) в разные годы количество прилагательных в публицистических статьях меняется ( конечно, мы не претендуем на безусловную точность результатов, т.к. объём исследований невелик), но результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях за 1999г.- от 13% до 16% прилагательных, 2005г.-от 10% до 15%, 2008г.-от 15% до 20% ;2) в публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении; 3) прилагательные делают информацию наиболее точной, полной образной.
Ученик: Мы обратились к анализу нескольких статей из Толковых словарей Даля, Ожегова, а также отрывков из энциклопедических изданий «Наука» под редакциейА.Л.Шойхет.-М.1998г. и статей из научно-популярной книги «Тайны живой природы» под редакцией Л.П.Корзун.- М.2001г. и сделали следующие выводы: 1) в текстах научного стиля прилагательные составляют примерно 5-10%; 2) в научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, т.к, предназначены передавать точную информацию; 3) прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
Ученик: Изучая различные документы официально-делового стиля (заявления, акты, протоколы, расписки), мы пришли к выводу, что в официально-деловом стиле употребление прилагательных минимально- 1-3%. Но есть документы, которые без прилагательных представить невозможно. Например, характеристика ученика. Сравним две мои характеристики. Вот первая, в ней множество прилагательных. Во второй характеристике мы удалили все прилагательные. Конечно, я предпочёл бы первую характеристику.
Таким образом, можно сделать вывод, что в некоторых документах официально-делового стиля прилагательные необходимы, употребляются они чаще в прямом значении.
Ученик: Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринуждённой обстановке, обычная его форма диалог.
Например:
-Мама, купи мне платье.
-Но оно такое дорогое.
-Ну , мама, оно такое красивое и элегантное.
-Нет, оно слишком короткое.
-Ну, мама, оно ведь такое строгое.
-Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.
Без имени прилагательного девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.
Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо, в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.
Слово учителя. Запишите, пожалуйста, число и тему урока.
А сейчас обратимся к анализу текста.
Чтение учителем текста. и беседа (6 мин.)
Снег начал идти с раннего обеда.
Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. ( По С. Аксакову ).
БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ
=К какому стилю мы отнесём данный текст?
-Какова его тема?
Попробуем через анализ прилагательных прийти к основной его мысли.
Ученик пойдёт к доске подчёркивать прилагательные, ваша задача выписать из текста словосочетания прил. + сущ.
С раннего обеда
Тихое падение
Чудное зрелище
Безграничное пространство
Снежного потока
Снежным пухом
Поразительной тишиной
Снежные хлопья
Белым мраком
-Правильно ли вы выписали словосочетания? (проверка по слайду)
- Какие прилагательные помогают нарисовать образную картину природы?
-Какие прилагательные выражают авторское отношение к увиденному?
(Чудное, поразительная) Отталкиваясь от этих прилагательных и сформулируем основную мысль данного текста. (Автор показывает состояние восторга и удивления)
Таким образом, прилагательные могут использоваться и для передачи впечатления человека от предмета.
-Какие сочетания вам показались неожиданными?
Обратите внимание на контрастность картины ( воздух наполнен движением и поразительной тишиной).
Такое нестандартное использование языковых средств характерно для настоящих шедевров литературы.
Творческая работа.( 3мин.)
Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте. ( после выполнения работы сравниваются записанные определения с авторскими)
1. (…..) сумерки. (…) (…) снег лениво кружится около фонарей и (…) (…) пластом ложится на (…) крыши, спины, плечи, шапки. (Чехов)
2. Вот на (…) листке осины путешествует (…) шмель. (…) течение ручья несёт (…) путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул свою (…) паутинку охотник-паук. (Соколов-Микитов)
Сколько совпадений у вас получилось? (Мало) Это свидетельство богатства прилагательных. У кого записаны прилагательные синонимичные авторским? Свидетельством чего это является? (Ваше восприятие природы близко авторскому)
Работа в группах по мини-проектам.( 7 мин.)
Задание для исследовательской группы.
Проблемный вопрос: « Может ли одно и то же прилагательное употребляться в разных стилях?»
Снег ( белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).
Дождь ( звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, тёплый, мелкий, ночной).
Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными, например в научном, художественном, публицистическом, разговорном стилях? Для доказательства введите прилагательные в контекст.
(Примерный вывод. Одни и те же прилагательные могут употребляться в различных стилях языка, но функция их будет различна.)
Задание для творческой группы.
Учитель. У меня есть две проблемы: 1) как сделать так, чтобы все ученики класса питались в школьной столовой? 2) скоро пятиклассники будут выпускать школьную газету. Как сделать так, чтобы все ученики нашего лицея кинулись её читать? Я думаю, что мне помогут в решении этих проблем две творческие группы. Ваша задача создать рекламный модуль, используя при этом максимум прилагательных.
Капитаны, подойдите, пожалуйста, на жеребьёвку.
Проект 1. Рекламный модуль школьного завтрака.
Проект 2. Рекламный модуль школьной газеты.
Для презентации своего проекта вы можете использовать подручные материалы, которые находятся на ваших столах.
(В каждой проектной группе есть несколько человек, уже участвующих в проекте, они и станут организаторами проектной группы)
Группы приглашаются на презентацию проектов.( 6мин)
Защита творческих проектов была большим риском на уроке, но дети приятно удивили: они даже сочинили песню про школьный завтрак, используя прилагательные.
Учитель должен предусмотреть и то, что, дети не справятся с творческим проектом. На этот случай я сочинила рекламный модуль будущего урока:
Замечательный урок,
Яркий, красочный, весёлый,
И к тому же ещё новый!
Современный, деловой,
Даже очень непростой.
Познавательный, научный
И совсем-совсем нескучный!
Заключительное слово учителя. ( 2мин).
Сегодня мы говорили о роли прилагательных в речи. К каким выводам о роли прилагательных в речи помог прийти вам наш урок-проект?
Выводы выводятся на доску.
1. Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом разные функции:
-передача более точной информации;
- создание художественного образа;
-обмен информацией по бытовым вопросам;
2. Количество прилагательных во всех стилях языка различно.
3. Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.
Домашнее задание: упр.575.( 1мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность, роль учителя и ученика.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познава...
Проектная работа «Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему» (в рамках подготовки ГИА).
Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему...
Проектная работа "Роль проектного метода в повышении эффективности преподавания раздела «Народные промыслы»
Проектная работа по изобразительному искусству...
Проектная работа Роль внеклассных (спортивно-массовых) мероприятий в укреплении здоровья детей
Одной из главных социальных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей. Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благос...
Проектная работа «Роль и значение английского языка в современном мире»
Почему мы изучаем английский, а не, скажем, итальянский или португальский? Почему, к примеру, не ландшафтный дизайн? С другой стороны, мы видим, что сейчас с раннего детства родители приучают де...
Статья " Проектная деятельность. Роль семьи в написании проекта".
Проектная деятельность - составляющая современного учебного процеса. Наличие исследовательской работы (проекта) и его успешная защита - одно из необходимых условий допуска к ОГЭ. Немалую р...