физкультура в сельской школе
материал по физкультуре по теме
Особенности преподавания уроков в сельской малокомплектной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura_v_selskoy_shkole.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения уроков физкультуры в сельской малокомплектной школе
Содержание
Введение 3
1. Особенности организации учебного процесса в сельской малокомплектной школе 5
1.1. Проблемы организации педагогического процесса в сельской школе 5
1.2. Организация занятий с целью решения проблем 7
2. Разновозрастное обучение на уроках физкультуры в сельской малокомплектной школе 10
2.1. Функции разновозрастного обучения 10
2.2. Принципы организации разновозрастных занятий 12
2.3. Структура урока при организации разновозрастных занятий 19
Заключение 27
Литература 28
Введение
Основной целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности каждого ученика средствами физической культуры. Для достижения данной цели каждое учреждение образования призвано обеспечить необходимые условия для оптимального решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач действующих учебных программ по физической культуре.
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры.
При решении задач физического воспитания нельзя учитывать особенности построения системы физического воспитания на местном уровне.
Анализ научно-методической литературы позволяет считать, что процесс физического воспитания в городской школе несколько превосходит процесс физического воспитания в сельских школах.
Имеются значительные расхождения городских и сельских школ в технической оснащенности, режиме работы, региональных и природных условиях, что вносит свои специфические особенности в процесс физического воспитания и вносит свои коррективы на уровень физической подготовленности учащихся.
В классе сельской малочисленной школы, где обучается от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении пол ноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состя заться, сравнивать свои достижения, что в условиях мало численного класса невозможно. Возникает необходимость объединять классы и проводить уроки с учениками разных возрастов.
Сколько классов целесообразно объединять? Как сплани ровать работу детей на таком уроке? Как организовать и стимулировать совместные занятия детей разного возраста. С этими и другими вопросами регулярно сталкиваются учителя малокомплектных школ.
В данной работе рассматриваются особенности проведения уроков физкультуры в сельской малокомплектной школе.
Особенности организации учебного процесса в сельской малокомплектной школе
Проблемы организации педагогического процесса в сельской школе
При организации обучения необходимо учитывать пробле мы педагогического процесса сельских малочисленных школ. Среди них прежде всего: низкий уровень самостоя тельности, коммуникативности, профессиональной ориенти рованности, деловитости и предприимчивости учителей, не умение быстро адаптироваться в новых условиях.
На организацию учебного процесса в малочисленной шко ле влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимо действие школы и среды является более очевидным, реаль ным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная от гороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга — более существенным. При органи зации учебного процесса необходимо учитывать условия сель ского общества, воспитательный и образовательный потенци ал социального окружения, природы.
Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая име ет положительные стороны и в то же время создает опреде ленные проблемы для учителя и ребенка. Городскому учи телю сложно представить себе урок физкультуры, где присутствуют от 2 до 5 человек. С другой стороны, почему бы не работать в таком классе, где можно организовать ин дивидуальную работу с каждым. Знание особенностей личности и бытовых условий жизни каждого ребенка, отношений в семье позволяет обеспечить в работе индивидуальный подход к каждому ученику, организовать учебную деятельность с учетом этих знаний.
Для таких уроков свойственны камерность, меньшая организованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины, педагоги больше уделяют внимания учащимся. Казалось бы, в таких условиях учебные успехи детей должны быть выше. Однако исследования показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских; успеваемость, качество образования чаще всего уступают городским учащимся.
Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов и школы, что создает ряд проблем:
отсутствие духа соревнования на уроках и в целом учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
ограниченный круг общения детей, препятствующий развитию умений общаться, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика; напряжение от того, что уче ник постоянно ждет, что его обязательно спросят;
ограниченные возможности для выбора предметов, за нятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
однообразие обстановки, контактов, форм общения.
Следовательно, требуется такая форма организации учебных занятий, которая позволяет решить максимум из вышеупомянутых трудностей.
