Сценарий часа познания о М.Ломоносове
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия " Языка нашего небесна красота", посвященного филологической деятельности Ломоносова. Час познания прошел в рамках Недели русского языка и литературы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyka_nashego_nebesna_krasota.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Языка нашего небесна красота…»
Час познания, посвященный филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова.
Учитель русского языка и литературы
Никонова Л.В.
МБОУ СОШ №1
города Лакинска,
Владимирской области.
Цели:
- Способствовать развитию чувства патриотизма.
- Способствовать расширению знаний о филологической и поэтической деятельности Ломоносова.
- Способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся.
Оборудование:
презентация, мультимедиа проектор.
Сценарий проведения.
Вступительное слово учителя ( слайды №1-4)
Ведущий ( читает слайд № 5 )
Ломоносов – первый русский академик – оказал огромное влияние на развитие науки и культуры. Его гений вторгался во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом.
Ведущий (Слайд №6). Общеизвестна огромная роль М.В.Ломоносова в области русского языка и литературы. Его поэзию любили и ценили русские классики всех поколений. Но сегодняшний читатель, знакомый с нашей поэтической классикой, обращается все-таки не к Ломоносову, а к Пушкину, Тютчеву, Фету, Некрасову… Это и понятно. Ведь три века прошло. Во многом устарел язык. Непривычной кажется манера. Забыты конкретные события, вдохновлявшие поэта. Адресаты стихотворений тоже мало, кому известны.
Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын архангельского крестьянина –помора. Он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.
Сцена из сказа Б. Шергина
« Слово о Ломоносове».
( На сцене Ломоносов и его отец. Ведущая. )
Ведущий. Ум веселится, радуется, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его мысль и дела…
Ломоносов. Татенька! Все господа многограмотны.
Отец. Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому? Он писца да чтеца нанять может. Все равно как « Иван, сшей башмаки! Марья, пеки пироги!..
Ведущий. Михайле исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью 1730 года он упал у ноги отцу.
( Ломоносов падает на колени перед отцом)
Ломоносов. Государь мой татенька Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!
Отец. Люди меня давно ума доводили и говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда падать с ног, а у вас –де с сыном дружба - приятство… Добра не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит век горевать.
Ломоносов. Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше быти враг, нежели друг?
Отец. Как это враг? Для кого я потом кровавым дом и все богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю: тебе!.. Миша! Погляди - ко, руки-те отцовы.. как крюки!.. Сколько я на веку работы унес!.. Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь!..
Ломоносов. Татенька Василий Дорофеевич! Я с Божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полет управить… Татенька, государь, благослови в Москву учиться…
Отец. Ну, сын… Воля твоя.. Люди-де, люди-де что скажут: « У Василия Дорофеевича сын по миру пошел скитаться…»
Ломоносов. Татенька, не плачь! Воля твоя…
Отец. Нет, сын! Ты в отца волю снял!..
Ведущий. Той же зимы Михайло покинул дом. Мимо отправлялся на Москву рыбный обоз. Миша и ушел с обозом. Снес на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег.
( слайд №7) картина Кислякова « Юный Ломоносов на пути в Москву»)
…Буря–непогодушка унесла его сродной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: « 7-го декабря 1730 года с дозволенья отца отпущен к Москве Михайло Васильев сын Ломоносов. О чем выдан ему пашпорт».
Ведущий. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было « утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины. Тем пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование Михаила Васильевича проявилось в этих областях с исключительной силой. Ученый стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства.
О стихосложении( слайды 8-9)
Учитель. В 1736 году Ломоносов прочитал трактат теоретика русского стиха В.К.Тредиаковского о способах стихосложения.
А в 1740 году Ломоносов послал ему из Германии в Петербург ответ-возражение
« Письмо о правилах российского стихотворства» вместе с « Одой…на взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях.
Чтец. Исполняет « Оду… на взятие Хотина» ( на фоне слайдов 10-12).
Ведущий. Это было как гром среди ясного неба! Один из современников Ломоносова, вспоминая о первом прочтении этих стихов, писал : « Мы были очень удивлены таим небывалым в русском языке размером стихов… Все читали их, удивляясь новому размеру». Стих Ломоносова захватывал дух, поражал неслыханной гармонией.
Учитель( читает на слайде 13):
- Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение, признавал двустопные и трехстопные стихи, сочетание женских и мужских рифм.
- Ломоносов хотел дать простор русскому стиху.
Можно сказать, что деятельность Ломоносова способствовала реформированию и совершенствованию русского поэтического языка и подготовила появление таких великих имен, как Державин, Пушкин, Крылов.
Ведущий (читает на слайде 14):
В своей поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. В его одах чувствуется та всемогущая, всепроникающая нить, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств.
Чтец исполняет стихотворение Ломоносова на фоне слайдов 15-18:
Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем рошены ы,
И ветви, медом рошены,
Весну являют с летом вдруг.
Восторг все чувства восхищает,
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают,
В бездушных зрю любовну страсть.
Учитель ( читает на слайде 20 в качестве вывода):
«…российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того , что несвойственно, из других языков не вносить»
М.В. Ломоносов
Возможности русского поэтического языка были показаны Ломоносовым и в одах, и в поэмах, и в эпиграммах. Но более всего в переводах. Послушайте перевод Ломоносова из Горация, древнегреческого поэта.
