Приставки пре-при
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pre-pri.doc90 КБ
Microsoft Office document icon slova.doc20.5 КБ
Office presentation icon urok_na_konkurs.ppt1.11 МБ
Microsoft Office document icon zapiska.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

5 класс

Концептуальная цель: развитие ключевых компетентностей учащихся

Тема: Правописание приставок пре- и при-

Тип урока: проблемно-поисковый, изучение нового материала по орфографии.

Стратегическая цель: развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся

Задачи:

  1. познакомить учащихся с правилом правописания приставок пре-при,
  2. сформировать умение применять его на практике;
  3. отработка технологии постановки и решения проблемного вопроса

Проблемный вопрос: В каких случаях употребляется приставка пре-, в каких при-?

Варианты решения:

  1. пре- пишется в значении слова очень
  2. пре- пишется в значении приставки пере-
  3. при- пишется в значении расположение около чего-либо
  4. при- пишется в значении неполного действия
  5. при- пишется в значении приближение, присоединение
  6. Оптимальный вариант: Правописание приставок зависит от их значения: пре- пишется в значении слова очень и приставки пере-, при- пишется в значении расположение около чего-либо, неполное действие, приближение, присоединение.

Тезис: “Si tacetis concetitis” (Если вы ищете, вы найдёте).

Комментарий к ходу урока

Развитие личностных качеств учащихся

Формирование ключевых компетентностей учащихся

- Здравствуйте, ребята! С чем, на ваш взгляд, можно сравнить получение новых знаний? (ответы детей)

- Мне всегда казалось, что поиск нового – это как плавание по бескрайнему морю. А когда наконец находишь что-то новое, чувствуешь себя первооткрывателем, первопроходцем, победителем.

- Вот и сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю знаний. (Слайд: море, крики чаек, по морю плывёт кувшин)

- Как вы думаете, что в этом кувшине? (Послание, записка, джин)

- Почему вы так решили? (В сказках читали, в кино видели)

- Давайте откроем и посмотрим, что там. (Слайд с текстом записки)

- Чтение записки:

 Корабль «Прекрасный» возвращался из дальнего плавания. Команда корабля высыпала на палубу и пр.....плясывала от радости. До родного дома было уже близко-пр.....близко. В мечтах моряки уже слышали крики прибрежных чаек и шум пр.....морского города. Вдруг путь кораблю пр.....градило пиратское судно. Флаг, прибитый к мачте, изображал череп и кости. Пр.....ступники стремительно приближались. Капитан «Прекрасного», привстав на цыпочки и пр…..щурив глаза, дал команду пр…..чалить к вражескому кораблю, разоружить злодеев и предать их в руки правосудия. Но пираты оказались коварнее. «Прекрасный» затонул, а пираты пр…..плыли на остров и там закопали всю добычу. В этом письме – ключ к карте острова,   где спрятаны сокровища. Идите по букв…

- Хотите поискать клад?  Тогда вперёд! Что вам нужно для поиска клада? (Карта, корабль и т.д.)

- Тут есть и карта, но нет никаких указателей. А что сказано о карте в письме? (Идите по буквам)

- Посмотрите внимательно на письмо. Как думаете, о каких буквах говорится? (Есть буквы, выделенные другим цветом,  и размытые буквы)

- Давайте вынесем эти слова на доску столбиком. (Слова вывешиваются)

- Что объединяет эти слова? (Все начинаются с букв пр)

- В какой части слова находятся эти буквы? (В приставке)

- Что можете сказать об этих приставках? (В одних словах пре-, в других при-)

- А что можно сказать о словах, в которых буквы размыты? (В них  тоже такие приставки)

- Какие именно в каких словах? (Неизвестно)

- Значит, что нам нужно узнать, чтобы найти ключ к карте? (в каком случае пишется пре-, в каком при-.)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Правописание пре-при)

положительные эмоции

мотивация

визуальный канал восприятия

образное мышление

апелляция к жизненному опыту учащихся

аудиальный канал восприятия

визуальный канал восприятия

внимание

логическое мышление  интуиция

речь

Коммуникативная компетентность (активное слушание)

коммуникативная компетентность (учащиеся следуют процедуре обсуждения, предложенной учителем, строят высказывания в соответствии с нормами русского языка)

информационная компетентность (выделяют вопросы, по которым информацией не обладают)

- Знаете вы, ребята, такое правило? (Нет)

- Будем узнавать? Какие есть идеи? (Выдвижение и проверка гипотез)

.