- Организация занятий с целью решения проблем
Перед педагогами встает следующая организационная и ме тодическая задача: учитывая преимущества малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.
С учетом проблем и особенностей сельской школы исследователями были определены основные идеи ее развития, которые должны стать руководящими для педагога при организации учебного процесса:
- сотворчество педагогов, учащихся и родителей, основанием которого является коллективная цель, планирова ние, совместное обсуждение и решение проблем и деятель ность, в том числе спортивно-оздоровительная;
- расширение связей с окружающим миром, преодоле ние ограниченности общения в условиях сельской малочис ленной школы — взаимодействие детей разного возраста, которое выпол няет множество социально-педагогических функций, пре дусматривает организацию совместной деятельности и обще ние учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе;
- педагогизация социального окружения школы, озна чающая использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия, взаимодействие с местны ми учреждениями, а также влияние школы на развитие и обогащение сельского социума.
Указанные особенности, а также идеи развития учебного процесса отражены в содержании и методике обучения сель ских школьников. На селе складываются благоприятные ус ловия для интеграции средств учебной и внеучебной деятель ности, что позволяет разнообразить способы спортивной и оздоровительной деятельности учащихся, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ре бенка.
Обогащению содержания и способов проведения учебных занятий, экскурсий, конференций способствует привлечение специалистов сельского хозяйства и работников культурных центров, библиотекаря, медиков. Так, например, о гигиене человека, о способах укрепления здоровья может рассказать на одном из уроков физкультуры медицинский работник; библиотекарь может подобрать материал об известных спорт сменах, составить вопросы к викторине, сделать обзор лите ратуры. Все это внесет разнообразие в организацию учебных занятий.
Тесные связи школы и социума, а также школы и семьи позволяют привлечь к организации учебной деятельности не только родителей, но и других жителей села.
Есть возможность разнообразить и место проведения за нятий. В ряде школ, где нет соответствующей базы, все уро ки физкультуры целесообразно проводить на природе. Сме на обстановки позволяет активизировать внимание детей, развивает познавательные интересы учащихся, поэтому пе дагоги при планировании должны предусматривать прове дение уроков вне школы, учитывая наличие ближайших учреждений, базы местного хозяйства, библиотеки, медпун кта, аптеки и т.п.
Сегодня в ряде регионов создаются ассоциации малочис ленных школ. Одной из форм взаимодействия школ в таких ассоциациях является проведение совместных занятий учащихся разных школ на базе одной из них, где лучшее оборудование, методическое обеспечение. Так, в одной школе может быть лучше оборудован кабинет труда, в другой - спортивный зал, в третьей - имеется компьютерный класс. В опорной школе может быть создана современная учебно-методическая и информационная база по всем предметам.
Учебные занятия с учащимися разных школ - это, как правило, яркое событие для педагогов и детей. Такие уроки проводятся в нетрадиционной форме, у учащихся появляет ся возможность проявить себя в новой обстановке, сравнить свои достижения с достижениями учеников других школ. Поэтому занятия с учащимися нескольких школ часто про водятся в виде конкурсов и соревнований.
Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малого количества учащихся является органи зация занятий с несколькими классами, то есть с разновозрастной группой детей. Как показывает опыт, в зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы; занятия возможно объединение от 2 до 5 классов, а в ряде случаев — и всех учащихся школы. В этой книге предлага ются два варианта программ по физической культуре, по ко торым работают учителя Ярославской области: одна предус матривает проведение занятий со всеми учащимися с 5 по 9 класс (в школах, где обучается менее 50 человек), другая - с учащимися двух классов (где обучается от 50 до 100 человек).
Таким образом, речь идет о принципиально новой орга низации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.
Разновозрастное обучение на уроках физкультуры в сельской малокомплектной школе
Функции разновозрастного обучения
Под разновозрастным обучением мы понимаем органи зацию совместной учебной деятельности детей разного воз раста, направленной на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и вос питательных задач.
В условиях малочисленной сельской школы возникает не обходимость проведения занятий, на которых объединяются два, три и более классов. Это уже стало традицией в начальной школе, реже — в основной и средней школе. На таких заняти ях часто дети из разных классов работают независимо друг от друга, и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный по тенциал разновозрастного взаимодействия.
Что дает такое обучение ребенку? В чем преимущества разновозрастного обучения? Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе малочислен ной школы, где порой обучается 2-5 человек, весьма огра ничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, спо собствует взаимному обогащению детей, разнообразит об щение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую отчужденность ребенка, избежать моно тонности при организации учебного процесса. По данным исследования, ученик малочисленной сельской школы чув ствует себя комфортнее на занятии, где объединяется не сколько классов. На таком занятии у школьников возника ют дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик, оказываясь в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции. Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функ цию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школь ников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших детей. На разновозрастном занятии разнообразнее и дина мичнее связи между учащимися, что требует от ребенка по стоянного изменения ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его комму никативного и в целом социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компен саторную функцию. Старшие получают возможность выпол нять роль взрослого, брать на себя ответственность, прини мать самостоятельные решения. В среде сверстников лишь некоторые ребята способны пробиться в организаторы, ли деры. На разновозрастном занятии старшим предоставляют ся дополнительные возможности выступить в этом качестве. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Уровень творчества, самостоятельности детей значительно выше в разновозрастных группах. Исследования показывают, что срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. Наличие значительных внутренних резервов разновозрастных групп препятствует возникновению конфликтов в трудных, напряженных ситуациях.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут активизировать ся и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: деловитость, ответственность, инициативность, забота об одно классниках. На разновозрастном занятии у старших стимулируются проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные за дачи.
Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересован ность, активность. Разновозрастные занятия в большей сте пени, чем традиционные, развивают мотивацию урока, познавательные интересы учащихся. Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов.
Реализация воспитательного потенциала разновозраст ного обучения, его социально-педагогических функций за висит от того, насколько педагогически целесообразно орга низовано разновозрастное учебное занятие.
Принципы организации разновозрастных занятий
Организация учебных занятий в разновозрастных группах проходит с учетом следующих общедидактических принципов:
1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содер жания, средств обучения учащихся разного возраста.
При организации совместных уроков возникает немало проблем, связанных с отбором содержания и форм проведения раз новозрастного занятия. Каким должно быть соотношение групповой и индивидуальной деятельности? Когда органи зовывать работу в разновозрастных группах, парах? В ка ких случаях целесообразнее проводить работу по классам? Реализуя данный принцип, педагог:
- определяет общие для всех классов задачи, выясняет, что станет основой объединения детей разного возраста и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;
- с учетом общих задач отбирает в содержании мате риала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;
- подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста;
- с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими; с дру гой стороны — необходимые для изучения или закрепле ния младшими и уже не интересные для старших;
- отбирает групповые и индивидуальные формы заня тий для каждого класса, учитывая специфику содержа ния учебного материала.
В зависимости от дифференциации содержания, связан ной с возрастом детей, могут быть проведены уроки для уча щихся разных классов, либо организована совместная рабо та под руководством старших. Последнее имеет смысл в том случае, если старшие повторяют, закрепляют, актуализиру ют материал, необходимый им для усвоения новых знаний и способов деятельности.
2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей
Данный принцип означает поручение старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.
Часто значительная часть работы старших учеников с младшими осуществляется не на самом учебном занятии, а на этапе его подготовки. Учащихся, которые выполняют определенные педагогические функции и организуют работу микрогрупп называются консультантами. Консультанты групп могут меняться в зависимости от изучаемого материала, потребностей и интересов детей, их взаимоотношений.
