"Буквы о - а в корне лаг - лож"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему

Шайдуллина Лариса Ульфатовна

Урок проводится в 5 классе по учебнику Ладыженской Т. А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.79 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

План-конспект   урока   русского   языка  в   5 классе

Тема   урока «Буквы о - а  в корне лаг - лож »

Цель:

  1. знать , в каких случаях  происходит чередование гласных о-а  в указанных

            корнях;   владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-

Задачи:

  1. Формировать навык нахождения слов  с чередующимися  гласными о-а   в  корне-лаг-лож-.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Обогащать словарный запас.
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска или  персональный компьютер, мультимедийный проектор и раздаточный материал

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя (слайд 1).

-  Здравствуйте. Сегодня у нас урок по теме  «Буквы о - а  в корне с чередованием звуков лаг – лож ». Давайте вспомним, что такое «чередование звуков»? 

(слайд 1)

Чередование звуков 

При   образовании  и изменении  слов  может происходить  замена одних звуков  другими  в  одной   и той  же  части  слова.

Эту замену называют чередованием звуков: предполагать предположить( слайд 2)

(слайд 5) Ваша цель – узнать, в каких случаях  происходит чередование гласных о-а  в указанных корнях,  и  владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-

II. Знакомство с новым материалом.  

Когда в корне -лаг-лож- пишется А и когда –О?

предлагать

предложить

слагаемое

сложить

прилагать

приложить

(слайд 3) Дети  анализируют таблицу и делают вывод

В корне -лаг-лож- в безударном положении А пишется, если за корнем стоит суффикс -а-;
буква О пишется, если за корнем нет суффикса –а-.
 

Например: Изложение (нет а за корнем). Слагаемое. Предположение (нет а за корнем). Прилагательное(слайд 4)

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

Работа с учебником. Чтение правила.

III. (слайд 5) Тренировочное устное задание. Объясни, какая буква пишется в корне? 

Отл..жить газету  

Предл..гать чашку чая

Уютно распол..житься

Ул..жить куклу

Составьте предложения с этими словосочетаниями.

IV.  Объяснительный диктант. Объясни, какая буква пишется в корне?

Предл..жение,   предл..гать,  сл..жить,  прол..жить, разл..жить, сл..гаемое.

V. Упражнение 433(стр. 177)устно

Вывод: (слайд 6) ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться

Неправильно говорить:

 «Ложу книгу на стол» 

Правильно говорить: 

«Кладу книгу на стол»

«Положу книгу на стол»

VI. Физминутка

VII. Игра «Четвертое лишнее» (слайд 7)

Изложение, прилагательное, ложь, приложение.

Отложить, ложкарь, уложить, сложение.

Положение, флаг, полагаться, налагать.

Вывод: при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение. Потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются  разные правила.

VIII. Раскройте смысл данных пословиц и высказываний (работа с карточками): 

1.Не сиди сл..жа руки - так не будет скуки.

Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

2.Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле (Аристотель -  великий древнегреческий философ и ученый, мыслитель)

Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается. 

IX. Составь слово 

Предутренний - приставка 

поговорить - приставка

слагаемое-корень

решать – суффикс глагольный

писал – суффикс прошедшего времени

собирала - окончание

ответ

Предполагала

 

X. (слайд 8) Подготовка к ЕГЭ А-13:

 В каком ряду во всех словах пропущена  безударная гласная корня, проверяемая ударением? 

1.Ж..натый, сл..жить, св..бодный

2.Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой

3.Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый

4.Изл..жение, пол..жение, зв..зда

 XI. Домашнее задание. (слайд 9)

1.П. 84, стр.177.Выучить правило.

2.сочинить сказку о корне –лаг- -лож-
XII. Подведение итогов        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

"Буквы О - А корне с чередованием -РАСТ-/ -РАЩ-/ -РОС-"

Урок изучения нового материала предназначен для учеников 6 класса. По ФГОС....

Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам

Урок контроля. Ученик  учиться  владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....