мышление

учебно-познавательная компетентность информационная компетентность (ученик предлагает свои идеи, основываясь на полученной информации)

Побуждающий диалог к выдвижению решающей гипотезы

-Ребята, что означает слово прекрасный?  Что раньше означало в русском языке слово красный? (Красивый) Значит прекрасный – это… (Очень красивый) (Слайд для подсказки по гиперссылке от слова: Красивый дом – прекрасный дворец)

- Как вы думаете, какое ещё слово можно заменить на похожее словосочетание. (Преблизко)

- Что объединяет приставки в словах прекрасный и преблизко? (Можно заменить на слово очень) (Слова на доске перегруппировываются, к ним добавляется слово очень. Дети выполняют запись в тетрадях)

- Сформулируйте правило. (Пре пишется, если её можно заменить на слово очень)

- Придумайте своё слово с приставкой пре-: девочки – для описания котенка, мальчики для описания великана (слайд с иллюстрацией). Одно слово допишите в тетради.

- Кажется, ключик найден. Приставка зависит от значения

. 

Что будем делать дальше? (Возьмем следующее слово и рассмотрим)

- Хорошо. Какое слово будем рассматривать? (Предать)

- Что значит пре в этом слове?  Какие есть предложения? (Слайд-подсказка)

-Какие ещё слова имеют такое же значение? (Слайд-подсказка) (Преградить, преступники)

- Сделайте вывод, запишите слова в тетради. (Пре имеет значение приставки пере) (Слова на доске перегруппировываются, к ним добавляется пере)

- Назовите все значения приставки пре, повторите правило полностью. (В слове пишется приставка пре, если ее можно заменить на слово очень или приставку пере)

- Теперь пришел черёд приставки при. Давайте определим значение приставки при. Какие слова имеют такую приставку? (Привстав, прибрежных, прибитый, приближались)

- Начнем по порядку? Итак, слово привстав. Изобразите, пожалуйста. (Дети выполниют действия: встать – привстать)

- Как можно охарактеризовать такое действие? (Чуть-чуть, не в полную силу)

- Найдите слова с таким же значением. (Приплясывала, прищурив)

- Сформулируйте правило. (Приставка при имеет значение чуть-чуть)  (Слова на доске перегруппировываются, к ним добавляется слово чуть-чуть)

- Запишите слова в тетрадь, добавьте один свой пример.

- Где летают прибрежные чайки? (У берега)

- Как ещё можно сказать? (Возле берега, около берега)

- Найдите слова с подобным значением. (Приморского)

- Сформулируйте правило. (Приставка при имеет значение около, вблизи). (Слова на доске перегруппировываются, к ним добавляется около)

- Запишите слова, добавьте свой пример.

- Прибитый. Посмотрите вокруг, что у вас в классе прибито? А что это значит? (Присоединено)

- Какое ещё слово имеет такое же значение? (Причалить)

- Сформулируйте правило. (Приставка при имеет значение присоединить) (Слова на доске перегруппировываются, к ним добавляется присоединить)

- У нас осталось два последних слова – приближались и приплыли. Изобразите эти действия. Как вы думаете, какое здесь общее значение? Что происходит с предметами? (Приближаются)

- Сформулируйте правило. (Приставка при имеет значение приближаться)  (Слова на доске перегруппировываются, к ним добавляется приближаться)

-Запишите слова в тетрадь.

- Вот мы и выяснили все значения приставок пре-при. Давайте озвучим всё правило целиком. (Несколько человек повторяют общее правило)

образное мышление

эстетическое восприятие

логическое мышление

целеустремлённость

динамическая пауза, кинестетический канал восприятия

осознанная память

компетентность решения проблем

информационная компетентность (ученик предлагает свои идеи, основываясь на полученной информации)

информационная компетентность (делает выводы и интерпретирует полученную информацию)

компетентность решения проблем (сформулировали

задачи и шаги по решению проблемы)

учебно-познавательная компетентность (освоение различных способов познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности и личного опыта)

- Теперь мы  нашли ключ к карте. Осталось только пройти по ней. Вот карта. (Слайд) Используя полученные знания, мы легко найдем клад. (Слайд: на карте слова с пропущенными буквами, выбираем вариант написания, записываем слово в тетрадь, открывается следующее. На последнем задании открывается клад)

самостоятельность мышления

аргументированность

речь

коммуникативная компетентность (соблюдает нормы речи в высказывании, работает с вопросами на понимание)

- Вот мы и нашли клад. Клад – это знания. Древние римляне говорили : «Si tacetis concetitis» (Если вы ищете, вы найдёте). Удовлетворены ли вы своей работой и результатом работы? (ответы детей)

Вы молодцы. Вы правильно наметили курс, правила и маршрут следования, поэтому сегодня вы успешно достигли намеченной цели. И пусть урок наш закончится песней юных мореплавателей – победителей из кинофильма «Дети капитана Гранта»

образное мышление

рефлексивность

положительные эмоции

учебно-познавательная компетентность (рефлексия, умение самооценки)

компетентность личностного совершенствования

Домашнее задание: (1 задание для всех, 2-3 на выбор, 4 для желающих продолжить поиск нового самостоятельно)

  1. Выучить правило
  2. Упражнение учебника
  3. Карточки: вставьте буквы и ключевые слова
  4. Выбрать среди предложенных слов такие, которые не подходят ни к одному из пунктов правила

самооценка

осознанная память

мышление

информационная компетентность (умение использовать полученную информацию)


Личностные качества (Юнина)

Комнетентности (Самара)

Компетенции (Хуторской)

Собств. физ

Фзич. Сила

Гибкость

Стройность

психофиз

Здоровье

Выносливость

Ловкость

Координация

Мелкая моторика

Мыслительные

Самстоят

Глубина эрудиц

Гибкость

Открт

Системн

Умение анализир

Аргум

Рефлексир

Интуиц

Воображ

Речевые

Правильн

Выраз

Ясн

Точн

Кратк

Уместн

Логичн

Этикетн

Эм-чув

Сочувств

Сопереж

Достоин

Честь

Патриот

Совесть

Поведенческие

Активн

Воляцелеустр настойч

Организов

Аккур

Вежл

Такт

Корректн

Ответств

Пункт

Артистизм

Коммуникативные

Толеран

Терпим

Умен слуш и слыш

Учит особ собесед

Открыт

Исктен

Творческие

Исслед

Худож

технич

Решения проблем

Коммуникативная

информационная

Ценностно-смысловая

Картина мира

Выбир целев. и смысл.установки поведения

Принимать решения

Общекультурная

Культура

Дух-нравств

Традиц

Быт и культ-досуг сфера

Учебно-познавательная

Целеполаг

Планир

Анализ

Рефлекс

Самооценка

Добыван фактов из реальн

Функц грамотн

Информационная

Искать

Анализир

Отбирать

Организ

Преобраз

Сохран

передавать

Коммуникативная

Языки, способы взаимодейств

Навыки работы в группе

Владение разн ролями

Предствиться

Письмо

Анкета

Заявл

Вопросы

Диалог

Дискусс

Социально-трудовая

Гр-общ деят

Соц-труд сфера

Семья

Экономика

Право

Проф самоопред

Компетенция личностного

Совершенствования

Способы физ дух интелл совершен

Эмоц саморег

Личн гиг

Здоровье

Эколог культура

обж




Предварительный просмотр:

Прекрасный

пр..близко

пр..ступники

преградило

прибрежный

пр..морский

привстав

пр..щурив

пр..плыли

прибитый

пр..чалить

очень

пере

около

чуть-чуть

приближение

присоединение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Корабль «Прекрасный» возвращался из дальнего плавания. До родного дома было уже близко-пр..близко. В мечтах моряки уже слышали крики прибрежных чаек и шум пр..морского города. Вдруг путь кораблю преградило пиратское судно. Флаг, прибитый к мачте, изображал череп и кости. Капитан «Прекрасного», привстав на цыпочки и пр..щурив глаза, дал команду пр..чалить к вражескому кораблю и разоружить пр..ступников. Но пираты оказались коварнее. «Прекрасный» затонул, а пираты на острове закопали всю добычу. В этом письме – ключ к карте острова,   где спрятаны сокровища. Идите по букв…

Корабль «Прекрасный» возвращался из дальнего плавания. До родного дома было уже близко-пр..близко. В мечтах моряки уже слышали крики прибрежных чаек и шум пр..морского города. Вдруг путь кораблю преградило пиратское судно. Флаг, прибитый к мачте, изображал череп и кости. Капитан «Прекрасного», привстав на цыпочки и пр..щурив глаза, дал команду пр..чалить к вражескому кораблю и разоружить пр..ступников. Но пираты оказались коварнее. «Прекрасный» затонул, а пираты на острове закопали всю добычу. В этом письме – ключ к карте острова,   где спрятаны сокровища. Идите по букв…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при

Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....

диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".

использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...

Приставка

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....