Таким образом, старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности; руководят подготовкой групп к занятию; объясняют, что не усвоено младшими; готовят их к ответу на занятии; осуществляют контроль за pаботой и оценку достижений группы и каждого ученика. В этой связи педагог должен:
- обеспечивать подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия;
- консультировать руководителей групп;
- показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия, подчеркивать их педагогическую роль на занятии;
- разъяснять требования к выполнению тех или иных действий на уроке;
- вместе со старшими или организаторами групп об суждать ход занятия, распределение ролей на нем, способы организации познавательной деятельности в период подготовки к уроку и непосредственно на нем, анализировать методику оценки результатов работы групп и каждого ученика;
- поднимать престиж консультантов и стимулировать их ответственность и заинтересованность.
3. Принцип взаимообучения
Принцип взаимообучения означает овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В за висимости от ситуации каждый член группы может времен но выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе общения применяет имеющиеся знания, осмысливает их по-ново му, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаи мообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Реализация этого старинного принципа предус матривает:
- выполнение каждым ребенком роли учителя и ученика, что предполагает использование различных вариантов объединения классов (5-6, 6-7, 7-8, 5-7, 7-9 и др.), предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся;
- использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки как в ходе решения отдельных учебных задач и выполнения заданий, так и в конце учебного занятия при подведении итогов работы всей группы и каждого ученика;
- достижение собственного успеха через успех другого ученика (при оценке работы консультанта учитываются успехи членов группы; старшие объясняют новый материал младшим, таким образом повторяя, закрепляя, актуализируя ранее изученное, а затем младшие де монстрируют усвоение нового материала);
- определение самими учащимися трудностей и про блем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок.
4. Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста.
Как показал анализ опыта проведения разновозрастных занятий, организация совместной дея тельности и общения детей разного возраста — это один из самых сложных для решения вопросов. Часто такое заня тие представляет собой объединение двух или нескольких классов, где каждый ученик выполняет свою часть работы; при этом взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что снижает воспитательную эффек тивность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью, а реализует вос питательный и образовательный потенциал занятия, если педагог:
- обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
- разъясняет детям важность проведения совместно го занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
- помогает каждому усвоить общую цель работы и най ти в ней личностный смысл;
- раскрывает значимость действий каждого для дос тижения общего результата и развития его личности, его личных успехов; использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
- обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
- четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.
Приведем некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательского заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть; выполнение микрогруппами творческих заданий при подготовке и проведении занятий; использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований.
Особое внимание учитель должен обратить на характер взаимоотношений, совместных действий, общение старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, благоприятный моральный климат в группе Для этого необходимо:
- при формировании разновозрастных групп учитывать возрастные особенности, межличностные отношения учащихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность отстаивать свою независимую позицию;
- включать школьников в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товари щами;
- создавать специальные ситуации, позволяющие школьнику проявить независимость своих суждений, оценок, выразить свою собственную позицию, точку зрения;
- стимулировать, одобрять проявление детьми неза висимых суждений, самостоятельных решений и уважи тельного отношения к мнению других;
- не допускать подавления младших старшими, пресекать ущемление достоинства детей;
- добиваться правильной позиции лидера, организатора работы группы, самокритичности детей, объективности в оценке поведения и мнений других;
- обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности;
- организовывать коллективный анализ совместной деятельности, при этом предусматривать оценку взаимоотношений детей, старших и младших, психологической защищенности каждого в групповой работе.
Успешность взаимодействия детей разного возраста за висит от их размещения в пространстве. Важно, чтобы стар шие и младшие имели возможность работать в тесном кру гу. В то же время педагогу необходимо предусмотреть хождение детей по классу, чтобы снять напряженность; сле дует разнообразить их движения, чтобы отказаться от фор мализма и заорганизованности. Нужно исходить из удоб ства выполнения совместной учебной работы и создавать естественные условия для общения.
На успешность разновозрастного занятия влияет количе ственный состав группы, который, как отмечалось, должен быть не менее 12—15 человек. Верхняя граница количества учащихся в разновозрастной группе зависит от специфики предмета, задач, содержания и формы занятия. Взаимодей ствие старших и младших на уроке часто организуется через микрогруппы, количественный состав которых также зависит от вышеизложенных факторов. Однако объединять более 5—7 человек нецелесообразно, так как консультанту, ученику-груп поводу сложно включить в активную учебную работу большее количество детей и организовать их совместную деятельность без непосредственной помощи учителя.
