Внеклассное занятие по русскому языку в 10 классе "Исследование одного слова"
методическая разработка по русскому языку по теме

Пустовая Татьяна Викторовна

Данное внеклассное занятие расчитано на исследование одного слова старшеклассниками, в результате которого появляется общий продукт - текст, а также мини-проекты учащихся. Формы и методы организации деятельности на занятии активизируют мыслительную деятельность старшеклассников, происходит создание ситуации успеха и успешности каждого уащегося. Данный материал можно использовать на уроках развития речи в других классах, а также при подготовке старшеклассников к написанию сочинений по текстам разных стилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_fakultativnogo_zanyatiya_v_10_klasse.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого факультативного занятия в 10 классе

Тема занятия: «И появляется строка...». Исследование одного слова  (Слайд №1).

Тип занятия: построение  знаний и творческого письма

Форма проведения: педагогическая мастерская

Цель урока: (Слайд №2)

1) отработать у учащихся умение определять различные значения слова, пользуясь произведениями художников слова и создавать свои собственные тексты

2)  активно развивать образное мышление, активизировать работу ассоциативной памяти, совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

3) воспитывать эстетическое отношение к жизни.

Проблема: Ты знаешь,  что такое снег?

Оборудование: распечатанные тексты на каждого ученика, речетворческая карта на каждого ученика, схема на доске, толковые словари, компьютерная презентация, заготовки проектов уч-ся

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг.момент

Слово учителя.

 - Я рада приветствовать вас, дорогие мои друзья!

-Сегодня мы будем рассматривать слово как речетворческую единицу, выявляя его речетворческие способности, так как слово является «исходным ростком возникновения текста» и материалом для создания текста.         Осмысление слова поможет нам, даст установку на собственное речетворчество. А чтобы привести вашу языковую систему «в состояние речевой готовности» мы с вами проведем многоплановую, разностороннюю работу со словом, которая начитается с определения его глубины и перспективы (обращаемся к эпиграфу)

(Слайд №4)Эпиграф:  Слово всегда глубинно - перспективно...

                                                                            А.Ф.Лосев

  - Чем же измеряется глубина слова? (Глубина слова измеряется значениями, которые представлены в словарях)

- Верно, словари - обязательная часть нашего урока.

(слайд № 5)Поэт А.Белый говорил, что словари не только «ключи к тайнам духа поэтов», но и ключи к тайнам собственного духа.

- Работать будем со словом СНЕГ

На столах у вас лежат речетворческие карты, которые вы будете заполнять в процессе работы (слайд № 6)

Индуктор (мотивация дальнейшей деятельности учащихся)

(Слайд №7) 1) Определим речетворческую глубину слова СНЕГ

(На  экране    схема «Значения слова снег»)

Перцептивное

(чувственное)

Лексическое

Индивидуально-авторское

 

Символическое

СНЕГ

Этимологическое

Ассоциативное

Художественное (образное)

Мифологическое

  1.Ассоциативное значение слова определяется значениями слов-реакций на данное слово (индивидуальная работа). (пункт 1 карты)

(Слайд №8-видеозарисовка «Зима»)

- Какие ассоциации вызвало у вас слово снег после просмотра видеозарисовки?

2. Лексическое значение

- слово нашим исследователям

(чтение словарных статей из

-толк.сл.Ожегова

- толк.сл.В.Даля

-БДЭ

- фразеологич.словаря)

- Какой можно сделать вывод,прослушав слов.статьи

(Анализ данных словарных статей помогает определить суть СНЕГа (действие, динамика)

Индуктор

3. Перцептивное значение слова — значение, связанное с субъективным, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово; значение, связанное с отражением вещей в сознании через органы чувств.
 

Учитель:  Я предлагаю вам  наполнить» слово цветом, звуком, запахом, (охарактеризовать предмет, который обозначен данным словом, т. е. определить перцептивное значение слова. Заполняем речетворческие карты (2-5 пункты карты)

(выслушиваются ответы уч-ся)

- Как вы думаете, где мы можем применить такое умение?
 
Социализация.
Вывод: Перцептивное значение слова определяет его образный потенциал.

4. Благодаря перцептивному значению  мы выявим индивидуально-авторское (ученическое), образное значение слова  ( индивидуальная работа).

-Каков ваш снег? (пункт 6 карты)

(варианты уч-ся)

5.ФИЗМИНУТКА (разминка для глаз?

6. Работа со словарями

- Слово нашим исследователям

Этимологический словарь

Словарь символов

Мифологический словарь

- Какую новую информацию вы почерпнули для себя из этих статей?

7. Работа с художественными текстами

Текст № 1

1)Казакует по родимой степи восточный ветер. 2)Лога позанесло снегом. 3) Падины и яры сровняло. 4)Нет ни дорог, ни тропок. 5)Кругом, наперекрёст, прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6)Будто мертва степь.

М. Шолохов «Тихий Дон»

Задания:

- Какое настроение создается у вас от прочитанного?

- определите тип текста.

- Найдите во 2 предложении слово, образованное приставочным способом словообразования?

- Определите тип связи в словосочетании позанесло снегами?

- Какое средство выразительности употреблено в 5 предложении?

Текст № 2.

Зимою над крутобережным скатом обдонской горы. Где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечье «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого  голызинами бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб. Громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца – повиснет над обрывом снежная громадина.

М.Шолохов «Тихий Дон»

-Какой здесь снег?

- Какое настроение?

- Какую помощь оказывают художественные тексты в понимании слова? (почувствовать живописное, музыкальное значение и звучание слова)

8. Творческая работа

1)- Теперь я хочу предложить вам творческое задание: написать синквейн на тему «Снег», план написания синквейна у вас на столах (звучит песня «Свеча горела на столе…»)

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).

2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).

3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).

4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).

5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).

2) Представьте и опишите

1 группа – Вы стоите на вершине высокой снежной горы. Падает снег….

2 группа – Вы распахнули окно. Вместе с ветром в комнату ворвались снежинки…

3 группа – снег кружится, летает, летает… 

9. Рефлексия.

Слово учителя: ( обращаемся  к эпиграфу) В процессе речетворческой глубины и перспективы слова у вас появились собственные тексты.

        Таким образом, осмысление любого слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему собственному

Сегодня мы попытались выяснить, что означает слово СНЕГ.

Итак. Снег – это….(прием «мысли по кругу»)

(пожелания учителю, одноклассникам)

Речетворческая карта (учитель)

1) Ассоциации

легкость, радость, надежда; стремление вперед;свобода, простор, холод,
дорога, даль, сон; чистота, сила, прозрачность; движение, мелодия души, успокоение

2) Цвет

 прозрачный, пушистый, белый, ослепительно яркий, цвет далеких гор, цвет холодного неба.

3) Звук

скрип, хруст, шорох, шелест, музыка танца, свист, шепот, убаюкивание, звук колокольчиков

4) Запах

легкий, запах свободы, горный, пьянящий, свежий,

5) Форма

мягкие  линии, волнистые линии, зигзаги, круги  

6) Характер

 вольный, обволакивающий, очаровывающий, волнующий, захватывающий, игривый, бесшабашный, энергичный, беспечный, свободный

Речетворческая карта

1) Ассоциации

2) Цвет

 

3) Звук

4) Запах

5) Форма

6) Характер

 

Текст № 1

1)Казакует по родимой степи восточный ветер. 2)Лога позанесло снегом. 3) Падины и яры сровняло. 4)Нет ни дорог, ни тропок. 5)Кругом, наперекрёст, прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6)Будто мертва степь.

М. Шолохов «Тихий Дон»

Задания:

- Какое настроение создается у вас от прочитанного?

- определите тип текста.

- Найдите во 2 предложении слово, образованное приставочным способом словообразования?

- Определите тип связи в словосочетании позанесло снегами?

- Какое средство выразительности употреблено в 5 предложении?

Текст № 2.

Зимою над крутобережным скатом обдонской горы. Где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечье «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. Они несут с покрытого  голызинами  бугра белое крошево снега, сметают его в сугроб. Громоздят в пласты. Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца – повиснет над обрывом снежная громадина.

М.Шолохов «Тихий Дон»

-Какой здесь снег?

- Какое настроение?

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).

2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).

3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).

4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).

5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).

2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).

3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).

4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).

5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).

2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).

3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).

4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).

5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем в слова!"

Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем  в слова!" для учащихся 6-8 классов. Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 7 / 2010....

презентация к внеклассному занятию по русскому языку "Исследование одного слова"

Данная работа - дополнительный материал к урокам развития речи, а также может быть использована  при обучении написанию сочинений в страрших классах...

Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"

внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"

внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 7 классе. Тема: Слова-профессионализмы, используемые на АО «Коелгамрамор».

Дать представления о мраморе, как горной породе; о профессиях, востребованных на предприятии  АО «Коелгамрамор».Показать эффективность использования   частично-поисков...