изложение
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

изложение-описание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по литературе к учебнику Г.И.Беленького 8 класс.

Учитель: Кондратьева Я.Ю.

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Домашнее задание

1

Литература как искусство слова.

01.09. - 03.09.

Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ . Отличие художественной литературы от других видов искусства. Условность искусства.          

Письменный ответ на вопрос

Устное народное творчество

2

Народные песни. Исторические песни.

06.09. – 10.09.

Дать основные представления о тематике и проблематике исторических песен.

Подготовить выразительное чтение преданий «О Пугачеве»

3

Народные песни. Лирические песни .        

06.09. – 10.09.

Знакомство с тематикой, особенностями лирических песен.

Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар».

4

Авторы и собиратели народных песен. К.Г.Паустовский «Колотый сахар».

13.09. - 17.09.

Народная песня и литературное творчество.         

Подготовить к выразительному чтению авторские песни

5

В/Ч Из сборников авторских песен. В. Высоцкий Б.Окуджава

13.09. - 17.09.

Чит. Стр. 31-34

Русская старина

6

А. Толстой «Земля «оттич и дедич»». Люди древней Руси.

20.09. – 24.09.

Знакомство со статьей А. Толстого «Земля «оттич и дедич»».

Чит. Стр. 35-47

7

 «Житие преподобного Сергия Радонежского» Написано Епифанием Премудрым.

Теория литературы: житийная литература.

20.09. – 24.09.

Познакомить с особенностями жанра древнерусской литературы;

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в произведениях древнерусской литературы.

Чит. Стр. 47-56

8

«Житие Аввакума, им самим написанное».

27.09 - 01.10.

Особенности языка древнерусской литературы. Подведение итогов работы над жанром жития, выявление новаторских черт в «Житие Аввакума…»

Чит.стр. 58-61

Русская литература XIX века

А.С.Пушкин

9

А.С.Пушкин. О писателе. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании.

27.09 - 01.10.

Вспомнить  основные сведения о Пушкине,  о прочитанных ранее произведениях. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и авторов.

10

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа романа, художественный вымысел. Теория литературы: исторический роман.

04.10 – 08.10.

Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Чит. 1-5 главы. Вопр. На стр.151

11

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: 1-5 главы.

04.10 – 08.10.

Формирование характера Гринева. Первая встреча с Пугачевым. «Старинные люди». Дуэль.

Чит. Главы 6-9. Вопр. 1-3 На стр. 152.

12

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Главы 6-9.

11.10 – 15.10.

Падение Белгородской крепости. Гибель коменданта. Отношение Гринева и Пугачева. Динамичность повествования.

Чит. Главы10-12.  Вопр. 4-6 На стр. 152

13

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Главы 10-12.

11.10 – 15.10.

Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белгородской крепости и в оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

Чит. Главы13-14. Вопр. На стр. 153. Задание по группам.

14

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Главы 13-14.

18.10 – 22.10.

Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой.

Составить план рассказа о Гриневе или Пугачеве.Подготовиться к сочинению

15

Р/Р Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (Подготовка).

18.10 – 22.10.

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование.

16

Р/Р Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (Написание).

25.10 - 29.10

Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование.

Чит. Стр. 159-169. Вопр. Стр. 169.

17

В/Ч А.С.Пушкин «Метель».

08.11. – 12.11.

Подготовить сообщение о писателе

М.Ю.Лермонтов

18

М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. Лирика. «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь».

08.11. – 12.11.

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина. Проанализировать стихотворения поэта.

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова

19

Выр/ч стихотворений.

М. Ю. Лермонтов. Лирика. "Завещание". Художественный образ в лирике.

15.11. – 19.11.

Анализ лирического произведения. Тема и идея художественного произведения.

Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя

20

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

Теория литературы: сюжет; фабула.

15.11. – 19.11.

История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла.

Вопр. Стр. 193

21

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Образ главного героя поэмы.

