Сценарий часа общения с психологом в 9 классе «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач»
классный час по психологии (9 класс) по теме
1. Вводное слово: цели и задачи встречи. 5 минут.
Цель: познакомить участников часа общения с существующими командными ролями и их влиянием на успешность группы.
Задачи:
а) создать ситуацию моделирования команды для выполнения общей задачи.
б) создать условия для самоопределения командной роли
в) познакомить участников часа общения с командными ролями
г) создать условия для работы команды со случайным набором участников и специально подобранным составом.
2. Разминка. 5 минут
3. Разбивка. 7 минут
Расчитаться на 1-й,2-й… 5-й. Сесть по номерам. Команда должна решить задачу: вы представляете жюри конкурса на лучшую лицейскую группу. Спонсоры выделили вам 2000 рублей на приобретение главного приза. Какой приз вы купите для победителя конкурса?
4. Мостик к теме встречи. 1 минута.
Сейчас вы решали задачу командой, которая образовалась случайно. Каждый участник этой команды выполнял какую-то свою роль. А какие роли в команде могут быть? Учащиеся называют известные им командные роли. Проводится перекличка ролей. Я вам предлагаю проверить свои предположения и пройти тестирование, в результате которого вы узнаете, какую роль вы чаще всего выполняете в команде и в чем ее особенности.
5. Тест на командные роли. 19 минут.
После тестирования каждый участник выявляет свою командную роль и отвечает на вопросы: в этой роли я демонстрирую следующие типичные черты…, мои позитивные качества, как представителя этой роли…, мои приемлемые недостатки, как представителя этой роли…
6.Работа в группах.
5 минут. Все участники разбиваются на группы по ролям. Обсуждение в группе и презентация ответа
3 минуты. Из всех лидеров ведущий выбирает 5 человек, которые должны набрать себе команду из 5-х игроков (вместе с ним).
5 минут. Команда придумывает название, логотип
7. Бланковая игра «Бизнес». 20 минут.
8. Подведение итогов игры: все участники игры отвечают на вопрос одним словосочетанием «В результате игры я понял…». 5 минут.
9. Выходное анкетирование. 5 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 24.16 КБ |
blankovaya_igra_biznes.docx | 31.76 КБ |
oprosnik_samovospriyatiya_svoey_komandnoy_roli_belbin.docx | 89.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий Часа общения
«Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач»
- Вводное слово: цели и задачи встречи. 5 минут.
Цель: познакомить участников часа общения с существующими командными ролями и их влиянием на успешность группы.
Задачи:
а) создать ситуацию моделирования команды для выполнения общей задачи.
б) создать условия для самоопределения командной роли
в) познакомить участников часа общения с командными ролями
г) создать условия для работы команды со случайным набором участников и специально подобранным составом.
- Разминка. 5 минут
- Разбивка. 7 минут
Расчитаться на 1-й,2-й… 5-й. Сесть по номерам. Команда должна решить задачу: вы представляете жюри конкурса на лучшую лицейскую группу. Спонсоры выделили вам 2000 рублей на приобретение главного приза. Какой приз вы купите для победителя конкурса?
- Мостик к теме встречи. 1 минута.
Сейчас вы решали задачу командой, которая образовалась случайно. Каждый участник этой команды выполнял какую-то свою роль. А какие роли в команде могут быть? Учащиеся называют известные им командные роли. Проводится перекличка ролей. Я вам предлагаю проверить свои предположения и пройти тестирование, в результате которого вы узнаете, какую роль вы чаще всего выполняете в команде и в чем ее особенности.
- Тест на командные роли. 19 минут.
После тестирования каждый участник выявляет свою командную роль и отвечает на вопросы: в этой роли я демонстрирую следующие типичные черты…, мои позитивные качества, как представителя этой роли…, мои приемлемые недостатки, как представителя этой роли…
- Работа в группах.
5 минут. Все участники разбиваются на группы по ролям. Обсуждение в группе и презентация ответа
3 минуты. Из всех лидеров ведущий выбирает 5 человек, которые должны набрать себе команду из 5-х игроков (вместе с ним).
5 минут. Команда придумывает название, логотип
- Бланковая игра «Бизнес». 20 минут.
- Подведение итогов игры: все участники игры отвечают на вопрос одним словосочетанием «В результате игры я понял…». 5 минут.
- Выходное анкетирование. 5 минут.
Оптимальная команда. Эффективное сочетание ролей.
КОМАНДА 1 | КОМАНДА 2 | КОМАНДА 3 |
руководитель | вдохновитель | мотиватор |
генератор идей | генератор идей | аналитик |
вдохновитель | снабженец | реализатор |
реализатор | реализатор | вдохновитель |
аналитик | контролер | контролер |
Имя роли | Личные характеристики / Имеющиеся недостатки | Роль в команде и вклад в эффективную работу группы | Типичные высказывания |
Реализатор | Консервативный Недостаток гибкости | Организованность | 1. Если это возможно, мы сделаем это. |
Руководитель | Зрелый | Объяснять цели и приоритеты | 1. Давайте всегда помнить об основной цели. |
Мотиватор | Взвинченный Склонен к провокации, легко вспыльчив | Подвергать сомнению и оспаривать | 1. Просто сделай это! |
Генератор идей | Умный Недостаточно гибок в общении и в управлении людьми | Создавать оригинальные идеи | 1. Чем больше проблема, тем больше вызов. |
Снаюженец | Экстраверт Теряет интерес, как только проходит энтузиазм | Использовать новые возможности | 1. Никогда не изобретай заново колесо. |
Аналитик | Рассудительный Недостаток энергии и способности воодушевлять других | Видеть все варианты | 1. Все ли возможности мы использовали? |
Вдохновитель | Общительный Нерешителен в «скользких» ситуациях | Слушать | 1. У каждого человека есть хорошие качества, |
Контролёр | Старательный | Находить ошибки, упущения и оплошности. | 1. Это дело требует нашего пристального внимания. |
Предварительный просмотр:
Бланковая игра «Бизнес»
Правила аукциона: стартовая цена указана в таблице. За один ход она может быть увеличена на 50 лицеек и более.
№ | Название отрасли | Коэффициент доходности | Стартовая цена (лицейки) |
1 | Добыча и экспорт нефти | 10 | 500 |
2 | Заготовка и переработка древесины | 9 | 400 |
3 | Производство компьютеров | 8 | 300 |
4 | Производство продуктов питания | 7 | 200 |
5 | Сотовая связь | 5 | 150 |
- Команда выкупает лицензию;
- Команда заполняет регистрационный лист фирмы в 2-х экземплярах: нужно распределить роли, определить название фирмы, девиз, виды продукции;
- Команда делает рекламу (банер формата А3);
- Команда сдает регистрационный лист ведущим.
За быструю регистрацию команда получает 100, 90, 80, 70 лицеек соответственно. Листы должны быть полностью заполненными.
- Команда делает презентацию рекламы.
Презентация оценивается по следующим критериям:
Критерии оценки | |||||
В презентации задействованы все участники команды: Каждый задействованный участник приносит команде 100 баллов Если задействованы все, команда получает + 200 баллов MAX – 1000 баллов | |||||
Лидер команды имеет привлекательный имидж: 200 баллов – речь грамотна, 200 баллов – внешний вид представителен, 200 баллов – умеет «держать» внимание зала, 200 баллов - грамотно координирует участников своей команды при выступлении, 200 баллов – умеет держать «удар» (корректно и точно отвечает на вопросы), MAX – 1000 баллов | |||||
Презентация вызывает желание быть клиентом фирмы выберите нужный балл 100 200 300 400 500 | |||||
Возможный максимум | 2500 | ||||
СУММА БАЛЛОВ ЗА ЭТАП |
- Рекламная площадь
Во время защиты рекламы оценивается сама рекламная продукция.
