Сценарий часа познания о М.Ломоносове
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия  " Языка нашего небесна красота", посвященного  филологической деятельности Ломоносова. Час познания прошел в рамках Недели русского языка и литературы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyka_nashego_nebesna_krasota.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Языка нашего небесна красота…»

Час познания, посвященный филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова.

Учитель русского языка и литературы

Никонова Л.В.

МБОУ СОШ №1

города Лакинска,

Владимирской области.

Цели:

  1. Способствовать развитию чувства патриотизма.
  2. Способствовать расширению знаний о филологической и поэтической  деятельности Ломоносова.
  3. Способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся.

Оборудование:

презентация,  мультимедиа проектор.

Сценарий проведения.

Вступительное слово учителя ( слайды №1-4)

Ведущий ( читает слайд №  5 )  

Ломоносов – первый русский академик – оказал  огромное влияние на развитие науки и культуры. Его гений вторгался во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом.

Ведущий (Слайд №6). Общеизвестна огромная  роль М.В.Ломоносова в области русского языка и литературы. Его поэзию любили и ценили русские классики всех поколений. Но сегодняшний читатель, знакомый с нашей поэтической классикой, обращается все-таки не к Ломоносову, а к Пушкину, Тютчеву, Фету, Некрасову… Это и понятно. Ведь три века прошло. Во многом устарел язык. Непривычной кажется манера. Забыты конкретные события, вдохновлявшие поэта. Адресаты стихотворений тоже мало, кому известны.

Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын архангельского крестьянина –помора. Он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

Сцена из сказа Б. Шергина

« Слово о Ломоносове».

( На сцене  Ломоносов и его отец.  Ведущая. )

Ведущий. Ум веселится, радуется, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его мысль и дела…

Ломоносов. Татенька! Все господа многограмотны.

Отец. Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому? Он писца да чтеца нанять может. Все равно как « Иван, сшей башмаки! Марья, пеки пироги!..

Ведущий. Михайле исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью 1730 года он упал у ноги отцу.

( Ломоносов падает на колени перед отцом)

Ломоносов. Государь мой татенька Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

Отец. Люди меня давно ума доводили и говорили: сын  взгляду отцова должен бояться, от взгляда падать с ног, а у вас –де с сыном  дружба - приятство… Добра не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит век горевать.

Ломоносов. Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше быти враг, нежели друг?

Отец. Как это враг? Для кого  я потом кровавым дом и все богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю: тебе!.. Миша!  Погляди - ко, руки-те отцовы.. как крюки!.. Сколько я на веку работы унес!.. Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь!..

Ломоносов. Татенька Василий Дорофеевич! Я с Божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полет управить… Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец. Ну, сын… Воля твоя.. Люди-де, люди-де что скажут: « У Василия Дорофеевича сын по миру пошел скитаться…»

Ломоносов. Татенька, не плачь! Воля твоя…

Отец. Нет, сын! Ты в отца волю снял!..

Ведущий. Той же зимы Михайло покинул дом. Мимо отправлялся на Москву рыбный обоз. Миша и ушел с обозом. Снес на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег.

( слайд №7)   картина Кислякова « Юный Ломоносов на пути в Москву»)

…Буря–непогодушка унесла его сродной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: « 7-го декабря 1730 года с дозволенья отца отпущен к Москве Михайло Васильев сын Ломоносов. О чем выдан ему пашпорт».

Ведущий. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было « утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины. Тем пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование Михаила Васильевича проявилось в этих областях с исключительной силой. Ученый стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства.

О стихосложении( слайды 8-9)

Учитель. В 1736 году Ломоносов прочитал трактат теоретика русского стиха В.К.Тредиаковского о способах стихосложения.

А в 1740 году Ломоносов послал ему из Германии в Петербург ответ-возражение

« Письмо о правилах российского стихотворства» вместе с « Одой…на взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях.

Чтец.  Исполняет « Оду… на взятие Хотина» ( на фоне слайдов 10-12).

Ведущий. Это было как гром среди ясного неба! Один из современников Ломоносова, вспоминая о первом прочтении этих стихов, писал : « Мы были очень удивлены таим небывалым в русском языке размером стихов… Все читали их, удивляясь новому размеру». Стих Ломоносова захватывал дух, поражал неслыханной гармонией.

Учитель( читает на слайде 13):

  1. Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение, признавал двустопные и трехстопные стихи, сочетание женских и мужских рифм.
  2. Ломоносов хотел дать простор русскому стиху.

Можно сказать, что деятельность Ломоносова способствовала  реформированию и совершенствованию русского поэтического языка и подготовила появление таких великих имен, как Державин, Пушкин, Крылов.

Ведущий (читает на слайде 14):

В своей поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. В его одах чувствуется та всемогущая, всепроникающая нить, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств.

Чтец исполняет стихотворение Ломоносова на фоне слайдов 15-18:

Кристальны горы окружают, 
Струи прохладны обтекают 
Усыпанный цветами луг. 
Плоды румянцем  рошены ы,
И ветви, медом  рошены,
Весну являют с летом вдруг.

Восторг все чувства восхищает, 
Какая сладость льется в кровь! 
В приятном жаре сердце тает! 
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают, 
В бездушных зрю любовну страсть.

Учитель ( читает на слайде 20 в качестве вывода):

 «…российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того , что несвойственно, из других языков не вносить»

                                                М.В. Ломоносов

Возможности русского поэтического языка были показаны Ломоносовым и в одах, и в поэмах, и в эпиграммах. Но более всего в переводах. Послушайте перевод Ломоносова из  Горация, древнегреческого поэта.

