"Совершенствование монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
статья (русский язык) по теме
Развитию связной речи учащихся сегодня придается особое значение, поскольку оно является непременным условием успешного формирования интеллектуальной личности. Совершенствование монологической речи учащихся способствует овладению ими способами организации умственной деятельности, анализировать, интерпретировать, оценивать, строить связное высказывание и выражать собственное мнение.
Содержание метода педагогической деятельности: Учить говорить, учить мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, пусть даже отличное от других; помогает выделиться в обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей и общаться с этими людьми и быть полноценным членом цивилизованного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_monologicheskoy_rechi_na_urokah_literatury_i_russkogo_yazyka.docx | 71.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа
Алькеевский муниципальный район
РТ
«Совершенствование монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы»
Учительница
русского языка и литературы
первой категории
Еликова М.Г.
2010/11 учебный год Содержание
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование выбора собственной педагогической концепции: 1. Изучение вопросов развития монологической речи в доступной методико-педагогической литературе
1.1 Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка
1.2.Педагогические методы и приемы, используемые для развития монологической речи
2. Собственная педагогическая деятельность
2.1 Этапы развития монологической речи у обучающихся
3. Результаты, полученные в процессе использования данной технологии
Заключение
Список литературы
Обоснование выбора собственной педагогической концепции. Развитие речи школьника сегодня, на мой взгляд, остается наиболее значимой проблемой в решении образовательных задач. Учить говорить, значит, учить мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей и общаться с этими людьми и быть полноценным членом цивилизованного общества. Развивать речь можно по- разному. Я стараюсь использовать на уроке русского языка и литературы методики, признанные традиционными, а также добавлять свои, корректируя традиционные, пользуясь всевозможными источниками.
Тема моей методической работы: «Совершенствование монологической речи на уроках русского языка и литературы». Основная технология, с помощью которой я решаю эту проблему, остается технология проблемного обучения. Проблема может ставиться не только на уроке литературы при изучении того или иного произведения, где так важно порой доказать свою точку зрения, отличающую, бывает, от авторской, но и на уроке русского языка путем исследования происхождения слова или его словообразовательной структуры.
Моя задача состоит в том, чтобы научить школьника говорить, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение. Все условия создания и соблюдения проблемной ситуации стараюсь выполнять, так как это располагает к общению, к разговору. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих важность, новизну, красоту познания. Реализуя проблемное обучение на уроке литературы, я часто строю занятие на элементах дискуссии, так как это развивает не только познавательную, практическую, творческую деятельность учащихся, но и позволяет использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач, так как наше общество очень нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой реализовать и отстоять свою независимость, а также освободиться от нравственной ущербности, которая выражается в однобоком видении мира. Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами: постановка проблемы ( цели); создание мотива к обучению (слово, наглядность, музыкальное сопровождение); принятие цели и определение учебной задачи (анализ уже имеющихся знаний, выбор технологии, раздаточный материал); усвоение знаний ( закрепление); проект( письменный отчет)
Предполагаемые результаты в работе с обучающимися:
- свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения и теорией языка; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - сопоставлять литературные произведения путем сравнительного анализа; - выделять авторскую позицию и свою собственную позицию; - аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению или лингвистическому тексту; - писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы. Предполагаемые результаты в собственной профессиональной деятельности: - самообразование; - повышение квалификационного уровня; - обмен опытом в целях эффективного подхода к обучению с учащимися и получения высоких результатов. 1. Изучение вопросов развития монологической речи в доступной методико-педагогической литературе 1.1 Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка в средней школе определяется следующими причинами: 1. Существующая методика не направлена на формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. 2.Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться. 3. Работа по развитию речи отделена от других видов учебной работы на уроках русского языка, среди которых преобладают тренинги, направленные на выработку орфографических и пунктуационных навыков, а также изучение научной лингвистики, и именно такая работа воспринимается как учителями, так и учениками как основная; соответственно, развитие речи понимается как второстепенная задача. 4. Уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, фактически существующая методика понимает речь не как высшую психическую функцию, не как творческую деятельность, а как чисто технический навык, однако еще Л.С. Выгодский доказал, что это не так. 5. Развитие речи в существующей методике понимается как развитие только письменной речи, хотя в жизни все мы пользуемся главным образом устной речью, – вообще общепринятая методика не ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи. 6. Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, – однако используемая сейчас методика стремится развивать только монологическую речь, искусственно игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать. Занятия по развитию речи на уроках русского языка и литературы должны строиться на основе изучения строя языка, языковой и стилистической нормы и функциональных стилей речи в их органическом единстве, ибо в этом единстве реализуется единство системы языка и его употребления. Изучая закономерности использования языковых средств в разных функциональных стилях, стилистическую структуру речи, т.е. придерживаясь функционального и системного подхода к изучению стилистических явлений, учащиеся научатся целесообразному использованию языковых средств в речи.
1.2.Педагогические методы и приемы, используемые для развития монологической речи Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние здоровья учащихся и их психологические особенности. Поэтому образовательные технологии, применяемые мной на уроках в каком- то конкретном классе, должны быть прежде всего здоровьесберегающими, то есть, - во-первых, учитывать индивидуальные особенности учащихся; - во-вторых, стремиться добиваться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил учащихся; - в-третьих, обеспечивать психологический комфорт. Выбор образовательных технологий я делаю в зависимости от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Это вносит в урок смыслообразование, что ведет к мотивации обучения, то есть, осознанное получение знаний, умений и навыков учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным. Одной из наиболее часто используемых технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу на уроке в 5 классе без игры. Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование ее элементов помогают мне сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности. Игровая технология в игровых технологиях выполняет такие функции: - развлекательная; -коммуникативная; -самореализация; - игротерапевтическая; -коррекция; -межнациональная коммуникация; -социореализация; Являясь развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Еще одной образовательной технологией является в моей работе проблемно- диалоговый метод обучения. По мнению психологов, наиболее оптимальной формой организации учебного процесса, стимулирующей рост познавательной активности, является проблемное обучение. Оно предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе изучения той или иной темы я знакомлю учащихся с общей идеей. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творческого подхода. Методы и приемы, применяемые на практике, при работе с учащимися представлены в таблице 1 1. Методы и приемы, применяемые для развития монологической речи таблица
2. Собственная педагогическая деятельность
2.1Этапы развития монологической речи у обучающихся Традиционное освоение речи проходит в три этапа: А) слушание, Б) практическое освоение через самостоятельную работу с текстом или с картиной. В) осознание – существующая методика делает упор на осознание, игнорируя предыдущие этапы. Разрабатывая свою методику, я исходила из того, что: 1) необходимо сформироватьу детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя; 2) работа по развитию речи носит не ознакомительный, а практический тренинговый характер: овладеть речевыми навыками и умениями – значит, довести их до автоматизма, с возможностью их сознательного контроля; 3) развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке; 4) речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего, выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи; 5) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни; 6) в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.
Поэтому в своей работе мой принцип развития речи у детей проходит 5 этапов: А) Мотивация и актуализация при изучении произведения или новой темы; Б) Слушание; В) Практическое освоение через диалоги, работа с карточками- клише; Г) Аргументация собственной позиции; Д) Осознание текста через собственное восприятие.
Сравнение этапов обучения монологической речи представлено в таблице 2 2. Сравнительный анализ этапов обучения монологической речи. Таблица
Подробно остановимся на каждом этапе. А. Мотивация и актуализация к изучению произведения или новой темы. Главными задачами я считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей. формировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если: а) ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.); б) поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире; в) почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения. 1.Приемы развития мотивации у детей (Междисциплинарные связи, опорные ( наводящие) слова, исторический аспект) ( приложение 1). Б.Слушание проходит 2 этапа: 1.Объяснение нового материала 2.Прослушивание по теме с использованием ИКТ (аудирование, видеоролики) В. Практическое знакомство с текстом. В1. на уроках русского языка…ъ
Для того чтобы ребята могли познакомиться с текстом, я предлагаю им следующие виды учебных работ. 1. Работа со зрительной опорой. Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы или какие-то картины, фотографии и т.п. Простейшим примером зрительной опоры являются рисунки ХерлуфаБидструпа, которые можно видеть в учебнике русского языка для 5-го класса под ред. Т.А. Ладыженской . Это комикс. Простые рисунки легко ксерокопировать или нарисовать на доске. Они задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны соответствовать возрасту детей, быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны, но не тривиальны. Как правило, уже через полгода после начала работы по комиксам некоторые дети начинают сами сочинять и зарисовывать комиксы, давая простор речевой импровизации. Комиксы должны быть тематически разнообразны, включать самые разные – наиболее распространенные в жизни – темы и сюжеты (приложение 2). Конкретное использование данного метода в процессе обучения пятиклассников приведено в таблице № 3, 4.
3. Фрагмент тематического планирования из рабочей программы по русскому языку в 5 классе Таблица
4. Фрагмент тематического планирования из рабочей программы по русскому языку в 7 классе
Таблица
Предлагаемые виды работ с комиксами. А. Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит реплики своих визави, являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит, или они содержательно не связаны с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь. Работа по одному комиксу может продолжаться до тех пор, пока не надоест детям, но она не должна занимать целый урок. Необходимо фиксировать все достижения, все удачные речевые находки детей. Методика устного диалога по комиксам следующая. 1. Рассматривание комиксов с устным комментированием: основная цель этого этапа – понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют). 2. Импровизация устных диалогов. 3. Оценивание устных диалогов (дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.) Очень важно, чтобы оценивание также происходило на следующем уроке, потому что параллельное оценивание (происходящее сразу по прослушивании диалога) убивает непосредственность восприятия. На 1-м и 2-м этапах эта работа воспринимается детьми как игра, что является положительным моментом, – и лишь на третьем этапе включается сознание, анализ. Непосредственные переживания (увлеченность, радость творить, фантазировать) имеют огромное значение, так как именно они создают мотивацию, и главная забота учителя должна быть направлена именно на поддержание высокого уровня увлеченности.
Б. Устный рассказ по комиксу. Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом. Суть работы: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. В этом случае комиксы следует раздать детям заранее. Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно. Третий этап здесь тот же, что и в работе с устным диалогом. На начальном этапе работы по комиксам учитель достаточно активно принимает участие в диалогах, чтобы дать образцы правильной и яркой речи либо постоянно включать в них наиболее одаренных учеников класса, однако это не должно выглядеть «дидактически»: дети должны видеть, что учитель играет вместе с ними, и ему тоже интересно.
В. Письменный рассказ по комиксу. В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории. Третий и первый этапы те же. Фрагмент тематического планирования из рабочей программы в 7 классе представлен в таблице 5.
5. Фрагмент тематического планирования из рабочей программы по русскому языку в 7 классе
Таблица
В работе по комиксам исключаются всякие предварительные этапы подготовки, общепринятые в существующей методике развития речи: словарная работа и пр. Однако такая работа происходит, но на третьем этапе, где отмечаются все интересные находки, удачи, достижения и пр. Другим типом зрительной опоры являются картины (обычно это репродукции картин известных художников) и фотографии (приложение 4). Фрагмент тематического планирования из рабочей программы представлен в таблице 6.
6.Фрагмент тематического планирования из рабочей программы по русскому языку в 8 классе Таблица
Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие наблюдательности. Как правило, картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров, от жанровой живописи, пейзажа (в 5–6-х классах) до психологического портрета (7–9-е классы). Если учитель просит детей подготовить устный рассказ по картине дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что-то очень кратко о ней рассказать, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять. Оценивается прежде всего наблюдательность: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания (действительно ли данные детали позволяют сделать такой вывод). Работа по картинам и фотографиям может быть также письменной, однако не следует злоупотреблять письменными работами, так как они снижают мотивацию детей.