5. Принцип оптимального подбора учащихся по возрасту на учебном занятии.
Педагогу важно решить, учащихся како го возраста лучше всего объединить на занятии. Психологи считают, что оптимальный возрастной диапазон для эффек тивного взаимодействия учащихся не должен превышать 3—4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне ученики мо гут сотрудничать, достаточно высока срабатываемость детей в группе. Больший диапазон может привести к излишней опе ке, а иногда и подавлению инициативе младших старшими, создать дополнительные проблемы в организации совместной работы учащихся разного возраста.
В то же время возможны занятия, когда возрастной диа пазон учащихся увеличивается. Это целесообразно в том случае, когда старшие заменяют учителя или помогают при проведении занятия в младшем классе. Возрастной диапазон зависит от того, какие задачи являются приоритетными на конкретном занятии, как соотносится содержание материала в различных классах и сочетаются способности и подготовленность детей разных классов по конкретному предмету и по данной теме, какими педагогическими средствами и методиками пользуется учитель.
Все вышеизложенные принципы взаимосвязаны и должны быть реализованы в комплексе. От этого зависит эффективность разновозрастного занятия.
Структура урока при организации разновозрастных занятий
В условиях обучения учащихся разного возраста и не одинакового уровня физической подготовленности в преде лах одного класса организация и проведение уроков физи ческой культуры требуют от учителя тщательной подго товки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.
В основном, как показывает практика работы малокомплектных сельских школ, уроки физической культуры целесообразно строить на однотемном программном содер жании, но возможны и другие варианты построения уро ков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях, при разучивании нового материала и т. д.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, необходимо более сложные за дания предлагать старшим детям (III—IV классы) и упрощенный вариант тех же заданий — младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответст венно предъявляются и требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.
Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре — с вводной, ос новной и заключительной частями.
Первая часть урока (8—10 мин) направлена на органи зацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подго товку к предстоящей двигательной нагрузке во второй, ос новной, части.
В этой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой интенсивности. Учитель акцентирует вни мание старших детей на четкое выполнение команд и рас поряжений, умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе и беге.
В беговых упражнениях впереди находятся старшие ре бята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с про граммными нормативами и по внешним признакам утом ления всех учащихся (побледнение лица или чрезмерное покраснение, одышка, отказ от выполнения упражнений).
Во второй части урока (25—30 мин) решаются наибо лее сложные задачи обучения — прохождение нового про граммного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных на выков и умений в соответствии с возрастными и индивиду альными особенностями учащихся каждого класса.
В содержание этой части урока входят общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предмета ми— мячами, скакалками, палками, на скамейках и т. д. Общеразвивающие упражнения содействуют укреплению мышц, суставов, умению ориентироваться в пространстве. Ведущее место занимает обучение основным видам движе ний— ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, упражнениям в равновесии, лазанью, акробатике, передвижению на лыжах. Обязательным компонентом каждого урока является под вижная игра.
Общеразвивающие упражнения. Построение при прове дении гимнастических упражнений может быть различ ным— в колонны, в шеренги, в два полукруга и т. д. Наи более рациональный вариант—это построение ребят по классам с небольшим интервалом между ними, тогда учи телю легче контролировать действия учащихся и регули ровать физическую нагрузку.
Последовательность выполнения упражнений общеразвивающего характера сохраняется общепринятой. Вначале предлагаются упражнения для верхнего плечевого попса, затем — мышц спины и брюшного пресса, далее — для ног. Повторяются упражнения в том же порядке.
Использование физкультурного инвентаря вносит не только интерес и разнообразие, но и позволяет развивать мелкую мускулатуру мышц рук, так необходимую для письма, рисования, а также знакомиться с различными свойствами предметов: формой, цветом и т. д.
