Использование технологии проектного обучения в организации учебно-исследовательской деятельности
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования потребовали применение новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В работе дано понятие проекта, основные требования к его оформлению, представлены виды проекта и последовательность проектной деятельности. На примере уроков развития речи по теме "Рецензия как жанр сочинения" показана проектная урочная деятельность и конечные продукты - работы учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление Петрушко С.А.
1 слайд
Использование технологии проектного обучения в организации урочной и внеурочной учебно – исследовательской деятельности.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования потребовали применение новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
2 слайд
Что такое проект?
Понятие проект -
1. Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата.
2. Проект - замысел, идея, образ, включающие описание, обоснование, расчеты и чертежи.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
3 слайд
В ходе проектной деятельности формируются такие ключевые компетенции, как
Общеучебные компетентности:
- уметь ставить цель и организовывать ее достижение;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию своей деятельности;
- задавать вопросы по поводу наблюдаемых фактов, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание изучаемой проблемы; - ставить познавательные задачи и выдви гать гипотезы, описывать результаты дея тельности, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно по результа там своего исследования с использованием
информационных средств и технологий (текстовых и графических редакторов,
презентаций)
Информационные компетентности:
- владеть навыками работы с различными источниками информации;
- уметь самостоятельно искать и отбирать информацию для решения учебных задач;
- уметь преобразовывать, сохранять и передавать информацию;
- осознанно воспринимать и критически относиться к информации;
- владеть навыками использования инфор мационных устройств;
- применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии
Коммуникативные компетентности:
- уметь представлять себя с помощью разных видов устной и письменной речи;
- владеть способами взаимодействия с другими людьми;
- выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог
и полилог; - владеть различными формами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение,
письмо; - владеть способами совместной деятельно сти в группе, умением разрешать конфликт ные ситуации;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе.
- 4 слайд
- Что включает в себя проект?
1.1 Основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, - с проектирования самого проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся: поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, является продукт.
5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
5 слайд
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Представляем одну из классификаций видов проектов (Сергеев И.С.)
По содержательному аспекту выделяют следующие виды проектов:
- Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. (палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России). Важно оценить реальность использования продукта на практике.
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование (актуальность избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов). При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (публикация в СМИ, в Интернете).
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)
- Ролевой проект разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По комплексности можно выделить два типа проектов,
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
2) Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время в рамках различных областей знаний.
Классификация проектов по продолжительности.
- Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
- Недельные проекты
- Годичные проекты
6 слайд
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
7 слайд
Представляем подробную последовательность проектной деятельности:
- Идея, замысел – представление результата в общей форме (краткое описание, рисунок, схема).
- Краткое обоснование идеи (зачем, почему, кто заинтересован).
- Цели – результаты (детальная формулировка конечной цели).
- Анализ существующей ситуации и «проблемных зон».
- Анализ возможных негативных последствий реализации проекта.
- Постановка задач – промежуточных результатов.
- Определение ресурсов: финансовых, кадровых, технических и др.
- Формирование команды исполнителей, распределение обязанностей.
- Определение системы мониторинга и контроля – разработка системы критериев и показателей эффективности проекта.
- Рефлексия деятельности: по ходу реализации и итоговая.
Вывод: В заключении хочется отметить, что проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
8 слайд
Я предлагаю вам познакомиться с моим урочным проектом по теме «Рецензия как жанр сочинения» (9 класс).
Время, необходимое для реализации учебного занятия: 3 часа (2 часа – урочное занятие; 1 час – домашнее написание собственных рецензий учащимися)
Форма организации занятия: групповая.
Вначале первого занятия учащимся предлагаются проблемные ситуации, которые требуют разрешения проблемы:
-руководитель художественной выставки попросил ребят после экскурсии написать рецензии на посещенную выставку художника (была посещена перед этим выставка, посвященная творчеству В.И.Сурикова);
-создается школьный стенд на тему «О пользе чтения», в рубрику «Что я сейчас читаю» необходимо написать рецензию на последнюю прочитанную книгу;
-студенты провели классный час с показом кинофильма по теме «Пирсинг» и просят написать рецензию на кинофильм.
Проблема состоит в том, что учащиеся не могут дать оценку увиденному и услышанному в жанре рецензии, так как еще не знакомы с этим видом сочинения.
