ИКТ в сельской школе
статья по русскому языку по теме

Применение икт технологий в сельской школе при организации профильного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий в профильном обучении в сельских школах

Характеристика образовательных средств ИКТ и их возможности в организации профильного обучения в сельской школе.  Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.

2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.

3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.

4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.

5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.

6. Восстановление знаний, умений и навыков.

7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

  1. По решаемым педагогическим задачам:
  1.  средства, обеспечивающие  базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  2.  средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  3.  вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  4.  комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
  1. По функциям в организации образовательного процесса:
  1. информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги,  электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  2. интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  3. поисковые (каталоги, поисковые системы).

3.По типу информации:

  1. электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
  2.  электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  3. электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  4. электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  5. электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
  1. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
  1. урочные;
  2. внеурочные
  1. По форме взаимодействия с обучаемым:
  1. технология асинхронного режима связи – «offline» (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации);
  2. технология синхронного режима связи – «online» (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).

Можно выделить несколько аспектов  использования различных образовательных средств ИКТ в малокомплектной сельской школе при организации профильного обучения:

  1. Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе профильной школы может усилить потребности старшеклассников в получении образования, поскольку создаются условия для:
  1. максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей старшеклассников;
  1. широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;
  2. удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний;
  3. раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.)
  4. расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет;
  5. освоения современных информационных технологий.
  1. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания профильного обучения в сельской школе и, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Это курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами. В сельской школе трудности в реализации этих курсов связаны с организацией их освоения (курс выбирает один ученик), отсутствием кадров, готовых к их проведению, возможностей финансирования. Одним из вариантов преодоления этих трудностей может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.
  2. Учебно- методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;  непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.  Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.

  1. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации профильного обучения в сельской школе:
  1. при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;
  2. при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов;
  3. при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся.

Необходимо отметить, что для малокомплектной сельской школы, удаленной от культурно-образовательных центров, с ограниченным кадровым ресурсом, наиболее приемлемым вариантом является организация профильного обучения на основе межшкольной дифференциации, которая может осуществляться через заочные формы профильного обучения с использованием информационно – коммуникативных технологий.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.

Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.

Рубежный – проводится  по итогам изучения темы, раздела курса.

Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.

Тесты могут проводиться в режиме  on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в  режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

Важными условиями реализации возможностей ИКТ в организации профильного обучения в сельской школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе.

Особенности деятельности учителя-тьютора малокомплектной сельской школы  по использованию образовательных средств ИКТ в профильном обучении. Внедрение ИКТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий.  Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

Задачи учителя-тьютора – помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьютериалы, консультировать обучающихся, поддерживать их заинтересованность в обучениина протяжении всего изучения предмета, обеспечивать возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).

Основные направления (независимо от варианта организации) деятельности учителя–тьютора, использующего ИКТ в образовательном процессе профильной школы:

  1. Психолого-педагогическая диагностика личности школьника – подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить: доминирующие каналы восприятия, предпочтительные способы передачи информации (графический, текстовый, вербальный, образный), темпы работы с информацией, уровень личной мотивации, личностные ориентации, зону ближайшего развития, коммуникативную включенность, уровень готовности к обучению, сформированность общеучебных умений и  навыков.  
  2. Формирование профильных групп (выделение в одном классе групп учащихся, интересующихся гуманитарными, естественнонаучными, физико-математическими или технологическими предметами; создание разновозрастных профильных групп на базе 10-11 классов, составление прогноза совместимости и результативности работы группы);
  3. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки и модули с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  4. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала с учетом их личностных ориентаций.
  5. Разработка дифференцированных и индивидуализированных инструкций и заданий  для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами.
  6. Оказание помощи учащимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации и т.д.
  7.  Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок.
  8. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению  личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

 Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого ученика в отдельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....

физкультура в сельской школе

Особенности преподавания уроков в сельской малокомплектной школе...

Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....

Проект программы 5класс (сельская школа)

Проект рабочей программы  для 5-ых классов сельской школы....

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"

Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...

Сельские школы России. Заметки сельского учителя.

Все мы родом из школы, она оказывает мощное  воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник ос...