Теория литературы: лироэпическая поэма.

22.11. - 26.11.

Знакомство с анализом романтического героя. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Выучить наизусть отрывок  из поэмы

22

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Особенности композиции и конфликта поэмы.

Теория литературы: композиция и конфликт.

22.11. - 26.11.

Дать представление об образах-символах, закрепить знания о композиции и конфликте художественного  произведения.Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Написать сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». («Тема свободы в поэме  «Мцыри»)

Н.В.Гоголь

23

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор».

Теория литературы:  драма; комедия.

29.11. – 03.12.

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике. История создания комедии и ее первой постановки.

прочитать 1 и 2 действия комедии. Подготовить выр/ч по ролям

24

Н.В.Гоголь «Ревизор»: 1 и 2 действия.

29.11. – 03.12.

Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое хлестаковщина. Понятие о «миражной интриге».

прочитать 3 действие комедии. Подготовить выр/ч по ролям

25

Н.В.Гоголь «Ревизор»:3 действие.

06.12. – 10.12.

Семейство городничего.

прочитать 4действие комедии. Подготовить выр/ч по ролям

26

Н.В.Гоголь «Ревизор: 4 действие.

06.12. – 10.12.

Разоблачение пороков чиновничества; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

прочитать 5 действие комедии. Подготовить выр/ч по ролям. Дать письменную характеристику Хлестекова

27

Н.В.Гоголь «Ревизор: 5 действие

13.12. – 17.12.

 Хлестаковщина как общественное явление. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии

28

Основной конфликт комедии «Ревизор».Особенности развития сюжета.

13.12. – 17.12.

Работа с литературоведческими понятиями, отработка навыков определения основных этапов сюжета.

Найти в комедии основные этапы сюжета

29

Н.В.Гоголь  «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

20.12. – 24.12.

Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы».

Чит. Стр. 279 – 286. Вопр. Стр. 279

30

Тема и идея комедии Н.В.Гоголя  «Ревизор» .

20.12. – 24.12.

Правда жизни и художественный вымысел в комедии. Общественное и литературное значение комедии. Язык комедии. Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор».

Написать сочинение по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». (Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

И.С.Тургенев

31

Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася».

27.12. - 30.12

Знакомство учащихся с личностью И.С.Тургенева, с историей создания повести «Ася».

Чит. Стр. 289-326

32

И.С.Тургенев «Ася». Система образов в повести.

27.12. - 30.12

Гагин и господин Н.Н. Отработка навыка анализа литературного героя.

Устный рассказ о главной героине

33

Образ Аси в повести И.С.Тургенева.

10.01 – 14.01.

Поиски Асей собственного пути, обаяние героини и её готовность к самопожертвованию.

Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении

34

Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике.

10.01 – 14.01.

Знакомство учащихся с художественными особенностями повести, с различной интерпретацией повести в критике.

Творческая работа на тему: «Тема любви в творчестве Тургенева

Л.Н.Толстой

35

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. ". История создания рассказа.         

17.01. – 21.01.

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; история создания рассказа «После бала».

Чит. Стр. 333-342. Вопр. Стр.342

36

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

17.01. – 21.01.

Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Составить план рассказа «После бала»

37

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала».

Теория литературы: антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог.

24.01. – 28.01.

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел. Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Закончить таблицу: поведение полковника на балу и после бала

38

Р/Р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

24.01. – 28.01.

Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование. Тема: «Полковник на балу и после бала».

Чит.стр. 4 – 20. Вопр. Стр. 21.

Русская литература конца XIX – начала XX века

В.Г.Короленко

39

В.Г.Короленко - человек с большим и сильным сердцем. Очерк «Парадокс»

31.01. – 04.02.

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. Система образов и особенности композиции. Смысл и назначение человеческой жизни с точки зрения автора.

Чит.стр. 22, ответить на вопросы

40

В.Г Короленко. Поэтический мир Короленко. Миниатюра «Огоньки».

31.01. – 04.02.

Реалистичные метафоры и символы в миниатюре. Обобщающий смысл произведения.

Прочитать повесть  В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

41

В/Ч В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Творческое индивидуальное задание

М.Горький

42

М.Горький страницы биографии. «Челкаш»

07.02. – 11.02.

Герои и их судьбы. Образы вора-босяка и крестьянского парня. Представление героев о свободе. Психологизм М.Горького.

Чит.стр.27-54. Пр.стр. 54

43

М.Горький «Челкаш».

07.02. – 11.02.

Развитие образов Челкаша и Гаврилы. Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека.

Чит.стр. 56-60

44

М.Горький «Песня о Соколе».

Теория литературы: песня; сказка.

21.02. – 25.02.

«Песня о Соколе» как романтическое произведение. Дать первоначальные представления об особенностях формирования романтического восприятия  М.Горького.

Вопр.стр.62

45

М.Горький «Песня о Соколе» как притча о смысле жизни.

28.02. – 04.03.

Образы Сокола и Ужа. Авторская позиция. Пафос "Песни...".

Выучить отрывок из «Песни…»

46

Выр/ч отрывка.

М.Горький «Песня о Соколе».

Теория литературы: образ-символ.

28.02. – 04.03.

Выявление основных художественных особенностей «Песни о Соколе».

Чит.стр. 63-68.

47

В/Ч М.Горький «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».

07.03. - 11.03.

Подготовить сообщение о поэте.

Русская литература XX века

Н. А.Заболоцкий

48

Н. А.Заболоцкий. Лирика. «Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться!..», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц».

07.03. - 11.03.

Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Заболоцкого, помочь ученикам выявить тему и  идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.

Выучить наизусть одно из стихотворений  Н. А.Заболоцкого.

К. Г.Паустовский

49

Выр/ч стих. Н. А.Заболоцкого.

К. Г.Паустовский. Мастер слова. Рассказ "Телеграмма"

14.03. – 18.03.

Художественный мир очерков и рассказов. Образ Родины в произведениях Паустовского.

Прочитать рассказ «Телеграмма»

50

К. Г.Паустовский. Рассказ "Телеграмма"

14.03. – 18.03.

Характеры героев, их судьбы. Тема матери в литературе.

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа

А.Т.Твардовский

51

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

21.03. - 25.03.

Познакомить учащихся с фактами биографии А.Т.Твардовского, с творческим замыслом «Василия Теркина». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Сообщение о деятельности А.Твардовского в годы войны, прочитать поэму «Василий Теркин»

52

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы).

21.03. - 25.03.

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. «О награде». «О войне». «Теркин ранен».

Письменная характеристика главного героя поэмы

53

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы).

04.04. – 08.04.

«Гармонь». «Два солдата». «Кто стрелял?». «Смерть и воин».

Отобрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина

54

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы).

04.04. – 08.04.

«От автора». Современники о поэме Твардовского.

55

А.Т.Твардовский «Василий Теркин» - лироэпическая поэма.

11.04. – 15.04.

Обобщить полученные учащимися знания о Василии Теркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме.

Написать сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

В. М.Шукшин

56

В. М.Шукшин. О писателе. «Дядя Ермолай». «Солнце, старик и девушка».

11.04. – 15.04.

Познакомить учащихся с фактами биографии В. М.Шукшина.

Чит.стр. 132-141. Вопр.стр.141

57

В. М.Шукшин . Рассказ «Микроскоп».

18.04. – 22.04.

Особенности героев и рассказов В. М.Шукшина.

Н.М.Рубцов

58

Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества

18.04. – 22.04.

Дать основные представления  о личности Н.М.Рубцова, определить основные мотивы творчества поэта.

Выучить наизусть одно из стихотворений         Н.М.Рубцова.

59

Выр/ч стих. Н.М.Рубцова. Художественные особенности поэзии Н.М.Рубцова.

25.04. – 29.04.

Выявить художественные особенности поэзии Н Рубцова.

Сообщение об У.Шекспире

Зарубежная литература

У.Шекспир

60

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта».

25.04. – 29.04.

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, о писателе. Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Выучить понравившийся отрывок из трагедии

61

Выр/ч отрывка.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

02.05. – 06.05.

Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Сообщение о Сервантесе. Чит. Стр. 214-248

Сервантес

62

Сервантес. Слово о писателе. «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанческий».

02.05. – 06.05.

Дать основные представления  о личности Сервантеса.

Вопр.стр.248

63

Сервантес. «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанческий».

Теория литературы: роман; романный герой.

09.05. – 13.05.

Рассмотреть образ  Дон Кихота и   художественную  идею романа.

Подготовить сообщение о П.Мериме. Чит.стр. 250-252

П. Мериме

64

П. Мериме Слово о писателе. «Черногорцы».

09.05. – 13.05.

Чит.стр. 253-254

65

П. Мериме «Конь Фомы II».

16.05. - 20.05.

66

Художественная литература, ее особенности и значение.

16.05. - 20.05.

Урок обобщающего повторения. Произведение художественной литературы как художественное единство.

67

Роды и виды литературы. Итоговое повторение. Список книг для чтения летом.

23.05. – 27.05.

Основные средства эпического изображения. Художественная речь.

68

Резерв.

23.05. – 27.05.



Предварительный просмотр:

  1. Почитайте и озаглавьте текст.
  2. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в формулировке этих вопросов.
  1. Какое предание сохранилось в старинных индусских книгах?
  2. Где растет десмодиум?
  3. Как растение умеет изменять свой внешний вид?
  1. Составьте план текста. Старайтесь заменять глаголы именами существительными со значением действия.
  2. Опираясь на план, устно изложите текст.
  3. Лексическая работа.
  1. Определите время всех глаголов в тексте и сделайте вывод о его типе речи.
  2. Тип речи данного текста описание? Ответ обоснуйте.
  3. Подберите, если это возможно, синонимы к словам старинный, вертеть, фантастический, обнаружить, беспрестанный, медленный, быстрее, прохладный, останавливается, засыпает, аккуратно.
  1. Орфографическая работа. Объясните орфограммы в словах индусский растение, вертеть, до смерти, вымыслом, берега, интересный, тройные, маленькие, достигает, градусов, сравнительно, прохладный, складываются, изменяя.
  2. Синтаксическая работа.
  1. Определите грамматическую основу предпоследнего предложения.
  2. Определите вид первого предложения второго абзаца.
  1. Прочитайте текст еще раз и запишите его по памяти, сохраняя структуру предложений исходного текста. (Трунцева)

 В старинных индусских книгах сохранилось предание о растении, осуждённом вертеть своими листьями до самой смерти. Сначала растение это считалось фантастическим вымыслом, но в конце концов учёные его обнаружили.

      По низменным серым берегам Ганга растёт интересный кустарник из семейства мотыльковых, называемый десмодиум. Листья у этого растения тройные: средний – крупный, а два боковых – маленькие.

      Оказывается, листья десмодиума днём находятся в беспрестанном движении. Особенно это заметно, когда температура влажного воздуха достигает двадцати двух – двадцати пяти градусов. Тогда большой средний лист совершает сравнительно медленные движения вверх – вниз, а маленькие двигаются гораздо быстрее, описывая полукруги

      В прохладную погоду листочки останавливаются. С наступлением вечера десмодиум засыпает: листья его аккуратно складываются, совершенно изменяя внешний вид растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

Сжатое изложение

Предлагаю вашему вниманию презентацию по работе над сжатым изложением...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).

Данная технологическая карта  к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...

Тексты изложений и варианты сжатых изложений.

Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....