Наречие.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Наречие». 7 класс.
Цель: Обобщающее повторение, закрепление изученного, контроль ЗУН; показать «живописующую» роль наречий в речи; развивать интерес к языку, обогащать словарный запас, воспитывать коммуникативные качества учащихся.
Тип урока: «Лингвистический марафон».
Методические приемы: слово учителя, словарная работа, выступления учеников, работа по материалам занимательной грамматики, групповая работа с текстом, конструирование текста по опорным словам.
Оборудование: 1) распечатки для групповой работы, 2) материалы презентации, выполненные в программе Power Point, 3) схема марафонской дистанции, 4) песочные часы, 5) таблица для записи результатов работы групп.
(Слайд №1) Наречие – это:
1. Совокупность территориальных диалектов какого-нибудь языка.
2. В грамматике: часть речи, обозначающая признак действия, другого
признака (качества, свойства), реже – предмета.
(«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)
Ход урока:
1. Организационный момент. Тема, цель урока, тип урока (Слайд №2).
2. Чтение эпиграфа (на слайде №1).
- Какое определение наречия будет нас сегодня интересовать?
3. Итак, наш урок представляет собой лингвистический марафон. Кто помнит, что обозначает слово «марафон»?
- На слайде №3 – лексическое значение слов «марафон» и «марафонец».
Марафон – спортивный бег на 42 км 195 м, а также вообще спортивная гонка на самой длинной дистанции.
Марафонец – спортсмен-участник марафона.
(«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)
- А кто знает историю появления этих слов?
Сообщение ученика:
- Согласно преданию, еще не отшумела битва, как стратег Мильтиад отправил в Афины быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Этот юноша бежал до города без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнес он и пал мертвым: сердце воина не выдержало огромного напряжения. Юноша преодолел 42 км 195 м. В память о подвиге афинского юноши в наши дни проводится спортивное состязание в беге на длинные дистанции.
(Во время рассказа ученика демонстрируются слайды №№4 – 6: «Греко-персидские войны в 5-ом веке до н.э.», «Марафонская битва», «Бегун» - рисунок на древнегреческой вазе).
Учитель:
- Мы сегодня не будем соревноваться в беге на длинные дистанции. Понятие «марафон» мы используем в переносном смысле, выполняя задания по теме «Наречие». В течение урока вам предстоит выполнить несколько заданий, выполнив очередное, вы на определенное количество «километров» приблизитесь к заветной цели. Ваши две команды будут символизировать двух гонцов, которые «побегут» параллельно друг другу. Каждый отрезок пути, по мере выполнения задания, будет оцениваться, и в конце урока мы увидим, кто же победит в нашем марафонском забеге.
А сейчас наречие, о котором мы с вами весь урок будем говорить, представит себя.
4. Выступает ученик с плакатом на груди «Я – наречие», в центре плаката – корень -реч- с отходящими от него однокоренными словами (наречие, изречение, речистый, нарекать).
- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –реч-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что я говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Учитель:
Как вы, наверное, поняли, наш марафон уже начался. Перед вами выступили представители обеих команд, это был старт, который принес каждой команде баллы и 3 км дистанции.
5. Следующая дистанция составляет 5 км. Это «Блиц-турнир» (ответить на вопросы учителя как можно быстрее. Здесь два вида заданий, на ответ дается 1 – 2 минуты командам по очереди, время определяется по песочным часам).
- Отгадайте загадки, назовите наречия:
1) Скоро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает. (Пила)
2) Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)
3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)
1) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь)
2) Встает рано, ложится поздно, светит ярко, греет жарко. (Солнце)
3) Всегда видятся, а вместе не сходятся. (Пол и потолок)
- Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
1) Положа руку на сердце (честно)
2) У черта на куличках (далеко)
3) Рукой подать (близко)
4) Как в аптеке (точно)
1) Битый час (долго)
2) Бок о бок (рядом)
3) Душа в душу (дружно)
4) На веки вечные (навсегда)
Учитель:
- Мы еще раз вспомнили, что наречия широко употребляются в загадках, фразеологизмах, Примеров можно привести очень много, потому что, говоря словами А.С.Пушкина, наречия «живописуют» речь.
6. Следующая дистанция тоже 5 км.
Тест. Изучая тему «Наречие», вы познакомились со многими орфографическими правилами. Тест, который вы сейчас выполните, покажет, насколько прочно вы усвоили некоторые из этих правил. (Слайд №7)
1) Какие слова являются наречиями?
а) завтрак, б) завтра, в) завтрашний, г) позавтракав.
2) Отметьте наречия, в которых пишется одна буква Н:
а) безвкус…о одет, б) рискова…о поступил, в) излиш…е раскован, г) испуга…о вздрогнул.
3) В каком наречии на конце пишется буква О?
а) кипуч…, б) хорош…, в) зловещ…, г) умоляющ…
4) В каких наречиях на конце пишется буква А?
а) дотемн…, б) насух…, в) справ…, г) исправн…
5) Какие наречия пишутся раздельно?
а) (на)скаку, б) (в)двое, в) (во)первых, г) (под)силу.
7. Физминутка.
- Вспомните, что случилось с воином, который пробежал всю дистанцию, ни разу не остановившись? Чтобы этого с вами не случилось, проделаем несколько физических упражнений, дополним их танцевальными движениями. А поэт, композитор, исполнитель своих песен Владимир Высоцкий поможет вам выполнить упражнения и еще посоветует, как уберечься от гриппа (звучит фрагмент песни «Утренняя гимнастика»):
(Слайд №8)
Если вы в своей квартире –
Лягте на пол, три – четыре!
Выполняйте правильно движения.
Прочь влияния извне –
Привыкайте к новизне!
Вдох глубокий до изнеможения.
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус – три-четыре! –
Ширится, растет заболевание.
Если хилый – сразу в гроб!
Сохранить здоровье чтоб,
Применяйте, люди, обтирания.
Разговаривать не надо.
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если вам совсем неймется –
Обтирайтесь, чем придется,
Водными займитесь процедурами!
Учитель:
Найдите наречия, которые вам помогли выполнить физминутку. (Дана распечатка, найденные наречия называют по очереди члены обеих команд, учитель подводит итоги).
Эта дистанция была очень короткой – всего 2 км. Зато следующая – значительно длиннее, целых 15 км!
Но сначала проверим, как выполнено предыдущее задание – тест.
8. Работа с ключом к выполненному тесту (он – на слайде №9, там же – правильно выполненный тест).
1 – б), 2 – а), 3 – б), 4 – а), 5 – а), г).
9. Работа с текстом (группам дана распечатка текста, слайд №10 – для гостей).
Задание: Распределите работу по этапам между членами группы. Прочитайте стихотворение Н.Языкова про себя, затем выразительно прочитайте вслух (по одному представителю от команд – по очереди). Определите тему, основную мысль стихотворения. Определите, чем являются выделенные слова – наречиями или прилагательными, обоснуйте.
-Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило.
(Тема – Родина. Основная мысль – Родина бесценна, ничего не может быть милее ее).
10. Проверка по ключу (на слайде №11):
А) Что каково? – милей – прилагательное, входит в состав сказуемого;
б) солнце кажется каким? – светлей – прилагательное;
в) весна кажется какой? – радостней – прилагательное;
г) цветы кажутся какими? – душистее – прилагательное;
д) холмы кажутся какими? – зеленее – прилагательное.
(Прилагательные обозначают признак предмета, относятся к именам существительным или словам, заменяющим их. В сравнительной степени, здесь, входят в состав сказуемого)
е) журчит как? – сладостней – наречие, обозначает признак действия;
ж) поет как? – звучнее – наречие, обозначает признак действия.
Учитель:
- Попробуйте удалить из текста стихотворения наречия. Что произошло? (Текст стал «бедным»).
А мы все ближе к финишу нашей дистанции. Осталось всего 12 км 195 м.
11. Найдите и подчеркните словосочетания, содержащие наречия (дана распечатка-карточка), придумайте и запишите рассказ на тему праздника, 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, используя как можно больше данных словосочетаний, в том числе с наречиями.
- Приглашать ветеранов войны, защищать Родину, рассказывать подробно, слушать заинтересованно, помнить вечно, сражались мужественно, громили повсюду, бессмертный подвиг, походить на героев, быть патриотами.
- Представители команд читают вслух получившиеся рассказы, учитель оценивает, отмечает использование наречий в рассказе, подчеркивает их роль в употреблении с глаголом (уточнять, пояснять), делает отметку в таблице результатов соревнования.
P.S. Если времени на творческую работу по опорным словам не останется, задание дать ученикам на дом.
12. Обобщение. Вот и закончили свой марафонский забег наши команды. Сегодня вы показали знания по теме «Наречие», соревновались, прошли марафонскую дистанцию – итоги в таблице. Трудно было? Конечно, на этом мы не прощаемся с наречием, потому что это, как вы еще раз убедились, одна из наиболее востребованных частей речи, работа с наречиями будет продолжаться.
13 Самооценка (руководители групп оценивают работу своих товарищей).
Учитель: Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Что узнали нового?
Домашнее задание: изучить §§45 – 46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Степени сравнения наречий, их образование. Распознавание морфологических омонимов: прилагательных, наречий, слов состояния. Морфологический разбор наречия
Маршрутный лист дистанционного урока...
Словообразование наречий. Словообразовательный разбор наречий. Урок-практикум по теме «Словообразование наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами
Маршрутный лист дистанционного урока...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...