Критерии оценки | Лицейки |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
| 100 |
| 800 |
Регистрационный лист фирмы
Компания________________________________________________________________________________
Слоган__________________________________________________________________________________
Выпускаемая продукция:
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Совет директоров:
Генеральный директор:______________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Заместитель директора:______________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Финансист:_________________________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Специалист по связям с общественностью:_____________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Служба безопасности:________________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Менеджер по персоналу:______________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Офис-менеджер:_____________________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Менеджер по рекламе:________________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Менеджер по продажам:______________________________________ ________________
Фамилия Имя Отчество Подпись
Предприятие зарегистрировано ____________________________________________________________
ПОДПИСЬ АДМИНИСТРАТОРА
Бланк игры
Название команды___________________________________________________________________________________
Участники команды:
Руководитель:______________________
Генератор идей:_____________________
Снабженец:_________________________
Вдохновитель:_______________________
Аналитик:__________________________
Реализатор:_____________________
Контролер:__________________________
Мотиватор: _________________________
№ | Сумма сделки Может быть: 100 $ 300 $ 500 $ | Юрист Можно обратиться не более 5 раз Услуги юриста оплачиваются 50% от суммы сделки | Ревизия Осуществляется ведущим 5 раз Р | Тюрьма Если сделка была на сумму: 100 $ - 1 пропуск хода 300 $ - 3 пропуска хода 500 $ - 5 пропусков хода Т | Благотвори-тельность Команда может перечислить не более 5 раз 100% доход от этапа на данную цель | Спасибо Говорится ведущим 5 раз Увеличивает прибыль в 3 раза С или х3 | Итог: |
руководитель & мотиватор | аналитик & контролер | ведущий | аналитик & контролер | вдохновитель & генератор идей | ведущий | снабженец & реализатор | |
Бланк оценки
Критерии оценки | ||||||||||
В презентации задействованы все участники команды: Каждый задействованный участник приносит команде 100 баллов Если задействованы все, команда получает + 200 баллов | ||||||||||
Лидер команды имеет привлекательный имидж: 200 баллов – речь грамотна, 200 баллов – внешний вид представителен, 200 баллов – умеет «держать» внимание зала, 200 баллов - грамотно координирует участников своей команды при выступлении, 200 баллов – умеет держать «удар» (корректно и точно отвечает на вопросы), MAX – 1000 баллов | ||||||||||
Презентация вызывает желание быть клиентом фирмы выберите нужный балл 100 200 300 400 500 | ||||||||||
СУММА БАЛЛОВ | ||||||||||
Критерии оценки | Лицейки | |||||||||
| 100 | |||||||||
| 100 | |||||||||
| 100 | |||||||||
| 100 | |||||||||
| 100 | |||||||||
| 100 | |||||||||
| 100 | |||||||||
| 100 | |||||||||
Возможный максимум | 800 | |||||||||
СУММА БАЛЛОВ | ||||||||||
ВСЕГО |
Предварительный просмотр:
Тест Р.М. Белбина "Командные роли". Классификация ролей в группе.
На основании исследований Рэймонд Мередит Белбин выделил 8 типов ролей, которые исполняет человек в зависимости от личных особенностей и качеств:
Председатель, Формирователь, Мыслитель, Исполнитель, Разведчик, Оценщик, Коллективист, Доводчик.
Следующий тест - «Командные роли» Р. М. Белбина позволит определить естественные для вас роли в коллективе, а также те роли, от выполнения которых вы предпочли бы отказаться.
Инструкция.
В каждом из семи блоков данного опросника распределите 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как вы полагаете они лучше всего подходят вашему собственному поведению. Если вы согласны с каким-либо утверждением на все 100%, вы можете отдать ему все 10 баллов. При этом одному предложению можно присвоить минимум 2 балла. Проверьте, чтобы сумма всех баллов по каждому блоку не превышала 10.
Вопросы к тесту Белбина.
Блок 1. Какой вклад я могу внести в работу команды:
10. Я думаю, что способен быстро замечать новые возможности и извлекать из них выгоды.
11. Я могу успешно работать с самыми разными людьми.
12. Генерация идей — моё врожденное достоинство.
13. Моим достоинством является умение находить людей, способных принести пользу команде.
14. Моя способность доводить всё до конца во многом обеспечила мою профессиональную эффективность.
15. Я готов перенести временную непопулярность, если вижу, что мои действия принесут в конечном счете полезные результаты.
16. Я быстро выясняю, что сработает в данной ситуации, если в подобную ситуацию я уже попадал.
17. Личные заблуждения и предубеждения не мешают мне находить и доказывать преимущества альтернативных действий.
Блок 2. Мои недостатки, которые могут проявиться в командной работе:
20. Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствуют четкая повестка дня и контроль за её соблюдением.
21. Я склонен быть слишком великодушным к людям, имеющим правильную точку зрения, но не высказывающим её открыто.
22. Я склонен слишком много говорить, когда в группе обсуждаются новые идеи.
23. Вследствие моей осмотрительности я не склонен быстро и с энтузиазмом присоединяться к мнению коллег.
