Гласные О и А в корне слова
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Конспект урока "Гласные О и А в корне слова" с применением приема ТРКМ (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_o_i_a_v_korne_slova.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе с применением приемов ТРКМ
Тема: Буквы О и А в корне слова.(урок повторения)
Тема: обобщение и закрепление материала по теме: «Буквы О и А в корне слова».
Цель: обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Орфограммы в корне».
Задачи:
- способствовать формированию умений обобщать и систематизировать материал по изученной теме;
- работа над умением различать корни с проверяемыми и непроверяемыми гласными, корни с чередующимися гласными О-А;
- формирование орфографических навыков,
-развитие интереса к русскому языку.
Ход урока.
1 стадия: вызов
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие в страну Орфографию. Стран эта очень большая, в ней, как и во многих государствах, есть отдельные области, живущие по своим законам. Давайте вместе решим, куда же мы сегодня идем.
На партах разложены карточки со сказкой Ф.Кривина:
-А, здравствуйте!
- Извините, я не А, я О.
- О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А!
- Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос!
- Что же у тебя это за место такое?
- Незаметное. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто вспомнит?
- Выскажите предположения, почему спорят эти буквы? А в каких правилах они могут находиться?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Запишем ее в тетрадях.
«Буквы О и А в корне слова».
Прежде чем отправиться в путь, вспомним то, что мы уже знаем по правописанию данных букв.
Составление таблицы З-Х-У
З - что мы знаем
| Х - что мы хотим узнать | У - что мы узнали и что нам осталось узнать |
Гласные О и А находятся в корне слова | Есть ли еще корни с чередующимися гласными О и А , кроме тех, что указаны в нашем учебнике? | |
Гласные О и А могут быть ударными и безударными | ||
Гласные О и А могут быть проверяемыми ударением | ||
Гласные О и А могут быть непроверяемыми ударением | ||
Гласные О и А могут быть безударными чередующимися | ||
Выбор гласной в корнях с чередованием зависит от последующей согласной (лаг-лож, раст-рос-ращ) | ||
Есть слова-исключения, которые нужно запомнить: Ростов, Ростислав, росток, отрасль, ростовщик |
Итак, в путь.
2 стадия – осмысление.
Задание 1. Вставьте О или А. Графически объясните написание гласных О и А в корне слова. Распределите их на группы. Не оказалось ли «лишних» слов? (задание выполняется в парах, затем проверяется)
ЗАР…СЛИ – орфограмма в корне: чередующаяся гласная в корне – корень –рос-.
ГРУС…НЫЙ – орфограмма в корне: непроизносимая согласная в корне.
З…ВЕРНУТЬ – орфограмма в приставке (не подходит).
АР…МАТ – орфограмма в корне: непроверяемая гласная в корне – аромат.
ПОДР..СТИ, ВЫР..СЛА, СЛ..ГАТЬ, Р..СТОК, ПРОМ..КНУТЬ, ПРИЛ..ЖИТЬ, ПОДР..СТОК, М..КАТЬ, УКР,,ШАТЬ, ЕД..НИЦА, ГРАМ..ТА, УД..ВИТЕЛЬНЫЙ, В..РШИНА, СЛ..ГАЕМОЕ
- На какие группы вы распределили слова? (корни с гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением, корни с чередующимися гласными лаг-лож, раст-рос-ращ)
- Какие слова остались? (грустный – непроизносимая согласная в корне слова, завернуть – орфограмма в приставке, промокнуть, макать.)
На первый взгляд, эти слова можно проверить, подобрав слова, где корневая гласная ударная. Но почему-то при изменении слова гласная в корне меняется. А если происходит изменение, то как называются эти корни? (корни с чередующимися гласными)
Вывод: (делают ученики): кроме изученных уже корней, есть еще корни с чередующимися гласными О и А. Запишите этот вывод в таблицу.
- Мне кажется, что у вас опять возникли вопросы, и мы сейчас дополним вторую графу (что мы хотим узнать)
З - что мы знаем
| Х - что мы хотим узнать | У - что мы узнали и что нам осталось узнать |
Гласные О и А находятся в корне слова | Есть ли еще корни с чередующимися гласными О и А , кроме тех, что указаны в нашем учебнике? | Корни с чередующимися гласными МАК и МОК |
Гласные О и А могут быть ударными и безударными | Есть ли слова-исключения с этими корнями? | |
Гласные О и А могут быть проверяемыми ударением | Как узнать условия написания гласных в этих корнях? | Выбор гласной буквы зависит от значения корня |
Гласные О и А могут быть непроверяемыми ударением | ||
Гласные О и А могут быть безударными чередующимися | ||
Выбор гласной в корнях с чередованием зависит от последующей согласной (лаг-лож, раст-рос-ращ) | ||
Есть слова-исключения, которые нужно запомнить: Ростов, Ростислав, росток, отрасль, ростовщик |
- Как же получить ответ на эти вопросы?
Карточка 2. Как можно сгруппировать эти словосочетания?
макать (хлеб в молоко), сапоги промокают. обмакнуть (перо в чернильницу); вымокнуть (под дождем), промокашка, бумага промокает
макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу | сапоги промокают, вымокнуть (под дождем), промокашка, бумага промокает |
(вывод: по значению: "опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью – корень МАК, "пропускать жидкость, становиться влажным» - корень МОК
Заполняем третью графу таблицы.
3 этап – рефлексия.
Итак, мы сегодня продолжили путешествие по огромной стране Орфографии. С какими правилами мы встретились? Что узнали нового? (ребята отвечают на вопросы, пользуясь таблицей З-Х-У)
Домашнее задание: продолжите сказку, которую мы читали в начале урока, ведь приключения гласных букв О и А только начинаются, и мы с удовольствием поучаствуем в них на следующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Гласные Ы и И в корне слова после приставок
Урок изучения нового материалаТема урока: Гласные Ы и И в корне слова после приставок ...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...
Карточки - тренажеры (перфокарты) по теме "Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова"
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных....