Описание зимы в живописи, в музыке, в стихотворениях.
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Урок развития речи в 6 классе. Описание зимы на примере классических музыкальных, художественных и поэтических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Описание зимы в живописи, в музыке, в стихотворениях.

Тип урока: развитие речи

Цели урока:

Образовательные:

  1. повторить типы и стили речи;
  2. закрепить умение работать с толковым словарем;
  3. повторить темы широкие и узкие;
  4. повторить художественные изобразительные средства

Развивающие:

  1. развивать навыки устной речи;
  2. развивать навыки анализа текста

Воспитательные:

  1. воспитание любви к природе на примерах музыки Вивальди, П.И. Чайковского «Времена года»;
  2. воспитание эстетических качеств на примерах стихотворений русских поэтов XIX века

Средства обучения:

  1. технические средства;
  2. карточки на столах учащихся;
  3. репродукции картин знаменитых художников;
  4. рисунки детей

Методы обучения:

  1. эвристический
  2. исследовательский

Ход урока:

I. Инициализация урока. Слово учителя.

Играет музыка из произведения Вивальди «Зима». Учитель читает стихотворение А.А. Фета «Чудная картина».

Учитель:

Ребята, кто из вас знает, какая сейчас звучала музыка, и чье стихотворение я прочитала?

Называется тема урока: Описание зимы в живописи, в музыке, в стихотворениях.

II. Работа по основной теме урока.

1.Учитель рассказывает об истории создания произведений Вивальди и П.И. Чайковского «Времена года».

Звучит музыка  П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

2. Учитель:

Наверное, не зря говорится в песне:

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода – благодать.

Дождь ли снег – любое время года

Надо благодарно принимать.

Давайте назовем положительные стороны зимы.

3. Учитель:

Тема зимы звучит не только в музыке. Мы имеем возможность наблюдать это в живописи. Многие знаменитые художники передавали свои чувства в картинах при описании этого времени года. Я приглашаю всех вас в нашу небольшую картинную галерею, которая состоит из двух «залов».

а) Посмотрите на эти репродукции картин, выполненные знаменитыми художниками. Как вы думаете, каким качеством должен обладать человек, описывающий природу – художник, поэт, писатель, музыкант? (наблюдательность)

б)   А мы с вами наблюдательны?

Давайте проведем эксперимент. Кто сегодня, идя в школу, заметил какого цвета небо, облака, каков воздух?

в)   Наблюдательность необходима всем!

Вот что писал В.Солоухин  об этом  в книге «Владимирские проселки».

4. Учитель:

А наша кубанская зима часто ли совпадает  с описанием настоящей зимы?

Обратите внимание на второй «зал» нашей галереи. Здесь представлены рисунки, выполненные учащимися нашей школы. В них мечта о том, какой они хотят видеть зиму.

5.Учитель:

Итак, наблюдение – это  детали, мелочи. Они очень быстро забываются. Для этого  есть дневниковые записи.

На столах у учащихся карточки с отпечатанными текстами Г. Николаевой и М. Пришвина.

а) выразительное чтение текстов;

б) найдите в текстах сравнения, эпитеты, метафоры (задание выполняется по рядам);

в) лексическая работа:

- индивидуальная работа по словарю Ожегова. Посмотрите значение слова «ПОРОША»;

- объясните значение слов: первозимье, падь, лежачок.

Давайте и мы с вами запишем результаты наших наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем

своих чувств и отношения к тому, что мы видим. Записывая наблюдения, вы можете использовать художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения.

6. Учитель:

Раз мы коснулись темы зимы в литературе, то как же забыть о великолепных стихотворениях поэтов XIX века, где с таким мастерством передано описание этого времени года.

Учащиеся читают наизусть стихотворения русских поэтов.

7. Учитель:

Вспомните темы широкие и узкие. Тема: «Зима», какая? (широкая).

Придумайте к ней узкие темы.

III. Подведение итогов урока.

IV.Домашнее задание.

Написать сочинение-описание на тему: «Идет волшебница-зима…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставление произведений искусств разных эпох в соответствии с сюжетной линией. Пейзаж в поэзии, живописи и музыке. Зима и лето.

Интегрированный открытый урок с учащимся 4-го класса школы искусств, посвящённый истории пейзажа в поэзии, живописи и музыке. Состоит из конспекта урока, презентации и самоанализа. Предназначен для ат...

Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на у...

Описание опыта "Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"

В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы  опыта "Использование на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции уча...

Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...