24. Я иногда выгляжу авторитарным и нетерпимым, когда чувствую необходимость достичь чего-то.
25. Мне трудно повести людей за собой, поскольку я слишком подвержен влиянию атмосферы, царящей в группе.
26. Я слишком захвачен идеями, которые мне приходят в голову, и поэтому плохо слежу за тем, что происходит вокруг.
27. Мои коллеги находят, что я слишком много внимания уделяю деталям и чрезмерно беспокоюсь о том, что дела идут неправильно.
Блок 3. Участие в совместном проекте:
30. Я умею влиять на людей, не оказывая на них давления.
31. Врожденная осмотрительность предохраняет меня от ошибок, возникающих из-за невнимательности.
32. Я готов оказать давление, чтобы совещание не превращалось в пустую трату времени и не терялась из виду основная цель обсуждения.
33. Можно рассчитывать на поступление от меня оригинальных предложений.
34. Я всегда готов поддержать любое предложение, если оно служит общим интересам.
35. Я энергично ищу среди новых идей и разработок свежайшие.
36. Я надеюсь, что моя способность выносить беспристрастные суждения признаётся всеми, кто меня знает.
37. На меня можно возложить обязанности следить за тем, чтобы наиболее существенная работа была организована должным образом.
Блок 4. Особенности моего стиля работы в команде:
40. Я постоянно стараюсь лучше узнать своих коллег.
41. Я неохотно возражаю своим коллегам и не люблю сам быть в меньшинстве.
42. Я обычно нахожу вескую аргументацию против плохих предложений.
43. Я полагаю, что обладаю талантом быстро организовать исполнение одобренных планов.
44. Я обладаю способностью избегать очевидных решений и умею находить неожиданные.
45. Я стремлюсь добиться совершенства при исполнении любой роли в командной работе.
46. Я умею устанавливать контакты с внешним окружением команды.
47. Я способен воспринимать любые высказываемые мнения, но без колебаний подчиняюсь мнению большинства после принятия решения.
Блок 5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:
50. Мне доставляет удовольствие анализ ситуаций и взвешивание всех шансов.
51. Мне нравится находить практические решения проблем.
52. Мне нравиться сознавать, что я создаю хорошие рабочие взаимоотношения.
53. Я способен оказывать сильное влияние на принятие решений.
54. Я получаю возможность встретиться с людьми, способными предложить что-то новое для меня.
55. Я способен добиться согласия людей на реализацию необходимого курса действий.
56. Я чувствую себя в своей стихии, когда могу уделить задаче все мое внимание.
57. Мне нравится находить задачи, требующие напряжения воображения.
Блок 6. Если мне неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то:
60. Я бы почувствовал необходимость сначала в одиночестве обдумать пути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.
61. Я был бы готов работать с человеком, указавшим наиболее позитивный подход, каковы бы ни были связанные с этим трудности.
62. Я бы попытался найти способ разбиения задачи на части в соответствии с тем, что лучше всего умеют делать отдельные члены команды.
63. Присущая мне обязательность помогла бы нам не отстать от графика.
64. Я надеюсь, мне бы удалось сохранить хладнокровие и способность логически мыслить.
65. Я бы упорно добивался достижения цели, несмотря ни на какие помехи.
66. Я был бы готов действовать силой положительного примера при появлении признаков отсутствия прогресса в командной работе.
67. Я бы организовал дискуссию, чтобы стимулировать выдвижение новых идей и придать начальный импульс командной работе.
Блок 7. Проблемы, с которыми я сталкиваюсь, работая в команде:
70. Я склонен проявлять нетерпимость по отношению к людям, мешающим, по моему мнению, прогрессу в делах группы.
71. Окружающие иногда критикуют меня за чрезмерный рационализм и неспособность к интуитивным решениям.
72. Мое стремление обеспечить условия, чтобы работа выполнялась правильно, может приводить к снижению темпов.
73. Я слишком быстро утрачиваю энтузиазм и стараюсь почерпнуть его у наиболее активных членов группы.
74. Я тяжел на подъем, если не имею ясных целей.
75. Мне иногда бывает очень трудно разобраться во встретившихся мне сложностях.
76. Я стесняюсь обратиться за помощью к другим, когда не могу что-либо сделать сам.
77. Я испытываю затруднения при обосновании своей точки зрения, когда сталкиваюсь с серьезными возражениями.
Ключ.