Целесообразно с первых уроков научить детей, как старших, так и младших, самостоятельно брать мелкий инвентарь и затем по окончании выполнения упражнений класть в указанное место, что позволяет не только эконо мить время, но и осознанно действовать в различных ситуа циях.
При обучении упражнениям общеразвиваюшего харак тера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приемы, позволяющие шире учитывать специфику рабо ты с детьми разного возраста.
Как правило, используют единый комплекс гимнастиче ских упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражне ний, требования к технике (качеству) должны быть раз личны. Например, старшие дети выполняют повороты с четкой фиксацией положения рук, ног, туловища и на оп ределенный счет, а младшие делают поворот переступанием или прыжком и т. д.
Выполнение упражнений младшими детьми (I—II клас сы) не должно вызывать у них мышечного утомления, ко торое может развиться при длительном удержании стати ческой позы, поэтому переход от одного исходного положе ния в другое следует проводить своевременно и последова тельно: из исходного положения стоя перевести детей в по ложение сидя, затем в положение лежа (на спине, живо те) и обратно в том же порядке.
Использование музыкального сопровождения способст вует повышению эмоционального настроя учащихся, одна ко, прежде чем приступить к обучению упражнениям под музыку, предварительно их надо апробировать.
Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений — ходьбе, бе гу, прыжкам, метанию.
При обучении основным видам движений в малокомп лектной школе могут применяться различные методы орга низации и их сочетания. Так, например, использование фронтального метода позволяет добиваться наибольшей плотности (двигательной активности). Он применяется при обучении ходьбе, бегу, общеразвивающим упражнениям, некоторых видов прыжков, метания, в элементах лыжного строя и т. д.
Поточный метод применяется при проведении упражне ний в чередовании ходьбы и бега по отрезкам, в том числе и на скорость, в прыжках в высоту и в длину с разбега, при обучении акробатическим упражнениям и т. д.
В работе с учащимися малокомплектной школы на ибо лее удачным можно считать именно поточный метод. В за висимости от количества классов упражнения выполняются первым потоком с участием детей III—IV классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упраж нений двумя-тремя потоками появляется большая возмож ность к дифференцированному подходу в обучении учащих ся разного возраста.
Конечно, использование такого метода возможно при наличии необходимых условий и спортивного инвентаря (определенного набора). Возможно выполнение упражне ний и единым потоком, т. е. всеми учащимися (друг за дру гом), но тогда с меньшими требованиями к младшим.
В практике работы используются оба варианта поточно го метода. Так, например, при обучении учащихся какого-либо класса новым упражнениям учитель распределяет де тей на два-три потока (по классам). Один или два класса детей занимаются самостоятельно, выполняя упражнения на повторение и закрепление пройденного, а учащихся дру гого класса учитель обучает новым упражнениям. И так по мере необходимости учитель отдельно занимается то с од ним, то с другим классом для усвоения наиболее сложных разделов программы.
В другом варианте предлагается однотемное задание для всех учащихся, например в равновесии. В этом случае младшие выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки, руки на поясе, старшие также выполняют ходьбу по скамейке, но с дополнитель ным более сложным заданием — подбрасывать и ловить мяч.
Посменный метод применяется при обучении детей ла занью, метанию, акробатике и т. д. При таком способе обу чение учащихся разных классов может проводиться с ис пользованием одних и тех же заданий, но с разным уров нем требований к технике упражнений и различной дози ровкой (физической нагрузкой) к младшим и старшим детям.
Групповой метод используется, как правило, в основной части урока, так как позволяет в большей мере осущест влять дифференцированный подход к обучению отдельных видов упражнений учащихся разных классов в соответст вующей дозировке.
Например, учитель разучивает с детьми II класса уп ражнения в метании, а учащиеся III класса выполняют прыжки через короткую скакалку, дети I класса упражня ются в переброске мячей друг другу. По сигналу учителя учащиеся заканчивают упражнения и переходят к выполне нию других заданий. Одним из условий группового метода является рациональное чередование видов упражнений в определенной последовательности и в соответствующей на грузке учащихся каждого класса.
Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только происходит повторение и закрепление пройденного про граммного материала по развитию движений, но значи тельно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся всех классов. Игра доставляет детям радость, именно поэтому даже шалунов не следует исключать из игр.
Проводить подвижные игры на уроках физической куль туры в малокомплектной школе сложно. Новую игру учи телю следует объяснить кратко и понятно, показать неко торые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться напоминанием лишь основных правил.
Предложенные варианты игр (разработанные учите лем) должны быть посильны и доступны для младших ре бят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без иска жения правил игры.
Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с при мерно равными двигательными возможностями, чтобы иг рать было весело и интересно. Выбирать водящих следует с помощью коротких считалок или проводить убедительный аргумент (довод), т. е. по справедливости.
В играх с бегом, если дети стоят по кругу, можно пред ложить по нескольку водящих от младших и от старших ребят. Другой вариант — образовать несколько кругов со своими водящими и т. д.
В играх-эстафетах с бегом, прыжками, передачей мяча также необходимо продумывать наиболее целесообразный вариант построения и проведения. Так, например, в эстафе те «Догони свою пару» игроки могут построиться по клас сам, т. е. двумя командами с небольшим интервалом одна от другой. В перебежках (на быстроту) вначале могут вы полнить задание старшие, а младшие — наблюдать, затем можно разделить детей на две команды, равные по своим физическим возможностям. В игре «Салки с ленточками» необходимо образовать две команды — от старших и млад ших со своими водящими. При проведении эстафет с прыжками и бегом для млад ших уменьшается дистанция, для старших увеличивается высота и т. д. Однако имеются и такие игры, которые сле дует проводить отдельно по классам.
Игры, требующие достаточно большого пространства, можно проводить только на площадке (или пришкольном стадионе), используя при этом игровые упражнения, эста феты, компенсирующие дефицит движений в зимнее время. В содержание третьей, заключительной, части урока, задачей которой является приведение организма детей в относительно спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсив ности, хороводы и т. д.
Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответ ствии с требованиями программы и возможностями уча щихся каждого класса, т. е. дифференцированно.
Заключение
Важное место в укреплении здоровья детей отводится уро кам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического со вершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с органи зацией учебных занятий.
В сельской малокомплектной школе много вопросов связано с построением уроков ввиду малой наполняемости классов. На уроках физкультуры педагог вынужден либо заниматься с маленькими группами детей по 3-7 человек, либо объединять классы и создавать разновозрастные группы.
В условиях обучения учащихся разного возраста и не одинакового уровня физической подготовленности в преде лах одного класса организация и проведение уроков физи ческой культуры требуют от учителя тщательной подго товки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.
Литература
- Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. 1984
- Байбородова Л.В. Бутин И.М. Леонтьева Т.Н. Масленников С.М. Методика обучения физической культуре М., 2004
- Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. 2001
- Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника, М, 1967
- Методика физического воспитания с основами теории. Учеб.пособие для пед. институтов. Матвеев А.П. Мельников С.Б. . М. 1991.
- Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. Пособие для учителя . Под ред. Ляха В.И.М. 1997
- Методика физического воспитания. Учеб.пособие для учащихся школьных пед.училищ.. Качашкин.В.М. М. 1980
- Настольная книга учителя физической культуры. Автор-составитель: Погадаев Г.И., . М. 2000. 445с.
- Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л.Б., М. 1998.458с.
- Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе. Книга для учителя. М. 1990.
- Физическая культура и спорт на селе. Под ред. Постникова Д.В., М. 1962. 189с.
- Физическое воспитание в малокомплектной школе. Пособие для учителей. 2-е изд.доп. и перераб. М. 1983
- Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. Ростов-на-Дону, 1993. 235с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.
Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....
Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе
Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....
Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...
Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"
Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...
Сельские школы России. Заметки сельского учителя.
Все мы родом из школы, она оказывает мощное воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник ос...
Сельские школы России. Заметки сельского учителя.
Все мы родом из школы, она оказывает мощное воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник ос...