совершенствование орфографической грамотности
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в средней школе. Эта статья о том, как научить учеников не допускать ошибок в правописании безударных гласных в корне слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование орфографической грамотности.

   Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в средней школе. Ни для кого не секрет, что у подавляющего большинства школьников, допускающих ошибки, просьба учителя сформулировать ту или иную орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих учеников почти неразрешимой задачей. Таким образом, необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них «орфографическое внимание», добиться самостоятельности орфографического мышления. В качестве возможного пути осуществления этой задачи проводится орфографическая работа с сигнальными карточками, которую ребята с большим интересом выполняют.

Вовремя повторения темы «Правописание гласных букв а-о в корнях кос-кас; рос-раст-ращ; зор-зар; гор-гар; твор-твар; клон-клан» сопоставление и обобщение правил употребления а-о в корне слова проводится следующим образом:

В начале урока после фронтального опроса проводится словарно - орфографический диктант .

Задание. Записать слова с чередующимися гласными а-о в корне. Объяснить графически и наглядно с помощью сигнальных карточек, от чего зависит правописание гласных в корнях -гор - гap-; -кос- кас-; -лож—лаг-; -рос—раст— ращ-; -зор—зар-; при выполнении задания ребята записывают слова, графически объясняя гласную в корне и показывая наглядно, при помощи карточки, выбранную гласную.

Образец записи: Загорал - загар; коснулся - касался; излагать - изложить; выросли - вырастает; зори — озарить — зарница - зорька.

Если ученик поднял неверную карточку, учитель видит и обращает внимание класса, после чего ребенок объясняет выбор орфограммы, в подтверждении ответа должен придумать словосочетание.

          Образец записи: загорал на юге; отличный загар.

Словарно-орфографический диктант.



Предварительный просмотр:

              Словарно-орфографический диктант.

Нагар, загорелый, загораю, перегорели, загоревший, разгорались, пригорели, касание, прикосновение, коснулись, прикасаешься, касаться, коснуться.

Этот вид работы помогает через игру запомнить орфограмму и выработать навык ее применения.

Раздел «Орфография» и «Пунктуация» включают в себя все изученные орфограммы и пунктограммы. При планировании урока учитывается, что на каждом уроке должно быть повторено до десяти различных орфограмм и две - три пунктограммы.

Так, например, может быть спланировано повторение по теме: «Наречие». На первом уроке повторяются: разбор слова по составу, распознавание частей речи, морфологический разбор причастия, синтаксический разбор, правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением; корней с чередующимися гласными, приставок на з/с, непроизносимые согласные, безударных гласных в окончаниях приставок и глаголов; н и нн в прилагательных и причастиях (наиболее трудная тема, которую по возможности проверять на каждом уроке); знаки препинания в сложном предложении и при однородных членах, при причастном и деепричастном оборотах. На втором уроке производится морфологический разбор глагола; повторяется правописание не с глаголами, причастием, суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Тут «вход пускаются» сигнальные карточки, сделанные ребятами для этих видов орфограмм.

Ученики с интересом поднимают карточки, таким образом, подтверждая свои знания в изученной теме.

Орфографический диктант.

Борющийся народ; строящийся гараж; дремлющий великан; движущийся велосипедист; копошащиеся силуэты; горячащийся тренер; готовящаяся коллекция, пенящиеся струи воды.

Подбирая материал для словарно-орфографического диктанта, учитывается необходимость усложнения его варианта. Выделить окончания и суффиксы причастий. Проговорить по слогам и запомнить правописание существительных.

Борющийся народ - строящийся гараж.

Обучение орфографии состоит, прежде всего, в том, чтобы ученики запомнили форму рассуждения, соответствующую энтимему, которую им настойчиво и терпеливо показывают на уроке - из урока в урок. Если ребенок помнит форму рассуждения и умеет правильно ее применять, он непременно получит правильный вывод, а сигнальные карточки помогут в устном объяснении.