Перенесите свои баллы из каждого блока опросника в таблицу внизу. Проследите, чтобы общая сумма всех баллов в итоговой строке была равна 70. Если итог не равен 70, пересчитайте, пожалуйста, еще раз, где-то была допущена ошибка.
| Председатель / Координатор | Творец / Формирователь | Генератор идей / Мыслитель | Эксперт / Оценщик | Работник / Исполнитель | Исследователь / Разведчик | Дипломат / Коллективист | Реализатор / Доводчик |
1 блок | 13 | 15 | 12 | 17 | 14 | 10 | 11 | 16 |
2 блок | 21 | 24 | 26 | 23 | 27 | 22 | 25 | 20 |
3 блок | 30 | 32 | 33 | 36 | 31 | 35 | 34 | 37 |
4 блок | 47 | 41 | 44 | 42 | 45 | 46 | 40 | 43 |
5 блок | 55 | 53 | 57 | 50 | 56 | 54 | 52 | 51 |
6 блок | 62 | 66 | 60 | 64 | 63 | 67 | 61 | 65 |
7 блок | 76 | 70 | 75 | 71 | 72 | 73 | 77 | 74 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наивысший балл по командной роли показывает, насколько хорошо Вы можете исполнять эту роль в управленческой команде. Следующий результат после наивысшего может обозначать поддерживающую роль, на которую Вы можете переключиться, если Ваша основная командная роль занята в группе.
Расшифровка (ответы) к методике Мередита Бедлина.
Тип | Характеристики личности | Вклад в работу команды | Допустимые слабости |
Председатель / Координатор: | Зрелый. | Разъясняет цели и расставляет приоритеты. | Не очень интеллигентен, личность не высоко творческая. |
Навигатор / Формирователь: | Очень сильная личность. | Способен работать в режиме высокого напряжения, преодолевать препятствия для достижения цели. | Легко поддается на провокацию. |
Генератор идей / Мыслитель: | Умный. | Предлагает оригинальные идеи. | Слабо контактирует и плохо управляет обыкновенными членами команды. |
Наблюдатель / Оценщик: | Трезво оценивает обстановку. | Рассматривает все варианты. | Недостает способности вдохновить остальной коллектив. |
Работник / Исполнитель: | Консервативен. | Организует. | Негибок. |
Снабженец / Разведчик: | Экстраверт. | Изучает новые возможности. | Теряет интерес по мере угасания первоначального энтузиазма. |
Коллективист / Миротворец: | Ориентирован на общество. | Слушает. | Теряется в острых ситуациях. |
Человек, расставляющий точки над " i "/ Доводчик: | Сознательный. | Ищет ошибки, недоработки. | Имеет тенденцию напрасно беспокоиться. |
Согласно теории Белбина, идеальный менеджер – тот, кто совмещает в себе все достоинства вышеперечисленных типов ролей и при этом лишен их недостатков, в силу противоречивости личностных характеристик не существует.
Но то, что недоступно одному человеку, может с успехом выполнить команда, личностные характеристики которых охватывают качества, необходимые для реализации всех 8 ролей. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек. Каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, но, как правило, не очень много, обычно не более 2-3 ролей. Главное, чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает основу для эффективной работы команды в целом.
В случае если группа работает неэффективно, полезно проанализировать ее состав на предмет 8 ролей по Белину. Возможно, что в команде не хватает сотрудника, играющего важную роль.
Классификация ролей в группе по Белбину (подробно).
Председатель (Координатор, Coordinator)
Поощряющий и поддерживающий тип. Склонен доверять людям и принимать их такими, какие они есть, без проявления ревности или подозрительности. Председатель — это сильное доминирование и преданность групповым целям. Стиль руководства командой Председателя — радушно принимать вносимые вклады в деятельность команды и оценивать их в соответствии с целями команды. Зрелый, уверенный, самодисциплинированный. Спокойный, несуетливый. Умеет четко формулировать цели, продвигает решения, делегирует полномочия. Организует работу команды и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и максимально использует потенциал каждого члена команды. Председатель может не обладать блестящим интеллектом, но он хорошо руководит людьми. Идеальный Председатель выглядит как хороший менеджер, то есть человек, знающий как использовать ресурсы, исключительно адаптивный при общении с людьми, но в то же время никогда не теряющий своего контроля над ситуацией и своей способности принимать самостоятельные решения, основанные на собственной оценке того, что необходимо на практике. Председатель — это хороший лидер для сбалансированной по своему составу команды, перед которой стоят сложные и многогранные проблемы, требующие эффективного распределения ролей внутри команды.
