Путешествие по сказочному лесу.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3069__microsoft_offi.rar33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Путешествие по сказочному лесу.

Желтенко Лилия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы и МХК

первой категории

Новопокровка
Бородулихинского  района Восточно-Казахстанской области Казахстан

Цель: закрепление основных знаний учащихся по фонетике. 

Задачи урока:

Образовательная: проверить знания учащихся по фонетике, морфологии, синтаксису; прививать орфографические навыки.

Развивающая: развивать устную и письменную речь.

Воспитательная: познакомить учащихся с правилами поведения на природе, прививать любовь к природе,  формировать экологическую культуру.

Методы обучения.

1. По источнику получения знаний:

- словесный – беседа, вопрос-ответ;

- наглядный – использование плакатов, таблиц, тестов;

- практический – выполнение закрепляющих упражнений;

2.По способу организации познавательной деятельности:

- объяснительно- иллюстративный;

- репродуктивный (практическая работа);

- самостоятельной деятельности.

Тип урока - комбинированный, урок- путешествие.

Оборудование: названия станций, карточки, фотографии животных, зашифрованные слова, тестовые задания, стихи М.Чистякова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

 У нас сегодня необычный урок: мы совершим путешествие в сказочный фонетический  лес. Ну, а перед отправкой проверим: все ли  необходимое находится на партах? Приготовьте ручки, тетради, книги, дневники.

Итак, тетради превращаются в дневники путешественника. Там мы будем отмечать по ходу путешествия все самое  важное. Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.

  1. Сообщение целей и задач урока.

Цель нашего путешествия  - побывать в сказочном лесу, познакомиться с его обитателями и попутно решить ряд орфографических и фонетических задач.

Прежде чем отправиться в путешествие вспомните: как нужно вести себя в лесу?

(Не ломать деревья, не разорять птичьи гнезда, не трогать норки зверюшек, не разводить костры, не оставлять за собой мусор, т.е. беречь природу).

Бережно относиться к природе нужно всегда: ведь только так мы сохраним красоту планеты и наше здоровье.

А чтобы нам было весело путешествовать, давайте споем песню.

 Класс исполняет песню «Если с другом вышел в путь» (куплет с припевом).

 Песня придала нам бодрости, и у нас отличное настроение. Теперь мы с вами начнем путешествие. Но в сказочном лесу нас ждет много препятствий, неожиданностей. Помогать нам будут взаимовыручка и дружба.

А вот и первое препятствие.

Задание 1. Станция «Опасный след» знакомит  с правилами поведения на природе:

На доске записаны предложения, учащиеся читают их.

Ходить в лесу только по тропинкам. Не шуметь. Не рвать цветов, не ломать деревьев. Костер разжигать только в установленном месте. Не разбрасывать мусор.

Задание:

- найдите в словах парные согласные;

- дайте характеристику звуков в слове разжигать.

 Синтаксическая пятиминутка (самостоятельная работа).

 Стою над берегом реки,

На сердце хмуро, горестно.

Куда ни глянь – одни пеньки,

Зола да угли с хворостом.

Здесь люди ели шашлыки,

Сорили папиросами,

Давили травы, тальники

Ботинками, колесами…

И вот, как ртуть тяжелая,

Обидой  удрученная,

Бежит она как Золушка,

Никем не защищенная,

Зорили все ее, кто мог,

Поганили, корежили

… А я молчал.

Не уберег красавицу таежную.

                                М. Чистяков.

- О чем говориться в этом стихотворении?

-Выпишите грамматическую основу из выделенного предложения, начертите его схему.

- Назовите слова, в которых есть только звонкие согласные звуки.

- Найдите слова с безударными гласными, выпишите их, объясните орфограмму.

Задание № 2. Станция «Подумай и ответь».

Нас 33.

Нас 33

Нас целая семья,

Веселых, дружных, озорных,

От а до я.

- О какой семье идет речь, о чем мы сегодня будем говорить?

- Что такое алфавит?

- Сегодня мы не только научимся правильно называть буквы русского алфавита, но и узнаем, как им пользоваться.

33 родных сестрички,

Писаных красавиц,

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

Физминутка «СОВА»

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

- А теперь проверим ваше домашнее задание.

Чтение алфавита по памяти.

