"За культуру речи!" Внеклассное мероприятие
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Во время внеклассного мероприятия идет обучение в занимательной форме правил орфоэпии, употребления слов в нашей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_kulturu_rech1.doc | 94.5 КБ |
za_kulturu_rech1.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«За культуру речи!».
Цель: 1. развивать правильное произношение ,
употребление слов в речи;
2. прививать любовь к русскому языку;
3. воспитывать у учащихся культуру речи и
поведения.
Оборудование: 1. плакаты
2. рисунки
3. названия станций
Нет мысли ,которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
А.И.Герцен
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И.Тютчев
Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.
К.Д.Ушинский
Язык народа и богат и точен,
Но есть ,увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
И.Рыленков
Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.
М.Горький
Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек
осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для
всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи
всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не
думали ещё совсем недавно. Широко развивается наука экология,
обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-
шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-
емся мы неумело, плохо, невразумительно , порой нанося друг другу
почти смертельные раны!
Вед.2 Человек рождается ,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная
его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как ус-
троен язык , из чего состоит и как функционирует. Если же человека
этому не учить , в его осмыслении, понимании культуры вообще, и
своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.
Вед.1 Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в
огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть
языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в
которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?
Вед.2 Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно
высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных
размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных
течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не
существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты.Надо
непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.
Мы хотим вас познакомить с отдельными маршрутами ,которые
ведут к точности и выразительности общения.
Ученик 1. Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,
Подумай- не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень лёд зимой расплавить,
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит и ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Вед.1 Ребята, как бы вы определили искусство общения?
Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а
дар общения - это умение пользоваться речью( вести беседу, спо –
рить, пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из
того, что язык- главное средство общения.
Вед.2 Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому мы пред-
лагаем вам посетить 1 станцию:
ЖЕСТЫ И МИМИКА
Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-
вания, они тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.
Вед.1 (конкурсная работа с иллюстрациями).
Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:
1.высунут язык (жест-дразнилка)
2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)
3. грозить кулаком (жест-угроза)
4. поднять брови (жест-удивление)
5. обхватить голову руками (жест-испуг)
Ученик 2 Многие жесты имеют свою историю и связаны с националь-
ными особенностями. Вам ,без сомнения, знаком такой жест:
палец, пОднятый или опущенный вниз, как знак одобрения или
неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким
образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиато-
рам или нет.
Ученик 3. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест
сейчас понятен всем. Хотя, например , китайцы в старые времена,
здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим
жестом оратор приветствует слушателей.
Ученик 4 При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,
левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-
чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд
ли стоит пользоваться этим жестом ,если вы не в Тибете.
Ученик 5 А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг
друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
Вед.2 Владимир Левин, известный психолог, определил искусство
общения ,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того
человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.
Конкурс.
(приглашаются желающие 3-4 чел.)
1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;
Собака своему хозяину; кот на солнышке; мать –младенцу.
2. Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаме-
национной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино,
наездница на лошади, побитая собака.
Ученик 6 О языке.
Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры,
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать,
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать,
Не письменно, а устно.
(Ю. Поринец)
Вед.2. Продолжаем путешествие. Следующая станция
СТРАНА «ОШИБЛИКА».
Вед.1 Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам.
В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной
полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно-
«девочко», он-«девочк».В столовой можно купить то вкусный
Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».
Вед.2 Добро пожаловать в Ошиблику! Здесь вы встретитесь со многими
своими ошибками-живыми и здоровыми, даже процветающими.
Только должны предупредить: как раз из-за этого много в стране
странного и загадочного, много невероятного. Но очень надеемся,
Что вы во всём разберётесь.
Вед.1 Вот первое, что вы можете увидеть ,подъезжая к Ошиблике:
Очень-очень
странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
чуть не слопал мышку,
Кот в очках
читает книжку,
Старый дед
влетел в окно,
воробей
схватил зерно
да как крикнет, улетая:
-Вот что значит
Запятая!
(Б.Заходер)
Вед.1 Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).
Как все нормальные люди, жители этой страны любят домашних
животных, ухаживают за ними, кормят. О своих заботах по этому
поводу Стёпа Непонимайлов рассказывает вот что:
Ученик 7 Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на КАВОТА,-
У меня под кроватью живёт
Симпатичнейший в мире КАВОТ.
И ещё с ним такая забота:
Накормить невозможно КАВОТА,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок КАМУТА.
(Б. Заходер)
Вед.1 Почему КАВОТА и КАМУТА так зовут?
(ответы уч-ся)
Вед.2 Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне
человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об
их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-
мотности, начитанности.
Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-
точно услышать «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-
бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.
Вед.1 Одно из требований ,которое предъявляется к устной речи- это
правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша
станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И
УДАРЕНИЕ».
Ученик 8 Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12-ть лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор»,а «колидор».
«Дилектор» входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед….»
«Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он пОртфелем зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.
- ПетЯ!- несётся со двора,-
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, ПетЯ!
Ведь ты большой ,а он дитя!
ПетЯ обижен на ребят:
-Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю.Тимянский)
Ученик 9 Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-
тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-
дения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах,
почаще заглядывать в словарь.
Ученик 10 Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необхо-
димо понимаете, обращаться ,так сказать, за помощью, понимаете
ну и того ,значит, за справками, ну вот ,к этому…к словарю. Что
вы ,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть,
я так сказать, говорю неправду?
Ученик 11 Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,
Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за
справками к словарю», а остальные слова лишние, слова-
паразиты.
Вед.2 Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы
всякий вас мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у
Саши.
Ученик 12 Сашина каша.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши-
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно-
Как люди говорят,-
Но Саша так корёжит,
Что сам понять не может.
Произнесёт словечко-
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится : «До знания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь!»
Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;
И буквы он глотает, и целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Сценка. Несуразные вещи.
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные?! Почему они несуразные?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные !
Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
-Отстань.
- Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?
- Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты ,шутник. Я сказал: «Ему же
Надо будет. Понадобится значит.
-Вот оно что…
- А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-
рую он давно искал.
-Тамарка?
-Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая, зелёная такая…
- То есть как?
- Зелёного цвета.
- Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
-Что?
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая ,которую Миша давно ищет
Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.
- Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке ,значит ,Тамарка, нари-
сована,да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка
нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?
Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А, ну тебя…
- Да ,стой, стой!
- Ну что ещё?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков
современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться
к родному языку.
Вед.2 Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать прави-
ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать
нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать
свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя
Крутилкин.
Сценка. (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор
жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то
пухнет и в горлу дерёт.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)
А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В 8-м «Бы»
Доктор: В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в
своём классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…
Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-
ница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,
открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык).Я так и
знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.
Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший
рецепт. Вот он. ( извлекает из стола и показывает грамматику
русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.
(доктор и Петя уходят).
Вед.1 Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе
слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов
« ужасно дружно», «жутко весело»,которые употреблял Петя. Слова
« ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,
и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.
Вед.2 Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой пове-
дения, мы особенно часто наблюдаем у школьников ,не только
младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи
некоторых подростков.
Сценка. – Петька, экзамен сдал?
- Запросто.
- А что у тебя за книга?
- Книга-зверь! Хочешь дам почитать?
- Железно.
Вед.1 Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы ,
к сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-
сыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют,
громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень
дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.
Вед.2 Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и
бессмысленной. Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».
Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!
Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное» Упавшему в об-
морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,
не пьёт … Значит, умер и тому подобное».
Ученик 13. Слова бывают разные.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело стоит за каждым словом.
(С.Баруздин)
Сценка Сильное кино.
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд.
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Брат Они ползут, а он им- раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им- раз!
Они ей- раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с неё заодно.
Ух, сильное кино!
Сестра Нет, видно я ещё мала,
Я ничего не поняла.
Вед.1 Наше путешествие продолжается ,отправляемся в страну
«Вежливость».
Вед.2 Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обык-
новенные слова могут стать грубыми и обидными.
Ученик 14 Горят ,как жар слова.
Горят ,как жар, слова
Иль стынут ,словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
(Н. Рыленков)
Вед.1 Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму
вежливого обращения к одному лицу. Послушайте историю упот-
ребления в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.
Вед.2 Местоимение Вы в обращении к одному лицу появилось в русской
речи в 18 веке и употреблялось ,главным образом, среди образован-
ных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, кресть-
янам, слугам обращались только на ты, как бы подчёркивая это со-
циальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-
дая царевна обращается к ней только на ты:
«… бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко,-
Прикажу сама ей псу
И кой-что тебе снесу».
Вед.1 В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-
щается только на ты.
Ученик 15 – Скажи, пожалуйста , начала она, как только Гаврила , не без некоторого внутреннего трепетания, приступил порог её кабинета, -что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!
- Собака-с… Какая-с… может быть немного собака-с, -произносит он не совсем твёрдым голосом…
- Чтоб её сегодня же здесь не было … Слышишь!
- Слушаюсь-с…
- Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.
Вед.2 Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но
всё же есть определённые правила употребления местоимений
ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила
и неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.
Ученик 16 Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …а впрочем лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо, здравствуйте ,простите»
Произносить он не привык ,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется , молчит…
Вед.1 Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стОит
им выйти из класса, как появляются ненужные слова, а подчас и
грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то
лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти нам,
Серёжа, свое сочинение.
Сценка.
Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солн-
це ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не
выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по
дорогам и оврагам.
(Серёжа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита
набок, в руках расстёгнутый портфель)
Вед.2 Хорошо написал Серёжа о наступлении весны, интересно было
слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не
узнаете Серёжу.
Серёжа (взмахивает портфелем). Эй, Миша, да оглох ты что ли? Вали сюда!
(На сцене появляется Миша).
Миша Ну как контрольная работа прошла?
Серёжа Классно! На все пять! Ну что, Миша, махнём сегодня в кино?
Там, говорят , фильм идёт такой- блеск!
Миша Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?
Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей.
Гудбай! Мы отчаливаем.
(Серёжа и Миша уходят).
Ученик 17. Есть слова пострашнее ,чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
(звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).
Ученик 18 Папа разбил драгоценную вазу.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся:
Взглянув им в глаза,
И робко, и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»-
Казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(Н.Юсупов)
Вед.1 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест
против засорения нашего языка хламом придуманных слов».
( Все участники выходят на сцену).
Ученик 1. Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный, где
нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-
бойкий и живой,- таков наш русский язык».
Ученик 2 Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш рус-
ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как
святыню».
Ученик 3 Язык свободный, мудрый и простой.
Нам поколения в наследство подарили:
Ученик 4 Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Ученик 5 Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Все Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
«За культуру речи!»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку .
Разработала учитель высшей
категории
МКОУ «Гимназия №13»
Г. Черкесска
Ольховская Е.Н.
Предварительный просмотр:
«За культуру речи!».
Цель: 1. развивать правильное произношение ,
употребление слов в речи;
2. прививать любовь к русскому языку;
3. воспитывать у учащихся культуру речи и
поведения.
Оборудование: 1. плакаты
2. рисунки
3. названия станций
Нет мысли ,которую нельзя было бы высказать просто и ясно.
А.И.Герцен
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И.Тютчев
Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.
К.Д.Ушинский
Язык народа и богат и точен,
Но есть ,увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
И.Рыленков
Язык особенно требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.
М.Горький
Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек
осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для
всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи
всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не
думали ещё совсем недавно. Широко развивается наука экология,
обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-
шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-
емся мы неумело, плохо, невразумительно , порой нанося друг другу
почти смертельные раны!
Вед.2 Человек рождается ,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная
его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как ус-
троен язык , из чего состоит и как функционирует. Если же человека
этому не учить , в его осмыслении, понимании культуры вообще, и
своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.
Вед.1 Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в
огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть
языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в
которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?
Вед.2 Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно
высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных
размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных
течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не
существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты.Надо
непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.
Мы хотим вас познакомить с отдельными маршрутами ,которые
ведут к точности и выразительности общения.
Ученик 1. Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,
Подумай- не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень лёд зимой расплавить,
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит и ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Вед.1 Ребята, как бы вы определили искусство общения?
Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а
дар общения - это умение пользоваться речью( вести беседу, спо –
рить, пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из
того, что язык- главное средство общения.
Вед.2 Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому мы пред-
лагаем вам посетить 1 станцию:
ЖЕСТЫ И МИМИКА
Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-
вания, они тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.
Вед.1 (конкурсная работа с иллюстрациями).
Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:
1.высунут язык (жест-дразнилка)
2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)
3. грозить кулаком (жест-угроза)
4. поднять брови (жест-удивление)
5. обхватить голову руками (жест-испуг)
Ученик 2 Многие жесты имеют свою историю и связаны с националь-
ными особенностями. Вам ,без сомнения, знаком такой жест:
палец, пОднятый или опущенный вниз, как знак одобрения или
неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким
образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиато-
рам или нет.
Ученик 3. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест
сейчас понятен всем. Хотя, например , китайцы в старые времена,
здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим
жестом оратор приветствует слушателей.
Ученик 4 При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,
левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-
чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд
ли стоит пользоваться этим жестом ,если вы не в Тибете.
Ученик 5 А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг
друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
Вед.2 Владимир Левин, известный психолог, определил искусство
общения ,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того
человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.
Конкурс.
(приглашаются желающие 3-4 чел.)
1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;
Собака своему хозяину; кот на солнышке; мать –младенцу.
2. Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаме-
национной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино,
наездница на лошади, побитая собака.
Ученик 6 О языке.
Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры,
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать,
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать,
Не письменно, а устно.
(Ю. Поринец)
Вед.2. Продолжаем путешествие. Следующая станция
СТРАНА «ОШИБЛИКА».
Вед.1 Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам.
В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной
полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно-
«девочко», он-«девочк».В столовой можно купить то вкусный
Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».
Вед.2 Добро пожаловать в Ошиблику! Здесь вы встретитесь со многими
своими ошибками-живыми и здоровыми, даже процветающими.
Только должны предупредить: как раз из-за этого много в стране
странного и загадочного, много невероятного. Но очень надеемся,
Что вы во всём разберётесь.
Вед.1 Вот первое, что вы можете увидеть ,подъезжая к Ошиблике:
Очень-очень
странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
чуть не слопал мышку,
Кот в очках
читает книжку,
Старый дед
влетел в окно,
воробей
схватил зерно
да как крикнет, улетая:
-Вот что значит
Запятая!
(Б.Заходер)
Вед.1 Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).
Как все нормальные люди, жители этой страны любят домашних
животных, ухаживают за ними, кормят. О своих заботах по этому
поводу Стёпа Непонимайлов рассказывает вот что:
Ученик 7 Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на КАВОТА,-
У меня под кроватью живёт
Симпатичнейший в мире КАВОТ.
И ещё с ним такая забота:
Накормить невозможно КАВОТА,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок КАМУТА.
(Б. Заходер)
Вед.1 Почему КАВОТА и КАМУТА так зовут?
(ответы уч-ся)
Вед.2 Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне
человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об
их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-
мотности, начитанности.
Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-
точно услышать «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-
бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.
Вед.1 Одно из требований ,которое предъявляется к устной речи- это
правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша
станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И
УДАРЕНИЕ».
Ученик 8 Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12-ть лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор»,а «колидор».
«Дилектор» входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед….»
«Хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошёл черёд:
Портфель он пОртфелем зовёт.
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ.
- ПетЯ!- несётся со двора,-
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, ПетЯ!
Ведь ты большой ,а он дитя!
ПетЯ обижен на ребят:
-Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю.Тимянский)
Ученик 9 Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-
тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-
дения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах,
почаще заглядывать в словарь.
Ученик 10 Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необхо-
димо понимаете, обращаться ,так сказать, за помощью, понимаете
ну и того ,значит, за справками, ну вот ,к этому…к словарю. Что
вы ,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть,
я так сказать, говорю неправду?
Ученик 11 Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,
Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за
справками к словарю», а остальные слова лишние, слова-
паразиты.
Вед.2 Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы
всякий вас мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у
Саши.
Ученик 12 Сашина каша.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша-
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши-
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно-
Как люди говорят,-
Но Саша так корёжит,
Что сам понять не может.
Произнесёт словечко-
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится : «До знания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь!»
Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;
И буквы он глотает, и целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Сценка. Несуразные вещи.
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные?! Почему они несуразные?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные !
Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
-Отстань.
- Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?
- Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты ,шутник. Я сказал: «Ему же
Надо будет. Понадобится значит.
-Вот оно что…
- А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-
рую он давно искал.
-Тамарка?
-Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая, зелёная такая…
- То есть как?
- Зелёного цвета.
- Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
-Что?
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая ,которую Миша давно ищет
Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.
- Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке ,значит ,Тамарка, нари-
сована,да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка
нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?
Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А, ну тебя…
- Да ,стой, стой!
- Ну что ещё?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков
современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться
к родному языку.
Вед.2 Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать прави-
ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать
нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать
свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя
Крутилкин.
Сценка. (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор
жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то
пухнет и в горлу дерёт.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)
А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В 8-м «Бы»
Доктор: В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в
своём классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…
Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-
ница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,
открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык).Я так и
знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.
Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший
рецепт. Вот он. ( извлекает из стола и показывает грамматику
русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.
(доктор и Петя уходят).
Вед.1 Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе
слов или неудачном сочетании их. Нелепо звучат сочетания слов
« ужасно дружно», «жутко весело»,которые употреблял Петя. Слова
« ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,
и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.
Вед.2 Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой пове-
дения, мы особенно часто наблюдаем у школьников ,не только
младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи
некоторых подростков.
Сценка. – Петька, экзамен сдал?
- Запросто.
- А что у тебя за книга?
- Книга-зверь! Хочешь дам почитать?
- Железно.
Вед.1 Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы ,
к сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-
сыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют,
громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень
дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.
Вед.2 Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и
бессмысленной. Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».
Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!
Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное» Упавшему в об-
морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,
не пьёт … Значит, умер и тому подобное».
Ученик 13. Слова бывают разные.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело стоит за каждым словом.
(С.Баруздин)
Сценка Сильное кино.
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд.
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Брат Они ползут, а он им- раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им- раз!
Они ей- раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с неё заодно.
Ух, сильное кино!
Сестра Нет, видно я ещё мала,
Я ничего не поняла.
Вед.1 Наше путешествие продолжается ,отправляемся в страну
«Вежливость».
Вед.2 Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обык-
новенные слова могут стать грубыми и обидными.
Ученик 14 Горят ,как жар слова.
Горят ,как жар, слова
Иль стынут ,словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
(Н. Рыленков)
Вед.1 Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму
вежливого обращения к одному лицу. Послушайте историю упот-
ребления в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.
Вед.2 Местоимение Вы в обращении к одному лицу появилось в русской
речи в 18 веке и употреблялось ,главным образом, среди образован-
ных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, кресть-
янам, слугам обращались только на ты, как бы подчёркивая это со-
циальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-
дая царевна обращается к ней только на ты:
«… бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко,-
Прикажу сама ей псу
И кой-что тебе снесу».
Вед.1 В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-
щается только на ты.
Ученик 15 – Скажи, пожалуйста , начала она, как только Гаврила , не без некоторого внутреннего трепетания, приступил порог её кабинета, -что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!
- Собака-с… Какая-с… может быть немного собака-с, -произносит он не совсем твёрдым голосом…
- Чтоб её сегодня же здесь не было … Слышишь!
- Слушаюсь-с…
- Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.
Вед.2 Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но
всё же есть определённые правила употребления местоимений
ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила
и неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.
Ученик 16 Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …а впрочем лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо, здравствуйте ,простите»
Произносить он не привык ,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется , молчит…
Вед.1 Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стОит
им выйти из класса, как появляются ненужные слова, а подчас и
грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то
лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти нам,
Серёжа, свое сочинение.
Сценка.
Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солн-
це ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не
выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по
дорогам и оврагам.
(Серёжа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита
набок, в руках расстёгнутый портфель)
Вед.2 Хорошо написал Серёжа о наступлении весны, интересно было
слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не
узнаете Серёжу.
Серёжа (взмахивает портфелем). Эй, Миша, да оглох ты что ли? Вали сюда!
(На сцене появляется Миша).
Миша Ну как контрольная работа прошла?
Серёжа Классно! На все пять! Ну что, Миша, махнём сегодня в кино?
Там, говорят , фильм идёт такой- блеск!
Миша Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?
Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей.
Гудбай! Мы отчаливаем.
(Серёжа и Миша уходят).
Ученик 17. Есть слова пострашнее ,чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
(звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).
Ученик 18 Папа разбил драгоценную вазу.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся:
Взглянув им в глаза,
И робко, и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»-
Казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(Н.Юсупов)
Вед.1 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест
против засорения нашего языка хламом придуманных слов».
( Все участники выходят на сцену).
Ученик 1. Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный, где
нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-
бойкий и живой,- таков наш русский язык».
Ученик 2 Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш рус-
ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как
святыню».
Ученик 3 Язык свободный, мудрый и простой.
Нам поколения в наследство подарили:
Ученик 4 Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Ученик 5 Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Все Овладевайте же литературным языком!
Боритесь за культуру речи!
«За культуру речи!»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку .
Разработала учитель высшей
категории
МКОУ «Гимназия №13»
Г. Черкесска
Ольховская Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"За культуру речи!" Внеклассное мероприятие
Во время внеклассного мероприятия идет обучение в занимательной форме правил орфоэпии, употребления слов в нашей речи....
"За культуру речи!" Внеклассное мероприятие
Во время внеклассного мероприятия идет обучение в занимательной форме правил орфоэпии, употребления слов в нашей речи....
Открытые уроки по физической культуре и внеклассное мероприятие
Разработка игровых уроков в младших классах (конспекты). Сценарий общешкольного праздника, посвященный 23 февраля. Доклад по лечебной физкультуре; открытое занятие по лечебной физкультуре (конспект за...
Презентация к выступлению на семинаре "Применение скакалки на уроках физической культуры и внеурочных мероприятиях"
В данной работе собран обобщенный материал о простейшем тренажери - скакалка, а также о различных направленностях её применения на уроках физической культуры....
Формирование у школьников здорового образа жизни,прививая им тягу к физической культуре через внекласcные мероприятия
Формирование у школьников здорового образа жизни, прививая им тягу к физичсекой культуре через внеклассные мероприятия...
Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.
применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...