Звучит стихотворение « Я знак бессмертия себе воздвигнул…» в исполнении чтеца (слайды 21-24)
Учитель. А теперь поговорим о вкладе Ломоносова в развитие ораторского искусства, т.е. риторики.
( на слайде 26 читает) В России до Ломоносова учебники риторики (красноречия) существовали на языках, которые были недоступны людям без специального образования: на латинском и церковно-славянском.
Ломоносов же написал « Риторику» на общеупотребительном русском языке, где дал основы теории предложения и теории стилей речи.
Слайды №27-29
- «Высокий штиль»- церковнославянские слова и русские, например: Бог, слава, рука. В «высоком штиле» писаться должны героические поэмы, оды, трагедии.
- «Средний штиль» - русские слова с небольшой примесью церковно-славянских, например : отверзаю, господень, взываю.
«Средние» жанры: драмы, сатиры, дружеские письма, элегии
«Низкий штиль»- русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских : говорю, ручей, который , пока, лишь.
«Низкие» жанры: комедии, эпиграммы, песни, басни, элегии.
Ведущий. Само по себе учение о трех стилях – это собирательное имя многочисленных теорий, существовавших еще со времен античности. Ломоносов развил это учение в современных ему исторических условиях. Он указал на основные источники формирования русского общенационального литературного языка. Это церковно-славянский и общеупотребительный русский язык. При этом должно оставаться первенство за живыми формами русского языка.
Ведущий. Ломоносов пришел к убеждению, что чистота стиля литературного и разговорного языка зависит прежде всего от знания самих основ языка, которые должны достигаться прилежным изучением грамматических правил. Так у ученого зародилась мысль о создании грамматики русского языка. На это, по выражению критика 19 века Белинского, « дивное, великое дело» Ломоносов положил несколько лет жизни.
Слайд № 30 с изображением грамматики Ломоносова.
Затем читаются слайды №31-32
В 1755 году в Петербурге была напечатана «Российская грамматика» М. Ломоносова,
которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении приведен перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.
Слайд № с высказыванием Ломоносова о языке русском.
В русском языке есть «великолепие ишпанского , живость французского, нежность италианского , сверх богатство и краткость латинского и греческого языка».
« Российская грамматика» Ломоносова была практически первой научной грамматикой, написанной по-русски. Она стала общедоступным сводом правил изменения и сочетаемости русских слов.
Читает на слайде № 33
«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».
Ведущий ( читает слайд № 34 )
- Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
Ведущий( слайд 35)
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд №36
Учитель. Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие пунктуации. Слайд №37
«Знаки ставятся по силе разума
и его расположению и союзам». Ломоносов
У Ломоносова было 8 знаков препинания:
- 1. запятая;
- 2. точка с запятой;
- 3. две точки;
- 4. точка;
- 5. вопросительный знак;
- 6. «удивительный знак» (восклицательный);
- 7. «вместительный» знак (скобки);
- 8. «единительный» знак (знак переноса).
Учитель. Итак, мы с вами узнали о заслугах Ломоносова в области языкознания и поэзии. Но разговор будет незавершенным, если не упомянуть деятельность Ломоносова-педагога.
Ведущий читает слайд № 38
- Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность. Изучение языка, по мнению ученого ,способствует формированию патриотизма, любви к родине, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.
Ведущий читает слайд № 39-40
Ломоносов- основатель первого русского университета, открытого 1755 году в Москве.
- Университет был ориентирован на русских учащихся, с которыми должны были заниматься русские профессора на русском языке.
- Ломоносов преподавал в университете и создавал учебники и учебные пособия по русскому языку.
Слайд № 41
- Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.
Ведущий на фоне слайда №42
У входа во дворец науки возвышается памятник основателю университета. С открытым, смелым лицом и устремленным вперед взором стоит он – великий сын великого народа- ученый, мыслитель, патриот, как бы встречая тех, кто трудится в основанном им 250 лет назад университете, и призывает их на самоотверженный труд. И,кажется, что слышны его гордые и уверенные слова, обращенные к потомкам:
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов
Слайд № и заключительное слово учителя и рефлексия.43-44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий часа общения «Пусть осень будет молодой!»
Аннотация к сценарию часа общения«Пусть осень будет молодой!» Сценарий часа общения «Пусть осень будет молодой!», посвященного Дню пожилого человека, разработан на основе использования технологии...
Сценарий часа общения в 10 классе « Я и другие»
Анонс предыдущих тем занятий:«Самовоспитание» - составление оссоциограммы, ...
Сценарий часа общения с психологом в 9 классе «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач»
1. Вводное слово: цели и задачи встречи. 5 минут.Цель: познакомить участников часа общения с существующими командными ролями и их влиянием на успешность группы.Задачи:а) создат...
Сценарий часа общения с психологом для учащихся 9, 11 классов "Экзамен. Алхимия успеха"
Тренер: Уважаемые учащиеся, учебный семестр подходит к концу, а это значит, что скоро сессия. Впереди вас ждут экзамены. Часто бывает так, что успешно сдать экзамен мешает не столько не знание предмет...
Сценарий часа общения «Агрессия. Разрешение конфликтов»
Тема: "Агрессия. Разрешение конфликтов".Форма: Беседа.Цель: Содействовать развитию умения строить взаимоотношения с другими людми, определять своё место среди сверстников, осмысливать свои поступки и ...
Сценарий Часа атамана
работа содержит разработку сценария, посвященного роли женщины-казачки...
Сценарий Часа атамана-реабилитация казаков
материал соднржит информацию. посвящнную реабилитации казаков...