Описание зимы в живописи, в музыке, в стихотворениях.
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Урок развития речи в 6 классе. Описание зимы на примере классических музыкальных, художественных и поэтических произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Описание зимы в живописи, в музыке, в стихотворениях.
Тип урока: развитие речи
Цели урока:
Образовательные:
- повторить типы и стили речи;
- закрепить умение работать с толковым словарем;
- повторить темы широкие и узкие;
- повторить художественные изобразительные средства
Развивающие:
- развивать навыки устной речи;
- развивать навыки анализа текста
Воспитательные:
- воспитание любви к природе на примерах музыки Вивальди, П.И. Чайковского «Времена года»;
- воспитание эстетических качеств на примерах стихотворений русских поэтов XIX века
Средства обучения:
- технические средства;
- карточки на столах учащихся;
- репродукции картин знаменитых художников;
- рисунки детей
Методы обучения:
- эвристический
- исследовательский
Ход урока:
I. Инициализация урока. Слово учителя.
Играет музыка из произведения Вивальди «Зима». Учитель читает стихотворение А.А. Фета «Чудная картина».
Учитель:
Ребята, кто из вас знает, какая сейчас звучала музыка, и чье стихотворение я прочитала?
Называется тема урока: Описание зимы в живописи, в музыке, в стихотворениях.
II. Работа по основной теме урока.
1.Учитель рассказывает об истории создания произведений Вивальди и П.И. Чайковского «Времена года».
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима».
2. Учитель:
Наверное, не зря говорится в песне:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Дождь ли снег – любое время года
Надо благодарно принимать.
Давайте назовем положительные стороны зимы.
3. Учитель:
Тема зимы звучит не только в музыке. Мы имеем возможность наблюдать это в живописи. Многие знаменитые художники передавали свои чувства в картинах при описании этого времени года. Я приглашаю всех вас в нашу небольшую картинную галерею, которая состоит из двух «залов».
а) Посмотрите на эти репродукции картин, выполненные знаменитыми художниками. Как вы думаете, каким качеством должен обладать человек, описывающий природу – художник, поэт, писатель, музыкант? (наблюдательность)
б) А мы с вами наблюдательны?
Давайте проведем эксперимент. Кто сегодня, идя в школу, заметил какого цвета небо, облака, каков воздух?
в) Наблюдательность необходима всем!
Вот что писал В.Солоухин об этом в книге «Владимирские проселки».
4. Учитель:
А наша кубанская зима часто ли совпадает с описанием настоящей зимы?
Обратите внимание на второй «зал» нашей галереи. Здесь представлены рисунки, выполненные учащимися нашей школы. В них мечта о том, какой они хотят видеть зиму.
5.Учитель:
Итак, наблюдение – это детали, мелочи. Они очень быстро забываются. Для этого есть дневниковые записи.
На столах у учащихся карточки с отпечатанными текстами Г. Николаевой и М. Пришвина.
а) выразительное чтение текстов;
б) найдите в текстах сравнения, эпитеты, метафоры (задание выполняется по рядам);
в) лексическая работа:
- индивидуальная работа по словарю Ожегова. Посмотрите значение слова «ПОРОША»;
- объясните значение слов: первозимье, падь, лежачок.
Давайте и мы с вами запишем результаты наших наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем
своих чувств и отношения к тому, что мы видим. Записывая наблюдения, вы можете использовать художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения.
6. Учитель:
Раз мы коснулись темы зимы в литературе, то как же забыть о великолепных стихотворениях поэтов XIX века, где с таким мастерством передано описание этого времени года.
Учащиеся читают наизусть стихотворения русских поэтов.
7. Учитель:
Вспомните темы широкие и узкие. Тема: «Зима», какая? (широкая).
Придумайте к ней узкие темы.
III. Подведение итогов урока.
IV.Домашнее задание.
Написать сочинение-описание на тему: «Идет волшебница-зима…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопоставление произведений искусств разных эпох в соответствии с сюжетной линией. Пейзаж в поэзии, живописи и музыке. Зима и лето.
Интегрированный открытый урок с учащимся 4-го класса школы искусств, посвящённый истории пейзажа в поэзии, живописи и музыке. Состоит из конспекта урока, презентации и самоанализа. Предназначен для ат...
Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)
Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на у...
Описание опыта "Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"
В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы опыта "Использование на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции уча...
Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...
Сочинение-описание "Зима в лесу"
Сочинение...
Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)
Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...
Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».
Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...