Привожу фрагменты сочинений по картине «Храм Василия Блаженного» . Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Словно необыкновенный цветок с причудливыми формами, объединенный центральным шатром, напоминает многоглавую группу кремлевских соборов и словно парит над широко раскинувшимся простором площади. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Собор состоит из восьми столпов, окружающих девятый. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры. Этап оценивания нужен не для того, чтобы всем выставить отметки: это этап обучения, сравнения удачной работы и неудачной, анализ того, каким путем можно добиться успеха, накопление активной лексики и т.п. Оценивает учитель вместе с детьми: они постепенно учатся оценивать, начинают оценивать не только друг друга, но и себя; поэтому учитель должен всегда выслушивать класс и ставить отметку, учитывая все высказанные мнения.
2.Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений. Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Какого рода могут быть эти личные впечатления? 1. Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А.Вивальди, «Баркаролы» П.И. Чайковского, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?». 2. Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка. 3. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «Экскурсия по городу», «Легко ли быть молодым?» и т.п. 4. Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, в том случае, если эти мечты не носят интимного характера. Фрагмент тематического планирования в 11 классе, где предусмотрено использование данного метода, представлено в таблице 7.
7. Фрагмент тематического планирования из рабочей программы по русскому языку Таблица
Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Учитель стремится создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая черточка в характере ребенка должна учителем замечаться и доброжелательно подчеркиваться. Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми); 2) чтение творческих работ; 3) анализ.
Следует обратить внимание на то, что все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, должны читаться в классе. Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7-го класса – главным образом, сверстниками. Поэтому для них очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя. Безусловно, учитель-филолог должен заботиться и о том, чтобы впечатления детей были, возможно, более разнообразными, так как в ином случае им не о чем будет высказываться.
Г. Аргументация собственной позиции Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Организовать такой вид работы на уроке достаточно сложно, поэтому я его использую только в 11 классе на одном уроке. Фрагмент тематического планирования из рабочей программы в 11 классе представлен в таблице 8
8.Фрагмент тематического планирования из рабочей программы по русскому языку в 11 классе Таблица
Целью данного урока является не только формирование связной монологической речи, но и воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, а также закрепления на практике правил устного выступления. 4. Устная (или) письменная газета (приложение 5). Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным. Такое задание дети получают на дом, в рамках предметных недель Основная задача, которая стоит перед ними,– выбрать интересный материал и грамотно его оформить. 5. Языковые игры (приложение 6). Это могут быть как всем известные «На одну букву», «Одним словом», «Барыня прислала сто рублей…», так и игры, придуманные методистами. Их использование позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы. 6. Лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом) (приложение 7) Опорный конспект (допустим, «Имя числительное») вывешивается перед классом или рисуется на доске, затем учитель читает его, на следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задает вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы (непосредственно после каждого ответа). В данном случае от ребенка требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами. 7. Доклады и сообщения (приложение 8) Это обычная форма работы в школе, однако ее, как правило, не рассматривают как работу по развитию речи. Если ученик может готовить какие-то доклады и сообщения на любом уроке, то учитель-филолог обязан научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей. Доклады могут сопровождаться полемикой
