Викторина по русскому языку "О слово русское, родное"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Викторина по русскому языку составлена для учащихся 8-9 классов. Задания викторины требуют от учащихся  умения точно и выразительно  высказывать свои мысли, подбирать нужные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.rar868.48 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку « О слово русское, родное»

Ведущий:

 Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной» В мире существовал хаос. После победы над ним были названы словом небо, земля и всё, что на них находится»

В древности понимали значение слова  так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти, могут исцелить, но могут и погубить. Слово может всё.

  Ведущий: Писатель Лев Владимирович Успенский говорил: «Если  есть в мире вещи, достойные  названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».Русскому слову  и посвящается наша викторина, в которой участвуют 2 команды и 2 соперника.

Объявляем 1 тур. Он называется «Красив, певуч,  выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

 Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч,  выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд:  Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.

Продолжите пословицы.

Не гордись званьем –( гордись знаньем)

Какова пряха,( такова рубаха)

Сколько голов, (столько умов)

Повинную голову и ( меч не сечёт)

Худой мир лучше (доброй ссоры)

Сядем рядком, (поговорим ладком)

На чужой роток( не накинешь  платок)

Снявши голову, (по волосам не плачут)

 Капитаны получают задание: подобрать к иноязычным пословицам синонимичные русские.

-делать из иглы вилы  (делать из мухи слона)

-попасть с дождя в водосточную трубу (попасть к корабля на бал)

-жить как петух на откорме ( жить как у царя за пазухой)

-попасть пулей в плетень ( указать перстом в небо)

-колесовать бабочку ( стрелять из пушки по воробьям)

-и в хорошем огороде есть гнилые овощи ( в семье не без урода)

-когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу( когда рак на горе свистнет)

-как заяц в ананасе (   как блин в масле)

-как псу муха (как собаке пятая нога)

-промокший пудель  ( мокрая курица)

Далее команды с капитанами восстанавливают цитаты (по слайду)

Размышления у парадного подъезда.

Птенец гнезда Петрова.

Счастливые часов не наблюдают.

Устами ребёнка глаголит истина.

Любви все возрасты покорны.

Откуда дровишки?

Дела давно минувших дней.

Покой нам только снится.

Ведущий: Объявляем  2 тур нашей викторины, который  имеет такое название  «Живой и настоящий»

Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык- настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой»

Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает  живо и бойко на вопросы.

1.Как написать слово глаз 3 буквами?  (око)

2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено)

3.Какое местоимение может быть суффиксом? (то)

4.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)

5.В чём необычность фразы  Около Миши молоко? (перевёртыш)

6.В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)

7.Скакого звука начинается слово Ереван? (Й)

8. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд)

9.Назовите союз-принадлежность книжного стиля из 3 букв (ибо)

10. Назовите просторечный союз, замену если (коли)

(Задание для капитанов) «Живой и настоящий»

 Вопросы  2 тура для капитанов.

Загадки.

1.Стоит дуб, на нём 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 цыплят. Что это? (месяцы,  недели, дни)

2.  Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой , песенки поёт.(двери)

3. У двух матерей по  пяти  сыновей, все  на одно имя (рука и пальцы)

4.  Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол)

  Ведущий:  Мы подошли к  3 туру нашего состязания, который называется «Краток  и точен», потому что  для всего в русском языке есть своё название, порой данное  с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь  как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.

1. Словарный состав языка (лексика)

2.Слова, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника (цитата)

3. Изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях(гротеск)

4.Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали историзм)

5.То же, что и преисподняя (ад)

6. То же, что и жестокий мучитель (деспот)

7.То, на что надеются русские люди (авось)

8.Наука,изучающая языки и народное творчество.(филология)

   Вопросы 3 тура для капитанов . Найти лишнее слово      

1  актриса,зайчиха,корова,лисица (актёр,заяц,лис)

2 мука,перец,сахар, тюль,снег(ж.р)

3 блеять,мычать,мурлыкать,ржать(2 спряжение)

4 рагу,бра,купе,леди, такси (ж.р)

5 сани,кольраби,сливки,тиски (ед.ч)

6 запевала,плакса,актриса,сирота (ж.р)

Ведущий: Объявляем  следующий  4 тур, названный нами  «Богатый и могучий»

Русский язык один из богатейших языков мира. Известный писатель Константин Дмитриевич Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый ,меткий,  могучий и поистине волшебный русский язык» Необходимо учиться владеть словом. Для этого мы обращаемся к произведениям  разных писателей.

Вам предстоит  назвать автора или источник известных афоризмов:

1. «Он уважать себя заставил» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

2. «Гений и злодейство- вещи несовместимые»(А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери»)

3. «Краткость-сестра таланта»(А.П.Чехов)

4. «И пошли они, солнцем палимы» (Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

5. «Сквозь видимый миру смех и незримые миру слёзы» (Н.В.Гоголь)

6. «Не хочу учиться, а хочу жениться»(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

7. «Умом Россию не понять» (Ф.И.Тютчев)

8. «Много шума из ничего» (У.Шекспир)

9. «Много званных- мало избранных» ( Библия)

10 « И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

11. « Сражаться с ветряными мельницами» (Сервантес «Дон Кихот»)

12. «Зри в корень»(Козьма Прутков)

 Вопросы  4 тура для капитанов

1 Дом сгорел дотла. Что такое тло?  (дно)

2.Какой овощ испанцы назвали тартуфоли,т.е «поземные грибы», какое название этот овощ получил в России?  (картофель)

3.Какой падеж в древнерусском языке назывался сказательным? Как его переименовал М.В.Ломоносов?  (предложный)

4.Какое из имён- русское:  Иван, Богдан, Фёдор?( Богдан)

5 Каким словом заменил М.В.Ломоносов ранее  существовавшие термины одного и того же понятия: планты, былие, вегетабили.(растения)

6. Какие растения так назывались в древнерусских говорах: пустодуй, дурняшка, тропинник. (одуванчик, поганка, подорожник)

7 От каких слов образованы следующие слова: чаща, роща, пуща,хвощ?(часто, расти, пусто, хвост)

8. Какой город на Волге родился, три раза крестился? Перечислите все 3 названия города? (Царицын, Сталинград, Волгоград)

Ведущий: Мы пошли к завершающему 5 этапу нашего состязания: «Родной язык», именно поэтому мы должны любить его и беречь. Любовь к слову раскрывает многие загадки языка. Попробуем решить две из них.

1.В чём разница между предложениями, одинаков ли смысл?

  1. Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.
  2. Дед, в лохматой шапке,в подшитых валенках, сидит на завалинке.

( Запятые во втором предложении поставлены для того , чтобы подчеркнуть , что данные  сведения являются дополнительными, лицо, о котором говорится, известно нам. В первом предложении мы сообщаем о лице, неизвестном нам. Это единственные о нём сведения)

  1. Что было написано на плакате?

   ….о…о     …о….а…о…а!

(Добро пожаловать!)

Вопросы для капитанов.

1.Какое местоимение не имеет именительного падежа:

а)тебя  б)него в)мне  г)себя

2. В каком слове нет звука  с (мягкого):

а)гвоздь б)тесьма  в)удивиться г)улыбайся

3.В каком слове 4 звука:

а)шьёт б)лён в)поют  г)ядро

4.Какое существительное не имеет форму мн. Числа:

а)фестиваль  б)листва в)конкурс г)врач

5.Какое прилагательное не имеет степеней сравнения:

а)хромой б)белый в)грустный г)опрятный

6.Какой глагол имеет только форму несовершенного вида:

а)закрыть б)поспеть в)вить г)бедствовать

Ведущий: Пора подвести итоги. И помните, даже если вы не стали сегодня победителями, вы прикоснулись к сокровищам нашего языка. Это великое достояние, которое дано нам во владение.

(стихотворение А.Ахматовой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О слово русское, родное. Микротопонимия села Михайловка через призму понятия "дом".

Русский  язык  как  никакой  другой  тесно  связан  с  жизнью  человеческого  общества,  его  историей  и  культурой. Измен...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языкуу

В этом разджеле есть как теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, так и практические....

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Разработка мероприятия «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», посвященного Международному дню родного языка

Цели мероприятия:- знакомство обучающихся с Международным днем родного языка;- пропаганда норм и правил русского языка, формирование навыков правильной речи;- воспитание бережного отношения к родному ...

Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;•  форм...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".

Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...