Гласные О и А в корне слова
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Белогурова Елена Филимоновна

Конспект урока "Гласные О и А в корне слова" с применением приема ТРКМ (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_o_i_a_v_korne_slova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе с применением приемов ТРКМ

Тема:  Буквы О и А в корне слова.(урок повторения)

Тема: обобщение и закрепление материала по теме: «Буквы О и А в корне слова».

Цель: обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Орфограммы в корне».

Задачи:

 - способствовать формированию умений обобщать и систематизировать материал по изученной теме;

- работа над умением различать корни с проверяемыми и непроверяемыми гласными, корни с чередующимися гласными О-А;

 - формирование орфографических навыков,

-развитие  интереса к русскому языку.

                                         Ход урока.

1 стадия: вызов

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие в страну Орфографию. Стран эта очень большая, в ней, как и во многих государствах, есть отдельные области, живущие по своим законам. Давайте вместе решим, куда же мы сегодня идем.

На партах разложены карточки со сказкой Ф.Кривина:

-А, здравствуйте!

- Извините, я не А, я О.

- О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А!

- Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос!

- Что же у тебя это за место такое?

- Незаметное. Ты вот в центре, тебе все  внимание, а обо мне кто вспомнит?

  1. Выскажите предположения, почему спорят эти буквы? А в каких правилах они могут находиться?
  2. Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Запишем ее в тетрадях.

«Буквы О и А в корне слова».

Прежде чем отправиться в путь, вспомним то, что мы уже знаем по правописанию данных букв.

Составление таблицы З-Х-У

З - что мы знаем         

        

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать

Гласные О и А находятся в корне слова

Есть ли еще корни с чередующимися гласными О и А , кроме тех, что указаны в нашем учебнике?

Гласные О и А могут быть ударными и безударными

Гласные О и А могут быть проверяемыми ударением

Гласные О и А могут быть непроверяемыми ударением

Гласные О и А могут  быть безударными чередующимися  

Выбор гласной в корнях  с чередованием зависит от последующей согласной (лаг-лож, раст-рос-ращ)

Есть слова-исключения, которые нужно запомнить:

Ростов, Ростислав, росток, отрасль, ростовщик

Итак, в путь.

2 стадия – осмысление.

Задание 1.  Вставьте О или А. Графически объясните написание гласных О и А в корне слова. Распределите их на группы.  Не оказалось ли «лишних» слов? (задание выполняется в парах, затем проверяется)

ЗАР…СЛИ – орфограмма в корне: чередующаяся гласная в корне – корень –рос-.

ГРУС…НЫЙ – орфограмма в корне: непроизносимая согласная в корне.

З…ВЕРНУТЬ – орфограмма в приставке (не подходит).

АР…МАТ – орфограмма в корне: непроверяемая гласная в корне – аромат.

ПОДР..СТИ, ВЫР..СЛА, СЛ..ГАТЬ, Р..СТОК, ПРОМ..КНУТЬ,  ПРИЛ..ЖИТЬ, ПОДР..СТОК, М..КАТЬ, УКР,,ШАТЬ, ЕД..НИЦА, ГРАМ..ТА, УД..ВИТЕЛЬНЫЙ, В..РШИНА, СЛ..ГАЕМОЕ

  1. На какие группы вы распределили слова? (корни с гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением, корни с чередующимися гласными лаг-лож, раст-рос-ращ)
  2. Какие слова остались? (грустный – непроизносимая согласная в корне слова, завернуть – орфограмма в приставке, промокнуть, макать.)

 На первый взгляд, эти слова можно проверить, подобрав слова, где корневая гласная ударная. Но почему-то при изменении слова гласная в корне меняется. А если происходит изменение, то как называются эти корни? (корни с чередующимися гласными)

Вывод: (делают ученики): кроме изученных уже корней, есть еще корни с чередующимися гласными О и А. Запишите этот вывод в таблицу.

  1. Мне кажется, что у вас опять возникли вопросы, и мы сейчас дополним вторую графу (что мы хотим узнать)

З - что мы знаем         

        

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали и что нам осталось узнать

Гласные О и А находятся в корне слова

Есть ли еще корни с чередующимися гласными О и А , кроме тех, что указаны в нашем учебнике?

Корни с чередующимися гласными МАК и МОК

Гласные О и А могут быть ударными и безударными

Есть ли слова-исключения с этими корнями?

Гласные О и А могут быть проверяемыми ударением

Как узнать условия написания гласных в этих корнях?

Выбор гласной буквы зависит от значения корня

Гласные О и А могут быть непроверяемыми ударением

Гласные О и А могут  быть безударными чередующимися  

Выбор гласной в корнях  с чередованием зависит от последующей согласной (лаг-лож, раст-рос-ращ)

Есть слова-исключения, которые нужно запомнить:

Ростов, Ростислав, росток, отрасль, ростовщик

  1. Как же получить ответ на эти вопросы?

Карточка 2. Как можно сгруппировать эти словосочетания?

макать (хлеб в молоко),  сапоги промокают.  обмакнуть (перо в чернильницу); вымокнуть (под дождем), промокашка, бумага промокает

макать (хлеб в молоко),  обмакнуть (перо в чернильницу

сапоги промокают,  вымокнуть (под дождем), промокашка, бумага промокает

(вывод: по значению: "опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью – корень МАК, "пропускать жидкость, становиться влажным» - корень МОК

Заполняем третью графу таблицы.

3 этап – рефлексия.

Итак, мы сегодня продолжили путешествие по огромной стране Орфографии. С какими правилами мы встретились? Что узнали нового? (ребята отвечают на вопросы, пользуясь таблицей З-Х-У)

Домашнее задание: продолжите сказку, которую мы читали в начале урока, ведь приключения гласных букв О и А только начинаются, и мы с удовольствием поучаствуем в них на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Гласные Ы и И в корне слова после приставок

Урок изучения нового материалаТема  урока: Гласные  Ы  и  И  в корне слова после  приставок ...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...