Д. Осознание текста через собственное восприятие (приложение 9). 8. Исследование слова. Для лучшего запоминания словарных слов или труднопроизносимых можно использовать прием исследования. К примеру, слово «Будущий» и «Следующий» на первый взгляд похожи между собой. Однако их написание различно. Виной всему буква Ю, которая в одном слове пишется, а в другом- нет. Проводим исследование: будущий- (что делаю?) буду; следующий-( что делаю?) следую. Вывод: В слове «будущий» буквы Ю нет т. к. нет в глаголе, а в слове «следующий» есть буква Ю , т.к, она есть в глаголе Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы. То, что в существующей методике понимается как главное содержание уроков развития речи: накопление словарного запаса, умение структурировать речь (строить свое высказывание в соответствии с планом и пр.) – предлагаемой методикой не отрицается и не исключается, но входит в большинство видов работы на последнем этапе, когда дети уже ощутили вкус этой работы, заинтересовались ею, то есть когда они уже мотивированы и сами хотят научиться это делать как можно лучше. Не следует учить детей составлять план текста, пока они сами не поняли, зачем это нужно и какие дает преимущества в реальных коммуникативных ситуациях. Накопление словарного запаса может осуществляться теми же средствами (ведение словарей), какие используются обычно, но начинать использовать их можно только тогда, когда дети уже сами хотят знать как можно больше слов и сами стремятся записывать их – в этот момент учитель должен научить детей вести словари; но ситуация, когда учащиеся ведут словари лишь потому, что это посоветовал (приказал?) им сделать учитель, не является нормальной. Предложенная методика складывалась постепенно в ходе моей работы в школе начиная с 2008 г. Результатом ее использования в моих классах является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, остроумие, и среди них много остроумных людей; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п.; литературно грамотная речь развивается не только у интеллигентных детей. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки. Однако проблемы остаются. Одной такой проблемой является, конечно же, недостаточное владение нормами языка( орфоэпическими, лексическими, грамматическими и т.д.), а также невнимательность на уроке, вследствие чего слабая орфографическая память и зоркость. В.2 На уроках литературы Отрабатывать навыки монологической речи, как было сказано ранее, я начала с 2008 года и не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, так как это один из предметов, который предполагает изначально развивать наше творческое мышление, а соответственно, и монологическую речь. В младших классах(1-4) вся работа учителя направлена сначала на овладение чтением, и лишь потом на развитие речи. Но , как правило, в возрасте 7-10 лет учащиеся строят часто свою речь на диалоговом общении( это работа по картине, на основе личных впечатлений; это вопросно- ответная форма разговора) Это, без сомнения, важный этап в развитии речи школьника. Моей задачей остается правильно и грамотно научить говорить ребенка, формулировать свои мысли, выражать их как в устной, так и в письменной форме. Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, – важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов или (и) речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей. Поэтому на уроках литературы я работаю над формированием монологической речи поэтапно. Работа начинается с 5 класса. 1 этап: 5 класс- 1 полугодие (слушание) Во время адаптационного периода (а это тоже учитывается) пятиклассников работа ведется в следующем направлении: отрабатывается техника речи, что способствует грамотному и осмысленному восприятию. Для этого использую разные виды чтения на уроке: Чтение по цепочке, чтение шепотом, чтение про себя, чтение в такт хлопкам в ладоши. Это позволяет повысить уровень скорости чтения слов в минуту и интерес к занятиям подобного рода Также большое значение имеет пересказ на уроке. После изучения произведения учащиеся дома работают с текстом еще раз. Урок начинается с пересказа текста, что позволяет повысить уровень развития устной речи, в том числе и монологической. Вопросы, заданные после пересказа, развивают мыслительную деятельность школьника и его творческую фантазию. 2 полугодие. Продолжается работа над техникой речи и работа с пересказом. Но на этом этапе идет усложнение. После изучения произведения учащимся предлагается работа с фрагментами. Выбирается любимый эпизод и пересказывается близко к тексту. После чего уже не учитель, а сверстники начинают задавать вопросы по тексту, что позволяет выяснить, насколько ребенок овладел знанием текста, насколько он понял содержание. Чтобы повысить интерес к чтению, предлагается на любимый фрагмент нарисовать рисунок. Как правило, в рисунке ребенок проявляет себя с другой стороны. Он более раскрепощенный, позволяет увидеть себе то, что другие не заметили. Рисунок обязательно оцениваю, особенно после того как он представит его классу и «защитит» во время пересказа. Это первая работа школьника- пятиклассника по защите проектов и дальнейшая подготовка к исследовательской деятельности, которая активно ведется в нашем лицее.
2 этап: 6 класс- 1 полугодие (мотивация и актуализация) На этом этапе большая работа уделяется письменной речи одновременно с пересказом произведений. Учащиеся начинают писать сочинения по произведению, В 5 классе это была ознакомительная работа. Она имела , как правило, вид пересказа по тексту. Ребенок не обучен анализу произведения. Весь анализ осуществлялся лишь «вопрос- ответ». В этом году первая ступень к начальному анализу произведения осуществляется путем работы с текстом: с его героями, определением авторской позиции, высказыванием своего личного впечатления о герое. Все события, происходящие с героем, его поступки, речь, портрет героя определяют поведение персонажа в целом. Например, в произведении В.Пришвина «Кладовая солнца» герои- дети, оставшиеся без родителей, что уже в самом начала разговора настраивает детей на сочувствие к ним, жалость в какой-то мере, желание помочь. Анализируем их отношение кдруг другу, находим фрагменты, которые это подтверждают. Затем большое внимание уделяется эпизоду, когда дети заблудились. Попасть в экстремальную ситуацию- для многих детей страшно. По поступкам определяется характер героя( смелые, отважные, не впавшие в панику), и предлагается записать это письменно. Затем выбираются наиболее удачные аналитические заметки и все обобщается (приложение10). 2 полугодие. Во втором полугодии начинаем писать первые сочинения аналитического характера. Выстраивается схема. «Сочинение должно состоять из трех частей. Во вводной части мы с вами определяем тему, осмысливаем ее основное значение. В этой части нет анализа. Здесь только основные направления, ключевые моменты, по которым вы будете строить свое сочинение. В основной части начинается анализ произведения. Всю работу выстроите по плану: портрет героя, речь, поступки, свое впечатление. В заключительной части сделайте вывод». На этом этапе рано давать сравнительную характеристику и говорить одновременно о двух героях. Ребенок может уйти от темы и не раскрыть ее. 3 этап: 7 класс- 1 полугодие (практическое освоение через диалоги, работа с карточками- клише) На этом этапе работа над монологической речью идет в несколько этапов. Это и письменная работа (сочинения), и устная аналитическая работа (анализ короткого эпизода, сравнительная характеристика героев), и работа по карточкам- клише. Такие карточки есть составляющая часть моей работы над развитием речи. Почти всегда технология развития монологической речи идет через проблемное обучение. В 7 классе это лишь первый шаг к успешному решению проблемы (приложение11). На основе вопросов перед детьми возникает текст с целым рядом пропущенных слов, которые они и должны воспроизвести. Примерные проблемные ситуации, используемые на уроке в 7 классе: - Тарас Бульба- герой или преступник? ( по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») - Победа жизни или смерти? ( по рассказу И.А.Бунина «Лапти») - Бессердечие или сострадание у лирического героя( по стихотворению В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»- сравнительный анализ) 2 полугодие: Отработка навыков написания сочинения (описательного, повествовательного характера). 4 этап: 8 класс (не осуществлялся по причине «не работы» в этом классе). 5 этап: 9 класс На этом этапе активно ведется работа над пересказом художественного произведения. На занятии проводятся творческие задания с пересказом, которые помогают писателям усваивать стиль писателя, особенности литературного направления, учиться говорить, используя образцы ораторского искусства. Такие пересказы значительно расширяют лексический запас учащихся, способствуют активному пополнению его образными средствами русского языка, художественными тропами. Особой формой пересказа, которую я практикую в 9 классе, является научный пересказ художественного текста, при котором в процессе передачи текста цитируются его отдельные фрагменты, сохраняются художественные особенности, дается необходимый минимум литературоведческих оценок и комментариев, обращается внимание на композицию пересказываемого текста. Он является промежуточным звеном работы между чтением и усвоением содержания текста и его анализом, способствует плавному переходу к анализу. Предлагаемые виды работ над пересказом: - Продумайте назначение вашего пересказа; - Какие события вы перескажете подробно, а