Тесты по русскому языку
тест по русскому языку по теме

 

В основу тестов взят  основной школьный курс русского языка, представленный в виде вопросов и заданий, объединенных в группы. Эти тесты дают возможность самостоятельно оценить учащимся уровень знаний русской грамматики, степень владения правилами орфографии и пунктуации, так как  в конце каждого задания дан ключ (ответы), где можно проверить правильность ответов. Каждый вопрос предусматривает 6 вариантов ответа, из которых следует выбрать один.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

                   Володина Нина Николаевна

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное  учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Тесты по русскому языку

В основу тестов взят  основной школьный курс русского языка, представленный в виде вопросов и заданий, объединенных в группы. Эти тесты дают возможность самостоятельно оценить учащимся уровень знаний русской грамматики, степень владения правилами орфографии и пунктуации, так как  в конце каждого задания дан ключ (ответы), где можно проверить правильность ответов. Каждый вопрос предусматривает 6 вариантов ответа, из которых следует выбрать один.

Задание 1

  1. В каком слове количество букв и звуков не со впадает?

а)        подъём        г) гостья

б)        паяльник        д) балалайка

в)        мороженое        е) якорь

2.   В каком слове допущена ошибка в транскрипции?

а)        [с'н'эк]        г) [п'эс'инка]

б)        [б'эр'йк]        д) [учин'йк]

в)        [б'ир'ига]        е) [йожик]

  1. В каком слове есть непроизносимый согласный?

а)        я?ства        г) уча?ствовать

б)        редкос?ный        д) ровес?ник

в)        искус?ный        е) опас?ность

4.   Какое слово не является родственным?

а)        излагать        г) налаживать

б)        положение        д) полагать

в)        прилагательное        е) предложить

5.  Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

а)        заколка        г) безграмотность

б)        рассказчик        д) подъёмник

в)        расстройство        е) подберёзовик

6.  Какое слово неправильно разобрано по составу?

а)        пере-крёст-ок-□       г) санатор-ий-□  

б)        сортир-ов-щик-□      д) раст-ени-е

в)        о-круж-н-ость-□       е) с-берёж-ени-я

7.  Какое существительное не относится ко II скло нению?

а)        студень        г) монастырь

б)        олень        д) лунь

в)        туш        е) бронь

9.  В каком словосочетании относительное прилага тельное употреблено в значении качественного?

а)        волчий хвост

б)        розовое варенье

в)        золотой характер

г)        эмалированная кастрюля

д)        цветная картинка

е)        шоколадная конфета

 9.  Какой глагол не относится к I спряжению?

а)        гореть        г) брить

б)        бороться        д) веять

в)        реветь        е) топтать

10.  Чем является выделенное слово?

Все хорошо под сиянием лунным! (Н.А. Некрасов.)

 Выбери ответ:

а)        наречие

б)        полная форма прилагательного

в)        краткая форма прилагательного

г)        частица

д)        слово категории состояния

е)        форма сравнительной степени прилагательного

11.  Какой предлог оканчивается на -ии?

а)        вследств.. . .        г)   наподоб…

б)        в заключен . . .        д)   в отношен…

в)        в продолжен . . .        е)   в течен…

12.  В каком словосочетании слова связаны не спо собом примыкания?

а)          яйцо всмятку

б)          говорить громко

в)          управлять лодкой

г)          идти  пешком

д)          бег  трусцой

е)          ехать верхом

13.   В каком предложении употреблено составное глагольное сказуемое?

а)        Буду петь я и радость и горе. (И.С. Никитин.)

б)        Сергей Михайлович был человек уже немолодой, вы сокий, плотный. (Л.Н. Толстой.)

в)        0кунь сорвался с крючка  и... бултых в воду. (А.П. Чехов.)

г)        Ветер показался мне не силён. (А.С. Пушкин.)

д)        Шутить и он горазд. (А.С. Грибоедов.)

е)        Главное в литературе — написать. (П. Загребельный.)

14. Какого вида выделенное придаточное предложение?

Я был горд тем, что у меня такой замечательный ни на кого не похожий батя, что у него вольная, неза висимая жизнь, и я мечтал, что, как только вырасту, батя обучит меня плотничать. (А. Варламов.)

Выбери ответ:

а)        определительное

б)        изъяснительное

в)        следствия

г)        образа действия и степени

д)        времени

е)        причины

15.  Какое словосочетание считается нормативным?

а)        главная суть

б)        тёмный мрак

в)        ценные сокровища

г)        ведущий лидер

д)        масляное масло

е)        вновь возобновить

Ответы

1  в   [марожэнайэ]

 2 е   [йожык]

 3  б   (редкостный)

 4  г

 5 е   (под-берёз-ов-ик-□  )

 6 б   (сорт-иров-щик-□  )

 7  е

 8  в   (прилагательное в переносном значении)

 9  а

10  в

11 д

12 в  (управление)

13 д  '

14 д

15 а

Задание 2

1.   В каком слове при произнесении наблюдается смягчение твердого согласного?

а)        деревня        г) плёнка

б)        степь        д) весна

в)        радостный        е) крошечный

2.  В какой глагольной форме ударение падает не на последний слог?

а)        (она) начала                        г) (он) отдал

б)        (он) повторит                        д) (он) облегчит

в)        (уроки) перенесены                е) (она) поняла

3.  В каком словосочетании неправильно употреб лено слово жилищный?

а)        жилищная норма

б)        жилищный массив

в)        жилищное строительство

г)        жилищная комиссия

д)        жилищные условия

е)        жилищный вопрос

4.  Какое слово имеет одно лексическое значение?

а)        окно        г) подвал

б)        стена        д) коридор

в)        потолок        е) лимит

  5.  Какая из выделенных падежных форм существи тельных не допускает вариантного окончания?

а)        наломать дров..

б)        стакан горячего ча..

в)        беситься с жир..

г)        задать перц..

д)        сбить с толк..

е)        в стог., сена

6.  В какой из данных кратких форм прилагатель ных возможно двоякое ударение?

а)        вздорна        г) крепка

б)        вкусны        д) молодо

в)        голоден        е) бела

7.   Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных?

а)        дедов взгляд

б)        волчий аппетит

в)        папин галстук

г)        сестрин платок

д)        лисий хвост

е)        барсучья нора

8.  В каком утверждении допущена неточность?

а)        Местоимения некто, нечто имеют форму только именительного падежа.

б)        Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменя ются по родам, числам и падежам.

в)        Местоимения некого, нечего не имеют формы име нительного падежа.

г)        Местоимение столько не имеет рода и числа.

д)        Местоимение себя изменяется по падежам.

е)        Местоимения какой, чей, который изменяются породам, числам и падежам.

9.   Найдите ошибку в склонении числительного одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь.

а)        И. одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь

б)        Р. одной тысячи пятисот шестидесяти восьми

в)        Д. одной тысяче пятистам шестидесяти восьми

г)        В. одну тысячу пятьсот шестьдесят восемь

д)        Т. одной тысячью пятьсот шестидесяти восемью

е)        П. (об) одной тысяче пятистах шестидесяти восьми

10.  В каком предложении изъявительное наклоне ние глагола употреблено в значении повелитель ного наклонения?

а)        Приятели обнялись. (И.С. Тургенев.) •

б)        «Идём быстрей». «Идёмте, мой друг!» (А.П. Чехов.)

в)        Я к вам пишу... (А.С. Пушкин.)

г)        Завтра меня уже не будет здесь, я ухожу от отца.  (А.П. Чехов.)

д)        Мой отец никогда ничего не скажет, вот сами уви дите. (Н.Островский.)

е)        С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке. (И.А. Бунин.)

11.  В каком слове нужно писать одно н?

а)        избран. . .ые сочинения        

б)        балован...ый ребёнок

в)        подлин. . .ый документ

г)        считан. . .ые дни

д)        назван…ый брат

е)        обетован. . .ая земля

12.  Какое словосочетание по способу связи главного и зависимого слов «выпадает» из данной группы?

а)        лодка с парусом

б)        гоняться за бабочкой

в)        продавать в розницу

г)        банка с вареньем

д)        рисовать красками

е)        довольный подарком

13.  Расставьте знаки препинания. В каком предложе нии причастный оборот не отделяется запятой?

а)        Поражённый страхом я иду за матушкой в спальню.  (А.С.Пушкин.)

б)        Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде. (М.Горький.)

  в)        Однажды ночью все проснулись от далёкого грохота
похожего на гром.
(А.Н. Толстой.)

  г)        Проводимые с друзьями часы оставались для меня
самым лучшим отдыхом от каждодневных забот.
(А. Серов.)

 д)        Взволнованный и раздражённый этими мыслями князь
Андрей пошёл в свою комнату, чтобы написать отцу.
(Л.Н. Толстой.)

 е)        Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и зевнул.
(М.Ю.Лермонтов.)

14.  Расставьте знаки препинания. В каком предло жении постановка запятой перед союзом и обя зательна?

       а) В саду было тихо, прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.П. Чехов.)

б)        Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. (А.С.Пушкин.)

в)        Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Н.В. Гоголь.)

г)        Что такое эта болезнь и что сказал доктор? (А.П. Чехов.)

д)        Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванная и была пролита вода по ковру. (Л.Н. Толстой.)

е)        Что ж они там собирались и что им нужно от меня? (И.А.Гончаров.)

15. В данных предложениях, за исключением одно го, следует поставить тире или запятую. В каком предложении знак препинания не нужен?

а)        Здесь не житьё им рай. (И.А. Крылов.)

б)        Один с сошкой семеро с ложкой. (Пословица.)

в)        Было бы здоровье остальное будет. (Пословица.)

г)        Добро творить себя веселить. (Пословица.)

д)        На поляне той гора вся из чистого серебра. (П.П. Ер шов.)

е)        Я умираю мне нечего лгать. (А. К. Толстой.)

Ответы

1 6  [с'т'эп']

2  г

3  6

4  е

5  а

6  6

7 6  (притяжательное в значении качественного)

8  а  (нечто имеет форму вин. п.)        

9  д   (одной тысячью пятьюстами шестьюдесятью восемью)

        10  б

      11 д

12 в (примыкание)

13 г (обстоятельственный оттенок)

14  а

15  д

Задание 3

1.  В каком слове количество букв не больше, чем количество звуков?

а)        гвоздь        г) самочувствие

б)        купаться        д) солнце

в)        окрестность        е) разжать

2.  Какое слово не является родственным?

а)        наслаждение        г) подслащивать

б)        слаженный        д) сладостный

в)        сладкий        е) слащавый

3.  В каком словосочетании неверно употреблено прилагательное?

а)        скоропостижная кончина

б)        закадычный друг

в)        кучевые облака 

г)        несусветный лентяй

       д)  карие глаза

       е)  негодный мальчишка

4.  В каком слове неправильно выделен корень?

а)        страдалец        г) прорваться

б)        испытание        д) огрубеть

в)        пробираться        е) палец

5.  Какое существительное относится к I склонению?

а)        знамя        г) тень

б)        дедушка        д) крот

в)        киви        е) постель

6.  Морфологический разбор какого «выдуманного» слова содержит ошибку?

Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. (Л.Петрушевская.)

а)        по напушке — сущ., напушка, неодуш., нариц.,
ж.р., I скл.| ед. ч., дат. п.; обстоятельство*.

б)        сяпала — глаг., сяпатъ., несов. в., I спр., перех., не-
возвр.| изъявит, накл., прош. вр., ед. ч., 3-е л., ж.р.;
сказуемое.

в)        бутявку — сущ., бутявка, одуш., нариц., ж.р., I скл.|
ед. ч., вин. п.; дополнение.

г)        по — предлог, простой, употр. с дат. п.

д)        увазила — глаг., увазить, сов. в., II спр., перех.,
невозвр.| изъявит, накл., прош вр., ед. ч., ж.р.; сказу
емое.

е)        Калуша — сущ., Калуша, одуш., собств., I скл., ж.р.|
ед.ч., им. п.; подлежащее.

7.  В каком утверждении допущена неточность?

а) В существительных кон…ик, песчан...ик, листвен...ица        пишется нн, так как одно н входит в состав корня, а другое относится к суффиксу.

                  б)        В прилагательных хозяйственный, родственный, му жественный пишется нн, так как они входят в суф фикс -енн-.

                  в)        В краткой форме прилагательного пишется столь ко н, сколько и в полной форме: советы ценны (<- цен ный), спортсмены юны (<- юный).

                  г)        В существительных торфяник, дровяник пишется одно н, так как они образованы от прилагательных с одним н в суффиксе {торфяной, дровяной).

                 д)        В суффиксах прилагательных глиняный, кожаный, медвяный пишется одно н, так как суффиксы прила гательных -ан-/-ян- имеют одно н.

                е)        В прилагательных свиной, пряный, румяный буква н входит в корень; суффикс в этих словах отсутствует.

8.  Подберите к выделенному в данном предложе нии слову необособленное определение.

Матушка дала распоряжение...

а)        ...о том, чтобы ей принесли кувшин.

б)        ...слугам, слонявшимся без дела по дому.

в)        ...принести ей кувшин.

г)        ...касающееся отъезда.

д)        ...надеясь на его выполнение.

е)        ...которое мне пришлось не по душе.

9.  В каком словосочетании неверно определен спо соб связи главного и зависимого слов?

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)

а)        русский язык — согласование

б)        богат неисчерпаемо — примыкание

в)        обогащается с быстротой — управление

г)        обогащается всё — примыкание

д)        с быстротой поражающей — согласование

10.  Какое предложение не содержит междометия?

а)         Голубушка, как хороша! (И.А. Крылов.)

б)         Ах, я чем виноват? (И.А. Крылов.)

в)         Ба! знакомые всё лица! (А.С. Грибоедов.)

г)         Дети, марш домой! (М. Горький.)

д)         Кошмар! Мы опоздали.

е)         Получилось, чёрт возьми!

11. Расставьте знаки препинания. В каком предло жении нет вводного слова?

а)        И вероятно ни к кому нельзя нам обратиться.

б)        Итак работа закончена полностью.

в)        Коля казалось старше своих сверстников.

г)        Он будто бы вернулся из командировки.

д)        Дедушка видно задремал.

е)        Значит и здесь мы не успеваем.

12.  Какое предложение неверно разобрано по членам?

а)        Ладожское озеро словно море.        

б)        Самое трудное вызвать всех на спор.

в)        Тропинка извивалась как змея.

г)        Гигантский космический корабль стоял готовый к взлёту.

д)        Этот ученик — семи пядей во лбу.

е)        Один в поле не воин.

 13.  Сколько возможно вариантов постановки запя тых в предложении:

       Внезапно проснувшись сре ди ночи в страхе подскочил он в постели?

а)        три        г) шесть

б)        четыре        д) семь

в)        пять        е) восемь

14.  Какое предложение является двусоставным непол ным?

а)        Степь без конца и края.

б)        Ночная тень над городом.

в)        Скорей, нас уже ждут!

г)        Завтра нужно рано встать.

д)        Всем назначено на одно и то же время.

       е)        Я не успеваю подготовиться к экзамену.

15. Какая из характеристик простых предложений в составе данного сложного предложения содер жит ошибку?

'Оказавшись один на платформе, Лужин пошёл к стек лянному ящику, \2где пять куколок с голыми висячими нож ками ждали, \3чтобы ожить и завертеться, \2толчка монеты;\ но \4это ожидание было сегодня напрасно, \5так как автомат оказался испорченным,\ и \6гривенник про пал даром. (В. Набоков.)

а)        1 — простое, двусост., повеств., невоскл., рас-
простр., полное, осложн. дееприч. оборотом.

б)        2 — простое, двусост., повеств., невоскл., рас-
простр., полное, неосложн.

в)        3— простое, односост. безличн., повеств., невоскл.,
нераспростр., полное, осложн. однородн. сказ., со-
един. союзом
и.

г)        4 — простое, двусост., повеств., невоскл., рас-
простр., полное, неосложн.

д)        5.— простое, двусост., повеств., невоскл., рас-
прост'р., полное, неосложн.

е)        6 — простое, двусост., повеств., невоскл., рас-
простр., полное, неосложн.

Ответы

1  г  [самачуфств'ийэ]

2  б  (лаж-/лад-)

З   г  (несусветная чушь)

4   г  (про-'рв-а-ть-ся)

5   б

6   б  (в прошедшем времени нет лица)

7   а   (песчаник <- песчаный, лиственница <г лиственный)

8   в

9   г  (всё — частица)

10 а (как — частица)

11 г

12  г  (стоял готовый — сказуемое)

13  г

14  а

15 д (нераспространенное)

Задание 4

  1. В каком слове в корне наблюдается чередова ние согласных?

а)        бомбёжка        г) мыслишка

б)        двойняшка        д) дворняжка

в)        поблажка        е) коротышка

  1. Какую концовку не может иметь данное предло жение?

Серебряная изморозь...

а) ...сочилась с неба и превращалась в туман.

б) ...ляжет вслед на мокрый асфальт.

в)        ...делает дорогу скользкой и опасной.

г)        ...сложила на окнах домов замысловатые узоры.

д)        ...скоро исчезнет, и вновь станет тепло.

е)        ...делает всё вокруг красивым.

3.  В каком слове в корне пишется удвоенная со гласная?

а)        ак...устика         г) аппел...яция

б)        ал...огизм        д) продюс. . .ер

в)        ал...юминий        е) гум. ..анизм

  1. В каком слове буква ь не служит для смягчения предшествующей согласной?

а)        косьба        г) банька

б)        моральный          д) мощь

в)        дождь        е) подкузьмить

  1. В каком слове суффикс выделен неправильно?

а)        остекленеть        г) заведовать

б)        намереваться        д) проведывать

в)        одолевать        е) потчевать

  1. В каком предложении выделенное существитель ное стоит в форме родительного падежа?

а)        Спит зеля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов.)

б)        Губернский предводитель был в отчаянии. (Л.Н. Тол стой.)

в)        В Крыму стоять нелегко на зное. (С. Щипачев.)

г)        Настоящих друзей не разлить водой.
  д) У цивилизации землян великое будущее.

е) К Марии Ивановне приехали гости.

  1. В каком утверждении допущена неточность?

а)        Существительные степь, фальшь, блажь в формах да тельного и предложного падежей имеют окончание -и.

б)        Существительные варенье, соленье, копчение, моление в форме предложного падежа имеют окончание -е.

в)        Существительное питьё имеет форму родительно го падежа множественного числа питей.

г)        Существительные платье, устье, полено в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ев.

д)        Существительные пародия, мелодия, шалунья, лгунья
в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ий.

        е)        Существительные кожа, баржа, галоша, тёща в форме родительного падежа                                                                 множественного числа пишутся без буквы ь на конце.

  1. В каком словосочетании употреблено прилага тельное, не относящееся к разряду относитель ных?

а)        Казанский вокзал

б)        столовый прибор

в)        медовый месяц

г)        куриный бульон

д)        шерстяной костюм

е)        столярный инструмент

  1. В каком словосочетании допущена смысловая ошибка?

а)        ветреный поступок

б)        царский стремянный

в)        соляная кислота

г)        масляный блин

д)        ветряная мельница

е)        стременной поводок

  1. В каком предложении повелительное наклонение глагола употреблено в значении изъявительного?

а)        Дел было много, я и позабудь рассказать о случив шемся.

б)        Не приставай ко мне с расспросами!

в)        Я устал, дай-ка мне отдохнуть.

г)        Позабудь об этом.

д)        Пусть выключат телевизор!

е)        Выйдите из зала, пожалуйста.

  1.   В каком предложении инфинитив выступает в роли обстоятельства?

а)        Вскоре я начал засыпать.

б)        Мама наказала сыну купить хлеба.

в)        У всех собравшихся было желание расспросить не
жданного гостя о последних новостях.

г)        Я зашёл договориться насчёт моего отпуска.

д)        Вы не умеете не устраивать сцен!

е)        Зачем нам нужно присутствовать на совещании?

  1. Какое слово не является наречием?

а)        дочиста        г) назавтра

б)        настежь        д) снова

в)        понапрасну        е) лишь

  1. Расставьте знаки препинания. В каком предло жении перед союзом и необходима запятая?

а)           В детстве Лермонтов много хворал и его подолгу не выпускали гулять.

б)          У Лермонтова — ив стихотворных и в прозаических произведениях немало таких «картин», которые просятся на полотно.

в)         Рисунки Лермонтова своеобразны и сделаны по боль
шей части на высоком профессиональном уровне.

г)         Лермонтов пишет другу, что «снял на скорую руку
виды всех примечательных мест, которые посещал»
и что везёт с собой «порядочную коллекцию».

д)         Впоследствии семью Шубениных в Тарханах стали
называть Кормилицыными
и это прозвище стало даже их новой фамилией.

е)         Белинский в течение нескольких секунд посмотрел
молча на Лермонтова потом взяв фуражку
и едва кив нув головой вышел из комнаты.     

                         (По В. Афанасьеву, П. Боголепову.)

  1. Какое предложение является сложноподчинен ным, состоящим из двух простых?

а)        Лермонтов подробно описывает Лопухиной свою юн керскую жизнь, посылает ей новые стихи, в частности«Парус».

б)        В пятом классе Перевощиков отобрал из всего клас са лишь четверых, — Лермонтов, любивший матема тику, попал в этот кружок избранных.

в)        Лев Сергеевич Пушкин знал наизусть множество
стихотворений и, конечно, всё, что сочинил его брат.

г)        В 1851 году Лев Сергеевич заболел «водяной в груди», ездил в Париж лечиться, но лечение не помогло.

д)        Лермонтову не суждено было вернуться в Петер бург, и когда весть о его трагической смерти дошла доматери, сердце её болезненно сжалось.

    е) Сам Раевский воспоминаний о Лермонтове не писал, но сообщил много сведений о нём пензенскому педагогу Хохрякову, собиравшему материал о поэте.

(По В. Афанасьеву, П. Боголепову.)

  1. Какая характеристика не имеет отношения к дан ному предложению?

Но когда я вернусь, я сумею заслужить прощение и, если не слишком самонадеянна мечта, стать вам ког да-нибудь другом. (М. Ю. Лермонтов.)

а)        Сложноподчиненное предложение, состоящее из четырех простых.

б)        Во втором простом предложении, входящем в со став сложного, однородные сказуемые соединены
союзом
и.

в)        Сложное предложение с различными видами связи.

г)        {когда...), [... и, {если...)...].

д)        Первое простое предложение в составе сложного является придаточным времени.

е)        Третье простое предложение в составе сложного является придаточным условия.

Ответы

1  в {благ-/блаж-)

2   а

З   г {апелляция)

4  д (сущ. III скл.; [щ] — непарный по мягкости)

5   в {одолевать)

6   д

7  б {о копчении, о молении)

8  в (в переносном значении)

9   г {масленый блин)

10  а (= позабыл)

11   г {зашёл для чего?)

12  е (частица)

13   д

14   в

15  а (три простых предложения)

Задание 5

  1. В каком случае по транскрипции нельзя точно определить, что за слово имеется в виду?

а)        [брот]        г) [в'иск]

б)        [туш]        д) [тв'ист]

в)        [плот']        е) [плл'то]

  1. При произнесении какого слова происходит ог лушение звонкого согласного?

а)        вторник        г) вокзал

б)        футбол        д) моряк

в)        качка        е) хвостик

3.  Какое слово не является родственным?

а)        повод        г) подводный

б)        водитель        д) поводок

в)        поводырь        е) наводчик

4.  Какое слово не может употребляться в значении существительного?

а)        сладкое        г) мостовая

б)        первое        д) прихожая

в)        прошлое        е) сельский

5. В каком утверждении допущена неточность?

      а)        Существительные пламя, время, темя относятся к разносклоняемым.

б)        Существительные пюре, колибри являются заим ствованными и несклоняемыми.

в)        Существительные война, революция относятся к I склонению и имеют в формах дательного и предлож ного падежей единственного числа окончание -е.

г)        Существительные кость, церковь, свекровьотносятся к III склонению и имеют в формах родительного, дательного и предложного падежей окончание -и.

д)        Существительные санаторий, мораторий изменя ются по особому типу склонения.

е)        Прилагательные детская, приёмная, выступая в роли существительного, склоняются по типу прилагательных.

6. В каком предложении выделенное слово явля ется краткой формой прилагательного?

а)        Красиво, мне очень нравится.

б)        Платье красиво, но, к сожалению, мало.

в)        Он красиво поклонился.

г)        Вокруг очень красиво.

д)        Мы вышли в город, красиво одевшись.

е)        Красиво — это значит «празднично», «нарядно».

7. Найдите ошибку в склонении числительного че тыре целых и тридцать шесть сотых.

а)        И. четыре целых и тридцать шесть сотых

б)        Р. четырёх целых и тридцати шести сотых

в)        Д. четырём целым и тридцати шести сотым

г)        В. четыре целых и тридцать шесть сотых

д)        Т. четырьмя целыми и тридцатью шестью сотыми

е)        П. (о) четырёх целых и тридцати шести сотых

8.   В каком предложении настоящее время глагола употреблено в значении прошедшего времени?

а)        Растит Труня чужих детей, растит и своих.(П.И. Мельников-Печерский.)

б)        Стукнет Гром Гремучий по небу горючим молотом, хлестнёт золотой вожжой — и пойдёт по земле весё лый Яр гулять. (П.И.Мельников-Печерский.)

в)        Ты побудь с ним, а я пойду лавку проведаю. (М. Шо лохов.)

г)        Всё больше и больше тягощусь этой жизнью... (Л.Н. Тол стой.)

д)        Первое правило, которое я назначаю, есть следую щее... (Л.Н.Толстой.)

е) Сошёл я, дорогие мои, с коня, присел у канавы и хоть кубанку подставляй под глаза: слезой исхожу. (П. Пав ленко.)

9.  В каком предложении употреблен переходный глагол?

а)        Всё очнётся в памяти невольно.

б)        Потому и набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз...

в)        Я буду долго гнать велосипед.

г)        Скулит собака в мокрой конуре...

д)        Приуныли в поле колокольчики.

е)        Наверно, будет ночь бессонной, я так порой не спатьлюблю!

(Н.Рубцов.)

10.   Найдите двусоставное неполное предложение.

а)        Постучали б в дверь, открывать не стал!

б)        Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей.

в)        Дорога, дорога, разлука, разлука.

г)        Какая зловещая трасса!

д)        О чём писать? На то не наша воля!

е)        У меня на сердце одиноко...

(Н. Рубцов.)

11.  Какое предложение неверно разобрано по членам?

а)        Лицо у него стало багровым, глаза выкатились, шеяналилась.

б)        Председатель попросил закрыть двери и удалить сви детелей.

в)        Вам нужны герои в белых папахах!

г)        Вот уже пятая неделя, как на кухне_ происходит что-то особенное.

д)        На ковре у дивана свернулась калачиком Тяпка.

е)        В  этот  день  народу  в  суде  было мало.

(По Н. Тэффи.)

12.  В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия?

а)        Ничего не могу делать, ничего не слышу из того, что мне говорят.

б)        Но верю, что это недолго протянется.

в)        Но демоническая женщина сумеет так поставить дело, что у всех волосы на голове зашевелятся.

г)        Сказала, чтобы я не оборачивался.

д)        Хозяйка высказала даже мнение, что о писателе по забыли и совсем не придут.

е.) Коля пошёл, но очень сконфузился на улице и делал вид, что он идёт сам по себе.

(По Н. Тэффи.)

13.  Какое предложение соответствует данной харак теристике?

Бессоюзное сложное, состоит из трех частей, ко торые образуют два смысловых блока: предло жение 1 входит в первый блок и находится со вторым блоком (предложения 2 и 3) в отноше ниях пояснения; предложения 2 и 3 находятся в причинно-следственных отношениях.

а)        Загудел свисток паровоза; ещё несколько толчков, и поезд остановился.

б)        Вот и теперь: дача не нанята — солнце во все ло патки.

в)        Но всё равно — отступать было поздно; большая часть пути пройдена.

г)        Это, конечно, случается довольно часто, что чело век, написав два письма, заклеивает их, перепутав кон верты.

д)        Софья Ивановна заметила, как мимо окошечка про плыла большая розовая стена: подходили к станции.

е)        Герой-помещик ушёл отдыхать, и общество оказа лось почти исключительно дамским: девять дам и одинстудент.

(По Н. Тэффи.)

14. Расставьте знаки препинания. Какая из характе ристик данного предложения содержит ошибку?

Мужаясь бессонницей я выхожу с колокольни к реке и смотрю на притихшее северное село на том берегу па сутся кони воздух покоен и чист и кажется на коло кольне вот-вот зазвенит колокол село проснётся и из домов выйдут люди. (А. Варламов.)

а)        В предложении можно поставить семь знаков пре пинания.

б)        Предложение сложное, с различными видами связи.
в) В составе сложного предложения семь простых предложений.

г) Одно из простых предложений является придаточ ным изъяснительным.

д)        Все простые предложения в составе сложного яв ляются двусоставными.

е)        В составе сложного предложения есть простые не распространенные предложения.

  1. Расставьте знаки препинания. Какое утверждение по отношению к данному предложению неверно?

Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный благодушный и даже неглупый человек но стоит только заговорить с ним о чём-ни будь несъедобном например о политике или науке как он становится в тупик или заводит такую философию тупую и злую что остаётся только рукой махнуть и отойти. (А.П. Чехов.)

а)        Слова мирный, благодушный — однородные членыпредложения.

б)        Слово например — вводное.

в)        Слова тупую и злую — обособленные определения.

г)        Предложение Пока с обывателем играешь... — при даточное времени.

д)        Предложение Остаётся только рукой махнуть — односоставное безличное.

е)        Предложение Это мирный, благодушный и даже не глупый человек — двусоставное.

Ответы

1  б

2  а ([ф]торник)

З  г (вод- -> вода)

4  е

5  в (революция — особый тип склонения, в форме дат.и предл. п. окончание-и)

6  б

7  д (четырьмя целыми и тридцатью шестью сотыми)

8  е

9  в

10  б

11 б (попросил закрыть и удалить)

12 в 

13 б

14 д (Мучаясь бессонницей, я выхожу с колокольни к реке и смотрю на притихшее село: на том берегу па сутся кони, воздух покоен и чист, и кажется, на коло кольне вот-вот зазвенит колокол, село проснётся и из домов выйдут люди.)

15  г (Пока с обывателем играешь в карты или закусы ваешь с ним [придаточное уступки], то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит толь ко заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, напри мер о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти.)

Задание 6

  1. В каком словосочетании глагол употреблен не правильно?

а)        разрядить ружьё

б)        развивать теорию

в)        пребывать в неведении

г)        презирать трусость

д)        придать забвению

е)        преуменьшить количество

  1.  Какое слово не имеет омонимов?

а)        мир        г) волна

б)        стрелка        д) клуб

в)        брак        е) лом

3.  Какое слово неверно разобрано по составу?

а)        по-бережь-е        г) под-окон-ник-□  

б)        рас-счит-ыва-ть      д) колен-о-пре-клон-ени-е

в)        лин-ова-ть.        е) за-гна-нн-о

4. Какое из придуманных авторами слов образова но путем сложения основ с одновременной суф фиксацией?

а)        Был кашеваром кашалот, а кашеедом кит. (М.Пляцковский.)

б)        Вслед за акулами подводной кладолаз вызвал дельфи нов. (Е.Велтистов.)

в)        Жужекрылица крыложужжать начала. (С. Таек.)

г)        Была так называемая древопластмасса. (Н. Носов.)

д)        Рыба-Молот... женилась на Рыбе-Наковшьне. (Б. За-ходер.)

е)        Небо Подмосковья было увешано вертолётами, вин токрылами, орнитоптерами, вихрелётами и прочими летательными аппаратами. (К.Булычев.)

5.  Морфологический разбор какого слова содер жит ошибку?

[Паншин] навёл речь на выгоды сахароварства, о кото ром недавно прочёл две французские брошюрки, и с спо койной скромностью принялся излагать их содержание, не упоминая, впрочем, о них ни единым словом. (И.С.Тур генев.)

а)        на выгоды — сущ., выгода, неодуш., нариц., I скл.,ж.р.| мн.ч., вин. п.; дополнение.

б)        сахароварства —сущ., сахароварство, неодуш., на риц., II скл., ср.р.| ед.ч., род. п.; дополнение.

        в)        брошюрки —сущ., брошюрка, неодуш., нариц., I скл.,ж.р.| ед. ч., род. п.; дополнение.

         г)        с скромностью — сущ., скромность, неодуш., на риц., III скл., ж.р., ед.ч.| твор. п.; обстоятельство.

      д)        содержание — сущ., содержание, неодуш., нариц., особый тип скл.; ср.р., ед.ч.| вин.п.; дополнение.

     е)        словом —сущ., слово, неодуш., нариц., II скл., cp.p. |ед.ч., твор. п.; обстоятельство.

6.  Раскройте скобки. В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно?

        а)      (не) приготовленный завтрак

        б)       (не) доумевающий взгляд

          в)        (не) распустившийся цветок розы

           г)        (не) жданные к обеду гости

         д)        (не) затворённое окно в комнате

         е)        (не) вымышленный герой

7.   От какого глагола можно образовать только форму действительного причастия прошедшего времени?

а)        одевать        г) прискакать

б)        наряжать        д) расколоть

в)        развешивать        е) прибегать

8.  В каком деепричастии ударение падает на пер вый слог?

а)        волоча        г) начав

б)        балуясь        д) подскочивши

в)        черпая        е) прищурясь

9.   В каком предложении выделенное наречие яв ляется определением?

а)  Вмиг толпою народа наполнился берег. (Н.В. Гоголь.)

б)  Казацкие ряды стояли тихо перед стенами. (Н.В. Го голь.)

в)  Свежий ветер чуть-чуть навевал с Днепра. (Н.В. Го голь.)

г)        В доме напротив зажёгся яркий свет.

д)        Что-то мне стало совсем грустно.

е)        Мужчина залихватски покручивал длинный ус.

10. В каком предложении употреблена форма срав нительной степени наречия?

а)        Царское слово дороже алмаза.

б)        Тебе нужно лучше питаться.

в)        Эта комната светлее всех остальных в доме.

г)        Бритва острее ножа.

д)        Фильм интереснее самой книги.

е)        Зимою ночи темнее, чем летом.

11.  Какое предложение неверно разобрано по членам?

а)        На другой день Лаврецкий отправился к обедне.

б)        Наследующий день Лаврецкий приехал к Калитиньм после  обеда и застал у них все приготовления ко всенощной.

в)        Однажды Лаврецкий, по обыкновению своему, сидел у Калитиных.

г)        Старик, ни слова не говоря величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу.

д)        Несчастье вторично обрушилось на Агафью.

е)        Прошло года три.

(По И.С. Тургеневу.)

12. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а)        На это один ответ: никто так легко не увлекается, как бесстрастные люди.

б)        Рудин, умный, проницательный Рудин, не в состоя нии был сказать наверное, любит ли он Наталью, стра дает ли он, будет ли страдать, расставшись с нею.

в)        Впрочем, Паншина и в Петербурге считали дельным чиновником: работа кипела у него в руках; он гово рил о ней шутя...

.г)        Марья Дмитриевна опять до того смешалась, что
даже выпрямилась, и руки развела.

д)        Войдя однажды в отсутствие Варвары Павловны в
её кабинет, Лаврецкий увидал на полу маленькую, тща -
тельно сложенную бумажку.

е)        На другое утро после описанного нами дня, часу в деся -
том, Лаврецкий всходил на крыльцо калитинского дома.

(По И.С. Тургеневу.)

13. В каком сложноподчиненном предложении что выступает в роли союзного слова?

а)        В первый раз ей пришло в голову, что она дочь свою,в сущности, не знает.

б)        Я знал очень хорошо, что я терял, уезжая.

в)        Варвара Павловна сама скоро поняла, что от этой старухи толку не добьёшься.

г)        Я чувствую, что мои слова вас убедили.

д)        Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду...

е)        Замечательно, что все друзья и последователи Рудина со временем становятся его врагами.

(По И.С. Тургеневу.)

14. В каком предложении перед союзом и следует поставить запятую?

а)        Но что это значит и какой смысл ?

б)        Я осознаю, что климат немножко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, тов этом немножко буду виноват и я.

в)        Раньше вы никогда не пили и никогда вы так многоне говорили, как теперь.

г)        Отчего я тогда не влюбился в неё и не сделал ейпредложения?

д)        Моя мать, его тёща, до сих пор обожает его и до сих пор он внушает ей священный ужас.

е)        Я стар, болен и потому нахожу своевременным регу лировать свои имущественные отношения...

(По А.П. Чехову.)

15.  Расставьте знаки препинания. В составе какого сложного предложения есть простое односостав ное неопределенно-личное предложение?

а)        Вдруг слышат кричит прислуга истошным голосом.

б)        Вот вчера сдала платьице пальчики оближешь.

в)        Жалование у нас хорошее пять рублей в месяц на улице не найдёте.

г)        Разбуженная этим шёпотом я выбежала в сад в капо те из серебряной парчи закрытая как плащом моими рас пущенными волосами у меня коса очень отросла за это время ей-богу и граф заключил меня в свои объятья.

д)        Кирпичёв меня утешает хотя сам исстрадался ху деет бледнеет ничего не ест.

е)        Окружающие дело происходило в вестибюле большого отеля холодно молча и неодобрительно следили за движе ниями несчастного страдальца и ничего не понимали.

(Н. Тэффи.)

Ответы

1   д

2  б

З  е (за-гна-нн-о)

4  в

5  6 (слово не употр. во мн.ч., поэтому число — постоян ный признак)

6  г (есть поясн. слово) 

 7  г

 8  в

 9  г

10б

11 г (ключ от двери на улицу)

      12 в (... работа кипела у него в руках...)

13   б

14   д

15  а (Вдруг слышат: кричит прислуга истошным голосом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тренажёр и тест по русскому языку к заданию ЕГЭ А3, А4, А5; А6 – А11 с выбором ответа.

Интерактивный тренажёр и тест по русскому языку к заданию ЕГЭ А3, А4, А5; А6 – А11 с выбором ответа. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания трен...

Интерактивные тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А25 – А30; В1-В8

Интерактивные тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А25 – А30; В1-В8 с выбором ответа. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания трена...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А12-А16 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Тест состоит из 10 заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. В презентацию внедрены макросы: поэтому п...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А17-А19 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Тест состоит из 10 заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. В презентацию внедрены макросы: поэтому пр...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А20-А21 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Тест состоит из 10 заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. В презентацию внедрены макросы: поэтому ...

Тренажёры и тесты по русскому языку к заданиям ЕГЭ А22- А23 с выбором ответа.

Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания тренажера имеют ссылки на слайд с комментарием-подсказкой, которым учащиеся могут воспользоваться при необхо...

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...