Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. А6 Замена придаточного предложения причастным оборотом
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Ерофеева Альбина Владимировна

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом». 

Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.

Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_festivaldoc2.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ерофеева Альбина Владимировна

                                                            102-816-761

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом».  

Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.

Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Ерофеева Альбина Владимировна

                                                              102-816-761

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А.  Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?

Ответу на данный вопрос и будет посвящена данная статья.

В задании, связанном с трансформацией сложноподчиненного предложения в простое, необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Замена возможна

Замена невозможна

1. Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:

Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы  тебе это лекарство.

4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

Ерофеева Альбина Владимировна

                                                              102-816-761

Тест

I вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом. 

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.

2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.

3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.

4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.

3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.

4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям.

2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку.

3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями.

4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы. 

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.

Ерофеева Альбина Владимировна

                                                               102-816-761

2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.

3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?

4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.

2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны.

3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.

4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника. 

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.

2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.

3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.

4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.

2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.

3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.

4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: «то было раннею весною, в тени берез то было», то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.

2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.

3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.

4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.

Ерофеева Альбина Владимировна

                                                               102-816-761

II вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.

2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.

3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.

2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли. кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками.

3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину — зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами.

4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество

2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи.

3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета

«У-1», на котором мы учились летать.

4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду.

2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам.

3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок.

4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед.

2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.

3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.

4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.

Ерофеева Альбина Владимировна

                                                               102-816-761

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться.

2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.

3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове.

4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага. 

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества.

2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами.

3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные.

4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.

2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.

3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.

4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.

2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и

счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.

3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.

4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны.

2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.

3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась.

4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.

Ключ

I вариант

II вариант

№задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

1

3

2

1

1

4

1

2

4

3

1

4

3

4

3

2

1

1

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....

материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык , 9 класс: осложнённое предложение часть 2

Данный материал построен на основе открытого банка заданий (ФИПИ). Используя данный материал, можно отрабатывать умения по теме "Обособленные члены преложения"...

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"

Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Открытый урок русского языка по теме: "Придаточные предложения сравнения".

Конспект открытого урока русского языка по теме: "Придаточные предложения сранения"....