Задание №3. Станция «На привале».

1. Распределите города по алфавиту.

Караганда, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Астана, Жаркент, Павлодар.

2. Что делать если в слове совпадают первые буквы? В каком порядке вы их напишите? Распределите по алфавиту название рек.

Иртыш, Тобол, Ишим, Сырдарья, Нура, Чу, Талас, Уба, Бухтарма.

Задание №4. Станция «Игровая».

Игра «Шифровальщик»

Прочитайте и запишите зашифрованное предложение.

Люди, берегите природу!(13 32 5 10  2  6 18 6  4  10 20 6  17 18 10 1816 5  21)

(Используйте  буквы алфавита по счету)

Задание №5. Станция «Финишная».

Тестирование. 

1. В каком слове букв больше чем звуков?

 А) книга

 В) письмо 

 С) ручка

 D) юла

 2. Укажите количество гласных в слове рюкзак.

 А) 2

 В) 3

 С) 4

 D) 5

3. Однокоренные слова

 А) река, реки

 В) гора, пригорок

 С) смотреть, смотрит

 D) печаль, печник

4. Укажи существительное во множественном числе в родительном падеже

 А) красного шарфа

 В) много конфет

 С) с шумными ребятами

 D) спелые помидоры

5. Буква ч может обозначать звук

 А) мягкий

 В) твёрдый

 С) гласный

 D) мягкий и твёрдый

6. Укажи восклицательное предложение

 А) Как красиво в лесу! 

 В) Когда придёт тётя?

 С) Котята спали в корзинке.

7. Укажи прилагательное в форме единственного числа творительного падежа

 А) красным шарфом

 В) красных шарфов

 С) о красном шарфе

 D) красный шарф

8. Укажи слово с безударной гласной, проверяемой ударением

 А) письмо

 В) мороз

 С) багаж

 D) помидор

 9. Укажи порядковое числительное

 А) два

 В) двенадцать

 С) пятидесятый

 D) сто

10. Укажи слово с парной согласной на конце

 А) уехал

 В) жук

 С) пенал

 D) дом

11. В каких словах пишется ь

 А) с…ешь

 В) об…езд

 С) сем…я

 D) под…ём

12. Укажи словосочетания, где в окончаниях существительных пишется буква «Е»

А) шагать по дорог… 

B) готовить урок…

C) подарить дочер…

D) нуждаться в помощ…

3.Рефлексия.

Наконец, ребята, мы прошли все станции. Здесь будут подведены итоги нашего урока.

-Что вы узнали на уроке?

- Для чего нужно беречь природу, заботиться о ее богатствах?

- Полезен ли был наш урок?

- К каким выводам вы пришли?

- Достигли ли мы цели урока?

- Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии

отлично                хорошо            удовлетворительно

Подводится итог урока, оцениваются ответы учащихся. 

 4. Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мы и природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника во 2 классе: «В сказочном лесу»

Изучение английского языка в нашей школе начинается со 2 класса. В конце года мы приглашаем родителей на отчетный концерт на английском языке. Предлагаю сценарий праздника во 2 классе. В сценарии испо...

В сказочном лесу (таблица умножения)

Повторение таблицы умножения. Устный счет....

Сценарий "Конкурс экологической песни в сказочном лесу"

Сценарий был создан в рамках подготовки к конкурсу детских экологических театров и агитбригад.Время выступления: 6 минутДействующие лица: Леший, Лиса, Баба Яга, Дед Мороз, Мухомор, Кощей Бессмертный....

Новогодние приключения в сказочном лесу

Сценарий новоднего праздника для детей дошкольного возраста. Создание праздничного, весёлого настроения. Привитие бережного отношения к многовековым традициям....

Сценарий праздника "Новогодние приключения в сказочном лесу"

Школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми. В жизни  школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, ...

Сценарий новогоднего праздника «Путешествие по сказочному лесу»

Новый год… есть в нём что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, лёгкой порошей, нарядной ёлкой, мерцанием гирлянд и треском свечей, затаённой надеждой. Конечно, он будет хорошим. Нов...

Урок-КВН «Путешествие по сказочному лесу»

Данную разработку можно использовать при подготовке и проведении предметной недели в 5-6 классах....