Формирователь (Приводящий в действие, Shaper)
Предпринимательский тип. Формирователи всегда выступают как побудители к действию, и если команда склонна к бездействию или самодовольству, то присутствие Формирователя выведет ее из этого состояния. Такой лидер — динамичный, бросает вызов, оказывает давление. Стиль руководства Формирователя — оспаривать, мотивировать, достигать. Это более индивидуалистичный, чем Председатель тип лидера, который подталкивает людей к действиям и, увлекая их за собой, столь же часто приводит команду к неудаче, как и к успеху. Его мужество и энергия позволяют преодолевать трудности.
Формирователи по многим параметрам являются антиподами Коллективистов. Ненавидят проигрыши, склонны к провокациям, раздражению и нетерпению. Характеризуются высокой самооценкой, склонностью к фрустрации, общительностью и подозрительным отношением к людям. Это экстраверты, побуждаемые к действиям требованиями внешней среды. Как лидеры они хороши для уже сработанной команды, которая в своей работе столкнулась со сложным, внешним, либо внутренним препятствием. Как менеджеры Формирователи процветают в ситуациях, характеризующихся "политической сложностью", сдерживающей движение вперед.
Мыслитель (Plant)
Интровертивный тип генератора идей. Изобретателен, обладает богатым воображением — человек с идеями, умеющий решать нестандартные проблемы. Как правило, Мыслители действуют в одиночку, сидя в своем углу и обдумывая различные варианты. Обладают высоким интеллектуальным уровнем и очень высоким показателем креативности. Это яркие представители интеллектуалов-одиночек, и они часто воспринимаются членами команды как не слишком коммуникабельные. Им свойственна прямота и честность в общении. Стиль Мыслителя — привносить инновационные идеи в работу команды и ее цели. Он склонен "витать в облаках" и игнорировать детали или протокол. Чем более успешно Мыслители осуществляют свою роль в команде, тем меньше их поведение похоже на привычную модель поведения менеджера. В мире организаций Мыслители не слишком процветают, и их менеджерская карьера редко бывает блестящей. Как правило, они очень способны и умелы, что приводит к тому, что в большинстве случаев они становятся техническими специалистами, а не занимают высокие управленческие посты. Мыслители чаще встречаются в новых, только формирующихся компаниях, поскольку по складу своему они скорее предприниматели, чем менеджеры.
Оценщик (Monitor-Evaluator)
Рассудителен, проницателен, обладает стратегическим мышлением. Видит все альтернативы, все взвешивает — инспектор. Оценщик объективен при анализе проблем и оценке идей. Редко охваченный энтузиазмом, он защищает команду от принятия импульсивных, отчаянных решений. Представители этой роли ярко не проявляют себя в команде до тех пор, пока не приходит время принятия важных решений. При этом члены команды, предлагающие идеи (Мыслитель и Разведчик) редко являются теми людьми, которые способны оценить выгоду от своих идей и их последствия. Представители этой роли отличаются высоким интеллектуальным уровнем, высокими показателями критичности мышления, особенно это касается их способности выдвигать контраргументы. Оценщики достаточно медлительны в своих рассуждениях и всегда предпочитают все тщательно обдумывать. Оценщикам может не хватать вдохновения или способности мотивировать других. Окружающими они могут восприниматься как сухие, несколько занудные и порой чересчур критичные люди. Многие даже удивляются, как представители этой категории вообще становятся менеджерами. Тем не менее Оценщики нередко занимают высокие стратегические посты в организациях.
Исполнитель (Implementer)
Основным качеством Исполнителей является дисциплинированность; другие же природные способности или интеллект почти всегда в их случае вторичны. Стиль исполнителя в команде — организация работ. Исполнители надежны, консервативны и эффективны. Они обладают внутренней стабильностью и низким уровнем беспокойства. Работают преимущественно на команду, а не ради удовлетворения собственных интересов. Умеют реализовать идеи в практических действиях.
Исполнители принимают поставленные перед ними цели, которые становятся частью их морального кодекса, и придерживаются их при выполнении работ. Они систематически составляют планы и выполняют их. Очень эффективные организаторы и администраторы. Они могут иметь недостаток гибкости и не любят непроверенные идеи.
