Самонализ педагогической деятельности.
статья по русскому языку по теме
Учитель, вглядись в себя!
Пойми, какой ты!
Прозрей сам и найди свой путь.
Найти свой путь учитель сможет только тогда, когда он владеет умением видеть свои сильные и слабые стороны, умением видеть себя сквозь призму, умением анализировать свою педагогическую деятельность.
Русский язык преподаю 38 лет. И каждый новый учебный год работаю над решением тех проблем, которые вытекают над решением тех проблем, которые вытекают из самоанализа педагогической деятельности за истекший учебный год, строю преподавание в соответствии с требованиями к обучению и воспитанию современного школьника.
С 2004 года работаю по программе М.М. Разумовской, с 2010 года в 5-9-х классах - по собственным авторским программам по русскому языку на основе программы М.М. Разумовской, в 10-11-х классах по авторским программам на основе программы А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.
Тематическое планирование составляю с учетом требований программы, при его разработке определяю последовательность тем в целом и отдельных уроков и нахожу на этой основе нестандартные методические решения.
Проводимая мною из года в год диагностика успеваемости и умственного развития учащихся показывает, что увеличивается процент учащихся, умеющих самостоятельно изучать новый материал, осуществлять самоанализ и самоконтроль в учении. Повышается процент учащихся, которые умеют изучать собственные учебные возможности, учатся в полную меру. У 54% обучающихся сформированы навыки применения знаний и умений в стандартных и нестандартных условиях или в заранее определенной ситуации. У 60% учащихся получение знаний стало не самоцелью, а стимулом для приобретения знаний по всему курсу русского языка.
В конце 2009-2010 учебного года с целью определения ЗБР ( зоны ближайшего развития) провела тестирование среди учащихся 7,10-х классов. Анализ тестов позволил выявить три группы учащихся :
1 группа – 15 %. Зона ближайшего развития учащихся этой группы – задания большей сложности.
2 группы – 35%. ЗБР учащихся этой группы – более успешное выполнение подобной сложности тестов.
3 группа – 50%. ЗБР учащихся группы – усвоение понятий, задание менее сложной трудности.
Такой анализ дает мне возможность определить меры сложности и доступности учебного материала для учащихся, дифференцировать содержание учебного материала урока и применять оптимальные технологии обучения, установить характерные черты уроков в разных классах и придать им системный характер.
Так, на протяжении последних трех лет отличительными чертами моих уроков в 5-7-х классах являются:
- Уроки вопросов и сомнений;
- Теоретический материал дается на высоком уровне, а спрашивается по способностям;
- Учитель учит применять знания в необычных ситуациях;
- Школьники действуют на пределе возможностей, учитель угадывает эти возможности, правильно определяет степень трудности;
- На уроках соблюдает принцип сознательности: дети знают, что происходит ( в начале изучения темы перелистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
- Установка не на запоминание, а на понимание смысла;
- Мышление главенствует над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается крупными блоками.
- Отрабатывает умение наблюдать, пользуясь раздаточным материалом;
- Формирует способы умственных действий учащихся (СУД);
- Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
Для уроков в 9-11-х классах характерно:
- Партнерское взаимодействие учащихся и учителя;
- Предоставление учащихся свободы выбора тем для повторения, закрепления – уроки по заявкам обучающихся
- Структурирование, дидактическое преобразование материала учебника;
- Применение гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;
- Уроки развивают продуктивное мышление, навыки его практического применения.
За последние три года решению главной цели обучения русскому языку – обеспечить языковое развитие учащихся – способствует применение на практике авторских технологий «Обучение учащихся на деятельностной основе в 9-11-х классах», «Обучение на основе обобщенного (одновременного и опережающего) изучения взаимосвязанных тем при блочной подаче материала» ( Опыт моей работы по данной технологии обобщен методическим кабинетом Шовгеновского района в 2009 году).
По итогам отслеживания динамики обучаемости с применением вышеназванных технологий я им ею следующие результаты:
Iуровень учебной деятельности ( общекультурный) демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса русского языка, умеет объяснить правило, может применять его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня – 35%;
IIуровень учебной деятельности ( прикладной) требует от ученика, кроме перечисленного, также выполнения заданий в измененных ситуациях, умения демонстрировать понимание системности взаимосвязей темы, курса не выходя за его рамки – 45%;
IIIуровень ( творческий) – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цель и программу действий – 20%.
Самоанализ профессиональной деятельности позволил мне выбрать оптимальные приемы при применении новых технологий обучения:
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление;
- обобщение и абстрагирование;
- классификация и дифференциация;
- создание проблемной ситуации;
- алгоритмизация;
- лингвистический эксперимент.
Эффективность применения любых технологий, методов во многом зависит от продуманного и грамотно организованного контроля и оценки. При всей своей новизне и своеобразии используемых мною альтернативных форм оценки знаний учащихся ( «зачетная система», «тестирование») им присущ недостаток, свойственный традиционной системе – контроль и оценку знаний учащихся осуществляет учитель. А сегодня ученик современной школы из объекта обучения должен превратиться в субъекта собственного учения. Поэтому с целью повышения эффективности контроля и оценки, усиления их обучающей, воспитательной и стимулирующей функции уже пять лет как я перешла от внешнего со стороны учителя контроля и оценки к самоконтролю и самооценке. Такое рефлексивное отношение к себе, когда ученик выступает и как исполнитель и как контроллер собственной учебной деятельности меняет :
- его отношение к ней ( постепенно процент таких учащихся увеличивается на 4-5%);
- он сам вырабатывает цели своей деятельности ( из 100% таких учащихся 25%);
- ищет адекватные способы и приемы ее осуществления – 30%;
- отслеживает, корректирует ход и результаты работы – 35%
Опыт моей работы показал, что итоговая форма самоконтроля и самооценки неэффективна. И поэтому я применяю наиболее продуктивную форму самоконтроля – пооперационную или пошаговую, при которой каждая операция выполняемого задания контролируется.
Анализ результатов контроля качества ЗУН учащихся при такой системе обучения русскому языку показал, что из 100% учащихся
- пишут грамотно 55%
- умеют применять знания :
- по орфографии – 60%
- по морфемике – 45%
- по морфологии – 40%
- по синтаксису и пунктуации – 65%
- проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания – 60%
- при написании творческих работ – 60%
Указанные результаты показывают, что системный подход к применению новых технологий обучения способствует качественному обучению русскому языку и указывает на еще неиспользованные резервы на перспективу по повышению своего педагогического мастерства:
- внедрение в практику работы технологий «Компетентностный подход к обучению», суть которой сводится к совершенствованию уже используемых мною технологий, и «Проектный метод в образовательном процессе в 10 – 11 классах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...