задание по придаточным
материал по русскому языку (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.98 КБ |
![]() | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип придаточного | Вопросы | Пример |
| Какой? | Гора (какая?), на которую мы поднялись, с другой стороны оказалась почти отвесной. |
| Падежные вопросы. | Тот (кто?), кто приходил вчера, сегодня не появлялся. |
| Вопросы косвенных падежей: Р.п. Кого? Что? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чём? | Не даром говорится (о чем?), что дело мастера боится. |
Обстоятельственные виды придаточных. | ||
| Где? куда? откуда? | Мы устремились туда (куда?), откуда были слышны голоса. |
| Когда? С каких пор? Как долго? | Когда пришло время, (когда?) отправили Иванушку на службу. |
| Вследствие чего что произошло? | Снег становился белее и ярче (вследствие чего…), так что ломило глаза. |
| Почему? По какой причине? | Наша команда заняла первое место на турнире (почему?), потому что готовилась к соревнованиям серьезно. |
| Зачем? С какой целью? | Чтобы не заблудиться, (зачем?) я решил вернуться на тропинку. |
| Несмотря на что? | Было уже совсем тепло (несмотря на что?), хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег. В степи было тихо и пасмурно (несмотря на что?), несмотря на то что солнце поднялось. |
| Как? (вопрос обычно задать нельзя) | Ветер рвал шинель так (как?), будто хотел разодрать её надвое. |
| Каким образом? в какой степени? | |
| При каком условии? | Если будешь много читать, (при каком условии?) будешь много знать. |
Предварительный просмотр:
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи и определить его вид. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть. Определить вид придаточной части.
Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны. (Пушкин)
Я ост_новился в гости(н,нн)ице где ост_навливались все проезжие. (Лермонтов)
А та что сейчас танцу_т непреме(н,нн)о будет в аду. (Ахматова)
Кто добр (по)истине... в молчань_ тот д_бро тв_рит. (Крылов)
Я не забыл з_метить где п_ставили наших л_ш_дей.
Таежными тропами где много лет уже не ступала нога человеческая вел Левинсон своих партизан. (Фадеев)
Я очень рано понял что человека создает его с_пр_тивление окружающей среде. (Горький)
Там где горы уб_гая / В светлой тяну(т,ть)ся дали / Пр_сл_вутого Дуная / Л_ю(т,ть)ся вечные струи. (Тютчев)
Когда Чичиков взглянул искос_ на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. (Гоголь)
Переделать простое предложение в сложноподчиненное с придаточной времени.
К вечеру мы с_б_рались вокруг большого стола.
Переделать простое предложение в сложноподчиненное с придаточной места.
Мы двигались по направлению стрелки компаса.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить вид придаточной части и средство связи. Начертить схему.
Только (что) смеркл_сь я велел казаку нагреть чайник (по)п_ходному. (Лермонтов)
Молчалин вам наскучил(бы) едва(ли) когда(б) с_шлись короче с ним. (Грибоедов)
Вероятно (от)того что я выб_гал на улицу без шапки и калош у меня поднялся сильный жар.
Теперь (по)видимому (н_)кого нет дома так (как) (н_)кто (н_)выход_т на лай собак.
Как(бы) н_ был мал дождь в лесу он всегда вым_чит до последней нитки.
Как н_ быстро шла выс_дка десанта но начавшись в половине второго она закончилась только часам к пяти.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, вместо многоточия подобрать подходящий по смыслу союз, найти в получившемся сложноподчиненном предложении придаточную часть, определить ее вид.
... утешить бедного Савельича я дал ему слово впредь без его согласия (н_)распол_гать н_ одной копейкой. (Пушкин)
Я н_как н_ мог скопить денег ... иметь возможность пр_обрести ему какую(нибудь) часть к_стюма. (Горький)
Из двух простых предложений составить сложноподчиненное с придаточной следствия.
- Вешние воды прошли буйно. 2. В начале апреля уже шумели скворцы.
- 1. Вешние воды прошли буйно.2. В начале апреля уже шумели скворцы.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, разобрать предложения по членам и определить морфологический способ выражения членов предложения. Определить характер смысловых отношений между частями сложного предложения. Дать характеристику сложного предложения.
