Внеклассное занятие по русскому языку в 10 классе "Исследование одного слова"
методическая разработка по русскому языку по теме
Данное внеклассное занятие расчитано на исследование одного слова старшеклассниками, в результате которого появляется общий продукт - текст, а также мини-проекты учащихся. Формы и методы организации деятельности на занятии активизируют мыслительную деятельность старшеклассников, происходит создание ситуации успеха и успешности каждого уащегося. Данный материал можно использовать на уроках развития речи в других классах, а также при подготовке старшеклассников к написанию сочинений по текстам разных стилей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_fakultativnogo_zanyatiya_v_10_klasse.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого факультативного занятия в 10 классе
Тема занятия: «И появляется строка...». Исследование одного слова (Слайд №1).
Тип занятия: построение знаний и творческого письма
Форма проведения: педагогическая мастерская
Цель урока: (Слайд №2)
1) отработать у учащихся умение определять различные значения слова, пользуясь произведениями художников слова и создавать свои собственные тексты
2) активно развивать образное мышление, активизировать работу ассоциативной памяти, совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
3) воспитывать эстетическое отношение к жизни.
Проблема: Ты знаешь, что такое снег?
Оборудование: распечатанные тексты на каждого ученика, речетворческая карта на каждого ученика, схема на доске, толковые словари, компьютерная презентация, заготовки проектов уч-ся
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг.момент
Слово учителя.
- Я рада приветствовать вас, дорогие мои друзья!
-Сегодня мы будем рассматривать слово как речетворческую единицу, выявляя его речетворческие способности, так как слово является «исходным ростком возникновения текста» и материалом для создания текста. Осмысление слова поможет нам, даст установку на собственное речетворчество. А чтобы привести вашу языковую систему «в состояние речевой готовности» мы с вами проведем многоплановую, разностороннюю работу со словом, которая начитается с определения его глубины и перспективы (обращаемся к эпиграфу)
(Слайд №4)Эпиграф: Слово всегда глубинно - перспективно...
А.Ф.Лосев
- Чем же измеряется глубина слова? (Глубина слова измеряется значениями, которые представлены в словарях)
- Верно, словари - обязательная часть нашего урока.
(слайд № 5)Поэт А.Белый говорил, что словари не только «ключи к тайнам духа поэтов», но и ключи к тайнам собственного духа.
- Работать будем со словом СНЕГ
На столах у вас лежат речетворческие карты, которые вы будете заполнять в процессе работы (слайд № 6)
Индуктор (мотивация дальнейшей деятельности учащихся)
(Слайд №7) 1) Определим речетворческую глубину слова СНЕГ
(На экране схема «Значения слова снег»)
Перцептивное (чувственное) | Лексическое | Индивидуально-авторское |
Символическое | СНЕГ | Этимологическое |
Ассоциативное | Художественное (образное) | Мифологическое |
1.Ассоциативное значение слова определяется значениями слов-реакций на данное слово (индивидуальная работа). (пункт 1 карты)
(Слайд №8-видеозарисовка «Зима»)
- Какие ассоциации вызвало у вас слово снег после просмотра видеозарисовки?
2. Лексическое значение
- слово нашим исследователям
(чтение словарных статей из
-толк.сл.Ожегова
- толк.сл.В.Даля
-БДЭ
- фразеологич.словаря)
- Какой можно сделать вывод,прослушав слов.статьи
(Анализ данных словарных статей помогает определить суть СНЕГа (действие, динамика)
Индуктор
3. Перцептивное значение слова — значение, связанное с субъективным, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово; значение, связанное с отражением вещей в сознании через органы чувств.
Учитель: Я предлагаю вам наполнить» слово цветом, звуком, запахом, (охарактеризовать предмет, который обозначен данным словом, т. е. определить перцептивное значение слова. Заполняем речетворческие карты (2-5 пункты карты)
(выслушиваются ответы уч-ся)
- Как вы думаете, где мы можем применить такое умение?
Социализация.
Вывод: Перцептивное значение слова определяет его образный потенциал.
4. Благодаря перцептивному значению мы выявим индивидуально-авторское (ученическое), образное значение слова ( индивидуальная работа).
-Каков ваш снег? (пункт 6 карты)
(варианты уч-ся)
5.ФИЗМИНУТКА (разминка для глаз?
6. Работа со словарями
- Слово нашим исследователям
Этимологический словарь
Словарь символов
Мифологический словарь
- Какую новую информацию вы почерпнули для себя из этих статей?
7. Работа с художественными текстами
Текст № 1
1)Казакует по родимой степи восточный ветер. 2)Лога позанесло снегом. 3) Падины и яры сровняло. 4)Нет ни дорог, ни тропок. 5)Кругом, наперекрёст, прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6)Будто мертва степь.
М. Шолохов «Тихий Дон»
Задания:
- Какое настроение создается у вас от прочитанного?
- определите тип текста.
- Найдите во 2 предложении слово, образованное приставочным способом словообразования?
- Определите тип связи в словосочетании позанесло снегами?
- Какое средство выразительности употреблено в 5 предложении?
Текст № 2.
Зимою над крутобережным скатом обдонской горы. Где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечье «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб. Громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца – повиснет над обрывом снежная громадина.
М.Шолохов «Тихий Дон»
-Какой здесь снег?
- Какое настроение?
- Какую помощь оказывают художественные тексты в понимании слова? (почувствовать живописное, музыкальное значение и звучание слова)
8. Творческая работа
1)- Теперь я хочу предложить вам творческое задание: написать синквейн на тему «Снег», план написания синквейна у вас на столах (звучит песня «Свеча горела на столе…»)
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
2) Представьте и опишите
1 группа – Вы стоите на вершине высокой снежной горы. Падает снег….
2 группа – Вы распахнули окно. Вместе с ветром в комнату ворвались снежинки…
3 группа – снег кружится, летает, летает…
9. Рефлексия.
Слово учителя: ( обращаемся к эпиграфу) В процессе речетворческой глубины и перспективы слова у вас появились собственные тексты.
Таким образом, осмысление любого слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему собственному
Сегодня мы попытались выяснить, что означает слово СНЕГ.
Итак. Снег – это….(прием «мысли по кругу»)
(пожелания учителю, одноклассникам)
Речетворческая карта (учитель)
1) Ассоциации | легкость, радость, надежда; стремление вперед;свобода, простор, холод, |
2) Цвет | прозрачный, пушистый, белый, ослепительно яркий, цвет далеких гор, цвет холодного неба. |
3) Звук | скрип, хруст, шорох, шелест, музыка танца, свист, шепот, убаюкивание, звук колокольчиков |
4) Запах | легкий, запах свободы, горный, пьянящий, свежий, |
5) Форма | мягкие линии, волнистые линии, зигзаги, круги |
6) Характер | вольный, обволакивающий, очаровывающий, волнующий, захватывающий, игривый, бесшабашный, энергичный, беспечный, свободный |
Речетворческая карта
1) Ассоциации | |
2) Цвет |
|
3) Звук | |
4) Запах | |
5) Форма | |
6) Характер |
|
Текст № 1
1)Казакует по родимой степи восточный ветер. 2)Лога позанесло снегом. 3) Падины и яры сровняло. 4)Нет ни дорог, ни тропок. 5)Кругом, наперекрёст, прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6)Будто мертва степь.
М. Шолохов «Тихий Дон»
Задания:
- Какое настроение создается у вас от прочитанного?
- определите тип текста.
- Найдите во 2 предложении слово, образованное приставочным способом словообразования?
- Определите тип связи в словосочетании позанесло снегами?
- Какое средство выразительности употреблено в 5 предложении?
Текст № 2.
Зимою над крутобережным скатом обдонской горы. Где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечье «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб. Громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца – повиснет над обрывом снежная громадина.
М.Шолохов «Тихий Дон»
-Какой здесь снег?
- Какое настроение?
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем в слова!"
Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем в слова!" для учащихся 6-8 классов. Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 7 / 2010....
презентация к внеклассному занятию по русскому языку "Исследование одного слова"
Данная работа - дополнительный материал к урокам развития речи, а также может быть использована при обучении написанию сочинений в страрших классах...
Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"
внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"
Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...
Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс
Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его языковых особенностей и содержания....
Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"
внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 7 классе. Тема: Слова-профессионализмы, используемые на АО «Коелгамрамор».
Дать представления о мраморе, как горной породе; о профессиях, востребованных на предприятии АО «Коелгамрамор».Показать эффективность использования частично-поисков...