Звучит стихотворение « Я знак бессмертия себе воздвигнул…» в исполнении чтеца (слайды 21-24)

Учитель. А теперь поговорим  о вкладе Ломоносова в развитие  ораторского искусства, т.е.  риторики.

( на слайде 26 читает) В России до Ломоносова учебники риторики (красноречия) существовали на языках, которые были недоступны людям без специального образования:  на латинском и церковно-славянском.

Ломоносов же написал « Риторику»  на общеупотребительном русском языке, где дал основы теории предложения и теории стилей речи.

Слайды №27-29

  1. «Высокий штиль»- церковнославянские слова и русские, например: Бог, слава, рука.  В «высоком штиле» писаться должны героические поэмы, оды, трагедии.
  2. «Средний штиль» - русские слова  с небольшой примесью церковно-славянских, например : отверзаю, господень, взываю.

«Средние» жанры: драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

    «Низкий штиль»- русские слова  разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских : говорю, ручей, который , пока, лишь.

    «Низкие» жанры: комедии, эпиграммы, песни, басни, элегии.

Ведущий. Само по себе учение о трех стилях – это собирательное имя многочисленных теорий, существовавших еще со времен античности. Ломоносов развил это учение в современных ему исторических условиях. Он указал на основные источники формирования русского общенационального литературного  языка. Это церковно-славянский и общеупотребительный русский язык. При этом должно оставаться первенство за живыми формами русского языка.

             Ведущий. Ломоносов пришел к убеждению, что чистота стиля литературного и разговорного языка зависит прежде всего от знания самих основ языка, которые должны достигаться прилежным изучением грамматических правил. Так у ученого зародилась мысль о создании грамматики русского языка.  На это, по выражению критика 19 века  Белинского, « дивное, великое дело» Ломоносов положил несколько лет жизни.

            Слайд № 30     с изображением грамматики Ломоносова.

 Затем читаются слайды №31-32

            В 1755 году в Петербурге была напечатана «Российская грамматика» М. Ломоносова,

    которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении приведен перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.

Слайд  № с высказыванием Ломоносова о языке русском.

               В русском языке есть «великолепие ишпанского , живость французского, нежность италианского , сверх  богатство и краткость латинского и греческого языка».

« Российская грамматика» Ломоносова была практически первой научной грамматикой, написанной по-русски. Она стала общедоступным  сводом правил изменения и сочетаемости русских слов.

        Читает на слайде № 33

               «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

        Ведущий ( читает слайд №  34    )

  1. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.

          Ведущий( слайд 35)

              Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Слайд №36

                Учитель. Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие пунктуации. Слайд №37

«Знаки ставятся по силе разума
и его расположению и союзам». Ломоносов

У Ломоносова было 8 знаков препинания:

  1. 1.  запятая;
  2. 2. точка с запятой;
  3. 3. две точки;
  4. 4. точка;
  5. 5. вопросительный знак;
  6. 6. «удивительный знак» (восклицательный);
  7. 7.  «вместительный» знак (скобки);
  8. 8.  «единительный» знак (знак переноса).

            Учитель. Итак, мы с вами узнали о  заслугах  Ломоносова в области  языкознания и поэзии. Но  разговор будет  незавершенным, если не упомянуть деятельность Ломоносова-педагога.

       Ведущий читает слайд № 38

  1.  Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность. Изучение языка, по мнению ученого ,способствует  формированию патриотизма, любви к родине, уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.

           Ведущий читает слайд № 39-40

Ломоносов- основатель первого русского университета, открытого 1755 году в Москве.

  1. Университет был ориентирован на русских учащихся,  с которыми должны были заниматься русские  профессора на русском языке.
  2. Ломоносов преподавал в университете  и создавал учебники и учебные пособия по русскому языку.

Слайд № 41

  1. Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины. 

                Ведущий на фоне слайда №42

У входа во дворец науки возвышается памятник основателю университета. С открытым, смелым лицом и устремленным вперед взором стоит он – великий сын великого народа- ученый, мыслитель, патриот, как бы встречая тех, кто трудится в основанном им 250 лет назад университете, и призывает их на самоотверженный труд. И,кажется, что слышны его гордые и уверенные слова, обращенные к потомкам:

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

                                               М.В. Ломоносов

Слайд № и заключительное слово учителя и рефлексия.43-44

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий часа общения «Пусть осень будет молодой!»

Аннотация к сценарию часа общения«Пусть осень будет молодой!» Сценарий часа общения «Пусть осень будет молодой!», посвященного Дню пожилого человека, разработан на основе использования технологии...

Сценарий часа общения в 10 классе « Я и другие»

Анонс предыдущих тем занятий:«Самовоспитание» - составление оссоциограммы,                                 ...

Сценарий часа общения с психологом в 9 классе «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач»

1.     Вводное слово: цели и задачи встречи. 5 минут.Цель: познакомить участников часа общения с существующими командными ролями и их влиянием на успешность группы.Задачи:а) создат...

Сценарий часа общения с психологом для учащихся 9, 11 классов "Экзамен. Алхимия успеха"

Тренер: Уважаемые учащиеся, учебный семестр подходит к концу, а это значит, что скоро сессия. Впереди вас ждут экзамены. Часто бывает так, что успешно сдать экзамен мешает не столько не знание предмет...

Сценарий часа общения «Агрессия. Разрешение конфликтов»

Тема: "Агрессия. Разрешение конфликтов".Форма: Беседа.Цель: Содействовать развитию умения строить взаимоотношения с другими людми, определять своё место среди сверстников, осмысливать свои поступки и ...

Сценарий Часа атамана

работа содержит разработку сценария, посвященного роли женщины-казачки...

Сценарий Часа атамана-реабилитация казаков

материал соднржит информацию. посвящнную реабилитации казаков...