Образцы дидактического материала по русскому языку.
материал (русский язык, 9 класс) по теме

Данный материал по орфографии и пуктуации поможет проводить контрольные опросы на уроках русскогоязыка, пополнят словарный состав учащихся, разовьют память,внимание и логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazcy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

О Б Р А З Ц Ы    Д И Д А К Т И Ч Е С К О Г О    М А Т Е Р И А Л А.

I вид работы.

Грамматико-стилистические упражнения.

 

Группы существительных по значению.

  1. Прочитайте, найдите существительные, которые обозначают лица и предметы ( вещи).

             Над Доном листопад. В лесках и рощах появился сказочный колдун. Его никто не видел, но работа его видна повсюду. Ночью ходит колдун по лесу. В руках у него ведёрко с краской и большая кисть. Мазнёт кистью- как подожжённый запылает клён. «Ах, как хорош !»- вздохнёт берёзка. Красавице невдомёк, что и на неё брызнул золотом лесной волшебник. И рябину не обошёл и дикую грушу. А сосенку не стал красить- побоялся колючек. Вот и стоят молодые сосенки тёмными монашками. Но лес от этого не подурнел.

            Стоит лес тихий и задумчивый. Налетит ветерок-падают, падают золотые монетки листьев… Идёт листопад над Доном. (В. Песков)

           Найти слова, употреблённые в переносном значении.

  1. Прочитайте; отметьте отвлечённые существительные.

Но гроза уже утихла над нашим кровом. Она уходила частью дальше, частью выдыхалась…В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённой зеленью, Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды « спидола» негромко играла чью-то прекрасную музыку. Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. Кажется, это была одна из шопеновских мазурок. Та самая, в которой слышится спокойная радость жизни, светлая, прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то делать в этом непостижимом мире, для людей и для времени.

Определите роль глаголов и существительных в данном тексте.(В. Белов)

 

  1. Найдите существительные и определите, какими членами предложения они являются.

        I.1) Доброе дело в воде не утонет. 2) Мудрость не нуждается в мудрой одежде. 3)Человек собой весь мир украшает. 4) Хлеб плачет, когда его бездельник ест. 5) На свете самое большое богатство-труд. 6) Книга-стол мысли, за который приглашается каждый. (Пословицы)

       I.11) Талант-это дар удивлять правдой. Истинный художник-это божественная страсть созидания, ангельское терпение в труде, дьявольское упорство в борьбе за правду и вели

кая человеческая любовь к жизни. (Кас.) 2) Гриб в природе- это архитектурное творение…

      3) Ласковое слово что весенний день.4)Правда- это победа совести в человеке. (Пр.).

      5) Нет, ты не сказка и не сон, ты- явь, представшая пред нами. (Св.). 6) Грамматика является порогом всякого знания, не переступить через который невозможно.(Пешк.)

  1. Сравните полногласные и неполногласные формы прилагательных. Какие из них кажутся нейтральными, какие придают тексту торжественность, величавость?

1)Над Москвой великой, златоглавою…

Заря алая поднималася…(Л.)

В золотом ковше не мочил усов. (Л.)

2) На бледно-голубом эфире златая плавала луна. (Держ.)

3) Ещё дуют холодные  ветры…(П.)

4) Сияньем хладным солнце блещет…

5) Мне слышалось их гладное блеянье…

6) Бури грохот, бури свист!

Вихорь хладный! Вихорь жгучий!

Бьёт меня древесный лист,

Удушает прах  летучий. (Барат.)

  1. Отметьте прилагательные с приметами старославянского языка. В каких случаях они сочетаются со словами книжного характера, а в каких- со словами разговорными? Как это сочетание влияет на эмоциональную окраску речи? Определите разную эмоциональную окраску речи? Определите разную эмоциональную окраску данных отрывков.
  1. Прошло сто лет, и юный град,

      Полнощных стран краса и диво,

      Из тьмы лесов, из топи блат

       Вознёсся пышно, горделиво…

  1. Уж утро хладное сияло

На темени полнощных гор;

Но в дивном замке всё молчало.

