Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
презентация к уроку русского языка (7 класс) по теме

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательный процесс должен осуществляться параллельно с оздоровительным, поскольку разностороннее развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуально-творческого потенциала личности формирование духовности, нравственности, физического здоровья индивида. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, в противном случае конечная цель обучения утрачивает смысл и ценность.

Факторы, определяющие здоровьесберегающий подход в образовании, многообразны, как многообразны и составляющие культуры здоровья. Культура здоровья, являясь частью общей культуры человека, включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья (нравственное, физическое, психическое), способах его сохранения и развития, стойкие сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности.

Формирование культуры здоровья в образовательном учреждении возможно через здоровьесберегающее образование, под которым понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья ребенка, направленный на формирование системы научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Анализ образовательных программ и практической деятельности педагогов свидетельствует о том, что каждая учебная дисциплина в школе обладает большими потенциальными возможностями для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий, направленных на воспитание у учащихся культуры здоровья.

Здоровьеформирующее содержание школьных курсов возможно только тогда, когда каждый учитель осознает себя не столько «биологом», «химиком», «историком» и т.д., сколько педагогом, главным профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, к его здоровью.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Слайд 2

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский . Емельянова Е.А.

Слайд 3

Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его. Емельянова Е.А.

Слайд 4

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности. Емельянова Е.А.

Слайд 5

Основные технологии Организация урока Чередование видов работы Тестовые задания Блочно-модульная система Обстановка комфорта Дозировка учебных нагрузок Физкульт-минутка Разноуровневые задания Емельянова Е.А.

Слайд 6

Критерии здоровье- сбережения Характеристика Рациональ-ный уровень Недостаточно рациональ-ный Нерациональ-ный Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности : опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание 4-7 2-3 1-2 Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока Емельянова Е.А.

Слайд 7

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока. Часть урока Время Нагрузка Деятельность 1-й этап. Врабатывание 5 мин Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап. Максимальная работоспособность 20-25 мин Максимальное снижение на 15-й мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного Емельянова Е.А.

Слайд 8

Урок 1. Союз как часть речи. Простые и составные союзы Цель: создание условий для актуализация знаний учащихся о союзе, для формирования умений различать простые союзы от сложных, расставлять знаки препинания. Ознакомление учащихся с советами по сохранению и укреплению здоровья. Емельянова Е.А.

Слайд 9

Диалоги о здоровье на уроках русского языка (цикл уроков по теме «Союз» в 7 классе) 1.Словарный диктант Г и г и ена, п о л и клиника, г и мнастика, стре сс ы, фитн е с, м е д и цина, не достаток к и сл о рода, пагубные пр и вычки, пр о ф и лактика заболеваний, не гативные э моции, ав и т а миноз, к о мпьют е р, д е пре сс ия, советы сп е циалиста, р а циональное питание, бе сс онница, безопасное пов е дение, и мм унитет - Подчеркните в своем диктанте слова и словосочетания, значения которых направлены на укрепление здоровья человека. Емельянова Е.А.

Слайд 10

Дайте определение выражениям. 1. Вид спортивной гимнастики (аэробика) 2. Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья ( гимнастика) 3. Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация). 4. Правила времяпровождения (распорядок дня) Творческий словарный диктант Емельянова Е.А.

Слайд 11

 да  ,  да  2) ( где ) , [ ] 3)  и  4) [ ], а [ ] 5) [ ], (что) 2.Работа с новым материалом. Познакомьтесь с русскими пословицами и поговорками о здоровье. Выберите те, которые вам наиболее понравились, и объясните их смысл. 1) Хрен да редька, лук да капуста - лихого не подпустят. 2) Где просто, там живут лет со сто. 3) Ум и здоровье дороже всего. 4) Человека лень не кормит, а здоровье только портит. 5) Даже собака знает, что травой лечатся. - Проанализируйте выбранные предложения, постройте схемы для объяснения постановки знаков препинания . Емельянова Е.А.

Слайд 12

Перед вами афоризмы известных людей. Выберите наиболее вам понравившиеся, объясните, как вы их понимаете. 1. Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. (Томас Фуллер) 2. Здоровье - вещь удивительная, потому что его можно накопить. ( Георгий Александров ) 3. Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы. ( Гиппократ) 4. Здоровье не купишь, так как им можно только расплачиваться. (С.Крытый) 5. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. (Гораций) - Найдите в предложениях союзы. Одинаковы ли они по составу? (Нет, одни состоят из одного слова, другие – из двух) - Как называются такие союзы? Воспользуйтесь информацией, данной в учебнике ( Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми, а из двух и более слов – составными) Емельянова Е.А.

Слайд 13

Обратите внимание на их написание! Составьте сложные предложения из двух простых, используя следующие союзы: Морковь содержит витамины и минеральные вещества. Она особенно полезна детям. Теннис тренирует все мышцы, укрепляет сердце, кости, улучшает кровообращение. Многие люди выбирают этот вид спорта. Прививка от гриппа была поставлена вовремя. Удалось избежать болезни. Компьютер дает большую нагрузку на зрение. Необходимо соблюдать некоторые правила работы с ним. Оттого что Вследствие того что В силу того что Благодаря тому что Емельянова Е.А.

Слайд 14

Работа с текстом. Спишите, расставив пропущенные запятые, объясните орфограммы. Над сочинительными союзами надпишите букву с . , над подчинительными – п . Сердитый и благодетельный целитель. 500-600 тому назад в одном из городов на Руси вспыхнула эпидемия неизвес т ной болезни и из портовых районов она быстро ра с пространилась по всей округе. Это была чума св и репствовавшая тогда в Европе. Но на счастье, в одном городе нашелся человек, который предл о жил оставшимся жителям мазаться маслом одного р а стения - змеиной травой. Так называли древние славяне это р а стение потому что прим е няли его при лечени и укусов змей. А мы называем это р а стение чесноком. Во времена Владимира Мономаха крестьяне ели чеснок с солью и черным хлебом а по праз д никам в а рили чесночный студень. Древнегреческий историк Геродот сообщал, что на стр о ительстве п и рамиды Хеопса рабочие получали чеснок, лук и редьку для сохр а нения здоровья и работ о способности. Римские воины ж е вали чеснок перед битвами когда им предст о яла рукопашная схватка. Емельянова Е.А.

Слайд 15

Прочитайте текст. Как в старину люди укрепляли свое здоровье? В стародавние времена, когда не было бань, люди парились в печках. С собой брали посудину с квасом и веник, предварительно его ра з парив . Человек л а жился на с а лому, ра с брызгивая в разные стороны квас или воду. От горячих стенок печи пар валил во все стороны, и человек начинал себя ст и гать веничком. Напарившись, вылезали из печи и сразу же выл е вали на себя ушат х а лодной воды. Конечно, в печи пари тс я было не очень удобно, поэтому бани стали строить на берегу рек или прудов. В углу бани делали не большой очаг, на него клали булыжники. После того как булыжники ра з калялись, на них из шайки выплескивали воду. Жаркий пар зап а лнял всю баню. Когда от жары невмоготу становилось, выб и гали люди прямо голышом на улицу и сразу в речку или пруд бр а сались. Однако же потом опять в баню б и жали. От такой закалки ни одна болезнь не могла од а леть человека. Спешите, исправив орфограммы. Укажите союзы. Над сочинительными союзами надпишите букву с . , над подчинительными – п . Емельянова Е.А.

Слайд 16

Сочинение –интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа» Работа по картине Емельянова Е.А.

Слайд 17

Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь». Емельянова Е.А.

Слайд 18

Физминутка Определить часть речи названного слова. Если это существительное – хлопаем, если глагол – топаем. Вакцина, бежать, насморк, забыться, микстура, прививка, вырасти, гигиена, закаляться, ангина, витамины, беречь, чувствовать, нездоровиться , болезнь. Емельянова Е.А.

Слайд 19

Психологическая страница. Текст для орфографического разбора. Очень п..лезно и пр..ятно см..треть на аквариум с разн..цветными рыбками. Плавно раскачивающиеся вод..росли и плавающие рыбки погружают нас в состояние нев..сомости. Всё наше тело медленно ра..слабляется, кров..носные сосуды ра..ширяются, сердце нач..нает биться ровнее, полностью исч..зают напряжение в теле и г..ловная боль. Аквариум – пр..красное средство от страха в зубном кабинете. Емельянова Е.А.

Слайд 20

Емельянова Е.А.

Слайд 21

3. Рефлексия. - Можете ли вы теперь отличать сочинительные союзы от подчинительных? Как? - Какие новые знания о профилактике простудных заболеваний вы приобрели на уроке? Емельянова Е.А.

Слайд 22

Цель таких уроков – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к предмету, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности учащихся для повышения результативности их обучения. Емельянова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"

Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...