В крупных, хорошо структурированных организациях карьера таких людей обычно складывается очень успешно. Успех и признание приходят к Исполнителям со временем в результате того, что они систематически делают ту работу, которую необходимо делать, даже если она не отвечает их внутренним интересам или не приносит удовольствия.
Разведчик (Исследователь ресурсов, Resource Investigator)
Экстравертивный тип генератора идей. Энтузиаст, общителен. Это еще один член команды, ориентированный на предложение новых идей. Однако, способ генерации идей Разведчиками и сам характер предлагаемых ими идей отличны от мыслителей. Они склонны не столько сами предлагать оригинальные идеи, сколько "подбирать" фрагменты идей окружающих и развивать их. Разведчики особо искусны в изучении ресурсов за пределами команды. Стиль построения команды разведчика — создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды. При средних показателях интеллектуального уровня и креативности, они общительны, любознательны и социально ориентированы. Благодаря этим качествам и умению использовать ресурсы Разведчики легче, чем Мыслители интегрируются в команду. При умелом руководстве лидера команды Мыслитель и Разведчик могут успешно сосуществовать вместе, не покушаясь на территорию друг друга и внося каждый свой вклад в предложение новых идей.
Коллективист (Team Worker)
Мягкий, восприимчивый, дипломатичный. Умеет слушать, предотвращает трения членов команды — чувствителен по отношению и к индивидам, и к ситуациям. Коллективист играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль в команде. Если в команде есть сложные в общении люди, то Коллективисты способны оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить потенциальные конфликты, тем самым оказывая помощь формальному лидеру команды в выполнении поставленной задачи. Коллективист может быть нерешителен в момент кризиса.
Представители этого типа нередко встречаются среди высшего руководства организаций. Из них получаются отличные наставники молодых менеджеров.
Доводчик (Completer-Finisher)
Старателен и добросовестен. Ищет ошибки и упущения. Контролирует сроки выполнения поручений. Как правило, об успехе команды судят по окончательным результатам ее работы. При этом многие люди почти патологически не могут довести начатое ими до конца, и умение завершать начатое является достаточно редким качеством. Доводчики — это люди обладающие этим даром в полной мере. Их отличает внимание к деталям и умение держать в голове запланированное, обеспечивая чтобы ничего не упускалось и все детали плана были доведены до завершения. Они предпочитают постоянные усилия, согласованность и последовательность действий "кавалерийским атакам". Они ориентированы на выполнение обязательств и меньше интересуются эффектным и громким успехом. Склонность к достижению совершенства во всем, за что они берутся, и непреклонность в достижении намеченного — их непременные качества. К их слабым сторонам следует отнести недостаточную гибкость, в результате чего они порой тратят слишком много сил на достижение поставленных целей, которые при изменившихся обстоятельствах оказываются недостижимыми.
http://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbina-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что ра...
Сценарий часа общения «Пусть осень будет молодой!»
Аннотация к сценарию часа общения«Пусть осень будет молодой!» Сценарий часа общения «Пусть осень будет молодой!», посвященного Дню пожилого человека, разработан на основе использования технологии...
Сценарий часа общения в 10 классе « Я и другие»
Анонс предыдущих тем занятий:«Самовоспитание» - составление оссоциограммы, ...
Сценарий часа общения с психологом для учащихся 9, 11 классов "Экзамен. Алхимия успеха"
Тренер: Уважаемые учащиеся, учебный семестр подходит к концу, а это значит, что скоро сессия. Впереди вас ждут экзамены. Часто бывает так, что успешно сдать экзамен мешает не столько не знание предмет...
Сценарий часа общения «Агрессия. Разрешение конфликтов»
Тема: "Агрессия. Разрешение конфликтов".Форма: Беседа.Цель: Содействовать развитию умения строить взаимоотношения с другими людми, определять своё место среди сверстников, осмысливать свои поступки и ...
Презентация к часу общения в 9 - 11 классах "Незримые угрозы - мифы и реальность"
Презентация к часу общения в 9 - 11 классах "Незримые угрозы - мифы и реальность"...
Сценарий часа общения ко Дню Воина-Интернационалиста
Тема: “Живая память".Цель: формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Отечеству на примере старших поколений; любви и верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защ...