В досаде скрытой Черномор,

Без шапки, в утреннем халате,

Зевал сердито на кровати.

  1. …Ей шепчут: «Дуня, примечай!»

Потом приносят и гитару:

И запищит она ( Бог мой!):

Приди в чертог ко мне златой!..

  1. Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне

Князь  по полю едет на верном коне.

( А. С. Пушкин)  

  1. Подберите к прилагательным из левой колонки антонимы из правой колонки. Составьте с некоторыми из них предложения.

Искренний        Жаркий

огромный         маленький

холодный         бездарный

светлый         тёмный

лживый        свежий

 чистый        лицемерный

талантливый         отзывчивый

равнодушный         грязный

чёрствый                                         правдивый

 

  1. В отрывках из рассказа Л. Н. Толстого « После бала» рассмотрите антитезу, построенную на противопоставлении эпитетов-прилагательных. Отметьте отдельные прилагательные и целые ряды, которые противопоставлены друг другу.

Б А Л.

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты- знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный…Она  ( Варенька) была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках…Я видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза.

  …Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми…подвижными усами, белыми же подведёнными к усам бакенбардами и зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая, улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.

П О С Л Е  Б А Л А .

  Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его, по  направлению гулянья, что-то большое и чёрное и услышал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.  В душе у меня всё время пело, но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка…Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много чёрных людей…Солдаты в чёрных мундирах стояли двумя рядами друг против друга…Позади их стояли барабанщики и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.-

 Что это они делают?- спросил я…- Татарина гоняют за побег…

   Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне.

   Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не

поверил, чтобы это было тело человека.


Варианты итоговой контрольной работы по орфографии и пунктуации в 9-м классе.

В-I

 Вставить пропущенные буквы, обозначив соответствующую морфему; расставить знаки препинания.

  1. Веч…ром з…выл в трубах вет…р з…гудел ср…ди д…ревьев буд…ражил  лес угр…жающим  пр…свистом.
  2. Мы выход…м на лёд п…крытый уже исслеже…ым снегом ступа…м на берег.
  3. Оставшись одна она п…д…шла к окну и стала перед ним глядя на улицу.
  4. Во время сильных дождей речка разл…вает?ся (по) весеннему бурно и шумно и т…гда д…ёт себя знать.
  5. Ты дог…дался мой читатель с кем бился доблес…ный Руслан.
  6. Читатель д…г…дался что на другой день Лиза (не) з…медлила явит?ся в рощу.
  7. Берег как я уже ск…зал был ни…кий песча…ый.
  8. То скрипн…т дверь то тихо то тихо отв…рит?ся к…литка то (с,з)горбле(н, нн)ая фигура пл…тёт?ся от дома к огородам.
  9. Погода утихла тучи р…сх…дились перед ним л…жала р…внина.

II-в.

1) Б…льш…й город пр…тяг…вал св…ей мощ…ю жизненностью суетой (не)пр…рывных человеческих п…оттоков грох…том тр…мваев и криком с…рен автомобилей.

2) Год…сть за п…другу пр…враща(у, ю) щуюся в бол?шевика см…гчала т…ж…лое пол…жжение Павла.

3) Мать старалась (не) щуметь п…ссудой нал…вала чай и вслуш…валась в плавную реч… девушки.

4) Поз…но вечером то есть ч…сов в оди(н,нн)адцать я пош…л гулять по липовой алле… бульвара.

5) Вы Петя ра(с,сс)кажите лучше о пл…нетах.

6) Дубечня так н…зывалась наша первая станц…я нах…дилась в семнадцат… в…рстах от города.

7) Под вечер Беликов оделся (по)теплее хотя на дворе погода с…всем тёплая и п…плёлся к Коваленкам.

8)Нач…нало т…мнеть и на небе з…ж…гались звёзды.

9)Короче пр…мой (не) пройдёшь короче п…словиц… (не) скаж…ш…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

дидактический материал п русскому языку

Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...