какие кратко и почему? - Какие цитаты будут включены вами в пересказ? - Продумайте необходимый минимум комментариев, помогающих слушателям понять наиболее сложные места текста На этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса учащихся разнообразными лексическими пластами: философской, общественно- политической лексикой, литературоведческой терминологией, изобразительно- выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами. 6 Этап: 10 класс На этом этапе работа по развитию речи идет параллельно с диалоговым общением, так как большое внимание уделяется работе анализу произведения. При этом имеется в виду, что диалог не есть простое чередование ответов и вопросов, он представляет собой совместное обсуждение предмета, когда в ходе живого общения предмет обретает характеристики, становящиеся очевидными и достоверными для всех участников диалога, т.е. происходит освоение предмета, в нашем случае изучаемого произведения. В ходе такого диалогического общения перед старшеклассниками ставится новая задача: истолкование и оценка произведения в стиле сочинения- рассуждения. А это можно добиться только через монологическое письменное высказывание, где ученик выделяет уже первую аргументированную позицию на основе прочитанного произведения и диалога между учителем и им самим. 7 этап: 11 класс (аргументация собственной позиции). Изучение литературы в начале учебного года тесно соприкасается с русской историей. Чтобы говорить, рассуждать и делать выводы, нужно хорошо знать это время. Оно многособытийно, противоречиво. Раскол наблюдается не только в политике, но и в душах наших героев. Изучая «Вишневый сад» А.П.Чехова, решаем проблему: ЧТО ДЕЛАТЬ? Читая М.Горького пьесу «На дне», думаем: КТО ВИНОВАТ? Вспоминая произведения Великой Отечественной войны, рассуждаем вместе с автором о судьбе русской нации, о чести русского солдата: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? Все эти вопросы, не раз поднимаемые в русской литературе, как никогда актуальны и сегодня. Работа над карточками- клише продолжается. Здесь в отличие от 9,8,7 классов, увеличивается объем, усложняется стиль. Все это помогает подготовиться к ЕГЭ.( см. приложение 12). Г.Осознание текста Ведется большая монологическая работа по развитию письменной монологической речи. В 11 классе это довольно часто используемый вид работы. Старшеклассники, изучив произведение, выражают в своей интерпретации осмысление проблематики произведения, выражения собственного «Я», подчеркивают актуальность данного произведения, соотносят его со временем, в котором живут. Часто темы сочинений представлены в таком виде, что позволит раскрывать тему сочинения неразрывно со своей личностью. После изучения произведения «На дне» проблематика осуществляется через сочинения рассуждения (Эссе, рецензия, отзыв) Эссе «Лука? Сатин? – с кем ты, если выбирать из троих?». Кудряшов И.:\: «…Мне близок Лука, странный странник- сказочник, в нем много характерных черт, которые я нахожу и в себе. И в жизни было много случаев, когда во мне «просыпался» Лука. А где - то я жесток, в том смысле, что могу и правду рассказать, как Сатин. Не могу утверждать, что Сатин – отрицательный персонаж, просто ему не хватает воображения и фантазии. Была бы у него мечта, и в нем бы проснулся Лука, как во мне .» Дулатов И.: «…Я, думаю, что похож на Сатина. Похож тем, что не верю в чудеса, в удачу, ведь шанс, что именно ты будешь победителем среди миллионов, очень мал. В то время много было причин, которые влияют на твое место в обществе. Сегодня все зависит от тебя, от профессии и от ума… » Е. Ерусланов :«С кем я, если выбирать из двоих? За ложь во спасение, либо за горькую правду? Конечно же, за Сатина. Правда, пусть она горька, но все же правда. Любая ложь вскроется рано или поздно, и тогда уже будет тяжелее. Кроме всего прочего, человек должен сам справляться с трудностями. Тогда появляется смысл в жизни, возможно, мечта. .. » Кудряшов И: «..Мне кажется, что Лука очень нужный персонаж, еще и потому, что он, такой светлый и мудрый, вносит много позитива в «горькую пьесу» о бывших людях. Лука не забывает ни на минуту, что речь – то все - таки идет о людях, которые пусть «бывшие», но люди. Много нравственного в этом образе. Возможно, и нам стоит поучиться успокаивать людей так, как это делал Лука…».
3. Результаты, полученные в процессе использования данной технологии. Сводная ведомость работы с одаренными детьми, участвовавших , представлена в таблице 9. 9.- Мониторинг деятельности обучающихся Таблица
Среднее качество образования в классах, где я работаю с 2007 года, существенно изменилось, благодаря тем задачам, которые я ставлю на уроке. Общая качественная успеваемость по литературе составила 95 %, по русскому языку- 77%. В 2009 г качество сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11 классе составило 67%; 2009г.-качество сдачи ГИА в 9 классе составило 37%; 2010 г.-качество сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11 классе составило 70; Результаты в собственной профессиональной деятельности: Изучая специальную учебно-методическую литературу, осваивая новые педагогические технологии, подбираю разнообразные материалы таким образом, чтобы они не только развивали монологическую речь, но и стимулировали мышление, эмоциональную сферу ребенка. Разрабатываю уроки- диалоги, т.к. считаю, что диалог- это не простое чередование вопросов и ответов, а совместное обсуждение проблемы. Выступаю на заседаниях ШМО, КМО и на районных августовских совещаниях учителей русского языка и литературы с обменом опытом. В настоящее время принимаю участие в республиканской научно- практической конференции «Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы» . За указанный период прошла курсы повышения квалификации тьютеров в ИРО «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание С» В этом же году планирую прохождение курсов на повышение квалификации на высшую категорию в декабре 2010г. Заключение Описанная в работе технология, которую я применяю на уроках для развития монологической речи, требует времени и дополнительных усилий при подготовки к занятиям. Не просто, как показал мой опыт, научить ребенка говорить. Однако все эти трудности преодолимы. Проблемное обучение на уроках литературы и русского языка как в старших, так и в младших классах имеет ряд несомненных преимуществ. Такое обучение в большей мере соответствует специфике искусства слова. Очевиден развивающий эффект такого обучения: речь идет, во- первых, о развитии способности учащихся анализировать, интерпретировать и оценивать текст задания или произведения, а также о развитии у них умения построить связанное высказывание. Наконец, такое обучение базируется на педагогике сотрудничества учителя и учащегося, здесь нет ориентации на усредненного ученика, а напротив, появляется больше возможностей для дифференциации и даже в известной мере для индивидуального обучения, что очень важно для учебного заведения лицейского типа. Выражается все это не только в том, что в классах, где я работаю, наблюдается повышение абсолютной и качественной успеваемости, но и прослеживается интерес к изучаемому предмету с помощью дополнительных источников. Повышается также культура языкового общения, интеллект, что позволяет воспользоваться уже имеющими знаниями и на других предметах. Кроме того, такая работа позволяет не только обогатить учащихся новым читательским опытом (жизненным, эстетическим, нравственным), но и дать представление о богатстве нации, к которой он непосредственно относится. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, большинство заданий по разным предметам предполагают тестовую подготовку, в которой ребята проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, прекрасно владеющими компьютером, но не словом.
Список литературы. 1. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык»10-11 класс. Москва.. Просвещение,2007. 2. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко «Пособие по русскому языку для учащихся старших классов».- 40-е изд.- М.: Просвещение, 2000.- 286 с. 3. Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русскому языку»11 класс. Москва «ВАКО»2005 г. 4. И.Е.Каплан, П.Г.Пустовойт «Русская литература. Хрестоматия историко - литературных материалов».- М.: Просвещение, 1994. 5. В.Г.Костомаров «Жизнь языка от вятичей до москвичей».- М.: «Педагогика- Пресс», 1994 г. 6. А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений» Москва. Педагогический университет «Первое сентября»,2007 год. 7. Ю.А.Лыссый «Методические советы к учебнику- практикуму».- 2 издание-.- М.: Просвещение, 2001. 8. К.И. Пехливанова, М.Н. Лебедева «Грамматика русского литературного языка в иллюстрациях».- Издательство «Русский язык», 1994 г. 9. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. «Пособие по развитию речи: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ».- 2-е изд., доп. и перераб..- М.: Просвещение, 1997.- 288 с. 10. А.К.Панфилов «Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2101».- М.: Просвещение, 1989.-206 с. 11. С.И.Райский «Работа над речевыми ошибками в изложениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...
Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Формы диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В данной статье представлены различные диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы...
Статья "Игрофикация как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)
Данная работа посвящена игровым технологиям на уроках русского языка и литературы. Показано, что игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умстве...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)
Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы....
Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...