Использование технологии проектного обучения в организации учебно-исследовательской деятельности
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования потребовали применение новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В работе дано понятие проекта, основные требования к его оформлению, представлены виды проекта и последовательность проектной деятельности. На примере уроков развития речи по теме "Рецензия как жанр сочинения" показана проектная урочная деятельность и конечные продукты - работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление Петрушко С.А.

1 слайд

Использование технологии проектного обучения в организации урочной и внеурочной учебно – исследовательской деятельности.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования потребовали применение новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

2 слайд

Что такое проект?

Понятие проект -

1. Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это уникальная деятельность,  имеющая начало и конец во времени,  направленная на достижение заранее определённого результата.

2. Проект - замысел, идея, образ, включающие описание, обоснование, расчеты и чертежи.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

3 слайд

В ходе проектной деятельности формируются такие ключевые компетенции, как

Общеучебные компетентности:

  1. уметь ставить цель и организовывать ее достижение;
  2. организовывать планирование, анализ, рефлексию своей деятельности;
  3. задавать вопросы по поводу наблюдаемых фактов, отыскивать причины явлений,
    обозначать свое понимание изучаемой проблемы;
  4. ставить познавательные задачи и выдви гать гипотезы, описывать результаты дея тельности, формулировать выводы;
  5. выступать устно и письменно по результа там своего исследования с использованием
    информационных средств и технологий (текстовых и графических редакторов,
    презентаций)

Информационные компетентности:

  1. владеть навыками работы с различными источниками информации;
  2. уметь самостоятельно искать и отбирать информацию для решения учебных задач;
  3. уметь преобразовывать, сохранять и передавать информацию;
  4. осознанно воспринимать и критически относиться к информации;
  5. владеть навыками использования инфор мационных устройств;
  6. применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии

Коммуникативные компетентности:

  1. уметь представлять себя с помощью разных видов устной и письменной речи;
  2. владеть способами взаимодействия с другими людьми;
  3. выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог
    и полилог;
  4. владеть различными формами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение,
    письмо;
  5. владеть способами совместной деятельно сти в группе, умением разрешать конфликт ные ситуации;
  6. иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе.
  7. 4 слайд

  1. Что включает в себя проект?

1.1 Основные требования к проекту.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,  - с проектирования самого проекта,  в  которой указан перечень  конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся: поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

   5 слайд

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.  

Представляем одну из классификаций видов проектов (Сергеев И.С.)

По содержательному аспекту выделяют следующие виды проектов:

  1. Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.  (палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России). Важно оценить реальность использования продукта на практике.
  2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование (актуальность избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов). При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и  представления для широкой аудитории (публикация в СМИ, в Интернете).
  4. Творческий проект предполагает максимально  свободный и нетрадиционный подход к оформлению  результатов (альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)
  5. Ролевой проект разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности  можно выделить два типа проектов,

1)  Монопроекты   проводятся,   как  правило,   в  рамках  одного предмета или одной области знания.

2) Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время в рамках различных областей знаний.

Классификация проектов по продолжительности.

  1. Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.
  2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
  3. Недельные проекты
  4. Годичные проекты 

6 слайд

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

-        умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-        умение  отвечать   на   вопрос:   чему   нужно   научиться  для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  1. умение самостоятельно генерировать идеи, т.е.  изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  2. умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  3. умение  запросить   недостающую   информацию  у   эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  4. умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  5. умение выдвигать гипотезы;
  6. умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  1. умение коллективного планирования;
  2. умение взаимодействовать с любым партнером;
  3. умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  4. навыки делового партнерского общения;

-        умение  находить  и   исправлять  ошибки   в   работе  других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

-        умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

        - умение отстаивать свою точку зрения;

        - умение находить компромисс;

        - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

7 слайд

Представляем подробную последовательность проектной деятельности:

  1. Идея, замысел – представление результата в общей форме (краткое описание, рисунок, схема).
  2. Краткое обоснование идеи (зачем, почему, кто заинтересован).
  3. Цели – результаты (детальная формулировка конечной цели).
  4. Анализ существующей ситуации и «проблемных зон».
  5. Анализ возможных негативных последствий реализации проекта.
  6. Постановка задач – промежуточных результатов.
  7. Определение ресурсов: финансовых, кадровых, технических и др.
  8. Формирование команды исполнителей, распределение обязанностей.
  9. Определение системы мониторинга и контроля – разработка системы критериев и показателей эффективности проекта.
  10. Рефлексия деятельности: по ходу реализации и итоговая.

Вывод:  В заключении хочется отметить, что проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

8 слайд

Я предлагаю вам познакомиться с моим урочным проектом по теме  «Рецензия как жанр сочинения» (9 класс).

      Время, необходимое для реализации учебного занятия: 3 часа (2 часа – урочное занятие; 1 час – домашнее написание собственных рецензий учащимися)

      Форма организации занятия: групповая.

