Урок русского языка в 5 классе "Изменение звуков в речи"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе "Изменение звуков в речи" по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.
Раздел: Фонетика
Цели:
- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.
Задачи:
- дать представление об отличии устной речи от письменной;
- формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;
- воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;
- развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_zvukov_v_rechi.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
города Буденновска Буденновского района»
Урок по русскому языку в 5 классе
«Изменение звуков в речи».
Разработал: учитель русского языка и литературы
Краснощекова Юлия Викторовна.
Буденновск, 2012.
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Изменение звуков в речи».
Цели:
- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.
Задачи:
- дать представление об отличии устной речи от письменной;
- формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;
- воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;
- развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.
ТСО: DVD –проигрыватель, проектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент (настрой на урок, артикуляционная разминка.
«Лепим снеговика»
Открываем ротик широко (как бы произнося букву А), потом ротик немножко закрывается (как бы произнося букву О) и «последний маленький комок» (как бы произнося букву У, только губки немножко напрягаем, чтобы они не вытягивались вперед в трубочку).
- Проверка домашнего задания (проверить «по цепочке», обратить внимание на трудности, встречающиеся в упражнении № 279, отметки).
- Основная часть.
1. Синтаксическая разминка. Вставьте необходимые слова, чтобы получились послови цы. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку (работа в тетрадях и на доске).
1) Ученье ... , а неученье ....
2) ... источник знаний.
3) Повторение ... учения.
Предложенные пословицы живут с XIX века. Как вы понимаете эти пословицы в настоящий момент? (отметки).
Сравните их с аналогичными английскими пословицами:
- Learning is the eye of mind. (Учение – это основа разума).
- A book is a source of knowledge (Книга – это источник знаний).
- Practice makes perfect (Практика ведет к совершенствованию).
Где нам встречается термин «транскрипция»?
2. Определите, какие орфограммы есть в затранскрибированных словах. Запишите их согласно нормам. Объясните совпадение произношения и написания (индивидуальная и групповая работа).
[каз'ба], белый [гр'ип], [марос].
III. Слово учителя.
Подумайте, какую тему мы продолжаем изучать? Вспомните стихотворные строки А.С. Пушкина:
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Тема (проекция на доску).
И вновь мы в сказке: представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? (анализ ответов, отметки). Ребята, именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Предлагаю вам рассмотреть таблицу.
Слова | Чередование | Слова | Чередования |
Ухо—уши | х/ш | Кую — ковать | у/ов |
Пеку — печь | к/ч | Заря — зорька | а/о |
Свет- свеча | т/ч | Жатъ-жну-пожинать | а/н /ин |
Ход — хожу | д/ж | Жать — жму — пожимать | а/м/им |
Вновь произнесли звуки, сделали выводы.
3. Знакомство с теоретическим материалом учебника — стр. 112. (учащиеся 1-ого варианта стараются ответить на вопрос: «В каких позициях могут стоять согласные звуки?», учащиеся 2-го варианта – «В каких позициях могут стоять гласные звуки?»
-Подведение выводов, ответы на вопросы
-Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.
А какие звуки встречаются нам в английском языке? (h – [h], sh – [ς], j – [dз] и т.д.)
- Тренировочные упражнения (работа в тетрадях и на доске).
- Отгадайте загадку.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Произнесите подчеркнутые слова и запишите звуки, кото рые вы слышите на конце слов. Измените слова, поставив ко нечные согласные в сильную позицию (дубы, зубы). Какой звук бу дут передавать конечные согласные? Этот процесс называется «оглушение». Оглушение звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда. Приведите свои примеры.
- Физкультурная минутка.
- Прочитайте стихотворный текст. Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова (устно).
Мальчишек радостный народ проекция
Коньками звонко режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый
Ступает бережно на лед.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Сравните этот же отрывок из поэмы «Евгений Онегин» на английском языке (перевод В. Набокова):
The joyous tribe of boys berates проекция
And cuts the ice with ringing skates;
A waddling red-foot goose now scurries
To swim upon the water's breast;
He treads the ice with care to test…
And down he goes!
The first snow flurries
Come flitting, flicking, swirling round
To fall like stars upon the ground.
Вывод: как в русском, так и в английском языках звонкие согласные на конце слова оглушаются.
- Прочитайте предложения.
Вместе .... Борей прибежал маленький щенок.
В плавании... Жорой не мог соревноваться никто.
В этот день дежурным в классе были Володя .... Шурой.
На столе стоял стакан .... чаем.
Мы .... Тамарой ходим парой.
Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выра жен этот предлог в каждом предложении. Сколько у вас полу чилось звуков?
Запомните! На произношение согласного звука влияет его позиция в слове. Таких позиций может быть две: в начале слова или в середине перед идущим за ним согласным и на конце слова.
- Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого соглас ного:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
(Перевод С. Маршака)
Какие слова в этом стихотворном отрывке вам непонятны (скипидар, замазка, булочная). Обратите внимание, как произносится сочетание букв чн в слове булочная ([шн]).
Вывод: если гласные и согласные в сильной позиции — орфогра фических трудностей нет. Если в слабой позиции, нужно при менять правило, чтобы грамотно писать. То есть, важно опре делить позицию гласного или согласного в слове: в слабой или сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
V. Выводы по уроку.
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Какие трудности вы испытали в работе на уроке?
Анализ работы на уроке, выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
На следующем уроке тема будет углубляться, поэтому домашнее задание носит творческий характер: в сказках А.С. Пушкина найдите 5 слов с согласными в слабой позиции и 5 слов с гласными в слабой позиции, запишите их, согласные обозначьте. Подберите к ним слова с этими же звуками в сильной позиции.
Использованная литература:
- Ладыженская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П. Штыркина, Н.В. Ладыженская. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 253 с.
- Комаров А.С. Пословицы английского языка и их русские аналоги: учеб. пособие. – М.: Флинта:Наука, 2008. – 112 с.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2000. – 110 с.
- Пушкин А.С. Стихотворения. Евгений Онегин. – М.: Художественная литература, 1986. – 320 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир о образование», 2003. – 623 с.
- Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.
- Якунина А.М. Русский язык. 5 класс. Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.
- Pushkin A. Eugene Onegin. A novel in verse. Translated by V. Nabokov. – New York, 1964.
Приложение.
Раздаточный материал к уроку русского языка по теме: «Изменение звуков в речи».
Таблица
Слова | Чередование | Слова | Чередование |
ухо - уши | х/ш | кую – ковать | у/ов |
пеку - печь | к/ч | заря – зорька | а/о |
свет - свеча | т/ч | жать – жну –пожинать | а/н/ин |
ход - хожу | д/ж | жать – жму - пожимать | а/м/им |
Упражнение 1. Измените слова, поставив конечные согласные в сильную позицию.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Упражнение 2. Найдите в отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова.
Мальчишек радостный народ
Коньками звонко режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Упражнение 3. Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выражен этот предлог в каждом предложении.
Вместе .... Борей прибежал маленький щенок.
В плавании... Жорой не мог соревноваться никто.
В этот день дежурным в классе были Володя .... Шурой.
На столе стоял стакан .... чаем.
Мы .... Тамарой ходим парой.
Упражнение 4. Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого соглас ного:
У каждого дела Запах особый:
В булочной пахнет Тестом и сдобой.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Упражнение 5. Выпишите из стихотворения слова, в которых на соглас ный звук влияет положение на конце слова:
а) Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами.
б) Под горою темный вход. Он туда скорей идет.
Упражнение 6. Из текста стихотворения выпишите выделенные слова и подчеркните в них согласные в слабой позиции:
Чтобы спящих не встревожить.
Не вспугнуть примолкших гнезд,
Тихо по небу ступают
Золотые ножки звезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
Урок русского языка "Обратный порядок слов в речи"
Урок русского языка в 7 классе по УМК под ред. М. М. Разумовской...
Урок русского языка "Осень в звуках и красках".
Подготовка к сочинению «Волшебные краски осени»....
Сценарий урока русского языка на тему: "Звуки речи и буквы"
Урок русского языка по теме: «Звуки речи и буквы» разработан в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Данный урок проводится по программе В.В. Баба...
Урок русского языка по теме "Звуки и буквы" 5 класс
Урок-обобщение по теме "Фонетика" 5 класс...
Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...