Викторина по русскому языку "О слово русское, родное"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Викторина по русскому языку составлена для учащихся 8-9 классов. Задания викторины требуют от учащихся умения точно и выразительно высказывать свои мысли, подбирать нужные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.rar | 868.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку « О слово русское, родное»
Ведущий:
Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной» В мире существовал хаос. После победы над ним были названы словом небо, земля и всё, что на них находится»
В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти, могут исцелить, но могут и погубить. Слово может всё.
Ведущий: Писатель Лев Владимирович Успенский говорил: «Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».Русскому слову и посвящается наша викторина, в которой участвуют 2 команды и 2 соперника.
Объявляем 1 тур. Он называется «Красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.
Продолжите пословицы.
Не гордись званьем –( гордись знаньем)
Какова пряха,( такова рубаха)
Сколько голов, (столько умов)
Повинную голову и ( меч не сечёт)
Худой мир лучше (доброй ссоры)
Сядем рядком, (поговорим ладком)
На чужой роток( не накинешь платок)
Снявши голову, (по волосам не плачут)
Капитаны получают задание: подобрать к иноязычным пословицам синонимичные русские.
-делать из иглы вилы (делать из мухи слона)
-попасть с дождя в водосточную трубу (попасть к корабля на бал)
-жить как петух на откорме ( жить как у царя за пазухой)
-попасть пулей в плетень ( указать перстом в небо)
-колесовать бабочку ( стрелять из пушки по воробьям)
-и в хорошем огороде есть гнилые овощи ( в семье не без урода)
-когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу( когда рак на горе свистнет)
-как заяц в ананасе ( как блин в масле)
-как псу муха (как собаке пятая нога)
-промокший пудель ( мокрая курица)
Далее команды с капитанами восстанавливают цитаты (по слайду)
Размышления у парадного подъезда.
Птенец гнезда Петрова.
Счастливые часов не наблюдают.
Устами ребёнка глаголит истина.
Любви все возрасты покорны.
Откуда дровишки?
Дела давно минувших дней.
Покой нам только снится.
Ведущий: Объявляем 2 тур нашей викторины, который имеет такое название «Живой и настоящий»
Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык- настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой»
Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает живо и бойко на вопросы.
1.Как написать слово глаз 3 буквами? (око)
2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено)
3.Какое местоимение может быть суффиксом? (то)
4.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)
5.В чём необычность фразы Около Миши молоко? (перевёртыш)
6.В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)
7.Скакого звука начинается слово Ереван? (Й)
8. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд)
9.Назовите союз-принадлежность книжного стиля из 3 букв (ибо)
10. Назовите просторечный союз, замену если (коли)
(Задание для капитанов) «Живой и настоящий»
Вопросы 2 тура для капитанов.
Загадки.
1.Стоит дуб, на нём 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 цыплят. Что это? (месяцы, недели, дни)
2. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой , песенки поёт.(двери)
3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя (рука и пальцы)
4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол)
Ведущий: Мы подошли к 3 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.
1. Словарный состав языка (лексика)
2.Слова, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника (цитата)
3. Изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях(гротеск)
4.Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали историзм)
5.То же, что и преисподняя (ад)
6. То же, что и жестокий мучитель (деспот)
7.То, на что надеются русские люди (авось)
8.Наука,изучающая языки и народное творчество.(филология)
Вопросы 3 тура для капитанов . Найти лишнее слово
1 актриса,зайчиха,корова,лисица (актёр,заяц,лис)
2 мука,перец,сахар, тюль,снег(ж.р)
3 блеять,мычать,мурлыкать,ржать(2 спряжение)
4 рагу,бра,купе,леди, такси (ж.р)
5 сани,кольраби,сливки,тиски (ед.ч)
6 запевала,плакса,актриса,сирота (ж.р)
Ведущий: Объявляем следующий 4 тур, названный нами «Богатый и могучий»
Русский язык один из богатейших языков мира. Известный писатель Константин Дмитриевич Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый ,меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Необходимо учиться владеть словом. Для этого мы обращаемся к произведениям разных писателей.
Вам предстоит назвать автора или источник известных афоризмов:
1. «Он уважать себя заставил» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
2. «Гений и злодейство- вещи несовместимые»(А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери»)
3. «Краткость-сестра таланта»(А.П.Чехов)
4. «И пошли они, солнцем палимы» (Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)
5. «Сквозь видимый миру смех и незримые миру слёзы» (Н.В.Гоголь)
6. «Не хочу учиться, а хочу жениться»(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
7. «Умом Россию не понять» (Ф.И.Тютчев)
8. «Много шума из ничего» (У.Шекспир)
9. «Много званных- мало избранных» ( Библия)
10 « И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
11. « Сражаться с ветряными мельницами» (Сервантес «Дон Кихот»)
12. «Зри в корень»(Козьма Прутков)
Вопросы 4 тура для капитанов
1 Дом сгорел дотла. Что такое тло? (дно)
2.Какой овощ испанцы назвали тартуфоли,т.е «поземные грибы», какое название этот овощ получил в России? (картофель)
3.Какой падеж в древнерусском языке назывался сказательным? Как его переименовал М.В.Ломоносов? (предложный)
4.Какое из имён- русское: Иван, Богдан, Фёдор?( Богдан)
5 Каким словом заменил М.В.Ломоносов ранее существовавшие термины одного и того же понятия: планты, былие, вегетабили.(растения)
6. Какие растения так назывались в древнерусских говорах: пустодуй, дурняшка, тропинник. (одуванчик, поганка, подорожник)
7 От каких слов образованы следующие слова: чаща, роща, пуща,хвощ?(часто, расти, пусто, хвост)
8. Какой город на Волге родился, три раза крестился? Перечислите все 3 названия города? (Царицын, Сталинград, Волгоград)
Ведущий: Мы пошли к завершающему 5 этапу нашего состязания: «Родной язык», именно поэтому мы должны любить его и беречь. Любовь к слову раскрывает многие загадки языка. Попробуем решить две из них.
1.В чём разница между предложениями, одинаков ли смысл?
- Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.
- Дед, в лохматой шапке,в подшитых валенках, сидит на завалинке.
( Запятые во втором предложении поставлены для того , чтобы подчеркнуть , что данные сведения являются дополнительными, лицо, о котором говорится, известно нам. В первом предложении мы сообщаем о лице, неизвестном нам. Это единственные о нём сведения)
- Что было написано на плакате?
….о…о …о….а…о…а!
(Добро пожаловать!)
Вопросы для капитанов.
1.Какое местоимение не имеет именительного падежа:
а)тебя б)него в)мне г)себя
2. В каком слове нет звука с (мягкого):
а)гвоздь б)тесьма в)удивиться г)улыбайся
3.В каком слове 4 звука:
а)шьёт б)лён в)поют г)ядро
4.Какое существительное не имеет форму мн. Числа:
а)фестиваль б)листва в)конкурс г)врач
5.Какое прилагательное не имеет степеней сравнения:
а)хромой б)белый в)грустный г)опрятный
6.Какой глагол имеет только форму несовершенного вида:
а)закрыть б)поспеть в)вить г)бедствовать
Ведущий: Пора подвести итоги. И помните, даже если вы не стали сегодня победителями, вы прикоснулись к сокровищам нашего языка. Это великое достояние, которое дано нам во владение.
(стихотворение А.Ахматовой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О слово русское, родное. Микротопонимия села Михайловка через призму понятия "дом".
Русский язык как никакой другой тесно связан с жизнью человеческого общества, его историей и культурой. Измен...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языкуу
В этом разджеле есть как теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, так и практические....
Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе
В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....
Разработка мероприятия «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», посвященного Международному дню родного языка
Цели мероприятия:- знакомство обучающихся с Международным днем родного языка;- пропаганда норм и правил русского языка, формирование навыков правильной речи;- воспитание бережного отношения к родному ...
Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"
Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:• углубить представление о фольклоре, гуманной направленности устного народного творчества;• форм...
Урок по родной (русской) литературе «Слово о невозвернувшихся с поля ратного» (из "Сказа о Беломорье" К.П.Гемп)
Урок-анализ очерка из книги К.П.Гемп "Сказ о Беломорье"...
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...