- Вокруг села бродили грозы / И часто полные тоски / Удары молнии сквозь слезы / Ломали небо на куски.
- Скрипело свистало и выло в лесу / И гром ударял в отдалень_ как молот / И тучи рвались в небесах но внизу / Затишье и сумрак и холод.
- Суровой осени печален поз_ний вид / Но (по)среди ночного небосвода / Она горит твоя звезда природа / И вместе с ней душа моя горит.
- Он этот дивный мир поисти(н,нн)е впервые / Очаровал ее как чудо из чудес / И (в)глубь души ее как спутники живые / Вошли и этот дом и этот сад и лес.
- Над миром великая буря ходила / Но _десь в тишине у древесных корней / Старик отдыхая не думал о ней / И только собака ворчала уныло / На каждую вспышку далеких з_рниц / И в гнездах смолкало селение птиц.
- И я подобно тополю (не)молод / И мне бы нужно в панц_ре встречать / Приход зимы ее смертельный холод.
- И сторож берданку схватил и с окошка / Пружиной метнулась под лестницу кошка / И разом короткий ружейный удар / Потряс основань_ соснового бора.
- Хл_стало словно из баклаги / И над собранием берез / Пир электричества и влаги / Сливался в яростный хаос.
- И озеро в тихом вечернем огне / Лежит в глубине (не)подвижно сияя / И сосны как свечи стоят в вышине / Смыкаясь рядами от края до края.
- В крылатом домике высоко над землей / Двумя ревущими моторами вл_комый / Я пролетал вчера дорогой (не)знакомой / И облака скользя толпились подо мной.
- Я посмотрел в окно и сквозь прозрачный дым / Бл_стательных хребтов суровые вершины / Торжественно скользя под ровный рев машины / Дохнули мне в лицо дыханьем ледя(н,нн)ым.
- И я лежал схв_тившись за каменья / И надо мной сверкая выл поток / И камни шевелились в исступлень_ / И бормотали прыгая у ног.
- Ли(ш,шь) запах чабреца сухой и горьковатый / Повеял на меня и этот со(н,нн)ый Крым / И этот кипарис и этот дом прижатый / К поверхности горы слились навеки с ним.
- Акустика (в)верху настроила ловушек / Пр_близила к ушам далекий ропот струй / И стал здесь грохот бурь / Подобен грому пушек / И как цветок расцвел девичий поцелуй.
- И как громом ударило / В душу его и (тот)час / Сотни труб закричали / И звезды посыпались с неба.
- Река переливаясь под обрывом / Все так(же) пр_влекательна (на)вид / И небо в соч_тани_ счастливом / Обняв ее ликует и горит.
ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ
I
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, виды придаточных и средства связи (обозначить, каким членом предложения является союзное слово), начертить схемы предложений.
ВАРИАНТ 1
1. И даже угадать нельзя / Куда он движе(т,ть)ся скользя / По лу(н,нн)ому карнизу. (Г.Иванов)
2. Идет без пр_в_лоч_к / И та_т ночь пока / Над спящим миром летчик / Уходит в облака. (Б.Пастернак)
3. Среди размокшего суглинка / Где обнажился голый грунт / Щ_беч_т птичка под сурдинку / С пробелом в несколько секунд. (Б.Пастернак)
4. Как в пулю сажают вторую пулю / Или бьют на пари по свечке / Так этот раскат берегов и улиц Петром разр_ж_н (без)осечки. (Б.Пастернак)
5. Или бунт на борту обнаруж_в / Из(за) пояса рвет пистолет / Так(что) сып_(т,ть)ся золото с круж_в / С розоватых брабантских манжет. (Н.Гумилев)
ВАРИАНТ 2
1. Иль на праз_нике Версаля / В час когда заснёт земля / Взоры юношей печаля / Я пленяю короля. (Н.Гумилев)
2. Я не запомнил на каком ночлег_ / Пробрал меня гр_дущ_й жизни зуд. (Э.Багрицкий)
3. Когда твое чело избороздят / Глубокими следами сорок зим / Кто буд_т помнить царстве(н,нн)ый наряд / Гнушаясь жалким руб_щ_м твоим? (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
4. Из глаз (н_)знавших слез я слезы лью / О тех кого во тьме таит могила... (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
5. Когда(бы) мыслью стала эта плоть / О как легко (на)перекор судьбе / Я мог бы ра(с,сс)тоянье побороть / И в тот(же) миг перенестись к тебе. (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
ВАРИАНТ 3
1. Веду я счет потеря(н,нн)ому мной / И ужасаюсь вновь потере каждой / И вновь плачу я дорогой ценой / За то за что платил уже однажды. (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
2. Как мне уверить в доблестях твоих / Тех до кого дойдет моя страница? (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
3. Не соревнуюсь я с творцами од / Которые раскраше(н,нн)ым богиням / В подарок пр_подносят небосвод / Со всей землей и океаном синим. (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
4. Как я могу усталость пр_возмо(ч,чь) / Когда лиш_н я благости покоя? (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
5. Для нас ты будешь музою десятой / И в десять раз пр_красней остальных / Что(бы) стихи рожде(н,нн)ые когда-то / Мог пережить тобой внуш_(н,нн)ый стих. (В.Шекспир. Пер. С.Маршака)
II
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, виды придаточных и средства связи (обозначить, каким членом предложения является союзное слово), начертить схемы предложений.
Примеры для 1-го и 2-го вариантов приведены из стихотворений Н.Заболоцкого.
ВАРИАНТ 1
1. И днем над работой склоняясь / И ночью проснувшись в постели / Я слышал как в окна врываясь/ Холодные струи звенели.
2. Но когда под крыльями блеснуло / Озеро прозрачное насквозь / Ч_рное зияющее дуло / Из кустов (на)встречу поднялось.
3. И пред лиц_м пространства мирового / Такую мысль вложил ты в этот крик / Что слово с воплем вырвалось из слова / И стало музыкой венчая льви(н,нн)ый лик.
4. И в нише из древнего камня / Где ласточек плакала стая / Звучала струя родника мне / Дугою в ба(с,сс)ейн упадая.
5. В такое утро русский человек / Какое (б) с ним н_ пр_ключилось горе / Не может тосковать.
ВАРИАНТ 2
1. Но когда серебристые пряди / Над твоим засверкают в_ском / Разорву пополам я тетради / И с последним ра(с,сс)танусь стихом.
2. И дети видели как (в) глубине веков / Образовавшись в огне(н,нн)ом мета(л,лл)е / Платформы двух земных материков / Средь р_скале(н,нн)ых лав затверд_вали.
3. И сер_це Ильи Чавчавадзе / Гремело так громко и близко / Что молнией стала каза(т,ть)ся / Вершина его обелиска.
4. Словно пойма(н,нн)ый зверь зарычала она / Вырывая орешник вздымая каменья / Заливая печальных гробниц письмена / Где давно позабытые спят поколенья.
5. Куда н_ глянь от края и до края / На п_едесталах каме(н,нн)ых пород / Стальные краны в воздухе ныряя / свой медле(н,нн)ый свершают оборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задание по придаточным
сложноподчинённые предложения...
ЕГЭ по русскому языку задание В6 (виды придаточных)
Файл содержит таблицу для одного из форматов В6 - нахождения СП предложения с определенным видом придаточного....

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. Подготовка к ГИА. Задание В8.
Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА Задачи урока: Образовательныесовершенствовать умения различать...

Готовимся к ОГЭ Русский язык. 9 класс Алгоритм выполнения задания 13 (СПП с несколькими придаточными)
Данную презентацию можно использовать при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 класс (на уроке, практикуме, элективном курсе, консультации)...

Тренажер "Знаки в СП с несколькими придаточными"( задание №20 ЕГЭ)
Материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ...
Разноуровневые задания по русскому языку по темам «Причастие», «Причастный оборот», «Придаточные предложения определительные».
Разноуровневые задания по русскому языку по темам «Причастие», «Причастный оборот», «Придаточные предложения определительные»....

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».
Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....