методическая урока развития речи по теме "О чем рассказала семейная реликвия
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Урок развития речи в 6 классе -заключительный этап проекта "История моей семьи в истории России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семисотова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы  первой категории , муниципального образовательного учреждения  «Плотниковская  средняя общеобразовательная школа» Михайловского  муниципального района Волгоградской области

Урок развития речи  по теме

« О чем рассказала семейная реликвия»

Цели и задачи урока:

  1. совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
  2. Развивать речь , воображение , творческие способности, умение анализировать и делать выводы ;
  3. актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
  4. воспитывать интерес к истории родного края и уважительное отношение к предкам;
  5. формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества;
  6. воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Форма проведения: урок -исследование

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, представление проектов исследовательских  работ учащихся;

Оборудование:

  1. Презентация « О чем рассказала семейная реликвия»;
  2. мультимедийный проектор ;
  3. компьютер;
  4. метроном;
  5. алгоритм написания сочинения;      
  6. Лист заданий «Словарная работа при подготовке к сочинению»
  7. Книга Памяти : в 2 т.37 кн. Михайловский район Волгоградской  области.-Волгоград: Комитет по печати, 1995.;
  8. Фотографии фронтовиков, найденные учащимися в домашних архивах;
  9. Письмо с фронта Усачева И.М.
  10. Выставка «Семейные реликвии»

Подготовительная работа:

  1. учащиеся подбирают материал о близких , участвовавших в Великой Отечественной войне
  2. готовят презентацию
  3. находят  фотографии фронтовиков погибших и живущих сегодня.

ХОД УРОКА

Слайд 1

I. Организационный момент.

 II.Вступительное слово учителя. 

Слайд 2

Жизнь человека только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она останется нетленной…

  Память –великое человеческое свойство. Мы люди обладаем способностью помнить , вновь и вновь переживать давно прошедшее.

Слайд 2

III.Сообщение темы и цели  урока.

Обратите внимание на стихотворение

Старинные вещи  минувших эпох,

Как дороги сердцу семейных родов!

В них связь поколений ,

В них память далеких ,ушедших годов!

-В стихотворении есть строки «Старинные вещи  семейных родов», а как называют такие старинные вещи, сохраняемые из поколения в поколение? (РЕЛИКВИЯ

Вот и сегодня на уроке речь пойдет о семейных реликвиях.

В словаре Ожегова нашлось такое определение этого слова. Реликвия-вещь ,  свято хранимая как память о прошлом.

  Найдите в стихотворении строки ,отвечающие на вопрос «А для чего люди берегут эти реликвии?

IV. Работа по теме урока.

УЧИТЕЛЬ. В каждой семье есть предметы , которые бережно хранят, о которых рассказывают детям , внукам. Эти предметы  напоминают о чем-то  или о ком-то дорогом…  В детстве  со мной был случай . Когда мы с братом нашли бабушкин альбом , мы разрезали несколько фотографий .Я до сих пор помню , как бабушка плакала , потом она рассказала , что это были фотографии ее убитого на войне брата.

Сегодняшний урок мы посвятим дорогим вашему сердцу реликвиям. Подумаем вместе : «Нужно ли беречь эти вещи. Важны ли они для вас, подростков.»

У каждого предмета своя история …

Однажды берешь в руки вещь , семейный альбом и вдруг … словно озарение :  , что это , откуда? Почему хранится в моей семье? И тогда ищешь ответы на вопросы…

Вот и сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос «О чем рассказала семейная реликвия»

ЗАПИШЕМ ДАТУ И ТЕМУ УРОКА

Мы продолжаем с вами работать над проектом «История моей семьи в истории России» .Вами собран материал для школьного музея .И сегодня , как этап нашего проекта мы должны представить реликвию своей семьи.

Истории , связанные с такими вещами , передаются из поколения в поколение и незримыми нитями связывают людей в общность , которая называется семьей . родом . поколением , народом.

Что может быть реликвией? Посмотрите на выставку. Это только часть предметов .(представление выставки)

Последней беру в руки икону

Слайд

 Намоленные старые иконы
Давно висят в родительском дому .
Пред ними прадед мой творил поклоны,
Молясь усердно за свою семью…

У кого дома есть старинные иконы ?  Кто на них изображен? Знаете ли вы откуда у вас в доме  появилась эта икона ?Задумывались ли вы , тепло чьих рук хранит эта икона? Возможно , она –святая частичка , то , что должно оберегать вас и поддерживать в трудную минуту.

Слайд

В семье Гребенюк Даши хранится старинная икона .Историю семейной реликвии она нам сейчас расскажет.

 В рассказе Даши прозвучало , что об иконе ей рассказала бабушка .А кто вам рассказал о ваших реликвиях ,с чьих слов вы знаете ?

Слайд

  V.РАБОТА СО СЛАЙДОМ

   

Слайд

Приходилось ли вам видеть в старых альбомах фотографии ?А на стенах выцветшие снимки?

В многих семьях реликвиями являются фотографии.Фотография –только  Запечатленный миг.Они немые свидетели.Но они видели и помнят ,смотрят и рассказывают. Нам. Сейчас.О том , что было , судьбу ,историю… Чью-то радость , печаль …Память –это всегда урок .И они учат нас .Учат , как надо жить дальше.

Слайд

Есть фотографии в альбоме старом-

Подумать страшно, сколько им уж лет-

Остановилось время в кадре каждом.
Мне очень дорог черно-белый строгий цвет.

И в этом цвете все еще моложе!

Струится вновь воспоминаний бег.
И эти лица мне близки , хоть строже

Глядят глаза , добрей которых –в мире нет!

                                           И.Чеботникова.

Учитель. Ребята ,  вспомните фотографии своих бабушек и дедушек в молодости.  Что они пережили ? Что чувствовали ? О чем мечтали?

Слайд

Перед вами фотография военных лет , на ней изображены  бабушка и дедушка Кошковой Татьяны .Это 45 год , это 2010.

Слайд

Перед вами фотографии Антонова Сергея Ивановича , прадедушки вашего одноклассника Антонова Романа. Он награжден благодарственными письмами ПОКАЗАТЬ и зачитать

 Слайд

О человеке , изображенном на этой фотографии, расскажет Родионов Артем . В его семье тоже есть необычная реликвия.

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

 Лист заданий  «Словарная работа при подготовке к сочинению» часть 1.

Слайд

В семье Лапиных  хранится много памятных вещей ,которые могут рассказать историю их семьи . Перед вами Лапины  Николай Семенович и Анна Дмитриевна. Они живут в нашем хуторе. О нелегкой судьбе прадедушки  расскажет  Белоножкина Анна.

Слайд

В семье Михайлик  хранится реликвия –золотое кольцо. Об этом расскажет Заборовский Анатолий.

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

 Лист заданий  «Словарная работа при подготовке к сочинению»  часть 2

Вспомни , как пишется        

Запомни , как пишется

Спроси , как пишется , если затрудняешься в написании

Часть 1

Т_желый бой ,урага_ый огонь ,пр_тивник, возвр_тился д_мой, б_евой ,фаши_кий, ф_тография ,святыня ,вое_ые годы, восп_минания.

Великая Отечественная война, команда ,сражение ,фашизм,

медаль, орден ,награды, День Победы, на фронт ,портрет ,снимок, доблесть ,отвага, мужество, Курская дуга ,Сталинград,солдат,военкомат,реликвия.

Часть 2

  Чтобы избежать повторов , подбери синонимы и описательные обороты к  словам

Фотография –

Храбро-

Война –

Бой-

Прадедушка (прабабушка)-

Слова для справок

Снимок , фото, портрет, лихое время , битва, огненные годы, время испытиния ,предок , родственник ,

мужественно , отважно , доблестно,защищать Отечество , Родину, бесстрашно,сражение

Ребята . обратите внимание на следующий слайд.

Слайд

Писем белые стаи
Прилетали на Русь …
Их с волненьем читали ,
Знали  их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют , не жгут ,
Как  большую святыню
Сыновьям берегут!

Об этой реликвии мне хотелось бы сказать особенно. Это письмо с фронта .

О нем расскажет Печерская Ирина (включить магнитофон с записью музыки)

УЧИТЕЛЬ Ребята на уроке мы смогли познакомиться только с некоторыми семейными реликвиями , но  мы с вами проделали большую работу по сбору информациии для школьного музея. Сегодня вы должны написать сочинение на тему  «О чем рассказала семейная реликвия» . Пусть каждый из вас расскажет об этом и постарается выразить свое отношение к ней.

VI.Написание сочинений

Перед вами план ваших проектов .В написании сочинения  можно придерживаться данного плана…

Слайд

А также у вас на столах алгоритм написания сочинения  

Алгоритм написания сочинения
1.Реликвия –это …(Ключевые слова: памятная вещь ,дорогая память . память о …, свято хранимая…)

2.Почему обратил внимание на этот предмет(Ключевые слова: говорили на уроке , получил задание ,перебирал фотографии , расспросил…)

3.С кем связана данная реликвия (Ключевые слова: я никогда не видел…,мало , что знаю о…,видел фотографии…,знаю по рассказам…)

4.Что мне известно о людях , с кем связана реликвия.

5.История , связанная с предметом или человеком , о котором рассказывается в сочинении.

6. Стоит ли беречь эту реликвию? Почему ?(Ключевые слова : Я хочу , чтобы …Мне хотелось , чтобы..)

Прослушаем черновые варианты , написанные ребятами.

(Анализируем отдельные моменты)

VII. Рефлексия

О чем заставил задуматься сегодняшний урок?

Изменится ли теперь ваше отношение к предметам , бережно хранимым  вашими близкими?

 

Если вы считаете , что важно хранить семейные реликвии , то возьмите и прикрепите зеленый листок к нашему дереву, если считаете , что помнить о прошлом не важно –желтый к подножью дерева.

Ребята посмотрите , дерево оказалось зеленым , а значит для вас важно , чтобы вы помнили о прошлом .У человека , как и у дерева , есть корни-это наши предки . И пока вы будете помнить о них , древо вашего рода будет расти , ваши дети тоже с благодарностью и любовью вспомнят о вас.

VIII. Итог урока

 Память и знания прошлого заполняют мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст , без прошлого нет будущего . Память о прошлом живет и бережно хранится в народе .Наверное. память стала той силой ,хранящей наши семьи , национальную культуру, родную страну.

Помните об этом.

IX.Домашнее задание.   Дописать сочинение.

X. Оценки за урок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...

Сочинение "Семейная реликвия"

Сочинение-призер регионального конкурса сочинений "Моя семья" в номинации "Семейная реликвия" рассказывает о бережном отношении к семейным дорогим предметам, сохраняющим память о наших предках....

Семейные реликвии классный час

Представляю Классный час  в 5 б классе. Работа творческих группУченики класса, готовясь к классному часу, объединились в группы, каждая из которых имела отдельное задание:1-я группа – ...

Семейные реликвии классный час

Представляю Классный час  в 5 б классе. Работа творческих группУченики класса, готовясь к классному часу, объединились в группы, каждая из которых имела отдельное задание:1-я группа – ...

Семейные реликвии семьи Лазаревых

Исследовательская работа о военных реликвиях семьи Лазаревых...

Внеклассное мероприятие «Семейные реликвии» (6 класс)

Внеклассное мероприятие «Семейные реликвии» (6 класс)...

Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).

Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....