9 слайд
Затем вместе с учащимися определяется тема занятий – «Рецензия как жанр сочинения» - и формулируются цель и задачи урока.
Цель: написать рецензию на основе полученных знаний об особенностях этого жанра сочинения, используя образцы творческих работ по теме из различных источников информации.
Задачи:
- познакомиться с определением жанра рецензии;
- сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, аннотация, отзыв) и выявить особенности этого жанра сочинения;
- познакомиться с образцами рецензий из различных источников информации и проанализировать их;
- отредактировать неправильно составленные рецензии;
5.написать рецензию на одну из предложенных тем.
10 слайд
Предлагается следующий вариант работы:
1.Учащиеся самостоятельно знакомятся с новым материалом (понятием «рецензия») по словарям, учебнику русской речи, анализируют в группах предложенные образцы рецензий на выставку, фильм, книгу <Приложение1>, выявляют особенности жанра рецензии, ее отличие от известных им жанров (эссе, аннотация, отзыв) и предъявляют результаты работы в коллективном обсуждении (1 урок).
При работе с новым материалом учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:
- Каким образом можно дать оценку увиденному и услышанному?
- Какие жанры сочинений вы можете использовать для оценки увиденного и услышанного?
- Что такое рецензия?
- Чем рецензия отличается от эссе, аннотации, отзыва? Какова структура рецензии?
- Как написать рецензию?
2. Учащиеся в группах составляют презентацию по теме и представляют ее <Приложение2>
(2 урок).
3. Учащиеся самостоятельно редактируют предложенные рецензии <Приложение3> и обсуждают коллективно полученный результат (2 урок).
4. Учащиеся самостоятельно пишут рецензию на одну из тем (3 час - это домашнее задание) <Приложение4>.
Такая форма организации дает возможность построить занятие на деятельностной основе, вовлечь в работу всех учащихся и развивает их творческие способности.
11 слайд
Задания для учащихся:
- Проанализируйте предложенный образец рецензии на (выставку, фильм, книгу) <Приложение1> и выявите особенности жанра рецензии, ее отличие от эссе, отзыва, аннотации. Составьте примерный план рецензии.
- Составьте презентацию по теме и представьте ее <Приложение2>.
- Отредактируйте тексты рецензии, используя полученные знания по теме <Приложение3>.
- Напишите собственную рецензию на одну из тем (рецензия на выставку по творчеству В.И.Сурикова, посещенную в городской библиотеке; рецензия на фильм «Пирсинг», просмотренный на классном часе; рецензия на последнюю прочитанную книгу) <Приложение4>.
12 слайд (ссылка на 13 слайд)
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов:
1. Оценка презентаций учащихся по теме
(«5» - четко и кратко изложен материал; дано понятие рецензии; указаны все структурные особенности этого жанра, указаны все отличия рецензии от других жанров сочинений; представлена защита презентации;
«4» - четко и кратко изложен материал; дано понятие рецензии; указаны не все структурные особенности этого жанра, указаны не все отличия рецензии от других жанров сочинений; представлена защита презентации;
«3» - отсутствует четкость в изложении материала; дано понятие рецензии; указаны не все структурные особенности этого жанра, указаны не все отличия рецензии от других жанров сочинений; представлена презентация без защиты).
2. Оценка творческих работ учащихся – рецензий на одну из предложенных тем (оценивается содержание и грамотность написания работы по установленным нормам).
Выводы и организация домашнего задания:
После защиты группами своих презентаций подводятся итоги занятия (что узнали? каковы особенности жанра рецензии? каков план рецензии?) и задается письменная творческая работа на дом (рецензия на посещенную выставку, на просмотренный фильм и на прочитанную книгу).
Планируется следующий конечный результат:
- учащиеся научатся составлять рецензию, узнав особенности этого жанра сочинений, и отличать рецензию от эссе, отзыва, аннотации.
- учащиеся представят собственные рецензии на одну из тем (рецензия на посещенную выставку, на просмотренный фильм и на прочитанную книгу) <Приложение4>.
Это занятие уже было проведено, поэтому предлагаются итоговые работы учащихся <Приложение2, 4>
В результате проектной деятельности на уроке был получен конечный продукт – творческие работы учащихся в жанре рецензии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности
Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...
Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Проектирование образовательной деятельности с использованием технологии проектного обучения
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных...
статья по теме "Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности."
Проектная деятельность широко используется в школе.Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям....