Тропы
презентация к уроку (русский язык, 11 класс) по теме

Пикалева Ирина Германовна

Данный материал предназначен для изучения тропоа и стиллистических фигур. Подробно дан мптериал о каждом выразительном средстве языка, даны примеры его испльзования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropy.pptx80.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тропы Стилистические фигуры

Слайд 2

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др. ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

Слайд 3

ТРОПЫ ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис . МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. …за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец . ( Н. Гоголь. ) И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Голова ли ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася ? Отчего ты безо времени Белым инеем покрылася ? Где меж темных лип светился Монастырь святой...

Слайд 4

ТРОПЫ МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.). ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п ). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко. Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам. Юный град, полночных стран краса и диво. «Медный всадник» (Петербург) И счастья баловень безродный, полудержавный властелин. «Полтава» (князь Меньшиков) Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет , То заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)

Слайд 5

Тропы СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» . «...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» «Бородино» …беспокойная Литва С толпою дерзких воевод На землю русскую идет. «Боярин Орша» «Мужик глуп, как свинья , а хитёр, как чёрт». И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник , по ветру летят. А. Ахматова Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота , и вы можете читать ее от начала до конца. А. Чехов

Слайд 6

Закрепление материала а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета . Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой… И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе») б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства ?

Слайд 7

Ответы А) 1) Визжит ветер – олицетворение 2) стреляет как из пушки – сравнение 3) рьяный ливень – эпитет Б) мечется как бешенный словно в клочья разорванные облака закачался отвесными столбами ливень стреляет как из пушки При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.

Слайд 8

Тест Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1 . Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов.) 2 . Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина) 3. Задремали звёзды золотые. (С. Есенин.) 4. Впереди – пустынный сентябрьский день. (К. Паустовский.) 5 . Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. (Д. Самойлов.) 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин.) 7. Она щебечет и поёт В преддверье бора, как бы оберегая вход В лесные норы. (Б. Пастернак.) 8. В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин.) 9. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. (К. Бальмонт.) 10. Но предстоит еще заледенеть, И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Д. Самойлов.) Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Сравнение. 2.Гипербола. 3.Олицетворение. 4.Эпитет. 5.Однородные члены предложения. 6.Олицетворение. 7.Сравнение. 8.Метафора 9.Олицетворени 10.Сравнение.

Слайд 9

Тест Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1. Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? ( А.Пушкин ) 2. Мальчик с пальчик. 3. Лес, словно терем расписной. ( И.Бунин ) 4 . Когда народ…. Белинского и Гоголя С базара понесет. ( Н.Некрасов ) 5. О Волга, колыбель моя! ( Н.Некрасов ) 6. Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. ( Б.Пастернак ) 7 . Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) 8 . Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. ( В.Катаев ) 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин) Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Риторический вопрос 2. Литота 3. Сравнение 4. Метонимия 5. Обращение 6. Лексический повтор 7. Антитеза 8. Гипербола 9. Сравнение 10. Метафора

Слайд 10

Стилистические фигуры АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков . АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. У наших у шки на мак у шке! Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки - Франц у зы т у т как т у т. (Бородино) В ечер. В зморье. В здохи ветра . В еличавый в озглас в олн. Б лизко б уря. В б ерег б ьется Ч уждый ч арам ч ерный ч елн… К . Бальмонт

Слайд 11

Стилистические фигуры АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы . АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение)резко выраженное противопоставление понятий или явлений . Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… А. Фет И мира нет — и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов… Ф. Петрарака

Слайд 12

Стилистические фигуры БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность . МНОГОСОЮЗИЕ ( полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. А . Блок И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют... М . Лермонтов И скучно и грустно, и некому руку подать…

Слайд 13

Стилистические фигуры ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха : ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. С . Есенин Преданья старины глубокой А.С . Пушкин Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням А. С. Пушкин

Слайд 14

Стилистические фигуры ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ ). ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой , ещё вчера Стонавший слабо над могилой А.С. Пушкин В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. А. С. Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. В . Брюсов

Слайд 15

Стилистические фигуры ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения . ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре : повторение последних слов или фраз. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. А. Блок Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет . В. Шукшин Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... А . С. Пушкин

Слайд 16

Стилистические фигуры ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия :. Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка М. Салтыков- Щкдрин Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком А. Твардовский Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги В. Жуковский

Слайд 17

Тест Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках. 1 .И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов). 2 .Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.) 3 .Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь. ( С.Есенин .) 4 .Путь шел по целине; люди подали с обрывов. ( И. Эренбург ) 5 .Коль любить , так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! ( А.Толстой .) 6 .Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что Господь не пошлёт! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. ( Н.Некрасов ) 7 . « Не станет нас!».А миру хоть бы что. « Исчезнет след!». А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы — а миру хоть бы что. ( О.Хайям ) 8 .Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, она стройна. ( А. Пушкин.) 9 .Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. ( А.Пушкин .) 10 . Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках , прыгающие вверх и вниз. ( М. Зощенко.) 1.Синекдоха . 2.Перифраза. 3 . Олицетворение . 4.Параллелизм . 5.Параллелизм и анафора. 6 . Анафора. 7.Эпифора . 8 . Сравнение . 9.Антитеза . 10 . Параллелизм и анафора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа. Экскурсия по Железноводску. Путеводитель.

Данная работа группы учащихся 7 класса предназначена для выступления на конкурсе работ "Наша родина-наш дом" Для того чтобы представить эту работу на конкурс, девочки проделали огромную работу: собра...

Ежиные тропы

Карточки-тренажеры для изученичия разветвляющихся алгоритмов...

Экологическая тропа "Не преврати свой дом в мусорную свалку!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Проведение занятия способствует воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом...

ИП "Тропы"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....