Слова, правописание которых не проверяется правилами.
статья по русскому языку по теме
Одной из основных задач, стоящих перед учителем русского языка, является привитие учащимся навыков практического владения языком, то есть умение правильно говорить и писать, используя богатейшие возможности русского языка. Именно школа должна подготовить людей, способных пользоваться устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для их активной социальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molodcova_e.g._statya.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Слова, правописание которых не проверяется правилами.
Одной из основных задач, стоящих перед учителем русского языка, является привитие учащимся навыков практического владения языком, то есть умение правильно говорить и писать, используя богатейшие возможности русского языка. Именно школа должна подготовить людей, способных пользоваться устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для их активной социальной деятельности. В связи с этим остро встает вопрос обучение русскому языку, по - прежнему актуальной является проблема орфографической грамотности учащихся. Современная методика располагает разнообразными приемами, которые помогают учителю избежать многих ошибок в орфографической работе, что в свою очередь способствует улучшению языковой подготовке обучающихся. И, тем не менее, несмотря на невероятные усилия словесника, далеко не всегда достигается учащимися необходимый уровень овладения русской орфографии, по словам С.И. Львовой, положение в значительной степени усугубляется и тем, что большинство учащихся испытывают к урокам русского языка равнодушие, а иногда и открытую неприязнь. Это в свою очередь заставляет учителей искать такие формы обучения, которые помогли бы преодолеть пассивное отношение школьников к предмету, заинтересовать учеников изучением родного языка и одновременно помочь им овладеть основами русского правописания. Как утверждает М.В.Ушаков, одной из самых больших трудностей нашей орфографией является орфограммы, правописание которых не подчиняется правилам, а усвоение минимума слов с такими написаниями, по словам Н.А. Горской, способствует повышению общей грамотности учащихся. По мнению исследователей, словам с непроверяемыми орфограммами следует уделять самое серьезное внимание. Еще в 19 веке педагоги и методисты, по замечанию Н.А. Бублеевой, поднимали вопрос о необходимости целенаправленной работы над словами, правописание которых не проверяется правилами. В частности, вопросу о важности заучивания школьниками данных слов посвящены работы М.Николенко, Н. Левицкого, Н.Сенигова, П.Смирновского, В.Разыграева, А.Спицына, Е.П. Забелиной, К.Житомирского, К.Д. Ушинского, и многих других. Дадим понятие о словах, правописание которых не проверяется правилами. Отметим, основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, сущность которого, по словам Н.С. Рождественского, заключается в том, что в соответствии с особенностями данного языка русская орфография стремится отразить на письме состав слова так, чтобы каждая часть этого слова, несмотря на ее звуковые изменения, имела одно постоянное начертание. Единообразное обозначение на письме значимых частей слова сохраняющиеся даже при частичных изменениях фонетического характера которыми может сопровождаться образование родственных слов или их форм, облегчает письменное общение людей, делает его более точным, быстрым, дает возможность осознавать и, следовательно, легче запоминать написание целых групп слов, например:
облокотиться (ср: локоть, подлокотник),
тренировать (ср: планировать, телеграфировать),
в квартире, по деревне (ср: в семье, на стене)
Орфограммы, которые встречаются в подобных словах, по утверждению Л.Л. Покровского, считаются непроверяемыми, а слова эти учащимся предлагаются запоминать механически. Такие слова и называются словами, правописание которых не проверяется правилами, или словами с непроверяемыми орфограммами. Накопление и усвоение правописания слов с непроверяемыми написаниями является, как указано в методических рекомендациях к учебнику русского языка, составной частью содержания работы по орфографии. Рассмотрим методику работы над словами с непроверяемыми орфограммами. Усвоение учащимися минимума слов, правописание которых не регулируется правилами, происходит, по словам Н.А. Горской, лишь при условии постоянного обращения к трудным словам, систематического включения их в различные виды домашних и классных работ. Прежде чем перейти к анализу приёмов работы над словами с непроверяемыми орфограммами, отметим, что особенности данных слов обусловливаются закономерностями усвоения их графики. В связи с этим рассмотрим основные принципы отбора слов, правописание которых не проверяется правилами. Т.о. можно вслед за С.Н. Пименовой выделить следующие этапы введения нового слова:
1. Установка на длительное запоминание ( «Это слово мы выучим сегодня и всю жизнь будем его правильно писать»). Вообще вопрос о заучивании трудных слов, по утверждению исследователей, поднимался ещё в прошлом столетии. «Если нельзя быть по – настоящему грамотным без знания правил по орфографии и пунктуации, то невозможно овладеть письмом и без механического запоминания большинства слов, правописание которых не подчиняется никаким правилам. Поэтому у учащихся необходимо создать «установку на запоминание», на заучивание трудных слов в определённые сроки» (Словарно – орфографическая работа в средней школе.- Челяб. Институт усовершенствования учителей, 1960. –с.6)
2.Проговаривание слова учителем.