Предварительный просмотр:

 Но этот путь может быть долгим.


Чтобы улучшить грамотность учащихся старшего звена, трудные разделы орфографии нужно повторять регулярно. При этом целесообразны следующие формы занятий: урок работы над ошибками; индивидуально-групповая работа с неуспевающими (на уроках и вне уроков); занятия по орфографии на консультациях.

Так, например, индивидуально-групповая работа с неуспевающими учащимися.

Исходным этапом работы с неуспевающими учениками является обстоятельное изучение пробелов в их значениях. Диктанты, сочинения и другие письменные работы помогают установить типичные ошибки. Исходя из полученных данных, объединяю учеников в специальные группы. Для этих групп разрабатываются однотипные задания, включающие как теоретические вопросы, так и упражнения.

Например, по теме: «Правописание предлогов» могут быть предложены такие задания.

  1. Повторение соответствующих параграфов из пособия (по которому занимаемся) и ответить на вопросы:

Для чего служат предлоги?

Как отличить предлог от приставки?

Какие предлоги пишутся через черточку?

С какими падежами употребляются предлоги вследствие, подобно, наподобие, в связи с, согласно, благодаря, наперекор, благодаря, навстречу, вопреки?

Как различить предлоги в течение, в продолжение и существительные с предлогами в течении, в продолжении?

  1.  Выполнить        упражнение №310  (учебник «Русский язык» 7 класс)

3.          Составить        предложения со словами и сочетаниями вследствие - в следствии — впоследствии, ввиду — в виду, наконец — на конец, вроде — в роде, насчет — на счет, вдаль — в даль, навстречу — на встречу.

На выполнение таких заданий обычно отводится пять семь дней.

В качестве домашнего задания предлагается составить карточку для своего соседа по парте: словарные слова с пропущенными буквами (20-30 слов) или составить карточку (15-20 слов) с наречиями с пропусками. Как повторение ранее изученных орфограмм.

Например: слев..., досрочн..., созвучн..., досин..., изобильн.., доходчив.., издавн.., досух.., справ.., стеснителън.., дословн.., достаточн.., извилист..., досыт.., доверительн.., сначал....

Для наиболее слабых учеников разрабатываются специальные задания.

  1. Поставить ударение и выделить безударные гласные корня в словах животрепещущий, вдохновение, станкостроение, остановиться, вычислительный, объединение, сопротивляться, плодотворный.
  2. Подобрать контрольные слова для проверки безударных гласных в словах: оберегать, назначение, непримиримый, постановление, взгромоздиться, достопримечательность.



Предварительный просмотр:

3. Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание в

словах: од...левать, сост...зание, сопров...ждать, нагром...ждать, разъед... нение, вспом... гателъный, разл... гать, восст... ноеление, упл... титъ, упл...тнить.

При этом не забывать опросить теоретический материал.

  1. Какие гласные называются безударными?
  2. В чем трудность написания безударных гласных?
  3. Как проверить безударный гласный в корне слова?

Опыт показывает, что описанная работа позволяет заметно поднять грамотность неуспевающих до вполне удовлетворительного уровня.

Занятия по орфографии на консультациях.

Как правило, консультации проводятся для неуспевающих учащихся. На консультациях они получают помощь в работе над домашними заданиями. Консультации носят в основном тематический характер, причем о содержании очередной консультации учащиеся извещаются заранее.

Первая часть консультации - короткий рассказ преподавателя о тех вопросах, которым она посвящена, вторая часть - ответы на вопросы учащихся, помощь им в выполнении домашних заданий, третья - выполнение упражнений.

Тем учащимся, которые усвоили данные орфограммы или пунктограммы недостаточно прочно, предлагаются дополнительные, повторные задания по той же теме, но на другом дидактическом материале. Каждая работа проверяется в индивидуальном порядке - до тех пор, пока они не усвоят материал.