      Вначале первого занятия учащимся предлагаются проблемные ситуации, которые требуют разрешения проблемы:

      -руководитель художественной выставки попросил ребят после экскурсии написать рецензии на посещенную выставку художника (была посещена перед этим  выставка, посвященная творчеству В.И.Сурикова);

      -создается школьный стенд на тему «О пользе чтения», в рубрику «Что я сейчас читаю» необходимо написать рецензию на последнюю прочитанную книгу;

      -студенты провели классный час с показом кинофильма по теме «Пирсинг» и просят написать рецензию на кинофильм.

      Проблема состоит в том, что учащиеся не могут дать оценку увиденному и услышанному в жанре рецензии, так как еще не знакомы с этим видом сочинения.

9 слайд

      Затем вместе с учащимися определяется тема занятий – «Рецензия как жанр сочинения» - и формулируются цель и задачи урока.

      Цель: написать рецензию на основе полученных знаний об особенностях этого жанра сочинения, используя образцы творческих работ по теме из различных источников информации.

      Задачи:

  1. познакомиться с определением жанра рецензии;
  2. сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, аннотация, отзыв)  и выявить особенности этого жанра сочинения;
  3. познакомиться с образцами рецензий из различных источников информации и проанализировать их;
  4. отредактировать неправильно составленные рецензии;

      5.написать рецензию на одну из предложенных тем.

10 слайд

  Предлагается следующий вариант работы:

1.Учащиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом (понятием «рецензия») по словарям, учебнику русской речи, анализируют в группах предложенные образцы рецензий на выставку, фильм, книгу <Приложение1>, выявляют особенности жанра рецензии, ее отличие от известных им жанров (эссе, аннотация, отзыв) и предъявляют результаты работы в коллективном обсуждении (1 урок).

При работе с новым материалом учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Каким образом можно дать оценку увиденному и услышанному?
  2. Какие жанры сочинений вы можете использовать для оценки увиденного и услышанного?
  3. Что такое рецензия?
  4. Чем рецензия отличается от эссе, аннотации, отзыва? Какова структура рецензии?
  5.  Как написать рецензию?

2. Учащиеся в группах составляют презентацию по теме и представляют ее <Приложение2>

(2 урок).

3. Учащиеся самостоятельно редактируют предложенные рецензии <Приложение3> и обсуждают коллективно полученный результат (2 урок).

4. Учащиеся самостоятельно пишут рецензию на одну из тем (3 час - это домашнее задание) <Приложение4>.

     Такая форма организации дает возможность построить занятие на деятельностной основе, вовлечь в работу всех учащихся и развивает их творческие способности.

 11 слайд

 Задания для учащихся:

  1. Проанализируйте предложенный образец рецензии на (выставку, фильм, книгу) <Приложение1> и выявите особенности жанра рецензии, ее отличие от эссе, отзыва, аннотации. Составьте примерный план рецензии.
  2. Составьте презентацию по теме и представьте ее <Приложение2>.
  3. Отредактируйте тексты рецензии, используя полученные знания по теме <Приложение3>.
  4. Напишите собственную рецензию на одну из тем (рецензия на выставку по творчеству В.И.Сурикова, посещенную в городской библиотеке; рецензия на фильм «Пирсинг», просмотренный на классном часе; рецензия на последнюю прочитанную книгу) <Приложение4>.

12 слайд (ссылка на 13 слайд)

Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов:

1. Оценка презентаций учащихся по теме

(«5» - четко  и кратко изложен материал; дано понятие рецензии; указаны все структурные особенности этого жанра, указаны все отличия  рецензии от других жанров сочинений; представлена защита презентации;

«4» - четко и кратко изложен материал; дано понятие рецензии; указаны не все структурные особенности этого жанра, указаны не все отличия  рецензии от других жанров сочинений; представлена защита презентации;

«3» - отсутствует четкость в изложении материала; дано понятие рецензии; указаны не все структурные особенности этого жанра, указаны не все отличия  рецензии от других жанров сочинений; представлена презентация без защиты).

2. Оценка творческих работ учащихся – рецензий на одну из предложенных тем (оценивается содержание и грамотность написания работы по установленным нормам).

Выводы и организация домашнего задания:

         После защиты группами своих презентаций подводятся итоги занятия (что узнали? каковы особенности жанра рецензии? каков план рецензии?) и задается письменная творческая работа на дом (рецензия на посещенную выставку, на просмотренный фильм и на прочитанную книгу).

Планируется следующий конечный результат:

  1. учащиеся научатся составлять рецензию, узнав особенности этого жанра сочинений, и  отличать рецензию от эссе, отзыва, аннотации.  
  2. учащиеся представят собственные рецензии на одну из тем (рецензия на посещенную выставку, на просмотренный фильм и на прочитанную книгу) <Приложение4>.  

  Это занятие уже было проведено, поэтому предлагаются итоговые работы учащихся <Приложение2, 4>

В результате проектной деятельности на уроке был получен конечный продукт – творческие работы учащихся в жанре рецензии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Проектирование образовательной деятельности с использованием технологии проектного обучения

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных...

статья по теме "Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности."

Проектная деятельность широко используется в школе.Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям....