Материалы к урокам
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения является предметом педагогической аксиологии. На уроках русского языка можно формировать взгляд на язык как на национально-культурный феномен, формировать отношение к русскому языку как духовной ценности, реализовывать творческий потенциал личности, способствовать к самоопределению обучающихся в мире ценностей и т.д. Сегодня идея аксиологии заключается в том, чтобы на уроке русского языка через активную целенаправленную деятельность ребенок увидел, что ему надо усвоить, чему научиться, чем овладеть. Культуроведческая компетенция предполагает овладение ценностями родной культуры через содержание культурного опыта, приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В конспекте этого урока пыталась показать работу, способстующую реализации проблемы "Аксиологический аспект в преподавании предметов гуманитарного цикла"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Березовка»
Энгельсского района
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по русскому языку в 7 классе
на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«СОВРЕМЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»
Подготовила: Носкова Н.Э., учитель
русского языка и литературы
2011/2012 учебный год
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Цель урока: познакомить с новой орфограммой и научить обучающихся применять на практике знания по теме.
Задачи урока:
- повторить правописание НЕ с разными частями речи;
- совершенствовать орфографические умения и знания по теме: «Причастие»;
- развивать навыки синтаксического разбора предложений с причастным оборотом и морфологического разбора причастия;
- способствовать формированию духовно-нравственному воспитанию
Оборудование:
учебник, тесты, материалы для игры «Слабое звено», презентация
План урока.
- Организационный момент (приветствие обучающихся, запись в тетради даты, знакомство с темой урока и планом его проведения)
СЛАЙД 1- 2
- Проверка домашнего задания.
- УЧИТЕЛЬ: К уроку вам было предложено написать небольшую творческую работу на тему: «Что значит быть воспитанным человеком?» Давайте прочитаем несколько ваших работ, и я вас познакомлю с ответом народной артистки СССР Софьи Владимировны Гиацинтовой на этом вопрос.
- ЧТЕНИЕ 2-3 работ
- ЧТЕНИЕ учителем текста (Методические рекомендации. Русский язык, 8 класс, под редакцией М.М.Разумовской, М., «Дрофа», 1999, стр.110-111
БЕДЕСА с классом
- Кого считает Софья Владимировна воспитанным человеком? Почему? (Артиста Василия Ивановича Качалова, т.к. он запоминал все имена и отчества всех людей, с которыми он встречался; уважал людей; стремился всегда помочь)
СЛАЙД 3
- Прочитайте предложения, содержащие ответ на вопрос: «Что значит быть воспитанным?» и созвучные с вашими творческими работами.
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ЧТЕНИЕ ТОЛКОВАНИЙ СЛОВ СЛОВАРЕМ)
ВОСПИТАННЫЙ, -ая, -ое; -ан, -анна. Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя. В. ребенок. В. человек. || сущ воспитанность, -и, ж.
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Проникнутый вниманием, сосредоточенный. В. читатель. В. взгляд. 2. Проявляющий внимание, чуткий. В. уход за больными. Внимательно (нареч.) относиться к чужому мнению. || сущ. внимательность, -и, ж.
ДЕЛИКАТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. 1. Вежливый, мягкий в обращении. Д. характер. Деликатно (нареч.) намекнуть. Деликатного сложения (перен.: нежного, хрупкого; шутл.). 2. Затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения. Д. вопрос. || сущ. деликатность, -и, ж.
СЕРДЕЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. 1. см. сердце1. 2. Задушевный, искренний; добрый. Оказать с. прием. Сердечно (нареч.) рад. Сердечная благодарность. Сердечная дружба. С. человек. 3. полн. ф. Относящийся к любви между мужчиной и женщиной, любовный (разг.). Сердечные тайны. 4. сердечный [гин], -ото, м. Употр. как ласковое обращение с оттенком жалости, сострадания (прост.). Устал, с., отдохни. || сущ сердечность, -и, ж. (ко 2 знач.) || ж. сердечная [шн], -ой (к 4 знач.).
СКРОМНЫЙ, -ая, -ое; -мен, -мна, -мно, -мны и -мны. 1. Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Ученый скромен. 2. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный. Скромное поведение. Скромная внешность. Скромно (нареч.) одеваться. Скромная квартира. 3. перен. Небольшой, ограниченный, едва достаточный. С. заработок. Весьма с. результат. || сущ. скромность, -и, ж. * Без ложной скромности (ирон.) - не скромничая, не преуменьшая своих положительных качеств. Скажу без ложной скромности, что я очень популярен.
ТАКТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Обладающий тактом 2, осуществленный с чувством такта. Г. собеседник. Тактично (нареч.) поступать. || сущ. тактичность, -и, ж.
ТАКТ 2, -а, м. Умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках. Врожденный т. Отсутствие такта. С тактом (тактично).
ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Достойный человека, отзывчивый, гуманный. Человечное отношение. Поступить человечно (нареч.). || сущ. человечность, -и, ж.
- Ребята, а удостаивались ли вы такой высокой похвалы (называли ли вас воспитанными) или, может быть, вы встречались с людьми, которых могли бы назвать воспитанными?
- РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ
- Словарная работа (запись у доски и в тетрадях + комментарий к записанному тексту): явная неправда (ложь), обидная невнимательность (рассеянность), приятная неожиданность (не употр. без не-), ненастный вечер (не употр. без не-), необыкновенный шум (особый), невзлюбил своего земляка (не употр. без не-), совсем не весенний ветерок (совсем не), не мешает дружбе, не сырой, а сухой.
СЛАЙД 4 (ВЫВОД)
Слитно | Раздельно |
1) Со словами, которые не употребляются без не: | 1) С глаголами: не слышал |
2) С существительными, прилагательными, когда с не образуется новое слово (его нередко можно заменить синонимом без не) Недалекий (близкий) | 2) С существительными, прилагательными, при имеющемся или подразумеваемом противопоставлении |
3. С прилагательными, если отрицание усиливается отрицательным местоимением и наречием (с частицей ни), а также с частицами далеко не, вовсе не, отнюдь не |
- НАБЛЮДЕНИЕ
СЛАЙД 5
Сравните записи и попытайтесь самостоятельно сделать вывод
ВЫВОД обучающихся СЛАЙД 6
- Работа с учебником: комментированное выполнение упражнения № _____________________+ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ У доски:
- Синтаксический разбор предложения: Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. (Повествов., невоскл., простое, распростр., с причастным оборотом)
- Морфологический разбор причастия: нарушаемая – прич. 1.Тишина (какая?) нарушаемая 2. Н.ф. – нарушаемый. Пост.: страдат., наст. вр., несов.в.; непост.: полная форма, им. п., ед.ч., ж.р. 3. Тишина какая? Не нарушаемая (определение)
- Карточка
Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.
(1 )(Не)прочитанный роман; (2)(не)прочитанный мной роман; роман (3)(не)дочитан; (4)(не)окрепший от болезни дедушка; еще(5)(не)окрепший от болезни; (6)(не) годующий человек; (7)(не)замерзший пруд; (8)(не)замерзший к утру пруд; в доме (9)(не)прибрано; еще (10)(не)украшенная елка__2, 3, 4, 5, 8, 9, 10 ________________.
4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.
а) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено, (не)окрепший от удара
б) (не)доумевающий взгляд, (не)кошеная трава, (не)зависимый ни от кого
в) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек, (не)затихающая буря
______в___________________________
5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раз дельно.
а) дело (не)закончено, дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история
б) (не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы, район (не)исследован
в) никем (не)принятое предложение, еще (не)принятое предложение, (не)принятое комиссией предложение
____________________в
- Игра «Слабое звено»
Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? ( две )
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)
Тур 2
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? ( первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)
Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)
Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)
- ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОЫ
Тестирование (разноуровневые варианты)
1 уровень
1. Запишите три причастия.
___________________________________________________________
2.Найдите в приведенных примерах причастие и укажите их номера:
1.Спелый 2.Бушевать 3.Бушующий
4.Синевший 5.Синеть 6.Весенний
7.Весна 8.Расколотый
___________________________________________________________
3. Запишите по два причастия:
Действительные_____________________________________________
Страдательные _____________________________________________
4. .Подчеркните в предложении действительные причастия:
Трудна стрельба по внезапно вылетевшему из кустов фазану, подгоняемому криками охотников.
5.Укажите номера словосочетаний со страдательным причастием.
1.Плачущий ребёнок 2.Отцветшие луга
3.Увлекаемый течением 4.Любящий сны
5.Освещенная солнцем 6.Сжатое поле
____________________________________________________________________
2 Уровень
1. Напишите по одному действительному причастию настоящего времени с суффиксами:
– ущ –(- ющ-)_________________________________________
– ащ – (-ящ -)_________________________________________
2.Объяснить, почему каждое из данных причастий имеет такой суффикс, указав спряжение глагола, от которого оно образовано:
Бреющийся_____, стелющий_______, слышащий_______, видящий_______, роющий______, слушающий_______.
3. Найдите и подчеркните в предложениях причастие:
А.В пустом вечереющем небе пролетел ястреб.
Б. Далеко в потемневшей тайге бубнил филин.
В. Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны.
Г. Лодки закачались, поднятые и опущенные волной, оставленной
пароходом.
4. Выберите правильную характеристику каждого причастия (а, б)
Смотрящим___________________собранный___________________
Нарисованное_________________задумавшийся_________________
Колотый____________________распиленный___________________
а) это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
б) это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.
5.Выберите в скобках и подчеркните правильную форму причастия:
1.Доклад, (обсуждавший, обсуждавшийся) сегодня, будет напечатан.
2.Между колоннами, (образующими, образующимися) портик, была видна дверь.
3.Картина, (демонстрирующая, демонстрирующаяся) на выставке, была отреставрирована.
4.Небо, (затянувшее, затянутое, затянувшееся) тучами, черным потолком повисло над нами.
7. Подведение итога +домашнее задание _______________________________
КАРТОЧКА № 1
Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.
(1 )(Не)прочитанный роман; (2)(не)прочитанный мной роман; роман (3)(не)дочитан; (4)(не)окрепший от болезни дедушка; еще(5)(не)окрепший от болезни; (6)(не) годующий человек; (7)(не)замерзший пруд; (8)(не)замерзший к утру пруд; в доме (9)(не)прибрано; еще (10)(не)украшенная елка__________________.
4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.
а) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено, (не)окрепший от удара
б) (не)доумевающий взгляд, (не)кошеная трава, (не)зависимый ни от кого
в) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек, (не)затихающая буря
_______________________________
5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раз дельно.
а) дело (не)закончено, дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история
б) (не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы, район (не)исследован
в) никем (не)принятое предложение, еще (не)принятое предложение, (не)принятое комиссией предложение
___________________________________
_________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2
Запишите предложение, расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор предложения:
Тишина не нарушаемая ни движением ни звуком особенно поразительна.
_________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3
Из предложения выпишите причастие и выполните морфологический разбор причастия:
Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.
ТЕСТ 1 уровень
1. Запишите три причастия.
___________________________________________________________
2.Найдите в приведенных примерах причастие и укажите их номера:
1.Спелый 2.Бушевать 3.Бушующий
4.Синевший 5.Синеть 6.Весенний
7.Весна 8.Расколотый
___________________________________________________________
3. Запишите по два причастия:
Действительные_____________________________________________
Страдательные _____________________________________________
4. .Подчеркните в предложении действительные причастия:
Трудна стрельба по внезапно вылетевшему из кустов фазану, подгоняемому криками охотников.
5.Укажите номера словосочетаний со страдательным причастием.
1.Плачущий ребёнок 2.Отцветшие луга
3.Увлекаемый течением 4.Любящий сны
5.Освещенная солнцем 6.Сжатое поле
ТЕСТ 2 Уровень
1. Напишите по одному действительному причастию настоящего времени с суффиксами:
– ущ –(- ющ-)_________________________________________
– ащ – (-ящ -)_________________________________________
2.Объяснить, почему каждое из данных причастий имеет такой суффикс, указав спряжение глагола, от которого оно образовано:
Бреющийся_____, стелющий_______, слышащий_______, видящий_______, роющий______, слушающий_______.
3. Найдите и подчеркните в предложениях причастие:
А.В пустом вечереющем небе пролетел ястреб.
Б. Далеко в потемневшей тайге бубнил филин.
В. Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны.
Г. Лодки закачались, поднятые и опущенные волной, оставленной
пароходом.
4. Выберите правильную характеристику каждого причастия (а, б)
Смотрящим___________________собранный___________________
Нарисованное_________________задумавшийся_________________
Колотый____________________распиленный___________________
а) это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;
б) это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.
5.Выберите в скобках и подчеркните правильную форму причастия:
1.Доклад, (обсуждавший, обсуждавшийся) сегодня, будет напечатан.
2.Между колоннами, (образующими, образующимися) портик, была видна дверь.
3.Картина, (демонстрирующая, демонстрирующаяся) на выставке, была отреставрирована.
4.Небо, (затянувшее, затянутое, затянувшееся) тучами, черным потолком повисло над нами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Проверка домашнего задания Повторение изученного по теме «Причастие» Повторение правописания НЕ с разными частями речи Изучение новой темы Закрепление изученного
Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Знание норм поведения помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
1) Со словами, которые не употребляются без не: неистовство, необходимый, нельзя, негодуя, ненавидящий, непобедимый и т.д. ________________________ 2) С существительными, прилагательными, когда с не образуется новое слово (его нередко можно заменить синонимом без не) Недалекий (близкий) 1) С существительными, прилагательными, при имеющемся или подразумеваемом противопоставлении Он говорил не правду, а ложь. Это не тетрадь! Стол не деревянный. (с относительными прилагательными) _____________________________ 2) С прилагательными, если отрицание усиливается отрицательным местоимением и наречием (с частицей ни), а также с частицами далеко не, вовсе не, отнюдь не Это вовсе не интересная книга _____________________________ 3) С глаголами: не слышал Слитно Раздельно
Сравните записи и самостоятельно сделайте вывод Неозаренная долина Непокрытая земля Незамерзшая река Неисследованная тайга Не озаренная лучами солнца долина Земля не покрыта снегом Не замерзшая, а по-прежнему бегущая река Не исследованная, а дикая тайга
Не с причастиями СЛИТНО 1)С полными причастиями без зависимых слов На столе лежала непрочитанная книга РАЗДЕЛЬНО 1) С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга 2) краткими причастиями Не освещена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...