По окончании работы над темой на очередной консультации ребята пишут небольшой диктант, включая отдельные слова, словосочетания, небольшие связные тексты.

В течение года группа может выполнить задания по 10 - 15 наиболее трудным разделам орфографии и пунктуации. За это время каждый ученик повторит соответствующий материал и выполнит 50 небольших заданий по специальным карточкам.

Чтобы консультация была эффективной, предлагается накануне повторить нужные правила.



Предварительный просмотр:

  В качестве примера приведем краткое описание консультации по теме: «Различение не и ни».

В основе правописания не и ни лежит, как известно, семантический принцип, Однако значение правил о значение не и ни помогает учащимся мало, им нужен «ключ», с помощью которого можно было бы различить смысловую роль не и ни в каждом конкретном случае и решить вопрос о том, какую частицу (приставку) следует писать.

На доске написан текст:

Я н.. когда н.. слышал и н.. услышу более н.. таких чудесных сказок, н.. подобных песен.

Наречие никогда затруднений не вызывает; вспомнив правило о правописании не и ни с местоимениями и наречиями и поставив ударение, учащиеся без труда решают, что в этом слове следует писать ни.

Чтобы облегчить учащимся решение вопроса о частицах с остальными словами, предлагается такой «ключ»: если вместо частицы поставить союз и и если смысл фразы от этого не изменится, надо писать ни; если изменится (или нарушится), то не.

Подставляя последовательно к паре слов союз и, делаем вывод, что в первой паре нужно писать не {не слышал, не услышу), а во второй — ни (ни сказок, ни песен).

Затем даем другое правило: если частицу можно опустить, надо писать ни, а если нельзя - не. Приведенный пример проверяется с помощью этого «ключа». Однако оба эти «ключа» позволяют решать вопрос о выборе не и ни не во всех случаях. Поэтому ученикам дается еще один «ключ»: если сочетание как ни.., что ни.. можно заменить сочетаниями хотя и, хотя бы и, нужно писать ни.

Например: «Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит» {хотя (и) полезна вещь...).

После этого проводим орфографический разбор.

  1. Ну, некогда ни петь, ни есть,

           Ни даже духу перевесть.

  1. Как хочешь ты трудись;

          Но  приобресть не льстись

          Ни благодарности, ни славы,

          Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

{Из басен И.А.Крылова). В заключение ребята вспоминают правило о правописании сочетаний не один (много) — ни один (никто), не раз (много раз) — ни разу (полное отсутствие), где (только) не (везде)

    Для закрепления проводится объяснительный диктант.

1)Боцманы не могли не дружить со мной. 2) Не раз от скуки он свои мечты мне поверял. 3) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. (А.С.Пушкин) 4) Все эти дни я ни разу не отступал от своей системы.



Предварительный просмотр:

     Наконец, разбирается правописание выражений не кто иной, как... и никто иной (кроме) не...

Оно иллюстрируется схемой.

Утвердительное предложение.        Отрицательное предложение.

Не кто иной, как...        никто иной.... не

Не кто другой, как...

Затем ребятам предлагается записать предложение с каждым оборотом речи, объясняя написание не и ни.

Для тренировки используются отдельные предложения.

1) Никто иной, кроме вас, это не одолеет. 2) В пляс пустился не кто иной, как наш вахтер. 3) Я целыми днями читал, ничем иным заниматься не хотелось.

Дома учащимся предлагается выписать из басен И.А.Крылова пять-шесть примеров на различные случаи употребления не и ни.

                                    Николаева Г.М. учитель русского языка и литературы

                                                      НПОШ «Содружество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Совершенствование орфографической грамотности.

Из опыта работы для достижения положительной динамики в обучении слабоуспевающих учащихся в общеобразовательных классах...

Опыт работы по теме:«Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту».

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:1) «...

Педагогический проект Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников

Проект посвящен проблеме совершенствования орфографических умений и навыков при обучении русскому (родному) языку в старших классах средней общеобразовательной школы....