3.Проговаривание слова учащимися по слогам вслух, вполголоса (при этом, по совету психологов, глаза нужно закрыть и представить слово записанным). По мнению некоторых исследователей, орфографическое (послоговое) проговаривание слов учащимися является самым эффективным приёмом овладения их написанием, т. к. при этом усваивается код перехода от слышимых произносимых слов к виденным и написанным. При орфографическом проговаривании, система речедвижений абсолютно соответствует буквенному ряду, все слабые позиции звуков становятся сильными, у детей формируется навык перехода к орфографическому написанию изучаемых слов. Однако названный приём эффективен в ряду других приёмов: аудирование, зрительная фиксация слова, запись слова в тетрадях.
4. Нахождение слова в словаре или зрительное восприятие слова, записанного на доске.
5.Толкование слова, если это необходимо.
6.Орфоэпическое чтение слова и анализ звукового и буквенного состава, постановка ударения, выделение орфограмм.
7.Запись слова в тетрадь или словарик.
8.Выделение и объяснение орфограмм с помощью этимологического анализа (если это возможно).
9.Закрепление написания в ходе урока.
При первичном закреплении подбираем и записываем родственные слова. Последующее закрепление написания слова органически вплетается в ткань урока. Это может быть конструирование словосочетаний, предложений, морфемный или словообразовательный анализ, использование мнемонических приёмов, подбор синонимов, антонимов, сочинение – миниатюра с использованием ряда слов тематической группы, лексическая работа, организованная вокруг слов с иноязычными корнями и т.д. На этапе контроля можно проводить словарные диктанты с последующей самопроверкой, хоровым проговариванием слов, а также выборочные, зрительные, контрольные диктанты. В конце изучения тематической группы слов предлагается вспомнить и записать изученные слова; побеждает тот, у кого слов окажется больше и записаны они в соответствии с орфографической нормой. Таким образом, работа над словами, не проверяемыми правилами, имеет громадное значение в формировании относительной грамотности учащихся. Существует немало исследований по данному вопросу, но большинство из них относится к середине 20 века и поднимает вопрос о необходимости создания для каждого класса специальных словников, которые бы находились в конце учебников. И лишь работы последних лет М.Т. Барановой, Н.А. Горской, Л.Л. Покровского, В.В. Ераткиной, С.Н. Пименовой, О.Т. Эхиной и др. затрагивают методику работы над словами с непроверяемыми орфограммами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сомневаетесь как написать слово? Проверьте здесь.
Если вы не знаете как правильно написать слово?Проверить это можно ЗДЕСЬ.SvetlanaT...
Слова, от которых не кружится голова
Классный час был посвящен теме о вреде сквернословия и матов. Показано с научной точки зрения о вреде сквернословия на воду, как информация действует на все живое....
Диктант "Проверь себя". "Вводные слова. Александр Македонский"
Первичное прочтение текста диктанта сопровождается видеорядом, что усиливает образное и эмоциональное восприятие содержания, повышает учебную мотивацию, воспитательное влияние. После написания текста ...
Проверим свои знания по правилам дорожного движения. Вопросы для учащихся 5-9 классов
Проверим свои знания по правилам дорожного движения. 23 вопроса для учащихся 5-9 классов...
Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...
Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.
Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...